Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод истории политических и правовых учений.

Поиск

Государство, право и связанная с ними деятельность всегда были объектами пристального внимания и изучения. В результате сформировались целые отрасли научных знаний – политология, правоведение (юриспруденция), политическая экономия и ряд других наук и научных дисциплин.

Каждая из них представляет собой определенную совокупность теоретических взглядов, целых теорий и доктрин о государстве и праве, которые изложены в произведениях ученых и писателей публицистов, политических деятелей и юристов. Именно эти теоретические концепции, теории и доктрины принято называть политическими и правовыми учениями.

Происхождение политических и правовых учений связано с возникновением и развитием права и государства, которые насчитывают почти 6000-летний период.

В бесконечном множестве различных политико-правовых взглядов, теорий, концепций и доктрин особую важность имеют те из них, которые оказали наиболее сильное влияние как на развитие того или иного государства, его правовой системы, так и на другие государства, их право.

Многие из идей великих мыслителей глубокой древности и последующих исторических эпох (Платона, Аристотеля, Августина Аврелия, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Гегеля, К. Маркса, Вл. Соловьева и др.) легли в основу современных идейно-политических течений, научных школ. Большинство серьезных политико-правовых учений отражали потребности общественных движений, были порождены поиском идеальной модели государственного устройства.

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства.

История политических и правовых учений имеет в системе юридических наук специфическую особенность, т.к. является научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и юридического профилей. Данная особенность заключается в том, что в рамках этой юридической дисциплины исследуется и освещается история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве. Таким образом, предметом Истории политических и правовых учений являются, в основном, причины возникновения и основное содержание теоретических политико-правовых взглядов, концепций, идейно-политических и правовых течений, школ, их эволюция и влияние на развитие государства, права, политическую борьбу, общественную жизнь.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для эко­номического и политического управления всевозможными общест­венными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои ве­ления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом анало­гичны причинам, породившим государство. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональны­ми традициями, религиозными, философскими и идеологическими воззрениями, ис­торическими и социально-психологическими особенностями.

Учиты­вая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». Термин “Идеология” ввел в научный оборот французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси в начале XIX в. для обозначения учения об идеях, позволяющего установить твердые категориальные основы политики, этики, права и др. наук.

От теоретического политико-правового сознания отличается сознание массовое, обыденное, органически связанное с социальной психологией соответствующего класса или общественной группы. На обыденном (массовом) уровне государство и право оцениваются по их конкретным проявлениям, по текущей политике. Формой выражения этого уровня сознания являются политические и правовые взгляды, чувства, настроения, пожелания, требования, оценки, суждения. На теоретическом же уровне политико-правового сознания создаются учения, концепции, доктрины, выраженные как система идей о государстве и праве, их обобщенные оценки.

Поэтому в истории политических и правовых учений стали известны лишь те теоретические построения, которые выражали самосознание какой-либо значительной социальной группы. Закономерностью развития политико-правовой идеологии на её теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так же, как философия, по словам Гегеля, - это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина - это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.

Каждая большая эпоха общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида (соотношение государства и церкви, форма политического режима, проблема законности, права личности, социальные гарантии прав и свобод человека, политических партий и т.д.). Понятийно-категориальный аппарат политико-правовых учений разных эпох отражал современное им государство и право.

Однако предмет истории политических и правовых учений не совпадает с предметом истории государства и права. Суть дела в том, что политико-правовые доктрины не просто отражали современные им государстве и право, а выражали их оценку в связи с перспективой борьбы за преобразование или сохранение существующего государства и права.

Политико-правовая идеология - одна из наиболее действенных форм общественного сознания, имеющая непосредственное влияние на общественную практику. Политика всегда стремилась найти обоснование в философии или религии и оправдание в морали: поначалу политико-правовые теории вообще были частью этики, философии или религии.

Политико-правовая идеология, как и всякая идеология, развивается в связи с унаследованными от предшествующих эпох понятиями, представлениями. В истории политических и правовых учений существует преемственность - каждая из последующих доктрин, как правило, несет в себе представления и понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах, развивая их применительно к особенностям своего времени.

Политика, государство, право, законодательство являются, как известно, объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, политологии, социологии, этики и т.д.). Причем, каждой науке присущ свой специфический подход к этим общим объектам, своя специфика есть и у отдельных научных дисциплин в рамках юридической науки в целом.

При этом общем подходе в предметном поле ИППУ можно выделить два главных объекта изучения: государство и право.

