Общие организационно-методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие организационно-методические указания



ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Соответствие ФГОС ВПО направления подготовки бакалавра.

Методические указания составлены на основе рабочей программы дисциплины «Политология» и в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 41 от 17.01.2011 г.

2. Сущность дисциплины и цель ее изучения.

Изучение данной дисциплинынаправлено на усвоение студентами необходимого минимума знаний по «Политологии», для применения их в дальнейшей практической деятельности.

Целью изучения дисциплины «Политология» в соответствии с квалификационной характеристикой студента и рабочим учебным планом для направления 080100.62 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат) является изучение политики, власти и политических процессов и явлений в обществе.

Задачи дисциплины:

· помочь студентам разобраться в наиболее сложных проблемах политологии;

· выявить место и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, процессы международной политической жизни;

· провести анализ политических процессов в России, места и статуса России в современном политическом мире.

3. Требования к уровню подготовки бакалавра в рамках данной дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Политология» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций у студентов в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат):

· стремление работать на благо общества (ОК-1);

· знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

· знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
(ОК-4);

· способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

· владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

· способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умение оценивать последствия решений (ОК-15);

· умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);

· умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16).

 

Результатом сформированности общекультурных компетенций (ОК-1, ОК-3,
ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16) у студентов являются:

Знания:

· теоретических и прикладных, аксиологических и инструментальных компонентов политики;

· роли и функций субъектов политики в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

· прав и свобод человека и гражданина, в том числе политических;

· специфики российской модернизации и особенностей политического развития России в XXI веке.

Умения:

· обосновывать мобилизационный тип отечественного развития;

· давать характеристику специфике социальной трансформации общества в ХX - XXI веках;

· реализовывать компоненты политологического знания при решении социальных и профессиональных задач.

Навыки:

· владения дискурсом политологического знания;

· участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;

· формулирования и обоснования собственных оценок в отношении современных российских реформ.

 

4. Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентам (курсантам) для изучения данной дисциплины:

1. Отечественная история.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п / п Содержание разделов (модулей), тем дисциплины Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки Компетенции раздела (модуля), тем
Лек-ции ПР ЛР СР ИР
               
