ТОП 10:

Политические и правовые учения в странах Европы (к. 18-первая половина 19вв.).



 

 

В XIX веке в Западной Европе завершается процесс становления гражданского общества. Мощный импульс развитию капитализма в ведущих европейских странах задала Французская буржуазная революция конца XYIII века. Происходит дифференциация и усложнение системы социальных интересов, и как следствие, обостряются социальные конфликты.

Идеи естественного права в новой редакции, господствовавшие весь предшествующий век, утрачивают свою популярность. Это связано с усилением роли государства и бурным развитием законодательства в XIX веке. Под воздействием естественнонаучных открытий в науке господствует философия позитивизма, основателем которой стал французский ученый Огюст Конт. Он считал, что задача философии ограничивается обобщением полученных эмпирических данных. По Конту наука не должна вторгаться в сущность вещей и причинно-следственных связей. Нужно изучать реально существующие факты.

На базе такого подхода возникает юридический позитивизм, который рассматривает право как систему установленных государством законодательных норм (Дж. Остин). Формализации юриспруденции противостояли в дальнейшем историческая школа права, а также социологический вариант юридического позитивизма.

Наиболее значительные идеологические течения самоопределялись через свое отношение к историческому процессу. Здесь и консерваторы с идеями реставрации прошлых феодальных порядков, и социалисты, выражавшие идеи пролетариата. Но, прежде всего утверждавшийся капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме – самом влиятельном политическом и интеллектуальном течении.

 

Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был Б. А. Констан и А. де Токвиль, в Германии – И. Кант.

Перу Бенжамена Анри Констана де Ребека(1767-1830) принадлежит ряд сочинений на политические и историко-религиозные темы. Свои либеральные идеи он систематизировал в «Курсе конституционной политики».

Констан уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, слова, предпринимательства, частной инициативы. Он различает политическую свободу и свободу личную. Древние народы знали только политическую свободу, которая сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятии законов, участии в правосудии, в выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира.) Пользуясь правом участвовать в осуществлении коллективного суверенитета, граждане античных республик (за исключением Афин) в то же время были подчинены государственной регламентации и контролю в частной жизни.

Новые народы, писал Констан, понимают свободу иначе. Право участия в политической власти меньше ценится потому, что государства стали большими и голос одного гражданина уже не имеет решающего значения. Кроме того, отмена рабства лишила свободных того досуга, благодаря которому они уделяли много времени политическим делам.

Наконец, воинственный дух древних народов сменился коммерческим духом, современные народы заняты промышленностью, торговлей, трудом и поэтому они не только не имеют времени заниматься вопросами управления, но и очень болезненно реагируют на всякое вмешательство в их личные дела.

Значит, заключал Констан, свобода новых народов – это личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной власти.

Особенно много внимания Констан уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, печати и промышленной свободы. Главная ценность, которую должно защищать государство, материальная и духовная автономия человека. Кроме государства, гарантом индивидуальной свободы должно быть право, противостоящее произволу. Право есть способ бытия социальности.

Государство, по его мнению, не должно вмешиваться в промышленную деятельность. Он высказывается против цехов и всякой вообще регламентации хозяйственной деятельности – «системы несправедливой и абсурдной потому, что она создает препятствия для конкуренции, наиболее надежного средства совершенствования всех промыслов».

Вслед за буржуазными экономистами той эпохи Констан утверждал, что безработица и конкуренция между рабочими позволяют предпринимателям снижать заработную плату, а это ведет к обилию недорогих товаров, от чего выигрывает общество в целом.

В обществе, где у наемных рабочих еще не было собственных организаций, способных бороться с промышленниками за сколько-нибудь сносные условия труда и заработной платы, такая защита промышленной свободы, которую Констан считал одной из главных свобод, была оправданием коммерческого духа, по сути дела, апологией развивающегося во Франции капитализма.

Но Констан защищал и другие свободы – мнений, совести, печати, собраний, петиций.

Свобода означает право объединяться с другими индивидами либо для защиты общих интересов, либо для отправления богослужения по тому обряду, который они сами себе выберут, либо просто для того, чтобы проводить время тем или иным образом.

Наконец, свобода означает право каждого индивида влиять на управление государством – либо посредством выбора некоторых или всех должностных лиц, либо посредством внесения протестов, петиций и требований, более или менее обязывающих власти считаться с мнением общества. Современное государство должно быть конституционной монархией, которую Констан называет нейтральной властью.

