Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валютная политика государства. Валютные операции, их правовое регулирование

Поиск

Валютная политика – часть общеэкон политики, представляющая собой сов-ть мероприятий, осуществляемых гос-вом в сфере нац и м/днар валютных и экон отношений.

Юридически валютная политика оформляется валютным з/д-вом, т.е. сов-тью ПН, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями, а также валютные двух- и многосторонние соглашения. Валютная политика в зависимости от целей и форм подразделяется на:1.структурную – сов-ть мероприятий, направленных на осуществление долгосрочных структурных преобразований в валютной системе гос-ва;2. текущую – сов-ть мер, направленных на повседневное оперативное регулирование валютного курса, операций и деят-ти валютного рынка;3.дисконтная. Три типа валютных режимов, используемых гос-вом для проведения валютной политики: 1. режим гос валютной монополии – предусматривает исключительное право гос-ва на совершение валютных сделок (в СССР);2. режим валютного гос регулирования – устанавливаются принципы осуществления валютных операций, полномочия и ф-ции органов валютного регулирования и контроля. Права и обязанности юр и физ лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также отв-ть за нарушение валютного з/д-ва (в РБ);3.режим свободно-конвертируемой валюты – отсутствие ограничений и влияния гос-ва на рынок валют только с помощью механических механизмов. По форме движения валютные операции подразделяются на: 1. текущие:– переводы в РБ или из РБ для осуществления расчётов без отсрочки платежа по экспорту или импорту товара, а также связанные с отсрочкой платежа на срок не более 180 дней;

– получение или предоставление кредита на срок не более 180 дней; 2. валютные операции, связанные с движением капитала:– прямые инвестиции;

– портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг);– переводы в оплату права соб-ти на здания, сооружения, включая землю;– иные операции, не являющиеся текущими.

 

Валютное регулирование и валютный контроль.

Валютное гос регулирование включает в себя:1.установление принципов осуществления валютных операций;

2.полномочия и ф-ции органов валютного регулирования и контроля;3.права и обяз-ти юр и физ лиц, в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также отв-ть за нарушение валютного з/д-ва.

Валютные средства должны иметь легальное происхождение и м.б. получены из след источников:

1. средства гос валютного фонда РБ, а также валютных фондов местных органов управления;2. валютная выручка от разрешённой деят-ти по установленным нормативам;3. взносы в уставной капитал;4. кредиты в иностр валюте от уполн-х банков, имеющих лицензии на осуществление валютных операций. Кредиты иностр банков, иных фин учреждений др. иностр юр лиц, иные заёмные, привлечённые средства в иностр валюте;5.иностр валюта, приобретаемая на внутр валютном рынке РБ;6.благотворительные взносы, пожертвования.

Приток иностр валюты в РБ происходит по основным каналам:

1. от предприятий экспортёров;2. от иностр гос-ств, банков, м/днар фин организаций в виде кредитов.

Валютно-правовое регулирование осущ на 2 уровнях:

1. нормативный – производится разработка, учреждение, реализация и контроль за выполнением норм. Объектом к-ых явл отношения, связанные с движением валютных ценностей;

2. индивидуальный – предусматривает применения норм к конкр жизненным ситуациям. Валютные операции производятся только ч/з уполномоченные банки РБ.Юр лица, резиденты – хранят принадлежащую им иностр валюту на счетах уполномоченных банков РБ и в своих валютных кассах, в пределах установленных лимитов. Валютные средства могут находится на валютных счетах юр лиц резидентов в банках за пределами РБ только с разрешения Нацбанка РБ. Все расчёты по операциям м/д резидентами и нерезидентами осущ в СКВ. Расчёты в иных валютах или в бел рублях производятся, если это предусмотрено межправительственными соглашениями или м/д центроюанками стран. Всеми юр лицами, зарегистрированными на территории РБ, производится обязательная продажа средств в иностр валюте на бел валютно-фондовой бирже в течении 5 раб дней с момента поступления средств на счёт, за исключением средств, предусмотренных з/д-вом. Освобождается от продажи объём приросты валютной выручки, поступившей в текущем году на счёт по сравнению с объёмом валютной выручки, поступившей за предыдущий год.

Розничная торговля и оказание услуг гражданам за иностр валюту осущ на основании лицензии, выдаваемой главным управлением Нацбанка по месту регистрации субъекта хозяйствования.

