ТОП 10:

Политические и правовые учения Древнего Рима (IIв. до н.э. – Vв. н.э.).



Римское общество 3-1 вв. до н.э. переживало переломный момент в своей истории – кризис Римской республики. Прежде всего, это был кризис римской общины, сопровождавшийся упадком и разложением экономических, социальных, политических институтов. Постепенно происходит трансформация органов полисной демократии в фискально-бюрократический аппарат. При изменившихся условиях «классический» полис слишком узок для прежних рамок существования. В конечном итоге Рим превращается в столицу Средиземноморской державы.

 

 

Но самое главное и неизбежное изменение этого периода – кризис идеологический. Во многом обусловленный эллинизацией Рима, проникновением в римскую культуру эллинистических влияний (прежде всего греческой философии); кризис затронул староримскую систему ценностей. Для Рима было характерно взаимопроникновение жизни и политики как формы самовыражения, ощущение своего участия в управлении делами и жизни общины. Высшая ценность, которую знал римлянин – это его отечество, его родной город.

В рассматриваемый период отмечалось стремление к удовлетворению чисто личных интересов и преобладание эгоистических побуждений над общественными, что расценивалось как привнесенное в Рим извне. Ответной реакцией Римского общества на проникновение чужеземных влияний стала вначале практическая деятельность власти (вплоть до высылки философов), а в дальнейшем развитие теории упадка нравов (Саллюстием и Цицероном). В целом же эллинистическая (а также классическая греческая) философия по мере своего проникновения в Рим адаптировалась к запросам римского общества.

Наиболее близким по духу учением, приспособленным к нуждам римского общества в эпоху формирования и утверждения римской мировой державы, оказался стоицизм. Во времена империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) учение стои превратилось в своего рода религию народа.

Представители позднего стоицизма – философского направления 1-2 вв. н.э. явились продолжателями концепций древнегреческих стоиков. Характерной особенностью этого представительства было участие в нем лиц различной социальной принадлежности. Известным римским стоиком 1 века был политический деятель, консул и педагог Сенека. Другим стоиком был Эпиктет, в прошлом раб, после освобождения создавший свою философскую школу. Еще один известный стоик, император Марк Аврелий (2 в. н.э.), оставил сочинение «Наедине с собой».

Своеобразие этического учение стоиков происходит из особенностей их понимания природы. Используя учение Гераклита об огне, они выводили из этой стихии разумность и назвали ее логосом как закономерность всего существующего порядка вещей. Самым главным для человека объявляется следование логосу, природе, космосу. Важным стоическим выводом становится тезис о равенстве всех людей, поскольку «все люди получают равную долю огня».

В части уравнивания всех людей в политических правах стоицизм оказался революционным учением в среде социально-антагонистического общества.

Но более прогрессивным стало доказывание духовного равенства людей, отстаивание духовной свободы и человеческого достоинства раба, призыв к гуманному обращению с ним как духовно равным субъектом. Правда, это духовное равенство стоики видели в равенстве всех перед судьбой, сводимой в конечном итоге к фатализму, року, безысходности. Отсюда выводили индифферентность, в т.ч. и политическую.

К философам римской стои близок греческий историк эллинистического периода, выдающийся римский политик Полибий.

 

Политико-правовые идеи Полибия (201-120 гг. до н.э.).

Он родился в Мегаполисе (Южной Аркадии), в семье известного военноначальника Ахейского союза. Сам Полибий рано начинает заниматься политической деятельностью. После покорения Македонии Полибий вместе с тысячей представителей Ахейского союза был интернирован в Рим в качестве заложника, где сближается с Сципионом-младшим, войдя в его кружок, в котором был и Панетий. В качестве военного советника (эксперта) Сципиона он участвует в 3-ей Пунической войне, в осаде и взятии Карфагена. После его разрушения Полибию удается воздействовать на римлян, чтоб смягчить участь побежденных (за что карфагеняне поставили ему статую). Последние годы жизни участвует в реформах государственного управления в греческих городах, вошедших в качестве провинций в состав Римской республики. В это время Полибий выступает в качестве законодателя — для некоторых городов пишет законы (какие именно -неизвестно). Умирает в 82 года как прославленный военноначальник и историк.

Основное произведение Полибия "Всеобщая история" в 40 книгах. Для анализа его политико-правовой мысли важна 6-я книга, содержащая учение о государстве.

В своем учении о происхождении и формах государства Полибий выделяет 2 этапа: зарождение и эволюцию государства. А затем излагает учение о циклах, которые проходят в своем круговороте простые государственные формы. Таким образом, Полибий разворачивает учение об этапах зарождения и эволюции государственности и о циклах развития государства.

