ТОП 10:

Теория нормального правосознания И.А. Ильина.



Иван Александрович Ильин (1883-1954) относится к когорте ученых-правоведов рубежа ХIХ-ХХ вв., которые представляли влиятельное течение общественно-политической и юридической мысли, связанное с религиозно-философским подходом обоснования закономерностей исторического развития. Во всех трудах обширного наследия Ивана Александровича явно прослеживается культурологический подход при анализе государственно-правовых явлений.

Рассуждая о кризисе современной ему культуры, И.А.Ильин находит первопричину в «обособлении культуры от веры». Человек до эпохи Возрождения воспринимал религию как центр духовной жизни, как ее главный, а может быть и единственный источник. Европейская культура Нового времени утрачивает религиозный дух и смысл. Утрата этого дара созерцания религиозной истины приводит к культурному кризису. Все работы Ильина пронизаны этой методологической основой.

Уже сама тематика его научных исследований в области юриспруденции, а именно тема правосознания, подтверждает неотъемлемую взаимосвязь правовых исследований Ильина с проникновением в духовные смыслы бытия. Правосознание само по себе есть элемент человеческого сознания, лежащий в сфере человеческого духа, а это выводит исследователя на необходимость погружения в духовную материю, необходимость раскрытия закономерностей духовной жизни, поисков истины в духовной истории человечества. В этом подходе он продолжает традицию своего учителя – Павла Ивановича Новгородцева, а также общую атмосферу его времени, характеризующуюся обращенностью к философии идеализма.

Религиозное осмысление культуры, исторического процесса, научного знания, философии и права, государственной идеологии и т.п. – вот краеугольный камень философствований Ильина по любой тематике. Отсюда в основание русской идеи он полагает христианские добродетели, которые формируют, прежде всего, культуру духа. Мыслитель много рассуждает о необходимости для России духовного обновления и его средствах, среди которых называет любовь и государство.

О любви. Источником истинной религиозности у Ильина является любовь как форма духовности. Из любви родится вся культура духа. «Без любви русский человек есть неудавшееся существо». Ильин проводил различие между любовью инстинктивной и духовной; в основе последней полагал признание объективного идеала, стремление к совершенству. Отсюда и свобода, значимая для жизни человека, бывает внешняя и внутренняя. Свободен только тот человек, который способен созидать свой дух, удерживая в равновесии страсти и таланты, в конечном итоге владея собой. В противном случае возникает необходимость в предписаниях и принуждении. Внешняя свобода, в том числе свобода политическая, теряет смысл при отсутствии внутренней свободы. Она может оказать разрушительное воздействие, если не подкрепляется духовным осмыслением своего статуса в наиважнейших вопросах бытия человека – семья, государство, собственность. Насущной задачей обновления правосознания должно стать формирование способности оценить духовную свободу как предметную цель права и государства.

О государстве. Рассуждая о последствиях октябрьской революции 1917 г. с присущим ему небезразличием к судьбе отечества, Ильин констатирует: «нас нет». Этот вывод основывается у него с учетом понимания государства не только в узком смысле слова (единая верховная власть, территория, армия и суд, законы, права и обязанности граждан), но прежде всего, в духовном. В этом смысле государство прекращает существование в силу очевидной утраты духовного национального единства. Для Ильина главным признаком государства и критерием его жизнеспособности становится духовный признак. Он с болью передает картину времени: нет единого, великого народа, нет его воли, умолк его разум, нет сознания своего единства, извратилось национальное чувство. Для него характеристика народного сознания становится в один ряд с основными показателями жизнеспособности российского государства, сущностным признаком самого понятия государства. Понятие политической воли, привнесенное в науку Н. Макиавелли, приобретает у Ильина новое звучание.

Как впрочем, и одна из главных линий повествования Ш. Л. Монтескье «О духе законов», связывающая законодателя необходимостью учета не только материальных, но и духовных факторов в жизни народа. Для Ильина причины социальных трагедий лежат не столько в сфере материальной, сколько в сфере человеческого духа. Одним из немногих правоведов XIX – рубежа XX веков он определяет понятие государства как единство материальной и духовной составляющих, что совсем исчезнет из правовой мысли советского периода. «Государство есть организованное единение духовно солидарныхлюдей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотическою любовью и поддерживающих ее самоотверженной волею» («Родина и мы»). Поэтому «духовная солидарность есть подлинная и реальная основа государства». С этих позиций народ имеет не столько социальное и биологическое, сколько, прежде всего, духовное начало, которым определяется основная ценность бытия (культуры) этого народа. «Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом» («Путь духовного обновления»). Без чувства родины прекращает существование и государство. Ильин проповедует связку государственно-патриотического единения людей.