1. Политология как наука и учебная дисциплина. Причины и предпосылки образования политологии как науки. Становление политологии как науки. Понятие политологии и общественная потребность в политологии. Объекты, предмет и метод политической науки. Политика и политическое. Сущность и основные черты политики. Роль и место политики в жизни современных обществ. Характер взаимосвязи политики и других сфер жизни общества. Политика и экономика. Политика и право. Политика как искусство. Политика и религия. Политика и мораль. Политика и СМИ. Социальные функции политики. Влияние политики на поиск и выбор путей, на направление и ход общественного развития. Методология и методика политологического исследования. Основные категории и законы политологии. Соотношение политологии и других общественных наук. Политология в системе политических наук. Функции политологии. Теоретическая и прикладная политология. Сравнительная политология (политическая компаративистика). Основные общесоциологические парадигмы сравнительного анализа политических культур (формационная (К. Маркс, Ф. Энгельс), мир-системная (Ф. Бродель, И. Валлерстайн), цивилизационно-культурная (И.Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда).   - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
2. Проблемы и история мировой политической мысли. История политических учений. Генезис политических идей в истории человечества. Проблемы периодизации истории становления и развития политической мысли. Политика как часть религиозно – мифологического воззрения Древнего мира. Элементы политологии в учениях Конфуция, Платона и Аристотеля. Особенности развития политической мысли Востока. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения: сложности и противоречия. Религиозная концепция (Августин Аврелий, Ф. Аквинский). Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Дж. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо). Плюрализм политической концепции XIX – н. XX вв. Теория государства и гражданского общества И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Марксистская теория политики. Основные школы и направления в современной западной политологии. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
3. Политическая мысль России. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Особенности развития политических идей на Руси в период до образования российского централизованного государства. Политические аспекты принятия христианства на Руси. Традиции древнерусских «народоправств». Политическая мысль на Руси периода образования и укрепления централизованного государства. Политические идеи Петровских времен и их теоретическое обоснование. Основные тенденции российской политической мысли в эпоху Просвещения в России во II половине XVIII века. Плюрализм политических идей XIX века: конституционные проекты к. XVIII – первой половины XIX века; славянофилы и западники; либералы и консерваторы; русский анархизм; политико-религиозные концепции. Социалистические идеи: от революционеров-демократов до научного коммунизма. Политические реформы П. Столыпина. Формирование партийной системы в России. Современные политологические школы. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
4. Политическая власть и властные отношения. Политическая власть: понятие и признаки. Современные концепции власти. Государственная власть. Сфера политической власти и ее пределы. Функции политической власти: руководство, управление, организация, контроль. Особенности соотношения экономической, политической, духовной, информационной и других видов власти. Характеристика компонентов властных отношений: субъекта, объекта, средств и методов. Отражение интересов и воли народа в системе власти. Принцип «разделения властей». СМИ как четвертая власть. Легальность и легитимность власти. Основные типы легитимации политической власти (М.Вебер). Механизм осуществления политической власти. Политическое господство.   - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
5. Политическая система общества (ПСО). Политическая система. Характеристика структурных элементов политической системы общества. Функции политической системы общества: виды и их характеристика. Эффективность функционирования политических систем. Факторы стабильности и изменчивости в ПСО. Политическая система и бюрократизм. Этапы развития политической системы в России. Критерии классификации ПСО. Типы политической системы общества. Соотношение политической системы и политического режима. Политические режимы и их типология. Основные черты демократического, авторитарного и тоталитарного режимов. Демократия как сложное, многоплановое явление. Проблемы становления демократической ПСО в России, современные дискуссии о путях дальнейшей демократизации России.   - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
6. Государство как политический институт. Место государства в политической системе. Основные подходы к сущности государства. Теории происхождения государства. Типы государства. Цивилизационный и формационный подходы к типологии государств. Понятие, признаки и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства. Президентская и парламентская республика. Органы государства в ПСО. Государство и религия.   - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
7. Соотношение государства и гражданского общества. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Государство и гражданское общество: единство и различие. Этатизация и деэтатизация. Различные подходы к концепции гражданского общества. Структура гражданского общества и его признаки. Значение и пути формирования гражданского общества в современной России. Правовое государство: понятие и признаки. Связь гражданского общества с правовым государством. Особенности становления гражданского общества в России. -   -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
8. Политические партии, общественные организации и движения. Политические партии. Происхождение политических партий. Правовое оформление политических партий. Понятие политической партии. Признаки и функции политической партии. Статус партии. Типология политических партий: авангардные, парламентские, массовые, партии-клубы; консервативные, либеральные, социал-демократические, социалистические и другие партии. Политические организации и движения. Политические, социально-экономические и культурные основы возникновения и деятельности общественных организаций. Профсоюзные, молодежные, женские и другие организации. Народные фронты: понятие, признаки, цели и перспективы. Общественно-политические организации в России. Партийные системы: понятие, функции и типология.. Характеристика партийной системы в современной России. -   -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
