Вопрос № 1 « предмет тгп. Ее место в системе юридических наук». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 1 « предмет тгп. Ее место в системе юридических наук».



Вопрос № 1 «Предмет ТГП. Ее место в системе юридических наук».

Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее.

Характерные черты предмета ТГП:

Ø общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));

Ø основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);

Ø общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);

Ø единство науки (ТГП - единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Предмет ТГП:

§ закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;

§ сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;

§ основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.

Система юридических наук включает в себя 3 основные группы юридических наук:

1. Теоретико-исторические науки: История государства и права (России и заруб. стран), история политических и правовых учений.

2. Отраслевые и межотраслевые науки- они изучают либо отдельные отрасли права, либо формируются на стыке 2 или нескольких отраслей права. К ним относятся:

Административное право, уголовное, гражданское, международное права и т.д

3. Прикладные (специальные) юридические науки: криминалистика, криминология, судебная медицина, психиатрия и т.д.

ТГП самым тесным образом связана с историческими науками о государстве и праве. Также тесно она связана с отраслевыми и межотраслевыми науками. В системе юридических наук ТГП по отношению к другим юридическим наукам выступает как наиболее общая наука о государстве и праве, а все остальные юрид. науки по отношению к ТГП носят более частный характер. ТГП выступает теоретической и методологической базой для других юридических наук, однако в свою очередь ТГП опирается на положения и выводы других юрид. наук и использует эти положения и выводы для более широких теоретических обобщений.

Таким образом связь ТГП с другими юридическими науками носит двусторонний характер.

 

Вопрос №2 «Место ТГП в системе общественных и юридических наук. Функции ТГП».

 

С точки зрения предмета изучения все науки делятся на:

ü естественные - изучают процессы, протекающие в человеческом обществе;

ü общественные - в зависимости от предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию, а также те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование - юридические.

ТГП наиболее тесно связана с такими гуманитарными науками как философия, политология, экономическая теория, социология, история.

ТГП, являясь частной наукой по отношению к гуманитарным наукам, при изучении своего предмета нередко опирается на положения и выводы, разрабатываемые этими науками. В свою очередь ТГП обогащает гуманитарные науки, глубоко изучая государственно – правовые явления.

В системе общественных наук ТГП тесно взаимосвязана с:

философией - наукой о мире и его закономерностях. ТГП смотрит на проблемы более узко, изучает закономерности развития и функционирования государства и права, но в контексте мирового развития;

экономикой - наукой, изучающей производственные отношения и экономические законы. ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику;

политологией - наукой, изучающей политику и политические системы современного мира. ТГП рассматривает политические системы общества с точки зрения места в них государства. ТГП основывается на данных о политической системе общества (место и роль государства в ней) Политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, политического режима и так далее;

социологией - наукой, изучающей все проблемы общества в целом. ТГП рассматривает все социальные явления в более узком ракурсе (виды социальных регуляторов и так далее).

Связь ТГП и других гуманитарных наук носит двухсторонний характер.

 

ТГП и историко-юридические науки:

Общность:

Ø рассматривают ГП в целом;

Ø изучают ранее существовавшие ГП; исследуют причины их возникновения и закономерности развития.

Различия:

v история - процесс развития ГП конкретных стран в хронологическом порядке;

v ТГП - исторический процесс в обобщенном виде, теоретическое обобщение процессов.

Взаимодействие:

 

ü изучение исторического материала необходимо для всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем;

ü история опирается на выводы и обобщения ТГП.

ТГП и отраслевые юридические науки:

o ТГП изучает общие закономерности независимо от конкретной области общественной жизни - это общеправовая наука по отношению к отраслевым;

 

o отраслевые юридические науки изучают части государства, его определенные органы, отдельные группы правовых норм. Они дают фактический материал для ТГП.

 

Функции - основные направления исследовательской деятельности. В дисциплине теории государства и права (ТГП) выделяют следующие функции:

1. Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

2. Гносеологическая - (гносеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

3. Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

4. Прогностическая (предсказательная) - на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

5. Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

6. Прикладная (политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

7. Политико-управленческая. ТГП призвана формировать научные основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государственно-правовых явлений.

8. Методологическая.

 

Вопрос №3 «Теории происхождения права»

Вопрос № 6 «Предпосылки появления государства. Европейская и азитская модели возникновения государства»

Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной

жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита

прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка,

безопасности граждан и общества). Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации.

Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития

человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало

для управления общественными процессами систему определенных правил поведения,

устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти

социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Причины, или условия, формирования государственности заложены в самих

Общественных отношениях.

1. Неолитическая революция (эпоха позднего неолита нового каменного века, продолжалась несколько тысячелетий). Переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей, от охоты, рыболовства и собирательства к устойчивым формам скотоводства и земледелия.