В речи на тему о патриотизме первым изъяном русского сознания Ильин называет отсутствие зрелого правового сознания, того, которое предполагает уважение к праву, признание его объективного значения, добровольное соблюдение норм, а не из страха и корысти. Для него правосознание есть душевно-духовное состояние, которое состоит в глубокой и тесной связи с религиозной жизнью индивида и народа и со всем присущим ему национальным характером и ритмом духовной жизни («Основные задачи правоведения в России»). Поэтому корни нормального правосознания «связаны с нравственной добродетелью и с религиозностью».

В своих рассуждениях мыслитель приходит к выводу: в основе правосознания, здоровой государственности и демократии лежит любовь к отечеству. Ильин провозглашает: «Видим Россию любовью и верою» («О России»). Это не только личная жизненная позиция Ильина, но и его научный методологический подход. Любить родину, поясняет он, значит любить дух народа, «духовность его национального характера и национальный характер его духа». Человек любит в своем отечестве то, за что любят в нем другие народы, что составляет источник величия и славы, т.е. духовные достижения. Это привлекает один народ к другому. В том-то и смысл переживаемых несчастий, выпадающих на долю любого народа – научно понять, духовно осмыслить и творчески преодолеть переживаемый кризис. Изгнанный за пределы Родины, Ильин взывает к соотечественникам беречь не только материальное достояние (железные дороги, леса и недра, храмы и музеи, памятники старины), но и богатство духовное – русскую душу, русскую веру, русский характер, русский уклад. Ильин призывает юридическую науку к просветительской деятельности на ниве воспитания нормального национального правосознания.

В вопросе о цели государства и права Ильин исходит опять-таки из понимания этих явлений в двух аспектах – не только в узко-юридическом, но и духовном. Поэтому содержание и цель государства у него образуют понятие родины, которое определяется как государство в его духовной сущности. Только духовное осмысление государства и права «вскрывает» их природу. Для этого наука должна отойти от поверхностных описаний внешних явлений, а осмысливать процесс исторического движения через аксиомы религиозного опыта.

О форме правления. Смену формы правления в феврале 1917 г. Ильин сначала оценивает как необходимое для России обновление. Он поддерживает Временное правительство. Дальнейшие события октября характеризует как «своекорыстное расхищение государства», видя в действиях большевиков хаос и очередное иго. «Толпа не лучше тирана». При этом политический крах 1917 г. он оценивает как начало духовного расцвета, залогом которого видит начатую народом борьбу с любым проявлением рабства и утверждение гражданской свободы. Ильин явный сторонник осуществления государством воспитательной функции: он заявляет поддержку любой государственной власти, воспитывающей в народе нормальное правосознание. В этом же видится им и патриотическое задание интеллигенции, которую он призывает к честности мысли и энергичности воли.

Актуальную для современного ему исторического момента времени проблему соотнесения монархии и республики Ильин рассматривает в специальной работе «О монархии и республике». Говоря о монархии, прежде всего, он проводит грань между ее содержанием в юридическом и нравственно-религиозном осмыслении. Монархия как правление одного известна со времен античности. Но осмысление монархического правления через призму религиозного сознания представляет монархию как одну из форм религиозного служения. В церковном таинстве венчания на трон монарх принимает на себя религиозную ответственность перед Богом за дела правления, а подданные осмысливают носителя власти как данность и призываются к уважению его. Отсюда религиозное сознание оценивает всякое сопротивление богоустановленной власти как протест против Бога. Собственно в этом главное отличие монарха, принимающего власть в церковном таинстве, от президента, получающего ее от народа по результатам выборов.

