Тема № 1. Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Общая нозология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Общая нозология.



ЗАНЯТИЕ 1

Тема № 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ.

Цели занятия:

  • Формирование знаний по основным вопросам темы
  • Формирование навыков работы в группе при решении задач
  • Формирование правовых компетенций по знанию нормативных документов по этике доклинических научных исследований

Задачи обучения:

· Сформировать знания по содержанию, структуре, задачам патофизиологии как учебной дисциплины, основным понятиям общей нозологии

· Сформировать знания методики моделирования кариеса и заболеваний пародонта у экспериментальных животных

· Сформировать навыки использования основных терминов нозологии при решении кроссворда

· научиться работать в группе (отстаивать свою точку зрения, проявлять качества лидера)

· ознакомиться с основными положениями Приказа МЗ РК № 697 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.
Основные вопросы темы:

1. Предмет патологической физиологии. Место и значение патофизиологии в системе высшего медицинского образования, ее связь с другими науками. Основные задачи патологической физиологии.

2. Методы патологической физиологии. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов. Значение и возможности моделирования патологических процессов и экспериментальной терапии на животных в изучении болезней человека. Ограничения экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления. Моделирование заболеваний пародонта и кариеса у экспериментальных животных

3. Морально-этические аспекты работы с лабораторными животными. Приказ МЗ РК № 442 ««Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.

4. Основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, предболезнь, типовой патологический процесс, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

5. Критерии болезни. Основные принципы классификации болезней.

6. Стадии болезни, их характеристика.

7. Смерть как исход заболевания. Виды смерти. Стадии умирания, характеристика

8. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, основные механизмы развития.

Методы обучения:

Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, демонстрация мультимедийной презентации «Этика доклинических исследований», решение кроссворда

Методы контроля:

Устный опрос, проверка решения кроссворда, кейс-стади, тестирование

Примерный хронометраж занятия

Этап занятия Время
  Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 5 мин
  Дискуссия по вопросам темы 1 45 мин
  Перерыв 10 мин
  Выполнение заданий темы 1 20 мин
  Дискуссия по вопросам темы 2 30 мин
  Перерыв 10 мин
  Выполнение заданий темы 2 30 мин
  Тестирование 10 мин
  Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 10 мин
     

Практическая работа

Задание 1. Кейс-стади

Задача 1. Музыкант (пианист) легко поранил палец руки, где возникли явления воспаления. Есть ли у него болезнь? Ответ обосновать.

Задача 2. У пациента удалили зуб. Есть ли у него болезнь? Ответ обосновать.

Задача 3. Больной С. 18 лет, доставлен в приемное отделение больницы в тяжелом состоянии. Во время лыжной прогулки заблудился в лесу и уснул под деревом. Найден через сутки. Объективно: сознание утрачено, ректальная температура 250С, кожные покровы и видимые слизистые бледные, с синюшным оттенком, зрачки расширены, систолическое артериальное давление 40 мм.рт.ст. (диастолическое не определяется). Пульс 30 в мин, дыхание редкое, поверхностное, рефлексы снижены, болевая чувствительность отсутствует.

Какому периоду терминального состояния соответствует указанный симптомокомплекс. Обоснуйте свое заключение.

Задача 4. Больной А., 45 лет, прибыл в Мацесту для курортного лечения с жалобами на слабость, боли в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на почве заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, так как развилось воспаление вен правой голени (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры, у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.

Какая патологическая реакция, какой патологический процесс и какое патологическое состояние отмечалось у больного? Обоснуйте свое заключение

Задание № 2 РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА

По вертикали:

2 - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов»

4 - стадия умирания

6 - критерий болезни

8 - наиболее чувствительный к гипоксии отдел головного мозга

10 - ученый, внесший значительный вклад в развитие реаниматологии

12 - один из устойчивых механизмов выздоровления

15 - повторение клинических проявлений болезни

16 - увеличение концентрации ионов водорода

18 – ученый, ожививший изолированное сердце умершего от пневмонии ребенка через 19 часов 30 минут после смерти (1902), ранее проживал в г. Верном

19 – «качественно новое в отличие от здоровья состояние организма, возникающее в ответ на повреждающие воздействия внешней среды и характеризующиеся ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и понижением трудоспособности»

21 – способ введения жидкостей в артерии по направлению к сердцу, предложен Ф.А. Андреевым (1913) с целью оживления организма

23 – мера здоровья

26 – пограничное состояние между здоровьем и болезнью

По горизонтали:

1 – общее учение о болезни

3 - вид смерти

5 – наука об оживлении умирающего организма

7 – вид смерти

9 – исход болезни

11 – один из основателей Казахстанской школы патофизиологов

13 – основной патологический процесс, развивающийся при умирании

14 – исход болезни

17 – первый период инфекционного заболевания

20 – немецкий патологоанатом, создатель клеточной теории патологии

22 – временное исчезновение клинических проявлений болезни

24 – наиболее чувствительная к дефициту кислорода клетка

25 – восстановление кровотока

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с.63-89

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 4-30.