Выдаваемые лицензии могут содержать обязат к выполнению квоты реализации части товаров за бел рубли, а также ограничение по общему объёму продаж к тер-му расположению торговых точек.

Понятие денежной системы, ее элементы. Эмиссия денег.

Ден.система РБ-это урегулированная правовыми Н совокупность форм и методов организации ден.обращения в РБ. Элементы: офиц.денежная единица, эмиссия ден-х средств, организация наличного ден-го обращения, регулирование ден.обращения.

Денежная единица-устан.в законодат.порядке ден.знак,кот служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Функции денег в общ обороте:1.как ср-во обращения (использ для расчётов за приобретённые товары и услуги);2.мера стоимости (ден единица, исп для измерения стоимости товара – Прав-во кд страны устанавливает меру стоимости). Масштаб цен – бел рубль в РБ;3.ср-во платежа (при погашении долгового обяз-ва);4.ср-во накопления (актив, сохран после продажи товара и обеспечивающий его владельцу покупательную способность в будущем);5.мировых денег (СКВ).

Деньги выпускает в обращение гос-во, его центральный банк. З/д-вом запрещён выпуск сурогат денег.

Эмиссия денег-процесс выпуска денег в обращение приводящий к увеличению ден.массы и регулируемый ценр-м банком страны.

 

Формы безналичных расчетов.

Расчёты, основанные на зачёте взаимных требований (взаимозачёт) – это безнал расчёты, при к-ых взаимные требования и обяз-ва предприятий др. к др. погашаются в равновеликих суммах и лишь на разницу производится платёж в установленном порядке. Оплачиваются расчётные документы за отгружен товары, др. документы, находящиеся в картотеке, не оплаченные в срок. Не оплачив перечисления в бюджет, внебюдж фонды, платежи по ЗПЛ = к ним платежи.

Организация ден системы предусматривает чёткое разграничение сфер функционирования денег безналич и наличных формах. Безналичн обращение регулир Банковским кодексом, инструкцией «О банк переводе». Происходит путём списания ден сумм со счетов плательщиков и их зачисление на счета получателя. Для этого все хозяйствующие субъекты открыв счёта в банках. Списание ср-ств происходит по письменному поручению плательщика, предусмотрены случаи бесспорного списания. Плательщик и получатель м. рассчитываться др. с др. в пределах суммы, имеющейся на расчётном счёте плательщика. При этом иногда расчёты м. производиться за счёт банк кредита. Порядок и формы расчётов д. указываться в договоре м/д покупателем и продавцом: 1.платёжными поручениями; 2.платёжными требованиями; 3.платёжными требованиями-поручениями;4.аккредитирование; 5.чеками;6.банк пластиковыми карточками.Физ лица м. осущ безналичн расчёт:–платёжными поручениями;–чеками;–банк пластиковыми карточками. Платёжное поручение – расчётный документ, содержащий поручение плательщика ……… банку о перечислении опред суммы с его счёта на счёт получателя:•расчёты за получение товара;•расчёты по нетоварным операциям (платежи в бюджет, плат по погашению ссуды и %, перечисление ЗПЛ, предоставление займа);•предоплата и авансовые платежи (в случаях, предусмотр договором);•оплата товарных векселей. Платёжное требование – расчётный документ, содержащий требование получателя ср-ств к плательщику, об уплате опред сумм ч/з банк. Оплата плат требования производится по средством составления инкассового распоряжения. Платёжное требование-поручение – расчётный документ, содержащий требование получ ср-ств к плательщику, оплатить на основ направлен ему, минуя обслуживающий банк, расчётного, отгрузочного, др. документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара. Платёжный аккредитив – соглашение м/д банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком (приказодатель аккредитивы), в силу к-ого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в польз получателя ср-ств аккредитивы (бенефициары) обязательство произвести платёж п/в предоставл в соотв с условиями аккредитива док-ми.Аккредитив м.б.:–отзывным – м.б. изменён или онулирован в любой момент без уведомления бенефициара;–безотзывным – не м.б. изменён без согласия банка-эмитента и бенефициара. Чек – составленное на спец бланке письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку произвести перечисление указанной на чеке ден суммы получателю ср-ств (чекодателю).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.009 с.)