Ильин подчеркивает важную деталь – монархия требует монархического правосознания в народе. Без него она не может состояться, а если и существует, то придет в бессилие вплоть до падения. Для Ильина монархия ценна не сама по себе, как дань вековой традиции. Наряду с другими приверженцами монархии, к примеру, ярким представителем консерватизма К.П. Победоносцевым, главное ее достоинство он видел в воспитывающем действии монархического правления на правосознание, как самого монарха, так и народа. Незримая нить религиозного самосознания связывает правителя и подданых ответственностью совести, без чего юридические нормы теряют свое управляющее действие, а государственный корабль терпит крушение, особенно в кризисные моменты истории. Главная причина, по которой и К.П. Победоносцев, отвергая демократию, называл ее великой ложью нашего времени, заключается в том, что республиканская форма правления не подкрепляется духовно, не связывается с духом совести. Наоборот, задача обойти всех политических конкурентов в процессе предвыборной кампании неизбежно приводит к необходимости рекламировать себя, заявляя свои достоинства выше других, что с точки зрения духовной есть нравственное падение.

Рассуждения о государственной форме как «живой организации народа» приводят Ильина к выводу о том, что Россия приобрела способность к государственной устойчивости только благодаря выбору формы православной державы. Это потребовало колоссальной работы ума и чувств не одного поколения, а итогом труда стало обогащение народного правосознания нравственным содержанием, которое всегда религиозно.

Без религиозной искренности общение людей становится недоразумением. Для самого Ильина религия есть преданность Богу, живая связь человеческой души с Творцом. Поэтому историю европейской цивилизации он воспринимает как поиск истинной христианской культуры. Важно заметить, что Ильин различает культуру, как духовно-нравственное явление, и цивилизацию, как следствие материально-технического прогресса. В этом видится продолжение линии Н.Я. Данилевского, учение которого о культурно-исторических типах предполагает водораздел между этими явлениями по духовному основанию.

Понятие права. Право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление. Адекватная оценка права возможна лишь через призму духовных ценностей, т.е. таких, которые придают жизни высший, последний смысл. У Ильина это три основы, три закона духа: свобода, любовь, предметность (связанность человека с ценностями).

Природа права заключается в том, что оно творится сознательными, мыслящими существами («О сущности правосознания»). Сущность права проявляется в том, что оно есть необходимая форма бытия человечества. Право принимает форму объективного смысла для того, чтобы внести в общественную жизнь начало разумного, мирного и справедливого порядка. Являясь духовно-творческими существами, люди связаны общею основою существования. Внешняя жизнь человечества может иметь порядок только с помощью права, которое есть объективно значащие правила, утверждающие свободный и справедливый порядок существования.

Более того, Ильин говорит о духовном назначении права, которое заключается в том, чтобы жить в душах людей, «наполняя» своим содержанием их переживания, воздействуя на внешний образ жизни. Для того чтобы сознание человека могло признать право и совершить его духовное приятие – право должно быть обосновано. Обосновать право, разъясняет Ильин, значит показать, что оно практически необходимо на пути человека к осуществлению верховного блага. Задача права в том, чтобы создавать в душе человека мотивы для лучшего поведения. Значение права в том и состоит, что оно есть средство воспитания людей.

Только человеку, как духовному существу, дано искать и находить правое право, ибо только человеку открыта цель права и его живой источник. Отсюда – следующие рассуждения о соотношении естественного права и права положительного: «судьба естественного права в том, чтобы долго и тщетно ждать от людей самостоятельного и добровольного признания и постоянно получать форму положительного права». Критериями нормального правосознания выступают: духовное самоуправление, чувство собственного достоинства, уважение, доверие и справедливость.

Такой подход к правосознанию людей выводит мыслителя к проблемам государственной власти, которой вменяются обязанности по формированию нормального правосознания. Вскрывая объективную природу государства, Ильин вменяет ему высшее назначение. Высшая цель государства заключается в ограждении и организации духовной жизни людей, принадлежащих данному политическому союзу. С одной стороны, именно духовная солидарность есть подлинная и реальная основа государства, а государство по своей основной идее есть духовный союз людей. С другой стороны, сила государства как политического властвования предполагает авторитет, единство, правоту цели, организованность и исполнительность госаппарата. Сила власти не в мече, а в авторитетном влиянии ее волевого императива. Поэтому способ действия государственной власти – не только физический, но и духовный, поскольку воля государства связана с этическим содержанием. Все аксиомы власти Ильин заключает в одном тезисе: государственная власть соблюдает свою истинную духовную природу только тогда, если она верна своей цели, своим путям и средствам; она получает свое священное значение только из этой последней, духовной, нравственной и религиозной глубины.

«Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма. России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, христиански-православное по своему духу и творчески-содержательное по своей цели». Вся история человечества может быть рассмотрена как история правосознания, длинный ряд его побед и его поражений.

Обращенность теоретика права к проблемам религиозного опыта вполне объяснима важнейшим тезисом его методологического учения: «В основе всякого права, и правопорядка, и всякой достойной государственной формы лежит духовное начало человека». Поэтому «творить внешний порядок жизни право может только через внутреннюю упорядоченность души».

Следует заметить, что сам правовед далек от идеализации русского национального характера. Среди характерных особенностей его он отмечает не только положительные достоинства нации, но и слабые стороны русской души, проявленные с особой очевидностью в годы политических нестроений в ХХ веке. Видя в русском духе широту духовной свободы, Ильин обнаруживает отсутствие дисциплины, без которой возникает опасность безвластия и беззакония. Отсюда колебания между героизмом и слабохарактерностью, пока свобода и дисциплина не станут живым единством. Талант из ничего создать шедевр граничит у нас с беспечностью и пьянством. Поднявшись в лице сонма русских святых к вершинам божественной истины, мы в то же время потеряли грани добра и зла. Но Западу есть, чему поучиться у русского Востока, заявляет Ильин. Главное достоинство России в том, что она есть страна древней и самобытной духовной культуры, которая не исчерпывается культурой рассудочной. Это есть культура сердца, совести и чувства; это есть культура служения, самоотречения и жертвенности; это культура веры, храбрости и подвижничества. С глубочайшей верой в достоинство русского народа И. А. Ильин предвидит его духовный подъем после осмысления пережитого исторического опыта. Он верит, что потомки средоточие русской истории, ее нерв, найдут в русских алтарях, русских пророках и русских гениях.

 

Итоговые выводы:

Основными идеями эпохи Просвещения становятся идея верховенства

права как первоосновы общественного устройства (господство юридического мировоззрения), договорной теории происхождения государства, теории народного суверенитета.

Теория естественного права интерпретируется как право равенства свободных индивидов. Появляется либеральное политическое течение и соответствующее ему определение государства как органа защиты прав и свобод личности. Теория разделения властей видится необходимым средством против произвола и деспотии.

Методологической основой развития политико-правовой мысли в 19 веке период стал позитивизм. В условиях секуляризованной культуры этатистский подход получил дальнейшее развитие.

Как оппозиция этатизму в лоне того же позитивизма в середине 19 в. возникает социологический подход к праву. В большей степени социологический подход развивал проблему действия права в обществе, сводя его к системе правоотношений.

19 – й век отмечен обращением к истокам античности и появлением школы «возрожденного естественного права», которая исходила из признания идеи Божественной справедливости.

 

 

Развитие трех типов правопонимания (идеи естественного права, позитивизма и социологического) подготовило почву для их синтеза в рамках новых представлений в 20в. Это интегральное правопонимание отмечено различными интерпретациями предшествующих правовых идей.

 

 

Литература по теме:

 

Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юр.лит. 1988.

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб, Лань. 1998.

Американские просветители. Избранное. В 2 т. М., Мысль. 1969.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., прогресс. 1993.

Бабкин В.Д. Критика современных буржуазных учений о государстве и праве. Киев,

1978.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука. 1990.

Булгаков С.Н. История социальных учений в XIX в. М., 1913.

Булгаков С.Н. Буржуазная государственная идеология. М., 1982.

Бехназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М.,

Наука.1988.

Баскин Ю.Я. Кант. М., Юр.лит. 1984.

Бергбом К. Учение о государстве. СПб., 1882.

Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990.Власть и право: Из

истории русской правовой мысли. Л., Лениздат. 1990.

Верцман И. Жан-Жак Руссо. М., 1973.

Вольтер. Избранные произведения. М., Искусство. 1974.

Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX в. СПб., 1994.

Галанза П.Н. Учение И. Канта о государстве и праве. М., Госюриздат. 1960.

