Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.2. Общая теория праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Задания для самостоятельной работы 1. Подготовьте развёрнутый план сообщения о соотношении права и морали, в котором раскройте: - общее между правом и моралью - различие права и морали - аспекты взаимодействия права и морали - специфику воздействия на поведение индивида моральных норм (в отличие от права) 2. Заполните таблицу «Виды правосознания»
3. Составьте библиографию по теме «Место и роль права в системе регулирования общественных отношений». 4. Охарактеризуйте место и роль законов в системе нормативных актов по схеме:
5. Заполните таблицу «Типы правопонимания»
6. Охарактеризуйте содержательные элементы правовой культуры. 7. Составьте схему законодательного процесса в Федеральном Собрании России в случае: - принятия федерального закона; - принятия федерального конституционного закона. Как она изменится при условии: - вето Совета Федерации в отношении принятого Государственной Думой закона? - вето Президента в отношении принятого Федеральным Собранием закона?
II. План семинарского занятия (Форма обучения: очная и заочная)
1. Происхождение и сущность права. Типология права. 2. Система права и система законодательства. 3. Правотворчество и законодательная техника. 4. Механизм правового регулирования. 5. Правосознание и правовая культура. 6. Правовой нигилизм и правовой идеализм. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Рассматривая первый вопрос темы, необходимо учесть, что право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение (А.В.Малько). Плюрализм мнений, касающихся понятия права, обусловлен различным правопониманием. Для рассмотрения в общем виде концепций правопонимания студенты могут обратиться к работам С.А.Комарова, А.В.Малько, А.А.Двигалевой, С.С.Алексеева, Р.А.Ромашова. Необходимо понять, что рассматривая сущность права, важно учитывать как формальную, так и содержательную её стороны. Вместе с тем, сущность права многоаспектна и должна рассматриваться, исходя из исторических условий развития. При рассмотрении второго вопроса студентам следует уяснить, что если правовая система суть внутренняя структура права, то система права включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию (А.В.Малько). Вместе с тем система законодательства представляет собой упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. В федеративном государстве, каким является Россия, разновидностью иерархической структуры системы законодательства является т.н. «федеративная структура законодательства», то есть сосуществуют федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. В третьем вопросе, прежде всего, студентам необходимо уяснить соотношение понятий «правотворчество» и «законотворчество». Субъектами правотворчества могут выступать, помимо государственных органов, и негосударственные структуры, наделённые соответствующими полномочиями. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование (промульгация). Будучи единым, по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, закон в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные законы делятся на кодификационные и текущие. В России различают также законы федеральные и законы субъектов федерации (следует обратить внимание на иерархию нормативного материала с учётом российской специфики). Особую категорию составляют чрезвычайные законы. Студенты должны чётко представлять, что закон является основным источником права в Российской Федерации. При рассмотрении четвёртого вопроса обратите внимание на то факт, что правовое регулирование осуществляется с определёнными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правопорядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития общества. Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование, которое осуществляется при помощи особой системы правовых средств, как раз и образующих в совокупности механизм правового регулирования. При рассмотрении пятого вопроса важным является понимание того факта, что правовая культура представляет собой разновидность культуры в целом и тесно примыкает к понятию правосознания. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право (или его реализацию), а комплекс представлений общества о праве, его реализации, деятельности государственных органов и должностных лиц. Необходимо понять и уяснить, что правовая культура предписывает личности принципы правового поведения, диктует обществу систему правовых ценностей, предполагает некий уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности (В.В.Лазарев). Говоря об элементах правовой культуры, следует рассматривать таковыми компоненты правовой действительности в свете определённых эталонов поведения (В.П.Сальников). Можно рассматривать правовую культуру в узком (совокупность материализованных идей, представлений как внутренней потребности поведения личности в правовой сфере, основанная на правосознании) и широком (представления людей о праве, его реализации) смысле. При рассмотрении последнего вопроса, студенты должны понимать, что правовой нигилизм – отрицание или недооценка ценности права как такового. В практическом аспекте он проявляется в игнорировании в поведении человека правовых норм, в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям. Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.
IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1. Мархгейм М.В. Правоведение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. 2. Правоведение: Учебник для студентов вузов неюридического профиля. / Под ред. академика О.Е.Кутафина – М.: Проспект, 2009. 3. Правоведение: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.И.Пугинского – М.: Юрайт, 2011. Дополнительная литература 1. Абдулаев М.И.Теория государства и права. М., 2010. 2. Алексеев С.С. Государство и право. Учебное пособие. М.: Проспект, 2009. 3. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994, ч. 1. 4. Зивс С.Л. Источники права. М.,1981. 5. Зиновьев А.В. Конституционное право России. М.: Юридический центр, 2010. 6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.,1999. 7. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право/ Государство и право, 2000, № 3. 8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М., 2003. 9. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1914. 10. Лейст О.Э. Три концепции права / Государство и право, 1991, № 3. 11. Лукашева А.Е. Права человека: Учебник. 2-е изд., перераб. М.: Инфра-М, 2010. 12. Лукьянова Е.А. Закон о законах / Законодательство, 1999, № 11. 13. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации. Основные социологические и правовые характеристики. М., 2000. 14. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. М.: Кнорус, 2010. 15. Нерсесянц В.С. Право и закон. М.,1983. 16. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. 17. Перевалов В.Д. Правоведение: 21 шаг к правовой культуре: учебник (ГРИФ). М.: Инфра-М, 2010. 18. Правоведение / Под ред. Рукавишниковой И.В., Напалковой И.Г. М.: Норма, 2010. 19. Теория государства и права. Курс лекций (ГРИФ). Владивосток, 2009. 20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 2-е изд., т.21. 21. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Сформулируйте понятие права. 2. Охарактеризуйте основные теории происхождения права. 3. Раскройте понятие сущности права. Сформулируйте основные подходы к сущности права. 4. Определите понятие правотворчества. 5. Каково соотношение правотворчества и законотворчества? 6. Дайте определение источника права. Что такое «форма права»? 7. Каковы источники права в Российской Федерации? 8. Как соотносятся понятия «культура» и «правовая культура»? 9. Каковы признаки правовой культуры общества? 10. Какие элементы правовой культуры личности можете назвать?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.008 с.) |