Под влиянием Констана сложилась политическая концепция его соотечественника Алексиса Токвиля (1805-1859). Он известен своими работами «О демократии в Америке» и «Старый режим и революция».

В большей степени А. Токвиль интересовался проблемой демократии. В широком смысле слова понимал под демократией общественный строй без сословного деления. Одновременно это и политическая форма. Главный принцип демократии – сословное равенство как данная свыше реальность.

Свобода и равенство у Токвиля явления разнопорядковые. Равенство воспринимается людьми легче, чем свобода. Радости, доставляемые равенством, не требуют ни жертв, ни специальных усилий.

Другое дело – свобода. Она требует от человека напряжения, усилий быть самостоятельным, каждый раз делать выбор и отвечать за свои действия. Пользование свободой – это определенный крест. «Нет ничего труднее, чем учиться жить свободным». Ее преимущества не проявляются мгновенно. Поэтому демократические народы больше любят равенство, чем свободу.

Токвиль провозглашает свободу как величайшую социальную ценность. Лишь благодаря ей индивид может реализовать себя, а общество процветать. С течением времени свобода умеющим сохранить ее всегда дает довольство и благосостояние.

Политик должен считаться с тягой масс к равенству более, чем к свободе: «они хотят равенства хотя бы в рабстве. Они вынесут бедность, порабощение, варварство, но не потерпят аристократии как синоним неравенства». Доведенное до крайности, равенство ведет к деспотизму.

Проблема в том, чтобы установить баланс равенства и свободы, который должно поддерживать государство. Современная демократия возможна при союзе равенства и свободы. Главная помеха свободе – чрезмерная централизация государственной власти. Свободу укрепляют демократические политико-юридические институты: разделение властей, местное самоуправление, свобода печати, религиозная свобода, суд присяжных и независимость судей. Форма государства не имеет значения, лишь бы она была представительной. Этими демократическими институтами спасается высшая либеральная ценность – свобода, заявляет Токвиль.

 

 

Учение И. Канта о государстве и праве.

Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге и всю жизнь прожил там до 80 лет, преподавая в университете. Основоположник немецкой классической философии. Протестант. Глубоко верующий. Из множества работ непосредственно вопросам права посвящена «Метафизика нравов» (1797).

Философия в тупике. Кант поставил задачу снять противоречие между рационализмом и эмпиризмом. Он предложил чисто религиозный подход – где не хватает опыта (эмпиристы не знают ответа) или разума (не знают ответа рационалисты), пустоту можно заполнить верой.

По его мнению, для человеческой нравственности необходимо исходить из того, что существует Бог, а человек обладает бессмертной душой и свободой воли. Эти практические постулаты, не поддающиеся доказательству, необходимы для «практической деятельности» человека, т.е. для нравственности. «Морально необходимо признать существование Бога».

В каждом человеке заложена способность (практический разум) различать правильное и неправильное. Каждый человек обладает доступом к универсальному нравственному закону,такому же абсолютному, как физические законы природы. Он применим для всех людей в любом обществе, в любую эпоху. В нем говорится, как должно поступать в любых положениях. Этот нравственный закон Кант называет категорическим императивом, т.е. относящимся ко всем случаям и он обязателен, не оставляет выбора. Поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Кант опровергает Макиавелли: поступай так, чтобы ты относился к человеку всегда как цели, и никогда как средству).

Это «золотое правило человечества» подсказывает нам совесть, которую мы не можем доказать, но знаем. Свобода требуется для того, чтобы подняться выше своих что она существует желаний и порочных привычек. Такая свобода делает нас людьми. Однако далеко не каждый использует свою свободу для реализации категорического императива, очень часто она перерастает в произвол. Кант называл правом совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы. Истинное призвание права – обеспечить свободу нравственного поведения людей, без вмешательства во внутренний мир личности.

Через категорию свободы Кант дает определение права.

Право это совокупность условий, при которых произволение одного (лица) совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (Иначе говоря, всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произволения было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом).

В отличие от морали право связано с принуждением. Это принуждение способно обеспечить только государство – исконный изначальный носитель принуждения. Благо и назначение государства состоят в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства правовым принципам. Это положение позволяет современным сторонникам теории «правового государства» считать Канта одним из ее основоположников.

