Муниципальное право - комплексная отрасль права.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальное право - комплексная отрасль права.



Вопросы к экзамену

 

Муниципальное право - комплексная отрасль права.

Муниципальное право имеет комплексный характер, который проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

Российское муниципальное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

§ местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;

§ правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;

§ организацию и формы осуществления местного самоуправления;

§ предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

§ гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Метод муниципального права, как и любой другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права на другой. Исходя из того, что муниципальное право является комплексной отраслью права, оно заимствует методы, используемые в различных отраслях права. Так как местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве участников правоотношений, а диспозитивный наоборот — равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения.

2 Муниципальное право - наука и учебная дисциплина.

Муниципальное право в общественной жизни выступает и как отрасль права, и как отрасль правовой науки, и как учебная дисциплина.

Наука муниципального права является одной из отраслевых юридических наук, наряду с конституционным, административным, гражданским, уголовным, финансовым правом и т. д.

Наука муниципального права – это сфера исследовательской деятельности и система знаний, упорядоченных определенным образом, направленная на изучение правовой составляющей МСУ (муниципально-правовой действительности).

Как и любая наука, муниципальное право имеет свой предмет изучения, который шире предмета регулирования отрасли муниципального права. Муниципальное право как наука изучает не только общественные отношения в современной России, подлежащие муниципально-правовому регулированию, но и соответствующие правоотношения в прошлом, а также опыт зарубежных стран, труды ученых, прогнозы развития правоотношений в будущем.

Предмет науки муниципального права – это то, на что направлено ее изучение – совокупность объективных закономерностей развития правовой составляющей МСУ.

Учебная дисциплина «Муниципальное право» – научно обоснованная система знаний об отрасли и науке муниципального права, формируемая в учебных целях.

Задачи учебного курса состоят в изучении правовых, территориальных, экономических основ МСУ, организационно-пра-вовых форм его осуществления, функций и полномочий органов МСУ, ответственности в местном самоуправлении, его гарантий и защиты интересов. Особо выделяются задачи изучения форм непосредственного осуществления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ.

Цели учебной дисциплины «Муниципальное право»:

– освоение знаний о природе и роли МСУ в современном государственном строительстве РФ;

– изучение нормативных правовых актов, являющихся источниками муниципального права;

– усвоение теории муниципального права на опыте России и других государств;

– создание четких представлений об организации МСУ, деятельности органов МСУ, а также депутатов и должностных лиц в системе МСУ.

 

Источники муниципального права. Система муниципальных правовых актов.

Источники муниципаль­ного права — это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.

Источникам муниципального права присуще те же признаки, что и источникам права вообще. Это, во-первых, нормативный характер содер­жащихся в них предписаний и, во-вторых, обязательность для исполне­ния, которая обеспечивается средствами государственного воздействия.

I ОБ­ЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, МЕЖДУНА­РОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

II НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Можно выделить три группы источников муниципального права с уче­том различных уровней правового регулирования муниципальных отно­шений.

(1) К первой группе относятся нормативные правовые акты, принимае­мые на федеральном уровне.

(А)Это прежде всего КОНСТИТУЦИЯ РФ — глав­ный источник муниципального права. В ней содержатся нормы, закреп­ляющие исходные начала и принципы организации местного само­управления, гарантии прав местного самоуправления.

(Б) К источникам муниципального права относятся ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКО­НЫ.

(В)Источниками муниципального права являются УКАЗЫ ПРЕЗИДЕН­ТА РФ содержащие муниципально-правовые нормы.

(Г) ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ,

(Д) Нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти.

(2)ВТОРУЮ ГРУППУ нормативных правовых актов, составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муни­ципального права:

(А)конституции республик, уставы других субъектов Федерации,

(Б)законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др.

(В)акты высших должностных лиц субъектов (пре­зидентов, губернаторов и др.).

(Г)постановления законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти субъектов.

(Д)акты прави­тельств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации.

(3)В ТРЕТЬЮ ГРУППУ нормативных правовых актов, входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными ли­цами местного самоуправления: (А)уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального об­разования; (Б)решения представительных органов местного самоуправле­ния, устанавливающие порядок управления и распоряжения муници­пальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муни­ципальных образований (муниципальные правовые акты).

