Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Система органов государственной власти России

Поиск

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу

Органы законодательной власти, их компетенция Органы исполнительной власти, их компетенция Органы судебной власти, их компетенция
     

2. Составьте таблицу соотношения компетенции палат Федерального Собрания и Президента Российской Федерации.

3. Опираясь на конституционные и законодательные нормы, определите, какое лицо в Российской Федерации обладает такими элементами правового статуса, как независимость, несменяемость и неприкосновенность.

Ответ обоснуйте ссылками на нормативные акты.

- Президент Российской Федерации;

- Депутат Государственной Думы;

- Судья Верховного Суда Российской Федерации;

- Судья Конституционного Суда Российской Федерации;

- Губернатор Петербурга.

4. Общество потребителей России внесло в Госдуму законопроект о снижении размера подоходного налога с физических лиц и упрощении процедуры взимания данного налога.

Должна ли Госдума принять и рассмотреть законопроект, и если да, то на каких условиях?

5. Найдите и обоснуйте несоответствие текста законодательству.

«Орган, назначающий выборы Президента Российской Федерации – Государственная Дума. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до голосования. День голосования – любое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента Российской Федерации. Решение о назначении выборов публикуется в СМИ не позднее чем 10 дней со дня его принятия.

Конституционный Суд в предусмотренных законом случаях может назначить досрочные выборы. День голосования в этом случае – любое воскресенье перед днём, когда истекают 2 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом России».

6. Какие вопросы относятся к:

- исключительному ведению Российской Федерации;

- совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- ведению субъектов Российской Федерации?

Ответьте на вопрос, составив таблицу.

Каков механизм реализации ст.ст. 71,72 Конституции Российской Федерации?

7. Чем отличается статус президента от статуса исполняющего обязанности президента России?

 

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

 

1. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти.

2. Разделение властей.

3. Президент России: порядок избрания, конституционный статус, акты.

4. Федеральное собрание. Законодательный процесс.

5. Система исполнительной власти России.

6. Судебная система Российской Федерации.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

 

Первоначальным источником для изучения данной темы является Конституция Российской Федерации, можно воспользоваться любым академическим комментарием к Конституции России.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть принципы организации деятельности органов государственной власти: суверенность государственной власти, единство системы, разделение властей, выборность, разграничение предметов ведения, и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, гласность. Также систему и виды организации органов власти, их конституционно-правовые особенности, и критерии классификации.

Следует воспользоваться ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.; исторический обзор источниковой базы невозможно провести без анализа Указа Президента Российской Федерации «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» от 22 дек. 1993 г.. Обширный материал для обсуждения могут дать ежегодные Послания Президента Федеральному Собранию.

Серьёзным подспорьем в освещении вопросов темы может стать работа «Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации» / Под общ. ред. В.П. Новоселова. а также классические учебники по конституционному праву М.В.Баглая, О.Е.Кутафина.

Второй вопрос «Разделение властей» пронизывает данную тему целиком, студенту необходимо знать и уметь разграничить три ветви власти – законодательную, исполнительную, и судебную. Особое внимание нужно уделить взаимосвязи данных ветвей посредством анализа собственно текста Конституции Российской Федерации (ст. 10, 11), комментариев к Конституции Российской Федерации.

В третьем вопросе студент должен исследовать особенности института Президентства в Российской Федерации, т.е. раскрыть понятие главы государства и его место в системе государственных органов, конституционно-правовой статус, порядок его избрания. Необходимо сосредоточить свое внимание на полномочиях Президента Российской Федерации в законодательной, исполнительной, судебной сферах; на его чрезвычайных прерогативах и на порядке прекращения своих обязанностей. Рекомендуется воспользоваться статьями 4, 11, 90, 104, 107, 109, 111, 112, 115, 116, 117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации; Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Федеральное собрание Российской Федерации (четвертый вопрос темы), необходимо рассматривать как высший законодательный и представительный орган власти в России, обозначить место парламента в системе общероссийских органов, его классические функции, структуру и взаимосвязь с Президентом Российской Федерации.

Раскрыть порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы нужно, воспользовавшись ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания», ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Следует особое внимание уделить проблеме соотношения свободного и императивного мандатов депутата; проблеме обеспечения гарантий депутатской деятельности (иммунитет, индемнитет).

Что же касается законодательного процесса Российской Федерации, то следует уяснить, что в этом – главное направление деятельности парламента (ст.105 Конституции Российской Федерации). При его анализе нужно не только уметь назвать все стадии процесса, но и полно раскрыть их содержание, приводя соответствующие примеры. В этих вопросах помогут разобраться Регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе.