В вопросах государства выделяются следующие аспекты:

- причины происхождения государства

- определение государства и его сущность

- назначение государства

- классификация форм государственного правления

- модель идеального государства

- образ идеального правителя

В общем и целом, авторы предлагали свою модель наилучшего государственного устройства.

В вопросах права всех мыслителей интересовала, прежде всего, проблема природы права, которую уже в античные времена связывали с природой человека. Из понятия о природе человека выводили само определение права и его сущность. Это главные аспекты содержания политико-правовых теорий.

В силу перечисленного ИППУ тесно связана не только с исторической и смежными юридическими науками, но и с философией и богословием, психологией и социологией, а также, несомненно, семиотикой и культурологией.

Междисциплинарный характер ИППУ выражает общую тенденцию современной науки, усиление процессов интеграции, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности права и государства. Ее новым предметом становится жизненный мир человека как сфера повседневной самопонятийности. Она является методологическим, гносеологическим и онтологическим основанием для правовой науки. Богословие имеет дело со становлением духовного мира личности, коммуникации человека со сверхъестественным миром. Социология изучает различные формы и способы взаимодействия людей. Психология как наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях психической жизни дает возможность познать специфику правовой деятельности человека и государства. Также она раскрывает связь сознания человека с бессознательным, своеобразным «скрытым текстом» сознания. Семиотика (наука о текстах) – наука о знаковых системах, которая рассматривает все явления культуры как знаковые системы, опосредствующие коммуникацию. Она помогает понять знаковую, текстуальную составляющую права, увидеть связь правового текста с человеком. Еще одна наука – культурология – исследует различные исторические типы культур как сложное общественное явление, как способ жизни человека, а также духовные ценности отдельных культурных эпох.

Помимо особого предмета исследования, историко-правовая наука отличается своей методологией. Понимая под методологией совокупность методов, подходов, применяемых в процессе изучения проблем данной научной дисциплины, следует указать на две основные группы методов: философские и специально-научные. Среди философских методов познания выделяют, прежде всего, с одной стороны – материалистический и диалектический, с другой – идеалистический и метафизический методы.

Материалистический метод требует исходить в процессе исследования из признания извечности, а не сотворенности мира, его существования независимо от человеческого сознания. Он обязывает исследователя оставаться на почве твердо установленных фактов. Государство и право при этом рассматриваются, как общественные реально существующие явления, возникновение, развитие и исчезновение которых связано со многими объективными и субъективными причинами, но отнюдь не с божественным провидением.

Идеалистический метод исходит из первичности не материального, а духовного, признает единственной реальностью или индивидуальное сознание, субъективные восприятия и ощущения, или духовное, идеальное начало, стоящее над всем сущим, в конечном счете, – Бога. Государство и право рассматриваются сторонниками этого метода, как некие идеальные субстанции, данные людям в ощущениях, или предопределенные Богом.

Диалектика, как научный метод, рассматривает все явления природы и общества в их движении, развитии, с разных сторон. Она ориентирует ученого на раскрытие противоречий, борьба которых лежит в основе этого развития, путей их разрешения, как при изучении различных теоретических проблем, включая учения о государстве и праве, так и в процессе исследования практических вопросов политики и права.

Метафизика является методом познания, который противоположен диалектике. Он отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, неизменной, умозрительной картины мира, природы и общества. Метафизический метод основан на абсолютизации и догматизации результатов познания, помимо изучения объективной реальности построением абстрактных, выходящих за рамки опыта (априорных) схем.

Основополагающее значение в изучении всех политико-правовых теорий, доктрин и течений имеют также принципы историзма и классового подхода. Метод историзма, один из самых трудных в использовании для воссоздания исторической действительности, предполагает учет исторического своеобразия рассматриваемой эпохи с позиций главенствующих в ней общекультурных ценностей. Применительно к ИППУ метод историзма обязывает интерпретировать государственно-правовую теорию «глазами» ее автора, передающего рациональную картину мира с позиций наблюдателя «изнутри», не искажая самого содержания. Принцип историзма неизбежно вытекает из диалектического метода. Он позволяет выявить в политических и правовых учениях как исторически преходящие, так и пребывающее, остающееся в современной теории и практике. Принцип историзма требует рассматривать теоретические взгляды отдельных ученых, их сторонников с учетом конкретных исторических условий, особенностей развития отдельных государств, регионов. Объективная оценка тех или иных воззрений, теорий возможна лишь при их сопоставлении с достигнутым к данному времени уровнем политико-правовых знаний и тем влиянием, которое они оказали на практическую государственную и правовую деятельность. Только строго исторический подход дает возможность представить саму историю как процесс развития, постановки и решения вопросов, которые до того не ставились, появления политических и правовых учений, качественно отличающихся от предшествующих им.