9. Политическая элита и политическое лидерство. Возникновение понятия «Политическая элита». Характеристика основных теорий элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. Характерные черты, структура и функции политической элиты. Результативность политической элиты. Понятие «властвующая элита». Место и роль политической элиты в структуре властвующей элиты. Политическая и экономическая элита. Характеристика политической элиты современной России. Политическое лидерство: понятие и сущность. Типы политических лидеров: формальные и неформальные. Особенности и тенденции развития политического лидерства. Роль политических лидеров в преодолении кризисных ситуаций в стране (харизма, культ личности). Проблемы подготовки и формирования политической элиты и лидеров: методы, формы, социальная база, критерии и порядок отбора. -   -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
10. Политический процесс и политическое развитие. Политические отношения и процессы. Понятие, основные признаки и особенности политических отношений. Понятие, структура и признаки политического процесса. Проблемы типологизации политического процесса. Многообразие видов и содержания политического процесса. Революционные и эволюционные формы его развития. Причины и последствия деформации политических процессов. Политическая борьба и политическое сотрудничество. Политическое поведение: понятие, характерные черты и особенности. Участие в выборах и управлении. Политическое развитие: понятие, виды и кризисы. Сущность, этапы и пути политической модернизации. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
11. Избирательные (электоральные) системы. Электоральные системы. Выборы: понятие и виды. Роль выборов в демократических обществах. Основные принципы выборов. Функции и условия эффективности выборов в органы власти и местного самоуправления. Избирательные системы: понятие и виды. Избирательный процесс: понятие и основные стадии. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
12. Политические технологии. Политические технологии. Роль технологий в политическом процессе. Понятие и структура политических технологий. Типы полит. технологий: нормативные и девиантные. Формирование политических технологий. Политика, политология и средства массовой информации. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
13. Политический маркетинг и менеджмент. "Политический рынок" и "политический товар". Понятие «политический маркетинг». Основные функции и виды политического маркетинга. Роль рекламы в политическом маркетинге. Структура политмаркетинговой кампании. Политический менеджмент. Понятие и аспекты технологий политического менеджмента. Технология принятия и реализации политических решений. Политический менеджмент в современной России. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
14. Избирательные технологии. Избирательная кампания: понятие и стратегии. Структурные звенья избирательных кампаний. Имидж кандидата. Тактика избирательной кампании. Конкурентная борьба в избирательном процессе. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
15. Политические конфликты и способы их разрешения. Природа социального конфликта. Политические конфликты и способы их разрешения. Основные функции политического конфликта: негативные и позитивные. Этапы (стадии) политического конфликта. Пути разрешения политических конфликтов. Технология урегулирования политического конфликта. Управление конфликтом. Факторы, влияющие на полит. Конфликт и его разрешение. Конфронтация, компромиссы, консенсус. Механизм политических переговоров. Этнические конфликты: понятие и типология по уровням, масштабам, остроте, сфере развития. Суверенизация и интеграция этнонациональных отношений. Прогнозирование межэтнических конфликтов. Пути оптимизации национально-государственных отношений в РФ. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
16. Политическая идеология. Возникновение идеологии. Сущность политической идеологии: понятие, основные черты и функции. Виды политической идеологии. Идеологический процесс. Разновидности политических течений в современном мире: либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, социал-реформизм, популизм и др. Политико-идеологические течения в современной России. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
17. Политическое сознание и политическая культура. Понятие «Политическое сознание». Сущность, структура, уровни и типы политического сознания. Концепции политической культуры в западной и отечественной политологии. Понятие и типы политической культуры. Составные части политической культуры. Проблемы формирования политической культуры. Политическая культура и мораль. Политическая культура студенческой молодежи. Политическая социализация: понятие, этапы и аспекты. Институты политической социализации. Особенности политической социализации студенческой молодежи. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
18. Мировая политика и международные отношения. Мировая политика и международные отношения. Международные отношения как система экономических, политических, военных, культурных и иных связей в мире. Уровни и формы международных отношений. Типология международных отношений. Тенденции развития международных отношений. Роль ООН и международного права в обеспечении международной безопасности. Связь внутренней и внешней политики. Внешняя политика: сущность, цели и функции. Формы, методы и средства осуществления внешней политики. Основные концепции внешней политики государств (Г. Моргентау, Дж. Розентау). Роль военной силы как средства обеспечения национальной безопасности страны. Проблемы ограничения и сокращения вооружений. Геополитика: понятие и сущность. Военный фактор геополитики. Место и роль военной силы в геополитических процессах. Глобальные проблемы человечества: понятие и основные группы. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. - - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
19. Политическая экспертиза, аналитика и прогностика (футурология). Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание. Соотношение понятий политическая экспертиза, аналитика и прогностика. Политическая аналитика и прогностика. Виды и характер политического прогнозирования. Поисковое и нормативное прогнозирование. Общая характеристика методики политического прогнозирования. Проблемы объективной истинности и надежности политических прогнозов. Утопии и антиутопии. - - -     ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-15, ПК-12, ПК-16
  Итого за курс:     -   -  

