Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологическое направление в праве. Питирим Сорокин.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вышедший из забвения национальной памяти выдающийся американский ученый русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) сегодня известен науке как основоположник отечественной социологии. В его наследие вошли не только первые в науке учебники по социологии, но и фундаментальные труды по социологической тематике («Социальная и культурная динамика»), еще не в полном объеме доступные для соотечественников. Отдельной темой звучит у П. Сорокина вопрос о современном состоянии России и перспективах ее будущности. Разработанная им интегральная концепция социального регулирования кризисных ситуаций, формулирование базовых принципов социокультурной динамики, его научные достижения в области гуманитарного знания позволили научному сообществу оценить научное наследие Питирима Сорокина как фундамент парадигмы обществоведения ХХI века, а его самого пророком современности. Ему удалось выделить «ту ось, вокруг которой концентрируются все свойства и которая позволяет понять, почему эти свойства являются именно такими». Этой «незамеченной» осью стал культурологический подход к анализу общественных явлений. В силу этого Сорокин в полной мере следует признать и культурологом, который изучает и применяет культурологические данные как критерий оценки социальных систем. Если социология, по слову самого ученого, есть «наука о поведении и взаимоотношениях людей», то культурология, при всей многогранности подходов к ее понятию, все-таки призвана не только к обобщению исследовательского материала, но и поиску того культурообразующего фактора, который связывает все элементы культуры в качественное своеобразие, отличающее одну культуру от другой. В этих исканиях стержня культуры Питирим Сорокин преуспел как никто другой. Разработанная им теория социокультурных циклов, так созвучная теории культурно-исторического типа Н.Я. Данилевского, есть не просто теория круговорота трех социокультурных суперсистем – идеациональной, идеалистической и чувственной. В действительности же, П. Сорокин выявляет первопричину динамики социокультурного процесса, его движущие силы, тем самым, отвечая на вопрос о движущих силах истории и типах культур. Следует отметить, что объединяет двух выдающихся соотечественников не столько исследование социальных процессов через категорию культуры, сколько сходный методологический подход при анализе общественных явлений, в том числе политико-правовых. И Данилевский Н.Я., и П. Соркин обращают внимание на своеобразие права, структуры общественных отношений, политические кризисы и революции в рамках отдельных культур. Более того, они призывают исследователей культурных феноменов учитывать множественность факторов для раскрытия трансформации культурных систем. Но при этом оба опираются на единую методологическую позицию – их интересует духовная основа явлений культуры. П. Сорокин прямо об этом заявляет: «на первом месте для исследователя интегрированной культуры – ее внутренняя сторона». По мнению П. Сорокина каждый тип культуры отличается своей природой ценностей. В силу этого каждая культура обладает «собственной ментальностью, собственной системой истины и знания, имеет собственную философию и мировоззрение; особый тип религии и образцы «святости»; свое собственное представление о правильном и неправильном». И этот блок ее характеристики следует признать определяющим. Кроме этого, своеобразие культуре придают особые формы искусства и литературы; нравы, законы, правила поведения; собственная экономическая и политическая организация. Вся эта специфика определяется, в конечном итоге, спецификой типа человеческой личности с особым складом ума и манерами поведения. Этот вывод приводит к необходимости рассматривать все явления общественной жизни через призму природы человека, в традициях античных авторов. Оба исследователя, и Н.Я. Данилевский, и П.А. Сорокин, учитывают важнейшую составляющую человека – его духовную природу. Природу человека Питирим Сорокин рассматривает в русле известной его времени христианской традиции. Для него человек есть не двух-, а трехсоставное существо, а именно, человек есть существо материальное, душевное и духовное. Еще со времен Платона было известно, что душа человеческая включает разум, волю и чувства. При преобладании чувственного восприятия бытия, человек поддается чувственным наслаждениям и телесным потребностям, и поэтому обустраивает свою жизнь, настраиваясь на удовлетворение, прежде всего, материального благополучия. Это люди, которые за пределами бытия чувственно воспринимаемой окружающей среды ничего не видят; они не верят и не ищут никакой сверхчувственной реальности. Этот тип человека, а следовательно, культуры Сорокин называет чувственным. Подобно Августину Аврелию Сорокин противопоставляет этому типу человека и культуры людей, для которых видимая реальность не есть реальность истинная. Для таких людей истинная реальность запредельна, нематериальна, скрыта за видимостью, отлична от чувственного и материального мира. Она существует в сфере духа. Такие люди «града Божьего» стремятся к удовлетворению главным образом духовных потребностей. В качестве основной ценности избираются духовные цели – преобразование себя и социокультурного мира. Такой тип ментальности и культуры П. Сорокин называет идеациональным. Данная терминология Сорокина, подвергнувшаяся критике, наиболее точно отражает многогранность той стадии восприятия мира, который человек достигает в цивилизационной, третьей и последней, как у Данилевского, стадии культурно-исторического типа, когда его ментальность настроена преимущественно на формирование и восприятие идей. В своем творчестве автор явно отдает предпочтение идеациональному типу культуры с его постижением сущностных форм построения мира, хотя и делает оговорку о том, что вероятно ни чувственный, ни идеациональный типы культуры никогда не существовали в чистом виде. В действительности, замечает он, все культуры состоят из различных соединений этих двух логико-смысловых форм, с