Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические и правовые учения Древнего Рима (iiв. До Н. Э. – vв. Н. Э. ).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Римское общество 3-1 вв. до н.э. переживало переломный момент в своей истории – кризис Римской республики. Прежде всего, это был кризис римской общины, сопровождавшийся упадком и разложением экономических, социальных, политических институтов. Постепенно происходит трансформация органов полисной демократии в фискально-бюрократический аппарат. При изменившихся условиях «классический» полис слишком узок для прежних рамок существования. В конечном итоге Рим превращается в столицу Средиземноморской державы.
Но самое главное и неизбежное изменение этого периода – кризис идеологический. Во многом обусловленный эллинизацией Рима, проникновением в римскую культуру эллинистических влияний (прежде всего греческой философии); кризис затронул староримскую систему ценностей. Для Рима было характерно взаимопроникновение жизни и политики как формы самовыражения, ощущение своего участия в управлении делами и жизни общины. Высшая ценность, которую знал римлянин – это его отечество, его родной город. В рассматриваемый период отмечалось стремление к удовлетворению чисто личных интересов и преобладание эгоистических побуждений над общественными, что расценивалось как привнесенное в Рим извне. Ответной реакцией Римского общества на проникновение чужеземных влияний стала вначале практическая деятельность власти (вплоть до высылки философов), а в дальнейшем развитие теории упадка нравов (Саллюстием и Цицероном). В целом же эллинистическая (а также классическая греческая) философия по мере своего проникновения в Рим адаптировалась к запросам римского общества. Наиболее близким по духу учением, приспособленным к нуждам римского общества в эпоху формирования и утверждения римской мировой державы, оказался стоицизм. Во времена империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) учение стои превратилось в своего рода религию народа. Представители позднего стоицизма – философского направления 1-2 вв. н.э. явились продолжателями концепций древнегреческих стоиков. Характерной особенностью этого представительства было участие в нем лиц различной социальной принадлежности. Известным римским стоиком 1 века был политический деятель, консул и педагог Сенека. Другим стоиком был Эпиктет, в прошлом раб, после освобождения создавший свою философскую школу. Еще один известный стоик, император Марк Аврелий (2 в. н.э.), оставил сочинение «Наедине с собой». Своеобразие этического учение стоиков происходит из особенностей их понимания природы. Используя учение Гераклита об огне, они выводили из этой стихии разумность и назвали ее логосом как закономерность всего существующего порядка вещей. Самым главным для человека объявляется следование логосу, природе, космосу. Важным стоическим выводом становится тезис о равенстве всех людей, поскольку «все люди получают равную долю огня». В части уравнивания всех людей в политических правах стоицизм оказался революционным учением в среде социально-антагонистического общества. Но более прогрессивным стало доказывание духовного равенства людей, отстаивание духовной свободы и человеческого достоинства раба, призыв к гуманному обращению с ним как духовно равным субъектом. Правда, это духовное равенство стоики видели в равенстве всех перед судьбой, сводимой в конечном итоге к фатализму, року, безысходности. Отсюда выводили индифферентность, в т.ч. и политическую. К философам римской стои близок греческий историк эллинистического периода, выдающийся римский политик Полибий.
