Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и метод финансового права.

Поиск

Понятие, предмет и метод финансового права.

Финансовое право – это отрасль права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.

Предмет финансового права – это общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных средств.

Предметом финансового права являются:

1) отношения между Республикой Беларусь и ее административно-территориальными единицами в лице органов власти;

2) отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками; 3) отношения между финансовыми органами физическими и юридическими лицами в связи с выполнением бюджетных обязательств; 4) отношения между финансово-кредитными органами и физическими и юридическими лицами в связи с образованием, распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов.

Метод финансового права – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых правоотношений, а также на характер взаимоотношений между ними. Методом финансового права является метод властных предписаний, заключающийся в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, принимают решения, обязательные для другой стороны правоотношений. Этот метод является императивным.Данный метод характеризуется неравным положением сторон и отсутствием договора между сторонами.

 

Система и источники финансового права. Нормы фин права.

Система финансового права – это определенная внутренняя структура финансового права, которая объективно складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере. Финансовое право разделяется на:1)общую часть;2)особенную часть.

Общая часть включает:1)общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;2)систему осуществляющих финансовую деятельность государственных органов и разграничение их полномочий;3)организацию, виды, формы и методы финансового контроля.

Особенная часть конкретизирует нормы общей части фин права.

Источники финансового права – нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, включающие нормы финансового права.

Источники финансового права:1) Конституция;2) кодексы (Банковский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс);3) законы;4) декреты и указы Президента;5) постановления и распоряжения Правительства;6) акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;7) акты местных органов управления и самоуправления;8) международные, ратифицированные Республикой Беларусь.

Нормы финансового права – установленные и охраняемые государством правила поведения участников финансовых правоотношений, выраженные в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Признаки финансово-правовых норм вбирают в себя и их особенности. Специфическими признаками финансово-правовых норм являются:1) целевое назначение;2) императивный характер;3) общественная предопределенность (публичность);4) материальное обоснование;5) нестабильность.

 

Понятие и структура финансовых правоотношений. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения – отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства в области мобилизации, распределения и использования денежных ресурсов государства, которые урегулированы финансово-правовыми нормами.

Финансовое правоотношение состоит из: 1)субъекта; 2)объекта; 3)содержания. Субъект финансового правоотношения – конкретный участник правоотношения, являющийся носителем прав и обязанностей в области финансов.Объект финансового правоотношения – то, по поводу чего возникает и на что направлено поведение участников финансового правоотношения.Содержание финансового правоотношения – это права и обязанности участников конкретного правоотношения. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок. Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к государственным органам и органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений в настоящее время по разным причинам применяется реже, однако он тоже получил широкое распространение. Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства, определены нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

 

4.Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства.

Финансы – это совокупность денежных отношений возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства. Функции финансов:

1) обеспечение существования государства, в частности его экономической системы; 2) распределительная; 3) контрольная;

4) регулирующая;5) стабилизационная.

Роль финансов – денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных субъектов, сфер и институтов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

Согласно ст. 132 Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

 

Функции органов общей компетенции в финансовой сфере.

Нац Собрание издаёт законы, регулир фин отношения, рассматр и утвержд бюджет и осн направления ден-кредит пол-ки, избирает руководство осн фин ведомств и заслушивает Прав-во о выполнении гос фин планов. Аналогичные права в пределах их компетенции у мест представит органов.

Органы исп власти общей компетенции обеспечивают выполнение принятых по фин вопр решений, м. издавать фин акты.

Прав-во разраб или адресует под контролем През-та и Нац Собрания фин пол-ки, согласов её с ден-кредит пол-кой, подготавливает и исполняет бюджет.

През-нт с согласия СовМина назнач на должность представителя и членов правления Нац Банка, а тже освобожд их от должности с уведомлением СовМина, назнач на должность и освобожд председателя комитета гос контроля, подпис законы, изд декреты, указы, распоряжения, обяз для исполнения на всей территории, имеет право отменить акты Прав-ва, решения мест исп и распоряд органов, осущ констроль за фин положением в РБ и состоянием ден-кредит системы.

