Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика политико-правовой мысли средневекового общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В своих исканиях правды и истины лучшие представители древнего мира глубоко чувствовали ограниченность человеческого разума и, знакомые с ветхозаветной религией иудеев, ожидали пришествия обетованного Мессии, «особенного мужа для наставления нас самих» (Сократ). Античная мудрость в лице Платона признавалась: «не быть на земле порядка, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наше отношение к Нему, и наши взаимные обязанности к друг другу». Христианская религия учила человека новому отношению к Богу и людям. Предлагала новый подход ко всему миру, а потому и к праву, и к государству. Христианство учило, что Бог не противостоит человеку в недосягаемости, но таинственно вселяется в человеческую душу, одухотворяет ее и побуждает искать подлинного совершенства. Человек должен подавлять в себе честолюбие и жадность, вражду и зависть как греховные чувства. Именно духовное, а не политическое равенство всех людей и народов принесет в мир проповедь христианства. Если стоики доказывали предопределенность человеческой (и государственной) жизни, то христианство скажет: можно изменить свою судьбу. Все люди, рабы и господа, равны в силу богоподобия человека. Перед Богом не важно социальное положение человека, его общественный статус – богат он или беден, в чине или без него, образован или нет. Человеческое достоинство определяется единственно богоуподоблением, а эта природа у всех людей едина. Как же изменить свою жизнь? Исполнением заповеди любви. Всю дохристианскую эру античная политико-правовая мысль пребывала в поиске ответа на вопрос, что есть справедливость, истина, пока не обрела ее в лице Христа. Ответ Христа на суде Пилата «Я есть Истина» был воспринят европейским сознанием и юридически закреплен Миланским эдиктом в 313 году «О веротерпимости». Проповедь любви, привнесенная в мир христианством, призывала к любви иного рода, неизвестной древнему миру: любите врагов своих, благословляйте ненавидящих вас, молитесь об обижающих вас (Кор., 13). В этом трудности (для эллинов «безумие») осознания религии Христа, который призвал человека к служениюПравде и подчинению этой идее всего общественного и государственного строя. Первые три века истории христианства, отмеченные гонениями на церковь, выявили главенство и важность вопроса о взаимоотношении Церкви и государства. Он решался через призму заповеди самого Христа «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22,21).[1] Христианство признает государство как необходимую форму общежития, установленную Самим Творцом мира (Рим. 13,1). Государство считается необходимым для защиты людей от нападения внешних врагов и для поддержания внутреннего порядка в общежитии (I Петра 2,14; Рим. 13, 3-4). За государством признаются принадлежащие ему права законодательства по его делам, права управления и суда за нарушение его законов (I Петр. 2,14; Рим. 13, 3-5). Христианам предписывается воздавать гражданским властям все должное: подати и повинности (Мф. 22,21; Рим. 13, 6-7), повиноваться их распоряжениям (Рим. 13, 1-7), оказывать им почтение и уважение (Рим. 13,7). «Противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13,2). Говоря «Бога бойтесь», Церковь одновременно утверждает необходимость уважать того, кого Бог поставил властвовать на земле: «царя чтите». Ибо «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13,1). Важно увидеть, что в христианской доктрине утверждается божественное происхождение власти как таковой, а не обожествление конкретного правителя. С позиции признания верховенства духовного начала над всеми другими составляющими человеческого естества проблема благополучного государственного устроения требует определения приоритетов в деятельности государства. Призыв «ищите прежде Царствия Божия, а остальное все приложится вам» (так созвучный античному пониманию цели государства, в коей Аристотель видел не богатство, не могущество, а добродетель), определял иерархию интересов христианской государственности. Христианская мысль открыла для людей высшее назначение государственной власти – содействие условиям спасения людей. С этой точки зрения власть, если она покровительствует добродетели и сдерживает разрушительные страсти, – есть одно из благодеяний Божиих. Призвание церкви - дать духовную основу государственной власти, не претендуя на подмену ее самой. Отсюда следует важность понимания союза церкви и государства, «духа и плоти», в котором государство, решая задачи земного благоустройства, в то же время, заботится о благочестии подданных, оберегает духовно-нравственное начало народа. Эта идея ляжет в основу более поздней теории «симфонии властей». Не призывая к сопротивлению, ранее христианство находилось в оппозиции к правящему режиму, существовавшему в Иудее и Римском империи в целом. Замкнутость первых христиан, их самостоятельность, неучастие в официальном культе вызывал раздражение правителей, подозрения и преследования. Их обвиняли в анархизме и подрыве государственного строя. Для правопонимания ранних христиан, апеллирующих к божественному «закону свободы», характерно использование в духе требований новой религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей перед «Законом Божьим», включая рабов. Постепенно возникает апологетическая литература, доказывавшая, что христиане – лояльные поданные, законопослушные люди. У них был убедительный аргумент – слова приписываемые Евангелием от Матфея Христу – «Воздай кесарю – кесарево, а Богу – Богово». Это помогло легализовать христианство, открыло ему путь для официального признания властями. После трех веков гонений на христианскую церковь в рамках Римской империи первый римский император-христианин равноапостольный Константин в 313 году издает Миланский эдикт о веротерпимости. Эдикт уравнивал христианскую религию со всеми другими, предоставляя христианам право распространять свою веру и предоставляя их церкви привилегии наравне с другими. В 323 году тот же император Константин провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Началась 1000-летняя эпоха Константина, в которой политическая история переплетается с историей церкви. В 330 году Константин переносит столицу государства в Византий, а в 395 году Римская империя окончательно раскололась на Западную и Восточную (Византию), в виду бесконечной внутриполитической борьбы за власть в рамках огромной неуправляемой территории. В 476 году Западная Римская империя прекратила свое существование. В истории Западной Европы Средние века заняли более чем тысячелетнюю эпоху (V – XVI вв.). Средневековая христианская религия была центром мировоззрения феодального общества в странах Европы, стержнем единой христианской культуры. Политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. Знание ценно, поскольку помогает вере. Наука и знание необходимы, чтобы помочь душе в ее сотворчестве с Богом. Философия вышла на добровольное служение богословию. Постепенно происходило формирование элементов рационально-критического метода анализа политико-юридических форм и связанных с ним логических категорий и приемов. Системы юридических воззрений, господствовавшие в различных странах и регионах средневекового мира, ощутимо отличались одна от другой. Они отличались по конкретному социально-экономическому и политическому содержанию, сословно-классовому признаку, религиозно-философскому обоснованию, национально-патриотическому колориту, темпам развития, сфере распространения и влияния. Вместе с тем имелось немало общих черт. Прежде всего, это относится к главному способу бытия тогдашнего ученого знания - экзегезе, комментарию. Посредством толкования комментаторы стремились обнаружить и постичь изначальный, вечно истинный богодухновенный смысл того, что они считали источником права. Так толковались священные книги, записи обычного права, сборники узаконении, высказывания авторитетов. Произведения, в которых выражалась средневековая политико-юридическая мысль, создавались преимущественно в жанре "сумм" (обширных трактатов, сводов), "зерцал" (наставлений, судебников, руководств) и иных сочинений. Тенденция дать сразу, единовременно всеобъемлющее, высшее изложение мировоззренческих и прикладных вопросов из области политики, государства, права, законов являлось отражением вселенских притязаний на духовную власть религиозных систем средневековья. В средние века намного расширилось историческое пространство, в границах которого стали появляться и существовать политико-юридические учения, что объясняется резким увеличением при феодализме числа государственно-организованных обществ. В это же время интенсифицировались процессы влияния и взаимовлияния идей в сфере политической и правовой мысли. Своеобразие таким процессам придавала циркуляция в них религиозно-этических, мировоззренческих постулатов. Первоначально вся господствующая в Западной Европе христианская церковь именовала себя ортодоксальной (в переводе с греческого – «православной») и католической («вселенской, соборной»), с тем, чтобы подчеркнуть свое отличие от ересей как неверных учений. Однако в 1054г. единая христианская церковь прекратила свое существование. После схизмы (раскола) западная конфессия получила название католической (вселенской), а восточная - православной (в смысле «правильно славить Бога»). Поэтапный характер развития феодального общества, государства и права во многом предопределял особенности и динамику средневековой политико-юридической мысли. Глубокий отпечаток на нее накладывали христианская религия и римско-католическая церковь. Христианская религия и церковь давали идеологическую санкцию общественно-политическим устоям феодального мира: они освящали их именем сверхсущества (Бога), пользовавшегося в ту пору практически абсолютным авторитетом. Все теории, и светские, и богословские поддерживают патриархальную модель государственности. Власть государю дана Богом и государь должен быть отцом для подданных, они же должны относиться к государю как к отцу. Вне христианской доктрины не существовало сознательно разрабатывавшихся и систематизированных социальных ценностей. Логика борьбы за утверждение диктата церкви над обществом и государством, стремление во что бы то ни стало умалить значение государственности толкнули теологов (например, Фому Аквинского) даже на признание государства творением рук человеческих - как организации низшего порядка, второсортной, по сравнению с церковью. У Августина Аврелия церковь противопоставлялась языческому государству как единственная положительная сила, государство же сохраняет право на существование лишь постольку, поскольку оно уходит в церковь. Град Божий – Церковь, исчерпывает всю полноту социальной и политической мысли человечества, по существу не оставляя ничего на долю христианского государства. Римское государство, основанное шайкой разбойников, разрослось путем ряда завоеваний, т.е. посредством систематического разбоя. Правовое сознание средневековья находилось в единстве с современной ему политической идеологией, измерялось общими с нею социально-историческими и мировоззренческими параметрами. В частности, важнейшим духовным источником таких его ключевых понятий, как справедливость, право, законодательство и других, выступала Библия. Однако данный источник не перекрывал влияния на правовую мысль Средних веков этико-юридических воззрений Древней Греции и Рима. Вместе с тем она имела множество своих, лишь ей присущих черт. Например, средневековая правовая мысль отрицала, что и на обществе может лежать вина за совершенное отдельным лицом преступление, не признавала ограниченной вменяемости человеку, отвергала вероятность допущения ошибок судьями. В правосознании общества того времени сохранялось убеждение в непререкаемости закона, вера в его фундаментальное значение для нормального человеческого общества. Изменявшиеся и усложнявшиеся общественные процессы, интересы классовой борьбы, потребности политического и правового развития стимулировали постепенное расширение и углубление знаний о политике, государстве и праве. На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Одной из центральных проблем тогдашнего политико-правового знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Соответственно боролись светское (обычное и статутное) право и право каноническое. Приверженцы канонического права стремились обосновать необходимость подчинения мирских законов церковному канону – Библии, папским буллам и т.п. Так монах Грациан составил в XII веке первый свод канонического права – «Кодекс Грациана». Он отстаивал идею, что церковь имеет законное право судить не только церковные дела, но и светские дела.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.189.227 (0.011 с.) |