Право есть возможность сочетать всеобщее взаимное принуждение со свободой каждого. Кант подчеркивал необходимость для государства опираться на право, не отступать от него. Уклонение государства от обеспечения прав и свобод, реализации позитивных законов чревато отчуждением граждан от такого государства.

По вопросу происхождения государства Кант был близок к Руссо, его общественному договору. Объединяясь в государство и заключая договор, люди отказываются от свободы беспорядочной, необузданной, чтобы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.

Главным институтом публичного права Кант считал принятие конституции. В государстве имеется три власти, писал он – законодательная, исполнительная, судебная. Их согласие способно предотвратить деспотизм и обеспечить благоденствие граждан.

Кант оспаривал право народа наказывать главу государства, даже если тот нарушил свой долг перед страной. Категорически осуждал право народа на восстание и допускал лишь некоторое пассивное сопротивление существующей власти. Проводить политико-правовые изменения, считал он, следует путем неторопливых, плавных реформ сверху, не допуская открытой вооруженной борьбы, ввергающей общество в хаос анархии.

Канту удалось вывести философию из тупика. После его смерти начинается новая эпоха романтизма, которую можно назвать последней эпохой европейской культуры, просуществовавшей до сер 19 века.

Романтизм есть последнее в Европе выражение общего мировоззрения. Он зародился в Германии как реакция на Просвещение с его односторонним превознесением человеческого разума. Лозунгами стали «чувство», «воображение», «ощущение», «страсть». Это направление отразили Бетховен, Бах, Шиллер, Гете, Фихте, Шеллинг.

Типичным для романтиков был уход от повседневности, тяга к сверхестественному, мистике Востока, ушедшему Средневековью, их притягивала ночь, предрассветная мгла, древние развалины. Сильное чувство любви, в т.ч. к природе. Шеллинг: «природа – это видимый дух, дух – это невидимая природа». Человек носит в себе целую вселенную и может постичь тайну бытия, обратившись к самосозерцанию.

 

Учение Г. Гегеля о государстве и праве.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) – классик немецкой философии, выдающийся теоретик-правовед. Он явился создателем систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Творчество Гегеля пришлось на период бурного расцвета немецкого романтизма. Профессор Хайдельберга, с 1818 г. профессор Берлинского университета. Основные произведения – «Феноменология духа», «Философия права». Гегель пытался описать весь мир как логическую систему.

 

Исходным методологическим принципом его доктрины явилось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих понятий и категорий в их логической взаимосвязи. Диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому.

Главной категорией у Гегеля выступает «мировой дух. Зеркалом «мирового духа» выступает философия. Гегель далек от мистицизма. Для него истина субъективна, есть лишь человеческое знание, а история есть движение человеческой мысли.

В конечном итоге философия Гегеля сводится к методу познания истории. «Не существует вечных истин», все, что в руках у философа – это история (история человеческого разума). Одна и та же мысль может быть верной для одного времени и неверной для другого (например, рабовладение имеет разную оценку, также и социализм). Таким образом, нельзя вырывать какую-либо идею из исторического контекста, человеческое знание постоянно развивается. В процессе истории мировой дух пробуждается к большему самопознанию, самораскрытию. Человечество движется к большей рациональности, свободе.

Любая идея опирается на ранее высказанную. Стоит высказать мысль, как ей в противовес высказывается другая. Создается напряженность между высказанными мнениями, которая снимается выдвижением третьей идеи, которая опирается на лучшем из двух предыдущих. Это Гегель назвал диалектическим развитием. При выдвижении утверждения тут же появляется иное мнение, которое Гегель назвал отрицанием. Однако в ходе дискуссии может произойти критическое переосмысление позиций с сохранением наиболее сильных аргументов обеих сторон. В том, что верно, а что нет, разберется в конечном итоге история. То, что верно, живет дольше.

Гегелевское учение о государстве и праве наиболее полно изложено в «Философии права». Основной задачей работы явилось постижение государства и права как «вещи в себе», т.е. внутренней сущности этих явлений и понятий.