Объективно историческая оценка возможна лишь при сопоставлении политико-правовой доктрины с достигнутым ко времени её возникновения уровнем теоретических представлений о государстве и праве.

Принцип классового подхода требует за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фазами, теориями, идейными течениями, а так же заявлениями и обещаниями вскрывать интересы тех или иных классов (больших групп людей, играющих существенную роль в общественном производстве и распределении материальных благ). Прежде всего – экономические и политические интересы.

В настоящее время такой важный вопрос, как методология юридической науки, решается неоднозначно. В советской науке главенствовал формационный подход к исследованию политико-правовых явлений. Он предполагал признание зависимости государственно-правовой надстройки от экономического базиса, характерного для каждой из пяти известных общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической). При таком походе во главу угла поставляется способ производства материальных благ, который и определяет тип и форму государства и права. Экономические отношения становятся критерием исторического и правового анализа, а конечной целью государства объявляется повышение материального благосостояния народа.

Односторонность такого подхода очевидна, т.к. формационный метод учитывает лишь материальную составляющую жизни человека и общества. Создается впечатление, что смысл человеческой деятельности ограничивается процессом воспроизводства материальных благ. Чтобы избежать этой односторонности и представить человеческую жизнь в полноте ее выражения, необходимо учитывать и другую, не менее важную составляющую сторону бытия, а именно, духовную.

Духовная составляющая есть неотъемлемая, присущая только человеку, в отличие от остального живого мира, и главенствующая составляющая человеческой жизни. Она есть жизнь человеческого духа, сопричастного Духу Творца. Эта внутренняя жизненная энергия определяет главные жизненные ценности и конечные цели человеческого существования. То, что в конечном итоге формирует культурные традиции, обычаи, религиозные верования.

Поскольку все сферы человеческой деятельности в своей совокупности (экономика, политика и право, семья и образование, наука и искусство, нравственность и религия др.) определяют феномен культуры, уместно рассмотренный подход назвать культурологическим. Именно он позволяет учесть все стороны проявления человеческого бытия и материальную, и духовную, признавая главенство за последней. Культурологический подход предполагает исследование исторических событий, права и правовых идей и всей исторической реальности в целом с точки зрения ответа на вопрос, что есть истина (справедливость), каков духовно-нравственный идеал общества в конкретно-исторический момент, поскольку этот духовный идеал есть движущая сила истории. Сама история проявляет себя как процесс постижения людьми искомой истины, а политические и правовые учения как процесс поиска совершенного государственно-правового идеала.

Обратим внимание на обусловленность политико-правовых идей религиозно-мифологическим восприятием мира людьми той или иной исторической эпохи. В этом сходство всех идеологий любого времени, поскольку атеизм есть тоже идеология. Однако не только монотеизм отличает мировые религии от политеизма мифа. В рамках самих общепризнанных религий помимо сходства в «золотом правиле человечества», существуют такие различия, которые определили существенные различия в представлениях о наилучшем устройстве государства и понятии права. Эти религиозные разночтения формируют политику и правопонимание и в современном мире, вызывая мировоззренческие противоречия и политические конфликты на международной арене. Учет духовной составляющей при изучении жизни общества любой эпохи позволяет адекватно относиться к политико-правовому своеобразию государственных союзов, которые есть, прежде всего, союзы духовные.

Среди специально-научных методов изучения истории политических и правовых учений выделяют: формально-логический, системный, сравнительный и другие методы исследования.

Портретный метод предполагает описание культурно-исторической эпохи путем изучения биографии автора, предложившего государственно-правовую теорию. Интерес к истории идей и произведений органично связан и историей личности мыслителя. Изучение результатов творческой деятельности должно сопровождаться проникновением в творческую лабораторию, воссозданием стиля жизни и образа мышления. Биография, в конечном счете, есть способ познания другой индивидуальности и иных культур. Портретный метод рассматривает все события и черты характера мыслителя как дополнение к его учению.

Изучение истории политических и правовых учений имеет актуальное значение потому, что позволяет понять, как происходил процесс развития государства и права, закона и законности, общественного и государственного устройства, форм взаимоотношения личности и власти. А это в свою очередь является важным стимулом для дальнейшего развития и углубления современных научных представлений о политике, государстве, праве, законодательстве.