преобладанием первого или второго («жизнь по разуму» или «жизнь по вере»). Конкретная культура «приближена» к первому или второму типу, либо представляет собой синтез двух чистых форм, который назван Сорокиным идеалистическим типом культуры. Идеалистическая культура не так проста и совершенна, как может показаться. Эпоха Возрождения с ее гуманистической направленностью в конечном итоге преподнесла культ человека и его прав. Человек стал увековечивать различными средствами литературного жанра, в живописи и скульптуре себя. Результатом восприятия бытия в юридической мысли стала теория естественного права, заимствованная из античности, но интерпретированная как теория прав и свобод человека. Естественное право стало выводиться не из Божественной воли, которую люди, и прежде всего, законодатель призван познавать и воплощать в действующем законодательстве, а из природы, точнее из разума самого человека. Право стало отождествляться с правами человека и гражданина, что было актуально для европейских буржуазных революций. Идеалистическая культура может оказаться нестабильной и возвращаться в одну из двух других своих крайних проявлений, если приоритетным становится главная ценность чувственной или идеациональной культуры. Но следует заметить, что человеческое сознание всегда ищет идеала, и не всегда находит его в Боге. В атеистическом обществе тоже присутствует бог, но иного рода. Атеистическую культуру вполне можно отнести к идеациональной с ее подчинением человека избранному идеалу, пусть даже это другой, но обожествляемый общественным сознанием человек. Духовные потребности выше всех. При их удовлетворении душа бывает в покое. Этот приоритет нравственного устремления человечества не раз доказывал свою историческую верность. В конечном итоге все эти рассуждения важны для автора в связи с тем, что такую типологию культур можно считать фундаментальными и наиболее эффективными средствами понимания образования социокультурных систем. Именно это положение можно признать методологической основой и главной научной ценностью, привнесенной Питиримом Сорокиным в общественную мысль через социологию и культурологию. Использование критерия материалистической или духовной ментальности как основы рассматриваемой культуры позволяет оценивает все проявления культуры через призму главных ее ценностей. А они в свою очередь могут быть либо чувственными, либо идеациональными. Эти периодически сменяющие друг друга ценности определяют последовательную смену социокультурных суперсистем, что и есть человеческая история. Главной в системе ценностей, господствующей ценностью оказывается, по Сорокину, истина. Обоснование этого факта прослеживается в картине смены суперсистем. «Чувственная истина критомикенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине УШ-УI в.в. до н.э., а она в свою очередь – идеалистической истине У века до н.э. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с Ш в. до н.э. по IY в н.э. Затем последовали века доминирования истины христианства, или с YI по XII век. В ХШ веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей, но ненадолго, ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая свое влияние с ХУI века и по настоящее время». Этот отрывок часто приводится исследователями творчества Сорокина. В аспекте нашего рассуждения приведенный отрывок представляет интерес не столько в силу выделенной хронологии европейской истории, сколько поиском культурообразующего фактора как основополагающего критерия типологии культур. Таковым у Питирима Александровича, очевидно, выступает духовная основа человека и общества. В особой главе, посвященной этико-юридической ментальности, Сорокин прослеживает непосредственную связь морально-правового сознания, отображенного в официальном праве и нравственных нормах, с чередованием того или иного типа культуры. Он доказывает на примере уголовного права, что позитивное право отражает главные изменения в морально-правовом сознании. Прогнозом ученого становится необходимая смена типов культур в целях выживания человечества. По его наблюдениям, чувственное право в условиях вседозволенности и распущенности склонно к чрезмерной грубости и жестокости, почти дикости. Хотя идеациональное право на первых стадиях поддерживает суровое наказание, но даже в периоды крайнего кризиса его внутренний тормоз не допускает цинизма над своими врагами. Постоянный поиск идеала присущ человеку в силу заданности его природы. Дух человека устремлен к совершенству и ищет его во всем тварном мире. Это недовольство ничем тварным, эта жажда Истины не дает человеку покоя. В бесконечном стремлении к совершенству и совершенному часто происходит подмена понятий истины на ложь. Ошибки дорого обходятся человечеству, оборачиваются кризисами, войнами и революциями, которые ведут к смене типа культуры. Но эта динамика и смена ценностных ориентиров есть неизбежность и норма социокультурного процесса, считает Сорокин. Именно в кризисе базовых ценностей суть цивилизационного кризиса. Кризис западной культуры времен написания труда, тяготеющей к чувственному наслаждению и потребительству, Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии на базе технического прогресса в ущерб духовным ценностям, что можно сказать и о современной культуре тоже. В его системе знания главная функция чувственной культуры – покорение природной стихии, при этом самое опасное в ней – низведение человека до уровня примитивного существа, простого рефлективного механизма, лишенного малейшей Божественной искры и какой-либо абсолютной ценности. Главная функция двух других типов – обуздание самого человека, контроль человека над самим собой, который невозможен без системы абсолютных, универсальных и непреходящих ценностей. Человек с такой системой ценностей, уверен мыслитель, сможет построить более справедливое и человечное общество. Пожалуй, независимо от приверженности П.А. Сорокина к той или иной отрасли общественного знания, главным выводом его многогранного наследия, обращенного ко всем временам и народам, нужно признать следующий: «…насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.216 (0.012 с.) |