В отличие от предшественников Полибий связывает возникновение государства с такими присущими человеческой природе свойствами, как слабость и страх. Для объяснения своей позиции Полибий прибегает к образу крушения государства во всем мире вследствие природной катастрофы или эпидемии, в результате чего горстки людей стремятся к объединению подобно диким зверям. Образуется стадо (группа), во главе которой вожак. Он выделяется не в силу разума, а как самый сильный и смелый. Этот вожак еще не опирается ни на какие нравственные понятия, потому что нравственности еще нет. Нравственные понятия справедливости и прекрасного появляются на втором этапе, и монархия сменяется царской властью (басилеей). Появляется басилевс.

От первичной монархии царская власть отличается тем, что уже опирается на нравственные представления, на морально-этические основы. На этом втором этапе образуется семья, потому и появляется нравственность, так как возникает понятие долга (дети должны помогать родителям). В этом понятии долга конкретизируется и идея справедливости (в духе стоиков). Кроме того, на втором этапе появляются представления об одобрении или порицании тех или иных поступков.

На этом завершается этап линейного развития первоначальной государственности и начинается цикл круговорота политических форм. Полибий их характеризует согласно античной традиции (на правильные и неправильные), избирая критерием морально-этические основы властвования: в правильных формах правят по справедливости, а в неправильных — несправедливо.

От характеристики каждой из форм Полибий переходит к характеристике циклов.

В результате того, что царская власть становится наследственной, в конце концов, возникает тирания, при которой тиран правит на основе страха, развивая присущий людям страх еще больше. Но в ней всегда появляются благородные люди, которые встают на борьбу против деспота — это аристократы духа. В итоге тиранию сменяет аристократия, опирающаяся на справедливость и добродетель. Но и она недолговечна: хотя люди помнят, как живется при тиране, но этого хватает на 1—2 поколения. Уже дети аристократов гораздо более думают о наживе, чем о добродетели, и аристократия вырождается в олигархию. Когда образуется пропасть между богатством и бедностью, бедные выбирают себе вождя — демагога — политического лидера, который приводит их к победе. Но уже через два поколения он разлагает и такую прекрасную форму как демократия. Она вырождается в охлократию – наихудшую форму, при которой народ совершенно дичает. И тогда одичалый народ мечтает о каком-либо порядке, и, кажется, снова появляется самый смелый, и цикл повторяется снова.

Таким образом, каждая простая форма недолговечна. Она проходит ряд стадий: зарождение, возрастание, процветание, изменение, гибель. В конечном счете, гибнет в силу заложенного в нее принципа. По Полибию, неустойчивость простых политических форм выступает причиной их круговорота.

Как достичь устойчивости государства – корабля и его стабильности? Выход Полибий видит в смешанной форме правления. В классическую эпоху теория смешанных форм устройства получила наиболее отчетливое выражение у Аристотеля. Полибий считается его последователем, впервые применившим учение о смешанном государственном устройстве к опыту Римской республики, сочетавшей три простые формы: царскую власть — в институте консулов, аристократию — в сенате, демократию — в народных комициях.

Самое ценное в этом сочетании то, что ни одному из этих элементов не отдается предпочтение, они лишь взаимно дополняют и в то же время ограничивают друг друга при сохранении целостности политической власти как таковой. Такой строй, считал Полибий, «самый лучший из всех», поскольку в нем необычайно искусно, взаимно умеряя и уравновешивая друг друга, сочетаются элементы простых форм. Эта идея разделения царской власти и демократии при сохранении единства исполнительной, то есть смешанная форма государства, в 17-18 вв. учитывалась при разработке теории разделения властей.

Учение Полибия выросло из восторженного преклонения автора перед могущественной римской державой, которая возникла и утверждалась на его глазах и которая представляла собой небывалое, совершено отличное от всех известных доселе форм государства. Успехи Рима Полибий приписывал удачному сочетанию трех форм власти и воспитанию у римлян страха перед богами.

В целом для Полибия характерен государственнический взгляд, по которому определяющим в человеческих отношениях является устройство государства. В существующем государственном устройстве Полибий видит «важнейшую причину успеха или неудачи» какого-либо события. Поэтому так пристально его внимание к вопросу о формах государственного устройства. Вместе с тем возникновение и смена государственных форм видится античными мыслителями как естественный закон, совершаемый по законам природы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.192.150 (0.005 с.)