Задача любого изучающего Историю политических и правовых учений состоит в том, чтобы выбрать и применить те методы, подходы, способы и приемы, которые позволят получить адекватную картину политико-правовых взглядов эпохи.

Целью изучения истории политических и правовых учений является уяснение закономерностей познания человеческой мыслью сущности права и государства, эволюции политико-правовых учений.

Периодизация истории. Процесс формирования и развития политико-правовых учений раскрывается в хронологической последовательности, что позволяет выявить не только их специфику и новизну, но и характерные черты той эпохи, которую представляет данное учение. Это обстоятельство дает возможность обобщения с целью выявления специфических политико-правовых аспектов в каждую из известных исторических эпох: эпохи Древнего мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Каждая эпоха представлена своей географией и своими именами тех мыслителей, которые сумели выразить политико-правовые взгляды своего времени.

Хронологическое освещение позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобразие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, специфику политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой, место и роль в социально-классовой борьбе.

Такое хронологически последовательное рассмотрение материала сопровождается теоретическим, проблемно-категориальным освещением затрагиваемых политических и правовых учений, анализом их концептуального содержания, выяснением присущих им моментов преемственности и новизны, познавательской значимости, места в истории политических и правовых учений, аспектов их связи с современностью, роли в современной идеологической борьбе и т.д.

Курс истории политических и правовых учений состоит из трех частей. Первая часть курса изучает историю Древнего мира, который представлен Древней Грецией и Древним Римом, вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году. Вторая часть рассматривает наиболее значимые политико-правовые учения европейского средневековья (5-16 вв. н.э.), включая русскую политико-правовую мысль допетровской Руси. Третья часть курса посвящена основным направлениям политико-правовой мысли Нового времени (с 17 в. до ее современного состояния).

Курс включает те темы, изучение которых дает возможность получить представление об основных доктринах и направлениях политико-правовой идеологии, о закономерностях их развития и борьбы. При определении перечня тем учитывается необходимость максимально экономичного изложения тем, проблем, дат, имён. Освещенные в рамках учебного курса воззрения отдельных мыслителей, а также различных школ, течений и направлений отражают то наиболее главное, оригинальное и типичное, что характерно для различных периодов истории прогрессивного процесса развития политико-правовой мысли Европы.

 

 

Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ (ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА).

 

§1. Политические и правовые учения Древней Греции (IX - II вв. до н.э.).

§2. Политические и правовые учения Древнего Рима (II в. до н.э. – V в. н.э.).

 

§1. Политические и правовые учения Древней Греции (IX-II вв. до н.э.) .

История политико-правовой мысли Древней Греции, которой предшествовала крито-микенская цивилизация - самая яркая страница в истории мировой культуры, и по влиянию на последующее развитие, и на становление европейской философии, определенным аспектом которой являются учения в области политики, государства и права.

Древняя Греция стала родоначальницей демократии, философии, физики и изящных искусств. Особенные взгляды греков на жизнь и их неповторимый общественный строй складывались постепенно, из века в век, и связывались с тем, что Эллада никогда не знала деспотической власти царей. На скудных землях материковой Греции бессмысленно было создавать крупные царские хозяйства, основанные на труде тысяч подневольных людей, как это происходило в Египте и Междуречье. Государство не стало у греков сложным хозяйственным механизмом – напротив, оно сохранило все основные черты общинной организации, простой и основанной на равенстве ее членов. Полис оказался удачной формой совместной жизни людей, дающей им уверенность перед таинственными силами природы, вселявшей дух свободы, лишенной страха и унижения.

Политико-правовые взгляды можно уяснить лишь в контексте господствующего мировоззрения эпохи. Мир неведомых сил и богов, в котором жил человек, греки называли космосом и считали его разумным, управляемым законами, логосом. Их мысль постоянно была занята познанием этих закономерностей. В русле философского исследования космоса выстраивалась и политико-правовая мысль. Уже Пифагор назовет философами тех людей, которые посвящают себя поискам истины. На рубеже двух эпох – мифологического и классического периодов - зарождается философия как «любовь к мудрости», предполагающая умение мыслить понятиями, способность формировать теорию и прозревать суть вещей. В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли различают три периода.

