ТОП 10:

Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.).



I век до Р.Х. — самое драматичная эпоха Римской империи: кризис республики; восстание Спартака; образование I триумвирата; убийство Цезаря в сенате; 2-й триумвират. Затем — империя в форме принципата.

Эта эпоха известна выдающейся личностью Марка Туллия Цицерона – политика, оратора, юриста. Он прославился знаменитыми речами на судебных процессах, победа на которых открыла ему дорогу к политической карьере: в 69 г. он эдил – управитель города, в 66 г. – претор-судья, в 63 г. – консул.

Сложная политическая обстановка в некогда могучей римской империи оборачивается гражданской войной. После гибели Цезаря (44 г.) Цицерон прилагает все усилия на сохранение и упрочение республиканских институтов власти и защиту их от тиранических притязаний. Однако политическая непоследовательность привела Цицерона к гибели в числе первых жертв проскрипций 43 года.

Творчество Цицерона является иллюстрацией культурного влияния Великой Греции на Рим, особенно в сфере права, политики, государственных учений. Подлинно образованным считался тот, кто совершил путешествие с Апеннинского полуострова на Пелопонесский, чтобы ознакомиться с греческой культурой. Влияние греческих авторов на Цицерона сказалось на форме его произведений и названиях основных диалогов: "О государстве", "О законах", “ Об обязанностях".

Несмотря на это в них выделяется оригинальная позиция автора по проблемам сущности государства и его стабильности, форм государственного устройства и идеальном правителе.

В теории о происхождении государства Цицерон соединяет теорию синойкизма Аристотеля о естественно-историческом происхождении государства из семьи (человек — политическое животное, стремится к общению с себе подобными, образуется семья, затем союз семей — селение, после этого — государство-полис) и древнегреческую теорию образования государства на основе общественного договора (Эпикур).

Сочетание этих двух теорий приводит Цицерона к выводу, что государство возникает етественно-историческим путем, в результате постепенной эволюции общественной жизни, в результате укрупнения семьи, рода, но этого недостаточно. На последней стадии необходимо заключение общественного договора: прежде всего для того и главным образом для того, чтобы достичь согласия всех в вопросах права, т.е. справедливости. Отсюда Цицерон определяет сущность государства как дело народное – res publika est res populi – в том смысле, что государство есть достояние народа.

Естественно, возникает вопрос: а что же такое народ в концепции Цицерона. Народ — это не любое соединение людей. Народ, прежде всего надо отличать от толпы. Следовательно, не всякое соединение людей образует народ. Народ- это такое соединение людей, которое базируется на согласии в вопросах права, в том, что справедливо и что не справедливо. Если нет согласия, единодушия в вопросах права, что справедливо, а что таковым не является, нет и государства, т. к. нет народа. А будет лишь толпа, которая лишь подражает внешнему виду народа и присваивает его имя. Он говорит об общей пользе, общем благе, но главное — согласие в вопросах права. Можно сказать, что по Цицерону, государство возникает на правовой основе. Идея правового государства, понимаемого как государства справедливого. Настоятельное требование «общности интересов и согласия в вопросах права» прослеживается во всей практической деятельности и речах Цицерона-консула. Цицероновская идея социальной общности, единомыслия всех сословий выразила девиз эпохи: «благо народа пусть будет высшим законом».

С этой точки зрения, любое государство есть республика, по определению Цицерона, так как речь не идет о форме правления. Для Цицерона «республика» есть синоним государства. Он не считает возможным пользоваться термином «regnum» (царство) – государство, где самовластно правит царь. Во времена республиканского Рима rex не пользовался популярностью, скорее наоборот. Невозможно было использовать и «civitas» как эквивалент греческого «полиса». Цицерон прибегает именно к «res publica», желая подчеркнуть современную форму римской государственности. Это определение государства и обозначение его термином республика составит целую традицию в истории политической мысли Средневековья и Нового времени и породит немало разночтений. Однако только Ш. Монтескье в XIX веке употребит термин республика в качестве формы правления.

Активное содействие благу государства своей деятельностью и своим имуществом – характерная постановка проблемы, свойственная римскому миропониманию. Со всей искренность своей натуры Цицерон утверждал в трактате «О государстве»: «природа наделила человека столь великим стремлением поступать доблестно и столь великой склонностью служить общему благу, что сила эта одерживала верх над всеми приманками наслаждений и досуга».

Следуя давней античной традиции, Цицерон различает формы государства правильные и неправильные.

Хорошо владея наследием греческих авторов о «чистых» государственных формах (Платона и Аристотеля), Цицерон склоняется к точке зрения Полибия в том, что смешанная форма правления нашла свое наилучшее воплощение в римском государстве.

Как и Полибий Цицерон считал, что каждая простая форма является непрочной, нестабильной, а неустойчивость простых политических форм выступает причиной их круговорота. Смешанная же форма сочетает в себе осуществляющие взаимный контроль элементы монархии (в лице консула; Цицерон сам был консулом), аристократии (в лице Сената) и демократии (в лице народных комиций). Главное во всем этом, чтобы сохранялось единство политической системы.

Спустя четь менее двух тысяч лет англичанин Джон Локк и француз Ш. Монтескье предложат теорию разделения властей. Цицерон выступит скорее с принципом их объединения.

В диалоге «О государстве» Цицерон от имени главного действующего лица Сципиона совершенной формой государства признает ту, которая соединяет преимущества простых («чистых») форм с тем, чтобы «в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». Достоинства смешанного устройства в «великом равенстве» и «прочности», так как нет оснований для переворота и вырождения там, где каждый прочно занимает свое место.