Органы, для к-ых фин деят-ть явл исключительной: 1.МинФин; 2.Гос налоговый комитет; 3.НацБанк; 4.Комитет по цен бумагам; 5.Госстрахнадзор.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система РБ. Принципы построения бюджетной систем.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.Бюджетное устройство определяется адм- территориальным делением Рб. Таким образом, в определении бюджетного устройства заключены два элемента: 1. организация бюджетной системы; 2. принципы ее построения. Организация бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее гос устройства. В бюджетную систему рб как самостоятельные части, включается республиканский и местные бюджеты. В особую группу выделяют консолидированные бюджеты- представляют собой совокупность бюджетов рб или ее соответствующей адм- тер единицы, т.е. это свод бюджетов всех уровней на данной территории, используемый для анализа и расчетов. Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консол. бюджет (бюджет республики). Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенные на территории области и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области). Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенные на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджетное устройство основывается на следующих принципах: – единства бюджетной системы,– законод базой; – единой информационной базой данных; – полноты, – реальности, – гласности. Бюджетная система - совокупность республиканских и местных бюджетов Республики Беларусь. Исходя из определения, бюджетная система Республики Беларусь состоит из:

• республиканского бюджета; • местного бюджета.

 

Понятие и функции бюджета.

Бюджет – это основной фин-й план для каждого уровня тер-го управления, важнейший инструмент гос-го рег-я эк-ки, центральное звено фин-й системы, закон обязательный для исполнения всеми участниками бюджетных отношений. Функции бюджета: 1. Распределительная. Особенность – распределяется в основном чистый доход общества. Охватывает процесс межотраслевого и межтерит-го распределения тер-х ресурсов. Распределение денежной формы стоимости осуществляется не одновременно с натурально-вещественной формой распред-я общест-х продуктов, а в отрыве от него. 2. Контрольная. Выражается в бюджетном контроле, кот-й осущ-ся фин-ми и нал-ми орг-ми.

 

Порядок составления бюджета

Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Составление проектов республиканского и местных бюджетов осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц. Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами). Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.

 

Виды налогов, их структура.

По объекту обложения и взаимоотношению плательщика с государством: прямые и косвенные. В зависимости от плательщика: налоги, взимаемые с физических лиц, организаций, смешанные налоги.В зависимости от органа, который вводит налог: республиканские и местные. В зависимости от характера использования: общие и целевые налоги

По степени регулярности: регулярные и разовые налоги.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Прямые налоги являются обязательными и каждый гражданин обязан их выплачивать. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Местные налоги и сборы:налог за владение собаками;курортный сбор;сбор с заготовителей. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:налог на добавленную стоимость;акцизы; налог на прибыль;подоходный налог с физических лиц;налог на недвижимость;земельный налог;

Общие налоги (абстрактные) – это налоги, используемые для общей цели без какой-либо конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются; это, как правило, основные налоги, взимаемые на территории определённого государства.

Целевые налоги (специальные) – это налоги, используемые для финансирования конкретных мероприятий, и, зачисляемые, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. Налоги, уплачиваемые физ лицами

Имущественные налоги - земельный налог и налог на недвижимость. Налоги с доходов – подоходн налог и единый налог

Налоги, уплачиваемые организациями.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический налог, земельный налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, сбор с заготовителей, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр, сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Смешанные налоги – это налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица.

 

Обязательное страхование.

Обяз страхование осущ гос страховыми организациями и страховыми, в уставных фондах которых более 50% долей находятся в собственности рб и её амд.терит.единиц. Виды: ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ СТРОЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ПЕРЕД ПАССАЖИРАМИ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИХ ИЛИ ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РИЭЛТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В СВЯЗИ С ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, СКОТА И ПТИЦЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ (АНТИКРИЗИСНЫХ) УПРАВЛЯЮЩИХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) и т.д. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О страховой деятельности.