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Списки литературы в данных указаниях носят рекомендательный, а не обязательный характер. Поэтому рекомендуется необходимо использовать в работе новейшие, вышедшие после 2011 года источники и наиболее доступные для студента источники.

 

Основная:

1. Политология: учебник для вузов / под ред. В. И. Буренко. - М.: Экзамен, 2005. – 318 с.

2. Пугачев, В. П. Политология / В. П. Пугачев. – М.: Слово: Эксмо, 2004. – 574 с.

3. Ирхин, Ю. В. Политология: учеб. пособие 3-е изд., перераб. / Ю. В. Ирхин. - М.: Юристъ, 2001. - 511с.

4. Милецкий, В. П. Основы социологии и политологии: учеб. пособие – Мурманск: МГТУ, 2002.

5. Лебедева, М. М. Мировая политика: учебник для вузов / М. М. Лебедева. - М.: Аспект-Пресс, 2003.

6. Курс политологии: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. - М.: Инфра-М, 2003. – 458 с.

7. Соловьев, А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: учебник для вузов / А. И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.

8. Пугачев, В. П. Введение в политологию: учебник для вузов / В. П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2001.

9. Политология: учебник для вузов / отв. ред. В. Д. Перевалов. - М.: Норма – Инфра - М, 2002.

10. Политология: курс лекций / под ред. А. А. Радугина. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Центр, 2001. – 336 с.

Дополнительная:

11. Фролова, М. А. Введение в политологию: учебно - методическое пособие / М. А. Фролова. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модек», 2003.

12. Введение в политическую науку / пер. с фр. М. М. Федоровой. - М.: Весь мир, 2002.

13. Сморгунов, Л. В. Современная сравнительная политология: учебник для вузов / Л. В. Сморгунов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2002.

14. Гобозов, И. А. Философия политики / И. А. Гобозов. - М.: Теис, 2002.

15. Артемов, Г. П. Политическая социология: учеб. пособие для вузов / Г. П. Артемов. - М.: Логос, 2002.

16. История политических учений: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышина. - М.: Норма-Инфра-М, 2002.

17. Пушкарева, Г. В. Политология: краткий курс лекций / Г. В. Пушкарева. - М.: Юрайт, 2002.

18. Кудрявцев, В. Н. Избранные труды по социальным наукам: в 3 т. Т. 3 Политология. Идеология. Этика. - М.: Наука, 2002.

19. Кернаценский, М. В. Основы социологии и политологии: учеб. пособие / М. В. Кернаценкий - М.: Форум: Инфра-М, 2002.

20. Основы социологии и политологии: учебник для вузов / под общ. ред. В. П. Сальникова. - СПб.: Лань, 2002.

21. Гаджиев, К. С. Введение в политологи: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. - М.: Логос, 2000. – 541 с.

22. Политология: учеб. пособие для вузов / общ. ред. Д. С. Клементьева. – М.: Знание, 1997. – 224 с.

23. Гайдар, Е. Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности // Общественные науки и современность.- 2006. - № 5. – С. 61-62.

24. Бызов, Л. Г. Выборы-2007 и перспективы трансформации политической системы России / Л. Г. Бызов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2007. - № 4. – С. 4-11.

25. Муталимов, А. Местное самоуправление как одна из предпосылок укрепления демократии / А. Муталимов // Власть. – 2004. - № 5. – С. 48-54.

26. Франчук, В. И. Политическая система как средство выживания общества и основы ее реформирования / В. И. Франчук // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 132-133.

27. Гончаров, П. К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 2. – С. 96-117.

28. Иноземцев, В. Природа и перспективы путинского режима / В. Иноземцев // Свободная мысль. – 2007. - № 7. – С. 39-37.

29. Гаман-Голутвина, О. В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции / О. В. Гаман-Голутвина // Полис: политические исследования. – 2004. - № 2. – С. 6-19; - № 3. – С. 22-32.

30. Игрицкий, Ю. И. Российский парламентаризм как зеркало российского общества / Ю. И. Игрицкий // Россия и современный мир. – 2004.- № 2 (43). – С. 28-51.

31. Казаков, А. Сильная Россия – это федеральная Россия / А. Казаков // Свободная мысль XXI. – 2004. - № 6. – С. 13-27.

32. Махаматов, Т. М. Социально-философская характеристика демократии / Т. М. Махаматов // Философия и общество. - 2004. - № 4. – С. 150-169.