(III) ОСОБЫМ ВИДОМ источников муниципального права являются РЕШЕ­НИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

(IV)ОСОБОЕ МЕСТО среди источников муниципального права занимают ДОГОВОРЫ, которые могут заключать между собой муниципальные обра­зования, а также муниципальные образования и другие субъекты права.

(V)Муниципальное право в качестве своего источника признает также ОБЫЧАЙ.

Система муниципальных правовых актов.Систему муниципальных правовых актов образуют:

1) устав муниципального образования, решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования;

4) правовые акты местной администрации;

5) правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

 

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона 2003 г. и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 настоящей статьи.

Изменение границ муниципального образования

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе:

· населения;

· органов местного самоуправления;

· органов государственной власти субъекта РФ;

· федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения реализуется в порядке установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов власти оформляется соответствующими решениями.

Вопрос о преобразовании муниципальных преобразований в обязательном порядке выносится на публичные слушания. Окончательный вопрос об изменении границ и преобразовании муниципальных образований решается законом субъекта РФ. Данный закон не должен вступать в силу в период избирательной компании по выборам в органы местного самоуправления данного муниципального образования, а также в период компании местного референдума.

23 Вопросы местного значения различных видов муниципальных образований.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.
К вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

Сход граждан

Согласно ст. 25 ФЗ "Об общих принципах МСУ в РФ" в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа МО.

Сход граждан может созываться главой МО самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава МО или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенных уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

Рассмотрение и утверждение местного бюджета (утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа МСУ; в МО с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек местный бюджет утверждается сходом граждан).

Порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения определяется НПА органа МСУ в соответствии с требованиями БК РФ.

Если к началу финансового года решение о местном бюджете не принято или не вступило в силу (орган, исполняющий бюджет (местная администрация), правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 – в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации расходов бюджетов РФ).

В этом случае местная администрация также правомочна не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение местного бюджета (обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетом расходов) (органы МСУ самостоятельно исполняют местный бюджет (ст.132 КРФ)).

Положение об осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральным казначейством вступает в силу с 01.01.2006 (с этого момента МО должны перейти на кассовое обслуживание исполнения соответствующих бюджетов Федеральным казначейством).

По соглашения с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ указанные полномочия Федерального казначейства могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ (при условии финансирования обеспечения этих полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества).

Для кассового обслуживания бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в ЦБ РФ (все кассовые операции осуществляются через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой финансовым органам).

Контроль за исполнением местного бюджета (осуществляют органы МСУ; в МО могут создаваться специальные контрольные органы МО – образуются в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности).

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом МО, подлежат опубликованию (органы и должностные лица МСУ обязаны представлять в контрольный орган МО по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции).

Расходы местных бюджетов.

Расходы местного бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходы местного бюджета возникают в результате принятия на себя соответствующих обязательств. Такие обязательства называют расходными обязательствами.

Расходные обязательства возникают в результате принятия закона, нормативного акта, договора или соглашения органов местного самоуправления с физическим или юридическим лицом, органом государственной власти. Органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств, как свод нормативных правовых актов и заключенных договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета.

Из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

• содержание органов мест.самоупр-я;

• формирование муниц. собственности и управление ею;

• организация, содержание и развитие учреждений обр-я, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

• организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

• содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

• обеспечение противопожарной безопасности;

• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

• обслуживание и погашение муниципального долга;

• целевое дотирование населения;

• содержание муниципальных архивов;

• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

46 Порядок выравнивания уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Муниципальные образования существенно различаются по своему экономическому потенциалу. В муниципальных образованиях-«донорах» собственные доходы превышают нормативные бюджетные потребности, муниципальные образования-«реципиенты» нуждаются в бюджетных дотациях. Донорами, как правило, являются крупные города с эффективно работающими промышленными предприятиями, а также территории, обладающие богатыми природными ресурсами. Подавляющее большинство муниципальных образований — реципиенты. В отдельных сельских муниципальных образованиях доля собственных доходов не превышает 10 % минимально необходимых расходов. В связи с этим возникает проблема финансовой поддержки государством экономически слабых муниципальных образований и изъятия избыточных финансовых средств у доноров.

