Тема: Понятие, предмет, метод и система «Земельного права».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Понятие, предмет, метод и система «Земельного права».



Тема: Понятие, предмет, метод и система «Земельного права».

1. Понятие, предмет и метод земельного права.

2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина.

3. Соотношение земельного права с гражданским, административным и другими отраслями права.

I. Понятие, предмет и метод земельного права.

Земельное право — это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

Объектами земельных отношений являются «земля как природный объект и природный ресурс» и «земельные участки (части земельных участков)» (п. 1 ст. 6 ЗК РФ). Предметом земельного права являются общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, наблюдается расширение прав собственников земли и землепользователей, в т. ч. арендаторов.

Метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:

1) свойственны только государству ;

2) касаются только юридических норм;

3) обеспечиваются государственным принуждением.

 

Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам. Специфика предмета правового регулирования (земельные отношения) определяет специфику метода правового регулирования в земельном праве, которая состоит в том, что в земельно-правовом методе сочетаются отдельные элементы методов правового регулирования других отраслей права.

В юридической литературе различают:

1) императивный метод правового регулирования как способ властного воздействия на участника общ-х отношений, урегулированных нормами права;

2) диспозитивный метод, определяющий лишь пределы поведения участников земельных отношений, предоставляющий им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов. Существует три основных вида диспозитивного методаправового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Метод науки земельного права заключается в способе изучения не только системы земельно-правового регулирования, но и самих методов регулирования, способствуя их совершенствованию. Метод земельного права как учебной дисциплины имеет иное целевое назначение, поскольку направлен на усвоение обучаемыми той части знаний, которые необходимы им для будущей специализации или квалификации.

II. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина.

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяются объективными закономерностями развития земельного законодательства как отрасли.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает:

1) общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений;

2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: 1) институт права собственности на землю; 2) институт иных видов прав на землю; 3) институт управления в области землепользования; 4) институт землеустройства; 5) институт государственного земельного кадастра; 6) институт контроля за использованием земли; 7) институт правовой охраны земель; 8) институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, а именно: 1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; 2) правовой режим земель поселений; 3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; 4) правовой режим земель особо охраняемых территорий; 5) правовой режим земель лесного фонда; 6) правовой режим земель водного фонда; 7) правовой режим земель запаса.

Помимо земельного права как отрасли права, выделяется земельное право как наука. Правовая наука вообще есть совокупность правовых знаний, накопленных и постоянно углубляемых в результате специальных исследований, законотворчества и практики его применения. Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений. Как научная отрасль земельное право призвано обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм, способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель. Методы науки земельного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Земельное право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. В учебной дисциплине наряду с основными положениями общей части земельного права обычно рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии. Кроме того, может быть включена специальная часть, освещающая законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.

III. Соотношение земельного права с гражданским, административным и другими отраслями права.

С предметом и системой земельного права тесно связана проблема разграничения действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений. Это связано прежде всего с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в т. ч. земельных и имущественных.

Разграничение земельного и гражданского законодательства

Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). Предметом же земельного права являются земельные отношения, представляющие собой комплекс отношений, складывающихся по поводу земли как природного богатства и объекта недвижимости (т. е. комплекс имущественных и управленческих отношений). Таким образом, гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования вопросов, связанных с землей как объектом недвижимости, а в земельном законодательстве отражается специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта.

II. Характеристика основных форм собственности.

I. Правовая охрана земель.

а) Понятие, цели и задачи охраны земель. Содержание охраны земель.

Под правовой охраной земель понимается установление системы организационно-правовых и экономических мер, направленных на сохранение земель как важнейшего объекта окружающей природной среды, включающей в качестве главной составной части правовое регулирование порядка землепользования, а также установление и применение мер юридической ответственности за нарушение обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

 

Целями охраны земель согласно п 2 ст 12 ЗК РФ являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности,

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Загрязнение земель — это ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в т. ч. лишенного плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т. п ), характеризующееся появлением (увеличением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.

Нарушением земель следует считать разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, проведение всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы

Понятие восстановления земель сформулировано применительно к землям сельскохозяйственного назначения в ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий. Меры охраны земель включают: 1) определение необходимых прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по охране и рациональному использованию земель; 2) установление полномочий государственных и муниципальных органов по обеспечению охраны земель;

3) установление необходимых правовых режимов для различных категорий земель, введение запретов и дозволений; 4) поощрение благоприятной с точки зрения охраны земель деятельности; 5) установление мер юридической ответственности за земельные правонарушения, а также порядка изъятия земель за их ненадлежащее использование.