Ранний период, или мифологический (IX - VI вв. до н.э.) связан с возникновением древнегреческой государственности. Из произведений известны «Илиада» и «Одиссея» Гомера о событиях 13 века до н.э., «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода; труды «семи мудрецов», один из которых в 6 веке Солон (Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Клеобул и Хилон). Учения Пифагора и пифагорейцев, а также Гераклита расцениваются как переходные к рационалистическому осмыслению проблем бытия, в том числе политического устройства. Пифагор и Гераклит формируют философский (рациональный подход к проблемам государства и права).

Классический период (V-первая половина IV вв. до н.э.) представляет собой расцвет древнегреческой философии и политико-правовой мысли. После победы Греции в Персидских войнах утверждается афинская демократия. С 443 года правит Перикл, высокообразованный человек, которого народное собрание 15 раз избирало первым стратегом.

Этот период известен именами материалиста Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.), с которым полемизируют софисты, отстаивая относительность знания. Несмотря на тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей», софисты уже различают «природу» и «закон», тем самым формируя истоки теории естественного права. Однако, классический период знаменит, прежде всего, именами древнегреческих мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля.

Третий - эллинистический период (вторая половина IV – II вв. до н.э.) – назван «осенью» всего древнегреческого мира. К концу 4 в. узость границ маленьких греческих городов-государств ощущалась все острее. Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Новая эпоха стирала границы, объединяла народы и культуры всего мира, чему способствовали завоевательные походы Александра Македонского (336 - 323гг. до н.э.). После его смерти монархия распалась на несколько областей. И хотя Греция пустела и постепенно превращалась в провинцию, однако оставалась культурным центром эллинизма - особой философии и художественной системы восприятия мира. В каждой стране подражали эталонам эллинской культуры, главными чертами которой стали «благородная простота и тихое величие» (И. Винкельман). Этот период представлен именами Эпикура (347 – 270 гг. до н.э.) и стоиков: ранние – Зенон-основатель, Клеанф, Хрисипп (3-2 вв. до н.э.), средние - Панетий, Посидоний (2-1 вв. до н.э.). Поздняя – римская стоя - представлена именами Сенеки, Эпиктета, императора Марка Аврелия, произведение которого «Наедине с собой», отражая тенденцию перехода от идей коллективизма к индивидуализму, от героики к самопожертвованию, завершает древнегреческую культуру.

 

 

Политико-правовая мысль Древней Греции раннего (мифологического) периода (IX-VI вв. до н.э.).

В первоначальный период своего развития воззрения древних греков на мир носят мифологический характер. Составной частью мифологического восприятия представляются политические и правовые взгляды. Миф служит ключом объяснения общественно-политических и правовых порядков, и в то же время источником общеобязательных правил поведения. Законодательство во всех сферах общения возводится к мифологическому первоначалу.

Согласно мифам Древней Греции бог богов Зевс - хозяин космоса (порядка). Он женится на Фемиде (термины «фемос, темос» — в гомеровскую эпоху обозначали обычное право). Одна из родившихся от этого брака дочь - Дике - обозначала справедливость. В Риме это слово переведут как право, правосудие, законодательство. Дике охраняла божественную справедливость и сообщала Зевсу о происходящем на земле. Если происходят войны, засуха и т. п., значит — нарушен порядок, некая мера, которую нужно восстановить. Если совершено преступление, то наказать, в чем виделось восстановление справедливости.

Позднее в философских основах Зевс переосмысливается как первоначало - архе (власть), т.е. рождается понятие власти. Власть, политика стоят в ряду первых философских терминов.

Становление теоретического мышления в Древней Греции шло в процессе переосмысления мифологического воззрения – образов олимпийских богов, и прежде всего, в политике и праве. Ранние мифологические представления сменялись философским подходом и рационалистическими трактовками.

Одновременно со становлением теоретического мышления, трансформацией образов олимпийских богов, происходило становление и самого полиса-государства.

Прежде всего, полис – это город-государство с окружающей его сельской местностью: Афины, Спарта, но не только город; с другой стороны, это гражданская община, некая общность, возникшая ради всеобщего блага, и потому может быть названа высшей. Только тот, кто приобщен к полису – в силу своего рождения – и есть полноправный гражданин, имеющий право участия в общественной жизни. Сам институт гражданства стал идейно-политической, духовной основой полиса. Полис являл собой гражданское единство перед миром варваров и рабов. Идея гражданского единства перерастет в более поздний период в коллективистскую идею, а свобода одного в силу гражданства в коллективистскую свободу.