К вопросу о наилучшей форме правления примыкает и представление Цицерона об идеальном правителе. Следуя античной традиции, Цицерон разрабатывает проблему «государственного мужа», руководствующегося нравами и обычаями предков. Этическая направленность политической мысли, идущая еще от Сократа, вменяет государственному деятелю глубокие моральные качества и профессиональное достоинство: благоразумие и мудрость, справедливость и воздержанность, красноречие и знание права. В обязанности ректора-правителя государства, направляющего государственный корабль входит защищать всех, помогать слабым, ограничивать сильных, обуздывать страсти и распри, быть учителем и наставником. Для возрождения процветания государства нужна нравственная реформа. Отсюда идеальный государственный правитель, по Цицерону, – аристократ-реформатор.

В учении о праве Цицерон обращается к идеям Аристотеля, определяя право как политическую справедливость. Как Аристотель и другие мыслители он различает право и закон, но следует Аристотелю, разделяя консервативный вариант теории естественного права.

Исходным в рассуждении о праве он поставляет известный античный тезис: природу права следует искать в природе человека, и еще до проповеди Христа провозглашает: «по природе своей мы склонны любить людей, а это и есть основа права». Высшее благо, заявляет Цицерон, жить в согласии с природой. Руководствуясь природой, отличают не только право от бесправия, но и вообще все честное от позорного. Цицерон различает закон божественный (небесный) и законы человеческие. Божественный закон, «закон вообще», не был придуман человеком, он – нечто извечное, правящее всем миром благодаря своей мудрости. Этот первый и последний закон есть мысль божества, разумом своим ведающего всеми делами.

Божественная мысль есть высший закон, и когда человек обладает

совершенным разумом, разум этот проявляется в мыслях мудреца. На том, что народ всегда нуждается в мудрости и авторитете правителей, государство и зиждется. С проповедью любви на исходе I тысячелетия в мир придет Христос, которого ждали иудеи и искали умозрительно, не соглашаясь с мифологическими богами, греки.

 

Итоговые выводы:

К четвертому веку нашей эры восходит начало светской юриспруденции. Юристы отвечали на вопросы частных лиц, давали формулы при заключении сделок, вели дела в суде. Известными римскими юристами были Гай, Папиниан, чьему мнению отдавалось предпочтение в спорных делах, Павел, Ульпиан, Модестин.

Обобщая античную мысль, римские юристы провозглашают: правоесть искусство добра, равенства и справедливости. В соответствии с этим юриспруденция есть «познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого». Природу права следует искать в природе человека.

Современная культурология, социология, политико-правовая наука обобщают огромный исторический опыт, но древние учителя обеспечили научную постановку таких общечеловеческих, «вечных» проблем, которые не только не теряют своей актуальности спустя почти две тысячи лет, но и приобретают все большее значение в политико-юридическом и социально-культурном развитии человечества.

 

Литература по теме:

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., Мысль. 1997.

Аристотель. Сочинения в четырёх томах. М., Мысль. 1983.

Асмус В.Ф. Платон. М., Мысль.1984.

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., Наука. 1966.

Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., Прогресс. 1988.

Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. М., ЛГУ. 1989.

Деревнин А.А. Учение Цицерона о происхождении общества, государства и права. Из

истории развития политико-правовых идей. М., 1984.

Зиновина М.А. Теория Аристотеля и греческое право IV в. до н.э. М., 1992.

Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве. М., 1997.

Лосев А.Ф., Тахи-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., Молодая гвардия.1993.

Луковская Д.И. Философия и политика: взаимосвязь теории и практики. Древняя Греция.

М.,ИГиП АН СССР. 1984.

Луковская Д.И., Поляков А.В. Правовые и политические учения в Древней Греции:

учебно-методическое пособие, СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2014.

Лурье С.Я. Демокрит. Л., Наука. 1970.

Мыслители Греции. От мифа к логике. М., Эксмо-Пресс. 1998.

Мыслители Рима. Наедине с собой. М., Эксмо-Пресс. 1998.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., Наука. 1979.

Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли. От древности

до Декларации 1789г. М., ИГиП РАН. 1989.

Нерсесянц В.С. Сократ. М., Наука. 1984.

Нерсесянц В.С. Платон. М., Мысль. 1984.

Павлова С.В., Фролов В.В. Учения о законности, праве и государстве в странах

Древнего Востока и античного мира. СПб,2008.

Платон. Государство. Законы. Любое издание.

Петрушев В.А. Соотношение личности и государства в политико-правовом учении

Демокрита. М., 1984.

Полибий. Всеобщая история. Кн.6. Любое издание.

Римские стоики. М., 1995.

Цицерон. О государстве. О законах. Об обязанностях. Любое издание.

Цицерон и его время. М., Мысль. 1986.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1967.

Фролов Э.Д. Огни Диоскуров: античные теории переустройства общества и государства.

Л., ЛГУ. 1984.

Хрестоматия Древнего мира. Греция и эллинизм. М., Учебно-педагогическое

издательство. 1951.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1987.

Хрестоматия политических и правовых учений. Ч.1: Зарубежная политико-правовая

мысль: Сост. В.В. Ячевский. – Воронеж, 2000.

Чичерин Б.Н. История политических учений: древность и средние века. СПб. Праксис.

2000.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.146.16 (0.014 с.)