Таким образом, правовая охрана земель осуществляется для преодоления и предупреждения негативных экологических, экономических и иных последствий землепользования, и достигается это путем установления дозволения, поощрения за примерные действия субъектов, а также привлечения правонарушителей к ответственности.

Содержание охраны земель.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны выполнять экологические требования по охране земель Статья 13 ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей, которые возлагаются на лиц, использующих земельные участки. К ним, в частности, относятся: сохранение почв и их плодородия; защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.; защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидация последствий загрязнения и захламления земель; сохранение достигнутого уровня мелиорации; рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот; сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

б) Мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Рекультивация — это комплекс мероприятий по восстановлению плодородия почвы, возвращению народному хозяйству участков земли, нарушенных горными, строительными работами и т. д. Рекультивация нарушенных земель осуществляется в два этапа. На этапе технической рекультивации, осуществляемой временным землепользователем, нарушившим почвенный покров, проводятся работы по выравниванию земельной поверхности, проведению дренажных работ, нанесению плодородного слоя почвы. На втором этапе проводится биологическая рекультивация земель, осуществляемая собственниками земли, землепользователем, арендатором, которому возвращен нарушенный участок, биологическая рекультивация, в отличие от технической, более растянута во времени и имеет своей задачей восстановить плодородие нанесенного слоя почвы с помощью удобрений, известкования земель, проведения циклов севооборотов.

Консервация земель — временное изъятие земель из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие. Консервацию земель регулирует:

1) ЗК РФ; 2) постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г., утвердившее Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. (Российская газета. 20ноября № 000).

Порядок проведения работ по мелиорации земель регулируется ФЗ «О мелиорации земель».

Мелиорация земель осуществляется в целях повышен продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Указанный Закон выделяет несколько типов мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация и химическая мелиорация, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды. Работы по мелиорации земель проводятся на основе соответствующих планов.

в) Защита и гарантии прав собственности, землевладения, землепользования.

Способы защиты земельных и земельно-имущественных прав те же, что предусмотрены в ст. 12 ГК РФ. Необходимо отметить, что некоторые из них воспроизведены и в Земельном кодексе РФ:

1) признание права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ);

2) восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ). Нормы ГК РФ расширяют возможность защиты нарушенного права лица на земельный участок и применения в качестве последствия такой меры, как восстановление нарушенного права. Согласно ст. 12 ГК РФ право лица на земельный участок подлежит защите в случае признания недействительным акта не только исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, но и законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка;

3) признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ) Признание недействительными указанных актов является формой судебного контроля над состоянием законодательства в Российской Федерации, в т. ч. и в области использования и охраны земель.

IV. Мониторинг земель.

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли Российской Федерации.

К задачам мониторинга земель согласно п. 2 ст. 67 ЗК РФ относятся: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного имуниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. В зависимости от территориального охвата мониторинг земель может быть: федеральный, региональный и локальный (местный).

Порядок осуществления государственного мониторинга земель определен в Положении об осуществлении государственного мониторинга земель, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000. Согласно названному Положению мониторинг включает в себя: 1) сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение; 2) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; 3) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

V. Контроль в области охраны и рационального использования земель.

Контроль в области охраны и рационального использования земель осуществляется в целях обеспечения исполнения установленных требовании (норм, правил, нормативов) пользования землей, проверки выполнения мероприятии по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

Выделяют следующие функции государственного земельного контроля: 1) информационная функция; 2) превентивная функция; 3) функция пресечения.

Правовые формы земельного контроляв зависимости от характера, их последовательного, логического применения можно разделить на три вида: 1) информационно-правовые формы контроля при сборе материалов; 2) принятие решений по результатам проведенного контроля; 3) исполнение решений контрольных органов.

Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования согласно ст. 72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль над использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц в части предоставления им земельных участков, а также за соблюдением требований использования и охраны земель (п. 3 ст. 72 ЗК РФ).

 

Производственный земельный контроль согласно ст. 73 ЗК РФ осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

VI. Плата за землю.

Правовую основу расчета платы за землю составляют: Закон РФ от 01.01.01 г. № 000-1 «О плате за землю» (с послед, изм. и доп.)1, гл. 31 Налогового кодекса РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, положения которых находят дальнейшее развитие в мето­дических указаниях и разъяснениях ведомств по вопросам платного природопользования, например Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 01.01.01 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"» (с послед, изм. и доп.).

Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. Цели взимания платы за землю заключаются в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Законодательство устанавливает две формы платы за землю: земельный налог и арендную плату (ст. 65 ЗК РФ). Арендная плата взимается за земли, которые переданы в аренду. Земельный налог как один из видов местных налогов регулируется Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге — законами этих субъектов Российской Федерации).

Одним из принципов регулирования платы за использование земель является отсутствие зависимости определения размера земельного налога от экономических результатов использования земель.

III. Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность— это одна из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в т. ч. и за правонарушения в области охраны и использования земель.

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств:

I) дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации;

2) дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей среды и требований законодательства;

3) основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины — совершение дисциплинарного проступка, которым признается виновное неисполнение трудовой обязанности во время работы.

Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Объект правонарушения здесь двойной: правила внутреннего распорядка и правила использования земель, и чтобы возложить на виновного дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения, т. е. неисполнение работником трудовой обязанности одновременно было бы нарушением им земельного правопорядка (неисполнение земельной обязанности, возложенной законом на собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя).

 

Под проектированием, размещением и вводом в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, понимаются действия, повлекшие нарушение нормативов, стандартов, режимов использования земель, заключение государственных экологических экспертиз и т. д. при принятии решений на указанных стадиях хозяйственного процесса. К дисциплинарной ответственности могут быть при­влечены как непосредственные исполнители работ, так и вышестоящие должностные лица, понуждавшие их к нарушению природоохранных требований.

Загрязнение земель можно рассматривать как проникновение в почву веществ, оказывающих отрицательное воздействие на ее химический состав. Помимо загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, дисциплинарная ответственность предусматривается также за загрязнение земель производственными отходами и сточными водами Земли подвергаются загрязнению отходами промышленных предприятий; атомных станций или других установок; при разведке и разработке нефти, угля и других полезных ископаемых. Под отходами понимаются непригодные для производства данной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологического процесса вещества (твердые, жидкие, газообразные). Под сточными родами понимаются воды, использованные в промышленном, сельскохозяйственном производстве, для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд и характеризующиеся изменением их первоначальных химических, биологических и физических свойств.

Согласно п. 2 ст. 75 ЗК РФ привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется на основании трудового законодательства, законодательства о государственной и муниципальной службе, законодательства о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ.

ТЕМА: Образование участков посредством раздела, выдела, объединения, перераспределения

Наиболее распространенным способом образования земельных участков, является их образование из уже существующих участков посредством их раздела, объединения, перераспределения или выдела. При этом, образование земельных участков указанными способами может осуществляться из участков, находящихся как в частной, так и в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков указанными выше способами заключается в следующем:

Раздел земельного участка.

С необходимостью раздела земельного участка, как правило, сталкиваются собственники объектов недвижимости, расположенных на соответствующем участке. Примерами могут быть случаи:

- отчуждения собственником объектов недвижимости одного или нескольких объектов недвижимости другому лицу;

- нахождения на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объектов недвижимости, принадлежащих разным лицам.

Для оформления прав соответствующих лиц на земельные участки, занятые принадлежащими им объектами недвижимости, а также формирования таких участков, необходимо осуществить раздел изначального участка (при условии его делимости).

Также следует отметить, что достаточно распространённым случаем образования участков путем раздела изначального участка, является случай раздела земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному объединению граждан с целью образования из него отдельных земельных участков для последующего оформления прав граждан на них.

По общему правилу, установленному действующим законодательством, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

Исключением из указанного правила являются случаи:

- раздела земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан;

- раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В указанных выше случаях земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Выдел земельного участка.

Данный способ образования земельного участка может быть осуществлен в отношении изначального участка, находящегося в долевой собственности. В частности, выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков.

Лицо, осуществившее образование земельного участка путем выдела принадлежащей ему доли в праве общей собственности на земельный участок, становится собственником индивидуально-определенного имущества – земельного участка. Данное обстоятельство дает ему право свободно пользоваться и распоряжаться им, не соблюдая особых режимов, предусмотренных законодательством для общей долевой собственности (преимущественное право покупки доли, согласие всех сособственников на распоряжение общим имуществом).

Следует отметить, что выдел земельного участка в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальными нормами ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Тема: Понятие, предмет, метод и система «Земельного права».

1. Понятие, предмет и метод земельного права.

2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина.

3. Соотношение земельного права с гражданским, административным и другими отраслями права.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.015 с.)