Вопрос о размере полиса тоже нашел свое отражение в политических учениях: полис малочисленен. Позднее Геродот приведет данные о населении Афин. Из 400 тысяч человек после исключения 200 тысяч рабов, 130 тысяч женщин, детей и иностранцев остается миниатюрное политическое образование в 70 тысяч граждан. Этот факт следует учитывать при анализе идеальных государственных проектов античных мыслителей. Платон скажет в «Государстве»: «Государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестанет быть единым, но не более того».

Сама полисная жизнь служила моделью, образцом для формирования философского мышления. Политическое мышление греков не выходило за рамки полиса. Для политико-правовой мысли эпохи античной классики характерно то, что сама идея "полиса" ассоциировалась с порядком. Полис – это порядок, но не простой, а основанный на законе.

В VII — VI вв. до н.э. " мудрецы " (Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул, Хилон) пропагандировали значение справедливого закона в полисе. Наилучшим государственным устройством считалось такое, при котором граждане боятся закона так же, как тирана (Биант), и слушаются законов более, чем ораторов (Хилон).

Государство, по Солону (VI в. до н.э.), нуждается, прежде всего, в законном порядке, т. к. беззаконие и междоусобица — наибольшее зло. Закон определяется Солоном как сочетание права и силы. Идеал Солона – компромисс: знати и демоса, богатых и бедных, акцент на средние слои населения.

В свою очередь Пифагор (580-500 гг. до н.э.) и пифагорейцы, символизирующие переход к рационалистическим методам изучения природы, подходили к нравственным и политико-правовым явлениям, используя математические и числовые характеристики. Они ставили задачу очищения души для освобождения человека от круговорота перевоплощений. Одним из средств очищения считали занятия математикой, т. к. она нематериальна. Пифагорейцам стало казаться, что число — начало и сущность мира. Оно, внекачественное и бесстрастное, управляет Вселенной. И если заниматься математикой, можно познать законы вселенной. Боги и весь окружающий мир выражены у них символикой определенного соотношения чисел, что способствовало развитию математического подхода к миру и прогрессивному развитию точных наук. С помощью математических характеристик пифагорейцы описывали политико-правовые явления.

С позиций понятия "равенства" они пришли к пониманию права как равной меры при регулировании общественных отношений. Справедливость определяли как воздаяние равным за равное. Идеалом полиса провозглашали тот, в котором господствует справедливые законы: «После Бога более всего следует уважать родителей и законы» (Пифагор). Законы — это большая ценность, а законопослушание — высокая добродетель. Наихудшее зло – анархия (безвластие), т.к. по своей природе человек не может обойтись без начальства и воспитания.

Гераклит, известный своим изречением «все течет, все изменяется» замечает, что жизнь полиса должна следовать логосу, который есть вечный огонь, всеобщая закономерность, лежащая в основе всех событий мира. Мудрость заключается в понимании, что миром правит логос, и подчинение ему. Несовершенство человеческих представлений о справедливости является результатом непонимания людьми всеобщего логоса.

Божественные космические процессы и весь космос в целом дают человеку разумный масштаб и меру, без которых у людей не было бы самого представления о справедливости в человеческих отношениях. «Имени Правды они не знали бы, если бы этого не было». Мудрость доступна немногим, поэтому Гераклит отвергает демократию как мнение толпы, а отстаивает «правление разумной аристократии».

Источником человеческого закона является божественный логос (разум, природа), который “простирает свою власть насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх". Гераклит призывал народ сражаться за закон, как за свои стены: своеволие следует гасить скорее, чем пожар. Гераклит считал, что для принятия закона не обязательно всеобщее одобрение народом, главное в законе — его соответствие всеобщему логосу, в чем и состоит справедливость и правда.

Таким образом, до философов и юристов в древнегреческой традиции ставится вопрос о совпадении полисного закона и вечного закона. Софокл в "Антигоне" провозглашает: есть высший закон, вечный естественный закон, который выше закона государственной власти.

Во времена пифагорейцев и Гераклита (6—5 вв. до н.э.) на смену родовой аристократии приходят новые социальные силы (торговцы, демократические низы). Доступ в аристократическую касту стал зависеть от личных достоинств. Пифагорейцы и Гераклит обосновали новый критерий определения добродетели — не природный (по принципу рождения, крови), а духовный, интеллектуальный (знание и нравственные достоинства). Этот концептуальный переход существенным образом повлиял на следующий период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли, распространенным жанром которого становятся проекты идеального государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.013 с.)