33. Володин, А. Г. Россия: трудности межстадиального перехода или кризис цивилизации / А. Г. Володин // Полис. – 2003. - № 5. - С. 135-144.

34. Булавинов, И. Где кончается вертикаль / И. Булавинов // Коммерсант-Власть. – 2004. - № 2. - С. 10-11.

35. Кудрявцева, Г. А. Гражданско-правовой статус общественных объединений / Г. А. Кудрявцева // Государство и право. – 2005. - № 3. – С. 32-40.

36. Барзилов, С. Электоральная мобилизация и региональное партстроительство / С. Барзилов // Свободная мысль. – 2003. - № 10. – С. 23-32.

37. Демин, И. Ю. Элементы непосредственной демократии и механизмы представительств политических интересов на региональном уровне / И. Ю. Демин // Вестник МГУ. Сер. 12, политические науки. – 2002. - № 6. – С. 40-57.

38. Львов, С. В. Преемственность политического курса: видение проблемы и ее решения в российском обществе / С. В. Львов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2008. - № 1. – С. 4-20.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина

Студент должен знать:

Причины и предпосылки образования политологии как науки. Становление политологии как науки. Понятие политологии и общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологического знания. Политика и политическое. Сущность и основные черты политики. Роль и место политики в жизни современных обществ. Характер взаимосвязи политики и других сфер жизни общества. Политика и экономика. Политика и право. Политика как искусство. Политика и религия. Политика и мораль. Политика и СМИ. Социальные функции политики. Влияние политики на поиск и выбор путей, на направление и ход общественного развития. Методология и методика политологического исследования. Основные категории и законы политологии. Соотношение политологии и других общественных наук. Политология в системе политических наук. Функции и значение политологии. Теоретическая и прикладная политология. Сравнительная политология (политическая компаративистика). Основные общесоциологические парадигмы сравнительного анализа политических культур (формационная (К. Маркс, Ф. Энгельс), мир-системная (Ф. Бродель, И. Валлерстайн), цивилизационно-культурная (И.Я. Данилевский, П. Сорокин, О Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда).

Студент должен уметь:

- понять причины становление политологии как науки;

- применять различные методы к изучению политических процессов;

- выделять значение общесоциологических парадигм сравнительного анализа политических культур.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [1], [4], [11], [14], [21].

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое политологии?

2. Объект и предмет политологического знания?

3. Роль и место политики в жизни современных обществ?

4. Методология и методика политологического исследования?

5. Функции и значение политологии?

6. Что такое политическая компаративистика?

7. Чем отличаются формационная, мир-системная, цивилизационно-культурная общесоциологические парадигмы?

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение А

Образец оформления титульного листа контрольной работы

 

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КАФЕДРА «________________________________»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

на тему: № 43 «Биография и основное содержание «Утопии» Т. Мора»

 

Выполнил:

студент __________ курса,

___________ формы обучения

направления «_____________» (бакалавриат)

Сидоров В.П.

 

Проверил:

профессор Иванов И.И.

оценка ____________________________

«__» ________________ 20 __ г.

 

 

Мурманск -20___

 

Внимание: Использовать данный образец можно, если в деканате не рекомендован общий образец для всех контрольных работ


Приложение Б

Образец оформления содержания контрольной работы

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теоретическая часть. Биография и основное содержание «Утопии» Т. Мора ………..…….2

Цитируемая часть. Об «Утопии» Т. Мора в не учебных источниках………….……..………7

Творческая часть. Эссе «Значение «Утопии» Т. Мора в современных политических и правовых процессах»……………………………………………………………………..……9

Список использованной литературы……………...…………………………………………..12

Приложения……………………………………………………………………………………..13

 

 

Внимание: Если в контрольной работе нет материала для приложений, то они не обязательны.


Приложение В

 

Образец оформления теоретической части контрольной работы

1. Биография и основное содержание «Утопии» Т. Мора

 

Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона.

Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца - видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.

В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха VIII выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся»[1].

В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера. 6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от присяги королю как «верховному главе» английской церкви).

Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т. Мора…

Критика феодального и раннекапиталистического общества «Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору общества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.


 

Приложение Г

 

Образец оформления цитируемой части контрольной работы

 

Творческая часть.