2. Переход к производящей экономике сопровождался крупными общественными разделениями труда, которые пришли на смену естественному разделению труда господствовавшего в период присваивающей экономики. Обычно вслед за Энгельсом выделяют три крупных общественных разделения труда: выделение пастушьих племен, отделение ремесла от земледелия, появление купечества.

3. Три крупных разделения труда – земледелие, скотоводство, появление

купцов. В процессе разделения труда, появления различных ремёсел и возникшее в следствие этого расслоение общества на тех, кто производит и тех, кто пользуется продуктами труда, привело к возникновению товарных отношений и выделению из общества группы менял, которые сами ничего не производят, однако жизненно необходимы в качестве связующего звена между ремесленниками и теми, кто пользуется их продуктами.

4. Появление частной собственности. Разделение труда, по сути, означает специализацию людей на определённых видах производственной деятельности. Это способствовало усилению эффективности производственной деятельности и как следствие, росту производительности труда. Кроме того, подобная специализация означала, что первичным правом на произведённый продукт обладал его производитель, который получал возможность распоряжаться продуктом по своему усмотрению.

5. Социальные.

-а) Повсеместное закрепление ТАБУ на инцест (запрет вступать в половые

сношения с близкими родственниками)

б) Усложнение социальных связей, объединяющих членов общества. Кровное

родство все больше уступало место производственным, семейным,

товарообменным отношениям.

в) Специализация людей на определённых видах деятельности привела к

закреплению людей за определённой территорией. Вследствие этого между

ними возникла специфическая связь – территориальная.

г) Институт власти выделяется из общества

Необходимо отметить точку зрения тех исследователей, которые говорят о двух путях возникновения государства:

1. Восточный (азиатский) - данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет, Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления (shpora.su), превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего государственного аппарата.

 

2. Западный (европейский) - дынный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государствообразующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма. В современной науке есть мнение, что первые государства везде были раннеклассовые.

 

Власть можно поделить также

- на политическую

- неполитическую.

Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая — это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть:

  1. легальной (законной)
  2. теневой (скрытой, невидимой, нелегальной)
  3. демократической
  4. недемократической

 

Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

 

Государственная власть – это осуществляемое при помощи гос.аппарата политическое руководство обществом в интересах каких-либо соц.групп, классов, народа в целом.

 

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

 

Формационный подход

Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.

Формационный подход выделяет 4 типа государств:

• рабовладельческое -

• феодальное -

• буржуазное -

• социалистическое –

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.

Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

Федерации делятся на виды.

Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу)

Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе — демократизации общества.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

 

Вопрос № 21. Конфедерация и иные формы межгосударственных территориальных образований.

 

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой госyдаpства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

 

Конфедерации свойственны следующие черты:

o создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

o создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

o каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

o члены конфедерации обладают правом выхода (сецессии) из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

o неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство — унитарное или федеративное;

o у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Внешние функции

- внешняя политическая функция

- оборона и внешняя безопасность

- охрана государственной границы

- экономическое сотрудничество

- научно-техническое сотрудничество

- культурное сотрудничество

- сотрудничество в сфере эклоги

- международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

 

Виды органов государства

Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.

Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).

Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства.

Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные органы.

 

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парламент" - собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.

Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,- вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко, наряду с назначенными должностными лицами, на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

 

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

См. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

 

Структура нормы права

Норма права состоит из 3 элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие (дает описание юридических фактов). Диспозиция — это «та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, то есть на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов» Санкция — та часть нормы, которая указывает на меры правового принуждения, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого подхода выглядит следующим образом: «если…, то…, а в противном случае…».

 

Вопрос № 1 «Предмет ТГП. Ее место в системе юридических наук».

Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее.

Характерные черты предмета ТГП:

Ø общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));

Ø основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);

Ø общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);

Ø единство науки (ТГП - единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Предмет ТГП:

§ закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;

§ сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;

§ основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.

Система юридических наук включает в себя 3 основные группы юридических наук:

1. Теоретико-исторические науки: История государства и права (России и заруб. стран), история политических и правовых учений.

2. Отраслевые и межотраслевые науки- они изучают либо отдельные отрасли права, либо формируются на стыке 2 или нескольких отраслей права. К ним относятся:

Административное право, уголовное, гражданское, международное права и т.д

3. Прикладные (специальные) юридические науки: криминалистика, криминология, судебная медицина, психиатрия и т.д.

ТГП самым тесным образом связана с историческими науками о государстве и праве. Также тесно она связана с отраслевыми и межотраслевыми науками. В системе юридических наук ТГП по отношению к другим юридическим наукам выступает как наиболее общая наука о государстве и праве, а все остальные юрид. науки по отношению к ТГП носят более частный характер. ТГП выступает теоретической и методологической базой для других юридических наук, однако в свою очередь ТГП опирается на положения и выводы других юрид. наук и использует эти положения и выводы для более широких теоретических обобщений.

Таким образом связь ТГП с другими юридическими науками носит двусторонний характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.162.98 (0.125 с.)