Гегель Ф. Политические произведения. М., Наука. 1978.

Гегель Ф. Философия права. М., Мысль. 1990.

Герцен А.И. Сочинения. В двух томах. М., Мысль. 1985.

Гоббс Т. Левиафан. Сочинение в двух томах. М., Мысль.1991.

Грацианский П.С. Общественно-политические взгляды русских просветителей 60-80

гг. XVIII в. М., ИГиП АН СССР. 1976.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008.

Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность: К 200-летию Декларации прав

человека и гражданина. М., Международ. Отношения. 1989.

Егоров С.А. Политическая юриспруденция в США. М., Наука.1989.

Екатерина II. Сочинения. М., Современник. 1990.

Зайченко А.Б. Теория просвещенного абсолютизма в произведениях Ф.Прокоповича.

М., ИГиП АН СССР. 1984.

Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй

половины XIX – начала XX в. Чичерин Б.Н. М., Искра. 1975.

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., МГУ. 1978.

Иванченко О.Ф. Первая идеология американской буржуазии. Казань, 1966.

Ильин И.А. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979.

Ильин И.А. Философия права // Ильин И.А. Сочинения. В 2 т. М., Прогресс.1992.

Ильин И.А. ПСС в 10-тт. «Русская книга». 1996-1999.

Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX – начало XX вв.). М.,

Наука. 1991.

Исаев И.А., Золотухина н.М. История политических и правовых учений России:

Учебник. М., Проспект.2003.

История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., Остожье.

1998.

История политических и правовых учений: учебное пособие/под ред. Н. В.

Михайловой, А. А. Опалевой, А. Ю. Олимпиева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 367с.

http://www.knigafund.ru

История политических и правовых учений: учебное пособие/под ред. В. П. Малахова,

Н. В. Михайловой.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-

471с.http://www.knigafund.ru

Иеринг Р. Борьба за право. М., Феникс.1991.

Кант И. Сочинения. В шести томах. М., Мысль. 1965.

Кант И. Трактаты и письма. М., Наука.1980.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства. СПб, СПбГУ. 1993.

Конституция Н. Муравьева // Дружинник Н.М. Избранные труды. Революционное

движение в России в XIX в. М., Наука.1985.

Кафенгауз Б.Б. И.Т. Посошков: жизнь и деятельность. М.,Юр.лит. 1951.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., МГУ.1989.

Ледях И.А. Теория правового государства. М., Наука. 1976.

Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 33.

Ленин В.И. О диктатуре пролетариата // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 39.

Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Ленин В.И. Полн.

собр. соч. 5-е изд. Т. 37.

Ленин В.И. О государстве // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 39.

Локк Дж. Избранные произведения. М.,Мысль. 1969.

Локк Дж. Два трактата о правлении. Сочинения. В 3 т. М., Мысль. 1988.

Луковская Д.И. Социологическое направление во французской теории права. Л., ЛГУ.

1972.

Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. учебное пособие/ М.Н.

Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Зерцало-М, 2009.-527с.
http://www.knigafund.ru

Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е

изд. Т.17.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс

Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.4.

Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879.

Монтескье М. Избранные произведения. М., Госполиитиздат.1955.

Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современности. М., ИГиП

АН СССР. 1974.

Нерсесянц В.С. Формирование политико-правового учения Гегеля. М., ИГиП АН

СССР. 1976.

Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. М.,Московское

книгоиздат. 1995.

Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. СПб., 1902.

Оуэн Р. Избранные сочинения. М., Л., Политиздат. 1951.О свободе: Антология

западноевропейской классической либеральной мысли Наука. 1995.

Павлова С.В. Культурологический подход в истории отечественной политико-

правовой мысли. Монография. СПб. 2013.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. СПб. 1909.

Политическая мысль Европы конца XIX – начала XX в. М., Мысль. 1987.

Политические учения. История и современность: марксизм и политическая мысль XIX

в. М. Наука. 1979.

Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. М.,

Правда.1990.

Петров А.А. Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева и

Кантемира. Иркутск, 1959.

Позарова И.С. Политические и правовые взгляды Лильберна. М., Юр. лит. 1960.

Политическая и правовая мысль Европы конца XIX – начала XX в. М., 1987.

Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

Поляков А.В. Постклассическое правоведение и идея коммуникации // Правоведение.

2006. №2.

Правовая мысль: Антология: учебное пособие/науч. ред.-сост. В. П. Малахов.- М.:

ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011.- 903с. http://www.knigafund.ruПрокопович

Ф. Соч. / Под ред. И.П. Еремина.М., Л.. 1961.

Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. М., ИГиП

АН СССР. 1990.

Пронякин Д.И. Основные доктрины классического анархизма. СПб, СПбГУ. 1995.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1973.Русская

политическая и правовая мысль XI – XIX вв. М., 1987.

Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология.

«Алетейя». СПб, 1997.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., Наука.1969.

Симеон Полоцкий. Избранные произведения. СПб, Наука. 2004.«Русская правда»

П.И. Пестеля // Восстание декабристов. Документы. М., Госполитиздат.1958.

Сен-Симон А. Избранные сочинения. М., Л., АН СССР. 1948.

Соловьев В.С. Собрание сочинений в 20-ти томах. М., Наука.2001.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

Сатышев В.Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазной революции

XVII в. М., ВЮЗИ. 1986. Современная политико-правовая идеология. К критике

учений о праве. М., Наука. 1971.

Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., Наука. 1973.

Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.

Тихомиров, Ю.А. Государство: монография/Ю.А. Тихомиров. – М.: Норма, 2013. –

320с.

Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. М., Наука.1977.

Томсинов В.А. Российские правоведы ХУШ – ХХ вв. М., Зерцало. 2007.

Токвиль А. О демократии в Америке. М., Прогресс. 1992.

Уинстенли Д. Избранные памфлеты. М., ИГиП АН СССР. 1950.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., Наука. 1983.

Фурье Ш. Избранные сочинения. М. – Л., Политиздат. 1951.

Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., Прогресс.1993.

Чернышевский Н.Г. Избранные философские произведения. М., Политиздат.

1950.

Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб, Наука. 2002.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М. Наука. 1988.

Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб, СПбГУ. 1998.

Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908.

Шарапова Т.А. История правовых и политических учений: конспект лекций/ Т. А.

Шарапова. - М.: Приор-издат, 2010.- 234с. http://www.knigafund.ru

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс

К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21. Госполитиздат. 1986.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Каждая из рассмотренных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

В заключение хотелось бы отметить следующее: знакомство с разными подходами к праву обнаруживает много ценного и приемлемого в каждом из них. Существование множества определений права свидетельствует о разнообразии и богатстве государственно-правовой мысли, о разнообразии знаний о праве, накопленных исследователями в ходе исторического развития человечества.

Через споры о том, что есть право, решаются многие практические вопросы: основания права, источники права, пределы правового воздействия, разрешение противоречий в праве.

 

При подготовке данного учебника использованы материалы учебной литературы:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений: учебник для магистров. М.: Изд-во Юрайт, 2013.-411с.- Серия: Магистр.

2.Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Учебник. Хрестоматия. М., Норма: ИНФРА-М, 2013.-432 с.

3.История политических и правовых учений. Учебник для вузов / под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М., Норма. 2003.

4.История политических и правовых учений: учебное пособие/под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-471с. http://www.knigafund.ru

5.Мачин, И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие/ И.Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2011. - 413с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Графский В.Г. История политических и правовых учений. Учебник. М., Проспект. 2005.

2.История государственно-правовых учений. Учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. М., Норма. 2006.

3.История политических и правовых учений: учебное пособие/под ред. Н. В. Михайловой, А. А. Опалевой, А. Ю. Олимпиева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 367с.http://www.knigafund.ru

4.Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. Учебник. СПб, СПбГУ.2007.

6.Правовая мысль: Антология: учебное пособие/науч. ред.-сост. В. П. Малахов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011.- 903с. http://www.knigafund.ru

7.Рассолов М.М. История политических и правовых учений: учебник/ М.М.Рассолов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 431с. http://www/knigafund.ru

8.Шарапова Т.А. История правовых и политических учений: конспект лекций/ Т. А. Шарапова .- М.: Приор-издат, 2010.- 234с. http://www.knigafund.ru

Суслин Эдуард Васильевич,

доктор юридических наук, профессор,

Почетный работник высшего профессионального образования

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.042 с.)