КАК НАПИСАТЬ ХОРОШЕЕ ЭССЕ?

1. ПРОЦЕСС НАПИСАНИЯ ЭССЕ МОЖНО РАЗБИТЬ НА НЕСКОЛЬКО СТАДИЙ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ - ОБДУМЫВАНИЕ — ПЛАНИРОВАНИЕ — НАПИСАНИЕ — ПРОВЕРКА — СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПИСАННОГО.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.1. Качество любого эссе (очерка) зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких, как:

- исходный материал, который вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).

2.2. Конспектирование, особенно при чтении, является стратегическим интеллектуальным умением и дисциплиной (а не механическим процессом составления краткого изложения). Почему?

При конспектировании вы обращаете внимание (после принятия соответствующего решения) на те моменты, которые являются ключевыми (как теоретический или общий аргумент, так и эмпирический аргумент или тематическое исследование конкретного вопроса).

Конспектируя, вы отбираете соответствующий материал и развиваете ваше понимание теоретических положений и/или эмпирических аргументов (т.е. факты какого рода или подтверждают определенное положение, или опровергают его).

Следует заметить, что при прочтении одних текстов вы делаете больше заметок по сравнению с другими в силу того, что они будут полезны вам в дальнейшей работе или имеют большее отношение к интересующей вас проблеме, и/или являются более интересными, и/или более содержательны с теоретической или эмпирической точек зрения. Затем прочитанный материал делится вами на тот, который представляет для вас больший и меньший интерес в силу приведенных выше причин.

продолжение Приложения Н

Предлагаем вашему вниманию следующий метод конспектирования: разделите ваш блокнот на две колонки. В левой вы делаете конспект того материала, который читаете, а в правой (в то же время или позже) вы осуществляете сравнительный анализ содержания данного конспекта с другими фактами, о которых вы ранее читали, слышали (на лекциях), которые обсуждали (на занятиях — tutorials — или в неформальной обстановке), а также с вашими собственными комментариями и критическими замечаниями по тексту, который вы читаете. Иными словами, вы используете ваши заметки для построения перекрестной ссыпки, исходя из собственных соображений, формулировок, данных, а также включая свои собственные комментарии относительно высказываний других.

2.3. Что читать? Сколько читать?

Существует некое условное соотношение между качеством и количеством материала для чтения: как вы читаете и как много вы читаете. В общем, лучше читать меньше, но лучше, чем читать больше и хуже. Ибо последнее приводит к непониманию, неправильной оценке и разрушению связи между аргументацией и фактами.

Это означает, что очень важным моментом является выбор материала для чтения: по каждой конкретной теме вам следует сначала прочитать две или три ключевые статьи или главы книг, 8 которых, например, даются ясные концептуальные рамки или теоретическая аргументация, и/или в них приводятся всесторонние эмпирические данные (и, насколько это возможно, самые последние данные), и/или рассматривается и оценивается широкий круг литературы по данной теме. Такое стратегическое чтение положит начало формированию некоторых ключевых ориентиров по теме (включая различные интерпретации и обсуждения), которые послужат некоторым фундаментом для направления и развития вашего дальнейшего чтения. [План учебных курсов и консультации преподавателей помогут вам в поиске материала для предметного чтения].

В зависимости от тематики очень важно включить в список для чтения одно или два тематических исследования (case studies), имеющих противоположную точку зрения. Эффективное использование тематических материалов и данных помогут вам избежать типичной ошибки, заключающейся в чрезмерном обобщении материала в вашем эссе (см. ниже).

2.4. Подготовка к написанию эссе

Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед вами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими. Естественно, факты наряду с

продолжение Приложения Н

имеющимися точками зрения по данной проблеме представляют чрезвычайно важное значение. Тем не менее все это — лишь часть исходного материла, который используется вами при ответе, но не является ответом на сам поставленный вопрос

При выборе вами вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно поняли его, поскольку он может быть интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить существует несколько подходов: следовательно, вам необходимо будет выбрать вариант интерпретации или подхода, которому вы будете следовать, а также иметь возможность обосновать ваш вариант (см. ниже). При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае вы можете принять решение, согласно которому будете освещать и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.138.170 (0.142 с.)