Политико-правовые идеи Полибия (201-120 гг. до н.э.). Он родился в Мегаполисе (Южной Аркадии), в семье известного военноначальника Ахейского союза. Сам Полибий рано начинает заниматься политической деятельностью. После покорения Македонии Полибий вместе с тысячей представителей Ахейского союза был интернирован в Рим в качестве заложника, где сближается с Сципионом-младшим, войдя в его кружок, в котором был и Панетий. В качестве военного советника (эксперта) Сципиона он участвует в 3-ей Пунической войне, в осаде и взятии Карфагена. После его разрушения Полибию удается воздействовать на римлян, чтоб смягчить участь побежденных (за что карфагеняне поставили ему статую). Последние годы жизни участвует в реформах государственного управления в греческих городах, вошедших в качестве провинций в состав Римской республики. В это время Полибий выступает в качестве законодателя — для некоторых городов пишет законы (какие именно -неизвестно). Умирает в 82 года как прославленный военноначальник и историк. Основное произведение Полибия "Всеобщая история" в 40 книгах. Для анализа его политико-правовой мысли важна 6-я книга, содержащая учение о государстве. В своем учении о происхождении и формах государства Полибий выделяет 2 этапа: зарождение и эволюцию государства. А затем излагает учение о циклах, которые проходят в своем круговороте простые государственные формы. Таким образом, Полибий разворачивает учение об этапах зарождения и эволюции государственности и о циклах развития государства. В отличие от предшественников Полибий связывает возникновение государства с такими присущими человеческой природе свойствами, как слабость и страх. Для объяснения своей позиции Полибий прибегает к образу крушения государства во всем мире вследствие природной катастрофы или эпидемии, в результате чего горстки людей стремятся к объединению подобно диким зверям. Образуется стадо (группа), во главе которой вожак. Он выделяется не в силу разума, а как самый сильный и смелый. Этот вожак еще не опирается ни на какие нравственные понятия, потому что нравственности еще нет. Нравственные понятия справедливости и прекрасного появляются на втором этапе, и монархия сменяется царской властью (басилеей). Появляется басилевс. От первичной монархии царская власть отличается тем, что уже опирается на нравственные представления, на морально-этические основы. На этом втором этапе образуется семья, потому и появляется нравственность, так как возникает понятие долга (дети должны помогать родителям). В этом понятии долга конкретизируется и идея справедливости (в духе стоиков). Кроме того, на втором этапе появляются представления об одобрении или порицании тех или иных поступков. На этом завершается этап линейного развития первоначальной государственности и начинается цикл круговорота политических форм. Полибий их характеризует согласно античной традиции (на правильные и неправильные), избирая критерием морально-этические основы властвования: в правильных формах правят по справедливости, а в неправильных — несправедливо. От характеристики каждой из форм Полибий переходит к характеристике циклов. В результате того, что царская власть становится наследственной, в конце концов, возникает тирания, при которой тиран правит на основе страха, развивая присущий людям страх еще больше. Но в ней всегда появляются благородные люди, которые встают на борьбу против деспота — это аристократы духа. В итоге тиранию сменяет аристократия, опирающаяся на справедливость и добродетель. Но и она недолговечна: хотя люди помнят, как живется при тиране, но этого хватает на 1—2 поколения. Уже дети аристократов гораздо более думают о наживе, чем о добродетели, и аристократия вырождается в олигархию. Когда образуется пропасть между богатством и бедностью, бедные выбирают себе вождя — демагога — политического лидера, который приводит их к победе. Но уже через два поколения он разлагает и такую прекрасную форму как демократия. Она вырождается в охлократию – наихудшую форму, при которой народ совершенно дичает. И тогда одичалый народ мечтает о каком-либо порядке, и, кажется, снова появляется самый смелый, и цикл повторяется снова. Таким образом, каждая простая форма недолговечна. Она проходит ряд стадий: зарождение, возрастание, процветание, изменение, гибель. В конечном счете, гибнет в силу заложенного в нее принципа. По Полибию, неустойчивость простых политических форм выступает причиной их круговорота. Как достичь устойчивости государства – корабля и его стабильности? Выход Полибий видит в смешанной форме правления. В классическую эпоху теория смешанных форм устройства получила наиболее отчетливое выражение у Аристотеля. Полибий считается его последователем, впервые применившим учение о смешанном государственном устройстве к опыту Римской республики, сочетавшей три простые формы: царскую власть — в институте консулов, аристократию — в сенате, демократию — в народных комициях. Самое ценное в этом сочетании то, что ни одному из этих элементов не отдается предпочтение, они лишь взаимно дополняют и в то же время ограничивают друг друга при сохранении целостности политической власти как таковой. Такой строй, считал Полибий, «самый лучший из всех», поскольку в нем необычайно искусно, взаимно умеряя и уравновешивая друг друга, сочетаются элементы простых форм. Эта идея разделения царской власти и демократии при сохранении единства исполнительной, то есть смешанная форма государства, в 17-18 вв. учитывалась при разработке теории разделения властей. Учение Полибия выросло из восторженного преклонения автора перед могущественной римской державой, которая возникла и утверждалась на его глазах и которая представляла собой небывалое, совершено отличное от всех известных доселе форм государства. Успехи Рима Полибий приписывал удачному сочетанию трех форм власти и воспитанию у римлян страха перед богами. В целом для Полибия характерен государственнический взгляд, по которому определяющим в человеческих отношениях является устройство государства. В существующем государственном устройстве Полибий видит «важнейшую причину успеха или неудачи» какого-либо события. Поэтому так пристально его внимание к вопросу о формах государственного устройства. Вместе с тем возникновение и смена государственных форм видится античными мыслителями как естественный закон, совершаемый по законам природы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.007 с.) |