Пока эта задача решается с помощью так называемых регулирующих налогов, т. е. нормативы отчислений в местные бюджеты по отдельным налогам могут устанавливаться субъектами РФ для каждого муниципального образования в отдельности и ежегодно пересматриваться. Такая система не стимулирует органы местного самоуправления к наращиванию собственных доходных источников, порождая среди них иждивенческие настроения.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает установление единых для муниципальных образований по всей России нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов и единых для всех муниципальных образований каждого субъекта РФ нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов и долей федеральных налогов и сборов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ. В связи с этим закон предусматривает введение специальных процедур выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В основу механизмов выравнивания положен минимально необходимый уровень (критерий) бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Этот уровень ежегодно устанавливается законом субъекта РФ с учетом реальных возможностей его финансового обеспечения и может различаться для городов, сельских поселений и муниципальных районов с учетом объема выполняемых ими функций.

Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых за счет собственных доходов оказывается ниже расчетного, получают дотации. Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых за счет собственных доходов превышает расчетный, но не более чем в два раза, имеют право использовать эти доходы для своих нужд. Наконец, муниципальные образования, уровень собственных доходов которых превышает расчетный более чем в два раза, оставляют у себя доходы по формуле 2 + 50 % сверх этого. Излишки, изымаемые у этих муниципальных образований, используются для финансовой поддержки других муниципальных образований.

Для обеспечения выплаты дотаций экономически слабым муниципальным образованиям в бюджете субъекта РФ образуется региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. В муниципальных районах могут образовываться фонды выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав данного муниципального района.

Новый механизм бюджетного выравнивания будет стимулировать укрепление экономического потенциала муниципальных образований (особенно «доноров») и наращивание ими собственной доходной базы. Тем самым будут прирастать и доходы бюджетов других уровней.

47 Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования. Правовое регулирование деятельности муниципальных унитарных предприятий.

 

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы к экзамену

 

Муниципальное право - комплексная отрасль права.

Муниципальное право имеет комплексный характер, который проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

Российское муниципальное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

§ местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;

§ правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;

§ организацию и формы осуществления местного самоуправления;

§ предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

§ гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Метод муниципального права, как и любой другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права на другой. Исходя из того, что муниципальное право является комплексной отраслью права, оно заимствует методы, используемые в различных отраслях права. Так как местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве участников правоотношений, а диспозитивный наоборот — равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения.

2 Муниципальное право - наука и учебная дисциплина.

Муниципальное право в общественной жизни выступает и как отрасль права, и как отрасль правовой науки, и как учебная дисциплина.

Наука муниципального права является одной из отраслевых юридических наук, наряду с конституционным, административным, гражданским, уголовным, финансовым правом и т. д.

Наука муниципального права – это сфера исследовательской деятельности и система знаний, упорядоченных определенным образом, направленная на изучение правовой составляющей МСУ (муниципально-правовой действительности).

Как и любая наука, муниципальное право имеет свой предмет изучения, который шире предмета регулирования отрасли муниципального права. Муниципальное право как наука изучает не только общественные отношения в современной России, подлежащие муниципально-правовому регулированию, но и соответствующие правоотношения в прошлом, а также опыт зарубежных стран, труды ученых, прогнозы развития правоотношений в будущем.

Предмет науки муниципального права – это то, на что направлено ее изучение – совокупность объективных закономерностей развития правовой составляющей МСУ.

Учебная дисциплина «Муниципальное право» – научно обоснованная система знаний об отрасли и науке муниципального права, формируемая в учебных целях.

Задачи учебного курса состоят в изучении правовых, территориальных, экономических основ МСУ, организационно-пра-вовых форм его осуществления, функций и полномочий органов МСУ, ответственности в местном самоуправлении, его гарантий и защиты интересов. Особо выделяются задачи изучения форм непосредственного осуществления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ.

Цели учебной дисциплины «Муниципальное право»:

– освоение знаний о природе и роли МСУ в современном государственном строительстве РФ;

– изучение нормативных правовых актов, являющихся источниками муниципального права;

– усвоение теории муниципального права на опыте России и других государств;

– создание четких представлений об организации МСУ, деятельности органов МСУ, а также депутатов и должностных лиц в системе МСУ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.017 с.)