При изучении пятого вопроса темы нужно дать общую характеристику роли исполнительной власти. Раскрыть понятие, правовой статус и структуру Правительства Российской Федерации, порядок его формирования и регламент заседания, конституционные полномочия, особенности и процедуру его деятельности. Следует раскрыть систему федеральных органов исполнительной власти.

Основным нормативным источником данного вопроса является ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Также можно воспользоваться ФЗ «О государственной службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г. (в действ.ред.).

Шестой вопрос данной темы посвящен судебной системе Российской Федерации. В этом вопросе необходимо изучить структуру судебной системы, полномочия Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и других судов Российской Федерации. Для этого рекомендуется воспользоваться Арбитражно-процессуальным кодексом; Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральным конституционным законом от 24 июня 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»; Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; Законом Российской Федерации от 26 июля 1992 г. «О статусе судей»; Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»; судебной практикой и рядом других нормативных источников, регулирующих систему Судов Российской Федерации.

При изучении данной темы также важно вспомнить о второй форме осуществления публичной власти – местном самоуправлении. Раскрыть понятие и систему органов местного самоуправления, и соотношение их с органами государственной власти рекомендуется с помощью Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Можно обратиться также непосредственно к актам самих органов МСУ.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 4 марта.

4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 19.06.04) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст.3506.

7. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

8. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 12 мая.

9. Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20.05.04) // Российская газета. 2004. 12 марта.

10. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета. 2000. 16 мая.

Основная литература

1. Мархгейм М.В. Правоведение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Правоведение: Учебник для студентов вузов неюридического профиля. / Под ред. академика О.Е.Кутафина – М.: Проспект, 2009.

3. Правоведение: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.И.Пугинского – М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х томах. М., 2010. Т.1, Т.2.

2. Алексеев С.С. Государство и право. Учебное пособие. М.: Проспект, 2011.

3. Белоновский В.Н. Избирательное право России. Учебник. М.: Юнити, 2010.

4. Безруков А.В и др. Конституционное право России. М. 2008.

5. Головин А.Г. Избирательное право России. М: Норма, 2009.

6. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М.: КиноРус, 2009.

7. Енгибараян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М.: Норма-Инфра, 2010.

8. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М. 2002.

9. Кайнов В.И. Институт президентства. СПб. 1997.

10. Комкова Г.Н. Конституционное право России. М. 2011.

11. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва-Новосибирск, 2002.

12. Лукашева А.Е. Права человека: Учебник. 2-е изд., перераб. М.: Инфра-М, 2010.

13. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М. 1997.

14. Мархгейм М.В. и др. Конституционное право России. СПб. 2008.

15. Ромашов Р.А. Современный конституционализм: вопросы истории и теории. СПб. 2009.

16. Тетюев С.В. Законодательство о прокуратуре и направлениях её деятельности. М.: Юрлитинформ, 2010.

17. Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития российской государственности. М. 2011.

18. Тырканова С.А. Основы избирательного права и процесса. М. 2010.

19. Цимбалист А.В. Регламентация труда государственных и муниципальных служащих. М.: Кнорус, 2010.

20. Червонюк В.И. Конституционное право России. М. 2008.

21. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М.: Инфра-М, 2010.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы принципы организации деятельности органов государственной власти?

2. Дайте общую характеристику института Президентства в Российской Федерации.

3. Раскройте понятие, основные признаки и виды органов государственной власти.

4. Каков порядок избрания Президента России? Акты Президента.

5. Каков порядок прекращения обязанностей Президента России? Ответственность Президента Российской Федерации.

6. Охарактеризуйте полномочия Федерального собрания Российской Федерации как представительного и законодательного органа госвласти России.

7. Акты палат Федерального собрания.

8. Определите и раскройте суть законодательного процесса в Федеральном собрании Российской Федерации.

9. Каковы основные направления деятельности Правительства Российской Федерации?

10. Место правительственных актов в системе нормативного материала.

11. Какие органы власти в Российской Федерации обладают законодательной инициативой?

12. Какова система федеральных органов исполнительной власти?

13. Какова система судебной власти в Российской Федерации?

14. Раскройте понятие, задачи и назначение органов местного самоуправления.

15. Какова компетенция органов местного самоуправления? Акты органов местного самоуправления.

16. Каковы организационно-правовые формы деятельности федеральных служб? Федеральных агентств? Государственных комитетов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.009 с.)