Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.2. Федеративное устройство Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Задания для самостоятельной работы 1. Заполните таблицу, воспользовавшись Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 № 849 (в действующей ред.).
Какие основания положены, на Ваш взгляд, в структуру деления Федеральных округов? 2. Заполните таблицу
3. Выявите и проанализируйте противоречия Конституции любой национальной республики в составе России и Конституции Российской Федерации (если таковые имеются). 4. Проанализируйте порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания. Насколько демократичен такой порядок? Как он отвечает реалиям современной России? Как формируются «верхние» палаты парламентов в других федеративных государствах? 5. Президент некоей республики в составе России запретил своим указом вывоз товаров, произведённых в республике за её территорию впредь до особого распоряжения. Может ли и по каким основаниям Президент России отменить данный Указ президента республики в составе России? Какими способами воздействия обладает центральная власть на органы государственной власти субъекта федерации в случае принятия ими нормативных установлений, входящих в противоречие с федеральным законодательством? 6. Как развивались федеративные отношения в советский период? II. План семинарского занятия (Форма обучения: очная и заочная)
1. Становление и развитие Российской федерации. 2. Виды и статус субъектов федерации. 3. Проблемы регулирования предметов ведения РФ и её субъектов. 4. Тенденции современного федерализма. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию При изучении темы основополагающими правовыми актами являются Конституция РФ, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративный договор, а также ряд федеральных законов. Студенты должны чётко представлять виды федераций (конституционные и договорные), уметь отличать федерацию от унитарных государств и конфедераций, иметь представление об основных моделях федерации (см., например: Э.В.Тадевосян «О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций», Л.М.Карапетян «К вопросу о «моделях» федерализма», Н.М.Добрынин «Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации»). При изучении первого вопроса темы нужно раскрыть исторические этапы развития российского федерализма в XX в., проанализировать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, Конституции РСФСР 1918, 1925, 1978 и действующую Конституцию РФ. Рекомендуется воспользоваться работами Р.Г.Абдулатипова, Л.Ф.Болтенковой, М.В.Глигич-Золотарёвой, И.В.Левакина, В.А.Черепанова, Ю.Ф.Ярова. Важно раскрыть общую характеристику современного российского федерализма, специфику государственно-территориального устройства, структуру федерального государства (с точки национально – территориального или комплексного подхода), основания классификации федерации, а главное, особенности российского федерализма. В этих вопросах можно обратиться к работам С.А.Авакьяна «Конституция России: природа, эволюция, современность», М.В.Баглая «Конституционное право Российской Федерации», текстам Федеративного договора и ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта РФ». При изучении второго вопроса студенту нужно осознать сложность и многообразие системы федеральных отношений. При исследовании данного вопроса необходимо помнить, что определяющим элементом любой федерации являются субъекты и их отношения друг с другом и с федеральным центром. Поэтому-то так важно определить статус и полномочия конкретных субъектов РФ, выявить противоречия в них, раскрыть понятие государственной территории, её состава и объектов, на которые Россия осуществляет свою юрисдикцию. Необходимо вернуться к теории суверенитета, охарактеризовать государственные органы власти и символы РФ как единого государства и экономического пространства. Интересны в этом плане монография Д.Тэпса «Концептуальные основы федерализма», статья М.И.Дегтярёвой «Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом» (Полис, 2000. №3.), работа И.Д.Левина «Суверенитет», В.С.Шевцова «Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии)», Ю.А.Тихомирова «Теория компетенции», Н.В.Варламовой «Современный российский федерализм: конституционная модель и политико-правовая динамика», Б.С.Эбзеева «Российский федерализм и единство конституционного пространства». Обязательно следует изучить работу А.А.Галкина, П.А.Федосова, С.Д.Валентея, В.Д.Соловея «Федерализм и публичная сфера в России» (Полис, 2001. №4). Важно охарактеризовать законодательное регулирование правового статуса субъектов. Также следует раскрыть особенности правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономных областей как субъектов РФ, определить статус столицы государства – города Москвы. Для этого рекомендуется воспользоваться статьями 4, 5, 71, 72, 73, 77, 78, гл. 3, Конституции РФ, Законом РФ от 15 апреля 1993 года «О статусе столицы Российской Федерации», ФЗ от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии»; Федеральными конституционными законами от 25 декабря 2000 года «О государственном флаге Российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации». Можно использовать в процессе подготовки к занятию работы И.