Политические и правовые учения английских либералов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые учения английских либералов.



 

С 1642 по 1648 гг в Англии проходила гражданская война, которая закончилась установлением республики. Всего по 1653 год Англия была республикой. Затем протекторат Кромвеля. Сильны были монархические настроения. И в 1660 год произошло восстановление монархии. Вернулись Стюарты – сын казненного короля Карла I – Карл II Стюарт, после смерти которого снова революция, но уже бескровная (бархатная) – Славная англ. Революция 1688г. Приглашенный голландский принц Вильгельм Оранский стал первым конституционным монархом. А в 1689 г. был принят знаменитый Билль о правах, в принятии которого участвовал Джон Локк.

 

 

Политико-правовые взгляды Джона Локка (1632 – 1704).

 

30 лет жизни Джона Локка связаны с Оксфордским университетом. Он член Лондонского Королевского общества – Английской Академии наук – по медицине. Он первый философ, который написал конституцию для штата Каролина. Он один из учредителей Англиийского Банка. Участник экономических и политических реформ. Локк много путешествует, в Голландии сближается с Вильгельмом, с которым прибывает в Англию после гонений со стороны королевской власти.

 

Основной труд Локка «Два трактата о государственном правлении» 1689г. Эпиграф гласит: «Я написал это сочинение с целью укрепить трон Вильгельма и доказать, что его власть покоится на согласии народа». Откуда такая мысль у опального философа?

В задачу Локка входила привести доказательства в пользу конституционной монархии. Отвергнув патриархальную теорию происхождения власти от Адама, в ее средневековой интерпретации, нужно было, учитывая монархические настроения англичан, привести доказательства возможного ограничения власти короля.

В центре Локковского учения о праве и политике лежит теория прав и свобод личности. Он исходит из известной его современникам гипотезы о естественном состоянии, в котором все люди были равны и свободны. Там действовало право равенства свободных индивидов, т.е. естественное право. Под равенством он понимал не социальное уравнивание, не уравниловку, а равенство возможностей и притязаний. Все равны в своих возможностях и притязаниях. Формальное равенство: все одинаково имеют право на жизнь в естественном состоянии, право на свободу и право на собственность.

Первоначальное состояние рисуется Локком как золотой век человечества. Нарушается оно в силу голода и необходимости искать новые источники для обеспечения благосостояния.

На втором этапе естественного состояния выявляется самый главный его порок – то, что каждый является судьей в своем собственном деле: нападает убийца – человек может его убить. Локк выводит максимуму – никто не может быть судьей в своем собственном деле.

Можно заметить в этих рассуждениях, что еще до возникновения государства складывается гражданское общество, отличное от государства. На каком-то этапе естественного состояния оно оказывается не естественным, а общественным.

Поскольку в догосударственном состоянии каждый является судьей в своем собственном деле, то цель создания государства в результате заключения общественного договора состоит в том, чтобы ограждать каждого от произвола каждого другого. Государство должно взять на себя функции верховного арбитра в отношениях между людьми, функцию охраны естественных прав граждан. Государство есть орган охраны прав личности – в его классическом либеральном определении государства.

Содержанием общественного договора является только часть прав народа, которые необходимы, чтобы государство выполняло свои функции защиты и охраны естественных и неотчуждаемых прав личности. Государство для того и создается, чтобы обеспечить эти права, необеспеченные в естественном состоянии. Государство становится субъектом права, оно ответственно в лице своих органов и должностных лиц за свои действия, за возможное нарушение прав и свобод своих граждан.

В своем учении о правах и свободах личности Локк выстраивает систему этих прав и свобод.

1) На первое место ставит право собственности. Имущество, нажитое личным трудом, должно быть оберегаемо государством.

2) Право на жизнь. Отсюда звучит протест против состояния рабства. Локк критикует экономическое рабство, что актуально для его времени. Лично уже все были свободны.

3) Говоря о праве на свободу, Локк выступает, прежде всего, против политической зависимости, например, от деспота. «Никто не может быть прислужником государства, по природе своей человек индепендент».

4) Из права на свободу Локк выводит требование конституционного закрепления и охраны свободы слова, печати, вероисповедания, свободы труда.

Подводя итог исканиям 16-17 вв, Локк требует конституционного закрепления основных прав и свобод.

Чтобы государство не впало в произвол, чтобы правящие соблюдали условия общественного договора, чтобы они понимали, что они только и существуют, чтобы охранять гражданские права, необходимо, чтобы власть была разделена. Субъектом при этом остается народ.

В своей теории разделения властей Локк различает законодательную власть (парламент), исполнительную (в т.ч. судебную) и федеративную (международную).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.006 с.)