 

Формы безналичных расчетов.

Расчёты, основанные на зачёте взаимных требований (взаимозачёт) – это безнал расчёты, при к-ых взаимные требования и обяз-ва предприятий др. к др. погашаются в равновеликих суммах и лишь на разницу производится платёж в установленном порядке. Оплачиваются расчётные документы за отгружен товары, др. документы, находящиеся в картотеке, не оплаченные в срок. Не оплачив перечисления в бюджет, внебюдж фонды, платежи по ЗПЛ = к ним платежи.

Организация ден системы предусматривает чёткое разграничение сфер функционирования денег безналич и наличных формах. Безналичн обращение регулир Банковским кодексом, инструкцией «О банк переводе». Происходит путём списания ден сумм со счетов плательщиков и их зачисление на счета получателя. Для этого все хозяйствующие субъекты открыв счёта в банках. Списание ср-ств происходит по письменному поручению плательщика, предусмотрены случаи бесспорного списания. Плательщик и получатель м. рассчитываться др. с др. в пределах суммы, имеющейся на расчётном счёте плательщика. При этом иногда расчёты м. производиться за счёт банк кредита. Порядок и формы расчётов д. указываться в договоре м/д покупателем и продавцом: 1.платёжными поручениями; 2.платёжными требованиями; 3.платёжными требованиями-поручениями;4.аккредитирование; 5.чеками;6.банк пластиковыми карточками.Физ лица м. осущ безналичн расчёт:–платёжными поручениями;–чеками;–банк пластиковыми карточками. Платёжное поручение – расчётный документ, содержащий поручение плательщика ……… банку о перечислении опред суммы с его счёта на счёт получателя:•расчёты за получение товара;•расчёты по нетоварным операциям (платежи в бюджет, плат по погашению ссуды и %, перечисление ЗПЛ, предоставление займа);•предоплата и авансовые платежи (в случаях, предусмотр договором);•оплата товарных векселей. Платёжное требование – расчётный документ, содержащий требование получателя ср-ств к плательщику, об уплате опред сумм ч/з банк. Оплата плат требования производится по средством составления инкассового распоряжения. Платёжное требование-поручение – расчётный документ, содержащий требование получ ср-ств к плательщику, оплатить на основ направлен ему, минуя обслуживающий банк, расчётного, отгрузочного, др. документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара. Платёжный аккредитив – соглашение м/д банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком (приказодатель аккредитивы), в силу к-ого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в польз получателя ср-ств аккредитивы (бенефициары) обязательство произвести платёж п/в предоставл в соотв с условиями аккредитива док-ми.Аккредитив м.б.:–отзывным – м.б. изменён или онулирован в любой момент без уведомления бенефициара;–безотзывным – не м.б. изменён без согласия банка-эмитента и бенефициара. Чек – составленное на спец бланке письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку произвести перечисление указанной на чеке ден суммы получателю ср-ств (чекодателю).

 

Понятие, предмет и метод финансового права.

Финансовое право – это отрасль права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.

Предмет финансового права – это общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных средств.

Предметом финансового права являются:

1) отношения между Республикой Беларусь и ее административно-территориальными единицами в лице органов власти;

2) отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками; 3) отношения между финансовыми органами физическими и юридическими лицами в связи с выполнением бюджетных обязательств; 4) отношения между финансово-кредитными органами и физическими и юридическими лицами в связи с образованием, распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов.

Метод финансового права – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых правоотношений, а также на характер взаимоотношений между ними. Методом финансового права является метод властных предписаний, заключающийся в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, принимают решения, обязательные для другой стороны правоотношений. Этот метод является императивным.Данный метод характеризуется неравным положением сторон и отсутствием договора между сторонами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.009 с.)