А. Умновой «Конституционные основы современного российского федерализма», «Государственное право РФ» / Под.ред. О.Е. Кутафина, «Субъект РФ. Правовое понимание и полномочия», В.Е.Чиркина «Предметы ведения Федерации и её субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность», С.М.Шахрая «Роль договорных процессов в укреплении и развитии Российского федерализма» и другие. При изучении четвёртого вопроса «Тенденции современного федерализма» рекомендуется обратить внимание на историю становления и развития федерализма в РФ, на развитие современного российского федерализма и на перспективы его дальнейшего формирования. В этом поможет комментарий к Конституции РФ /Под общ. Ред. Ю.В. Кудрявцева, работы В.Н.Синюкова «Российская правовая система: введение в общую теорию», А.А.Жученко «Соотношение конституций республик в составе РФ с Конституцией России: проблемы теории и практики». Говоря о современных тенденциях развития федерации в России, важно глубоко подойти к вопросу определения процессов развития законотворчества в субъектах, проблеме соотношения законодательных систем Федерации и её субъектов (В.В.Оксамытный). Известно, что конституция предоставляет регионам право собственного правотворчества, однако это подразумевает, помимо прочего, соблюдение общепризнанных стандартов законотворчества и правоприменения на местах. Здесь нельзя обойти вниманием вопрос о контроле Федерации за собственным правотворчеством субъектов во имя сохранения целостности правового пространства. В связи с этим интересными представляются рассуждения об институте федерального вмешательства, перспективах становления «контрольной ветви власти» в России (Н.И.Барциц, С.А.Денисов, А.Домрин, А.А.Ливеровский, В.П.Мельников, А.М.Тарасов).
IV. Рекомендуемые источники Нормативно-правовые документы 1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря. 3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. №42. Ст. 5005. 4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. №35. Ст.3506. 5. Федеральный закон от 24 июня 1999 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 30 июня. 6. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета. 2000. 16 мая. 7. Федеративный договор от 31 марта 1992 года. Основная литература 1. Мархгейм М.В. Правоведение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. 2. Правоведение: Учебник для студентов вузов неюридического профиля. / Под ред. академика О.Е.Кутафина – М.: Проспект, 2009. 3. Правоведение: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.И.Пугинского – М.: Юрайт, 2011. Дополнительная литература 1. Асимметричность Федерации / Под ред. А.А. Захарова. М., 2000. 2. Барциц Н.И. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. 3. Варламова Н.В. Современный российский федерализм: конституционная динамика. М., 2001. 4. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002. 5. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001. 6. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва-Новосибирск, 2002. 7. Лебедев В.А. Современная система органов законодательной исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Челябинск, 2000. 8. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М., 2000. 9. Старовойтов А.А. Проблемы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации СЗФО. СПб., 2002. 10. Федерализм. Теория и история развития (сравнительно-правовой анализ) / Отв.ред. М.Н.Марченко. М., 2000. 11. Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. №5. 12. Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти // Журнал российского права. 2002. №1. 13. Захаров А.А. «Исполнительный федерализм» в современной России // Полис. 2001. №4. 14. Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. №9. 15. Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и её субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. №5. 16. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. №5.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каковы предпосылки зарождения федерализма в России? 2. Что понимается под принципом равноправия субъектов Российской Федерации? 3. Дайте общую характеристику современного российского федерализма. 4. Определите предметы современного ведения Российской Федерации и её субъектов. 5. Каков правовой статус субъектов Российской Федерации? Каковы особенности правового статуса республик? 6. Каков правовой статус краёв, областей, городов федерального значения? 7. Что понимается под территорией Российской Федерации, и её составом? 8. Каков статус столицы России? 9. Что принято понимать под государственными символами России? 10. Определите место административно - территориального устройства в территориальной организации России. Что такое закрытые административно-территориальные образования? 11. Что такое автономия и характерна ли она для современной России? В чем особенности таких субъектов Российской Федерации, как автономный округ, автономная область? 12. Определите понятия «акцессия» и «сецессия». Предусматривает ли конституционная модель Российской Федерации право на сецессию?
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.011 с.) |