В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философия права и государства призвана к постижению мыслей, идей, лежащих в их основании. Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

В своей философии Гегель делал упор не на индивидуализме, а «объективных» силах, под которыми подразумевал семью и государство. Государство есть нечто большее, чем сумма всех граждан. Человек, игнорирующий общество и стремящийся лишь к поискам себя – глупец.

Идеей права философ считал всеобщую свободу. «Система права есть царство реализованной свободы». Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа подлинной свободой обладает всеобщая, а не индивидуальная, - воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности – согласована с необходимостью.

На уровне объективного духа все развитие определяется идеей свободы, под которой понимается субстанция и основное определение разумной, свободной воли. При этом свобода и право выражают единый смысл.

Система права как царства осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» от абстрактных идей до конкретных форм. Более конкретное «особое право» первичнее абстрактного. Право государства, как наиболее конкретное, стоит на вершине этой иерархии.

Право как закон является одним из «особых прав». То, что известно как закон и есть «право в себе» - положительное право. Закон – это конкретная форма выражения права. Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и определенности. Предметом законодательства могут быть только внешние стороны человеческих отношений, а не их внутренний мир.

Три основных ступени развития понятия права: абстрактное право, мораль и нравственность.

Первая ступень – абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор), и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление).

Абстрактное право – право абстрактно свободной личности. Оно подразумевает, что в основе права лежит свобода отдельного человека. Под личностью подразумевается вообще правоспособность.

Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается имущества. Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым. Лишь благодаря собственности человек становится личностью. Одновременно Гегель подчеркивает недостимость обращения в собственность самого человека.

Вторая ступень в развитии идеи права – мораль. Абстрактные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами.

На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).

В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивидов. Он различает простодушную неправду, обман, принуждение и преступление.

Третья, высшая ступень осмысления человеком права – нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. Такими объединениями являются: семья, гражданское общество и государство.

Абстрактное право и мораль приобретают свою конкретность в нравственности, когда идея свободы воплощается в семье, гражданском обществе и государстве.

Гражданское общество – это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средств обеспечения безопасности лиц и собственности».

Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданского общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядоченно стоящей над ним политической властью – государством.

Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут быть устранены одними правовыми средствами, и предлагал решить проблему общественного согласия методами политики. В его учении государство предстает нравственным целым (идейно-политическим единством), в котором снимаются противоречия, имеющие место в правовом гражданском сообществе. Запутанность гражданского состояния, указывает философ, «может быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего его государства».

Развитие общества предполагает наличие государства как его основания. Оно представляет собою идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего наличного бытия.

Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны.

С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии.

Государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию. Он выделял: законодательную власть, правительственную власть и высшую власть монарха. В целом, соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескье, Гегель выступал за органическое единство различных ветвей власти, при котором, все они исходят из верховенства целого.

В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Гегель критиковал демократическую идею народного суверенитета и обосновывал суверенитет наследственного конституционного монарха. Княжеская (монархическая) власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной конституционной монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное «я хочу».

Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя – палата депутатов – избирается гражданами по корпорациям и товариществам.

Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающую роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители.

Правительственная власть, куда Гегель относил и власть судебную, определялась им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывал на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.

Законодательная власть, по характеристике Гегеля, это власть определять и устанавливать всеобщее. Он отстаивал принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. Правосудию и полиции отводилась роль защитников всеобщих интересов данного строя. Отмечалась необходимость гласности в законодательстве и судоустройстве, введения суда присяжных.

С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства.

Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы должны почитать государство как земное божество. Государство – это шествие бога в мире, его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю.

Идея государства, по Гегелю представляется трояко:

1. Как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве;

2. В отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3. Во всемирной истории.

Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идея суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные, независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единым, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.

В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике идею Канта о вечном мире. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. Он говорил, что война очищает дух нации.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой, по существу, историю суверенных государств (нравственных субстанций), историю прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государств: восточная теократия, античные демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ. Все новое время, начавшиеся Реформацией, Гегель считал эпохой германской нации, под которой он понимал скорее, вообще народы северо-западной Европы. Россия и Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, пока не успели обнаружить себя во всемирной истории, и им это еще предстоит в будущем.

Гегелевский этатизм отчетливо проявляется в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхвалял государство как идею (т.е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом.

Труды Гегеля, гегельянство оказали огромное влияние на все последующее развитие философии и политико-правовой мысли.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.019 с.)