3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 1-34.

4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 3-10, 12-17.

5. Приказ МЗ РК № 442 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.

6. Есембаева с.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Моделирование воспалительных процессов в слюнных железах. – Алматы, 2010., с.14-16

7. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.23-30

8. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 5-22

Дополнительная

9. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 10-31

10. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 11-19.

11. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 9-37.

12. Крыжановкий Г.Н. Патофизиология на рубеже нового столетия // Второй Российский конгресс по патофизиологии. Патофизиология органов и систем. Типовые патологические процессы. Тезисы докладов. М.: 2000, с.6 – 10.

13. Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. - М.: Медицина, 1982. - 240 с.

КОНТРОЛЬ

 
Выполнение тестовые заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 5-23

Тестовые задания по оценке правовых компетенций ( Приказ МЗ РК № 697 ««Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения )


Вариант 1


1.Медико-биологическийэксперимент – это

A) установление закономерностей возникновения различных болезней механизмов их развития, разработка и проверка эффективности новых методов профилактики и лечения

B) проведение конкретных научных исследований

C) исследование с участием человека в качестве испытуемого

D) документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

2. Требования, предъявляемые к модели:

A) аналогия причин и условий, вызывающих болезнь и примененных при ее моделировании

B) отличия функциональных и морфологических изменений болезни

C) отличия в развитии типичных осложнений

использование только одного вида животных

3. Медико-биологические эксперименты и доклинические исследования на животных проводятся в соответствии с Госстандартом Республики Казахстан:

А) «Надлежащая лабораторная практика. Основные положения»

В) «Санитарные правила по устройству, оборудованию и содержанию вивариев»

4. При проведении клинических испытаний на несовершеннолетних гражданах необходимо письменное согласие

А) заключение медико-социальной экспертной комиссии

В) комиссии по опеке и попечительству

С) согласие родителей не обязательно

Д) их законных представителей

5. Калибровка - это

A) совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученной используемым прибором и соответствующим значением величины, определяемой с помощью эталона

B) подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно

C) документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

D) исследование с участием человека в качестве испытуемого

6. Руководитель научно-технической программой не осуществляет контроль за:

А) проведением исследования

В) систематическим ведением документации,

С) достоверностью и качеством процедуры сбора, обработки полученной информации

Д) за индивидуальными интересами исследователей

7. Номер приказа «Правила проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в РК» от 25 июля 2007года

А. №523

В. №506

С. № 697

D. № 582

Е. № 124

8. В клиническом исследовании

первостепенное значение имеет

А)интересы науки

В) интересы общества

С) интересы исследователя

Д) права, безопасность и здоровье испытуемых

9. В случае досрочного прекращения исследования или отдельных его этапов, руководитель исследования должен поставить в известность

А) уполномоченный орган в области здравоохранения и комиссию по вопросам этики

В) комиссию по правам человека

С) медико-социальную комиссию

Д) следственный комитет

10. Информированное согласие – это

A) документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

B) документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом

C) исследование с участием человека в качестве испытуемого

D) установление закономерностей возникновения различных болезней и механизмов их развития

Вариант 2

1. Доклиническое исследование –

A) комплекс биологических, токсикологических, химических, физических и других экспериментальных научных исследований, проводимых перед внедрением в клиническую практику

B) добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

C) новые средства и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний

D) исследование с участием человека в качестве испытуемого

2. Медико-биологический эксперимент не выполняет указанную ниже функцию:

A) выступает средством получения новых научных данных

B) является способом выделения общего в серии сходных явлений, обоснования закономерностей, формирования гипотез

C) является относительным гарантом перед применением новых методов диагностики и лечения болезней в клинической практике

D) является абсолютным гарантом применения новых методов диагностики в клинической практике

3. Качество проведения доклинических исследований и медико-биологических экспериментов не обеспечивает:

A) ресурсы

B) соответствующее управление

C) соответствующее планирование параметров исследования

D) соответствующая система оформления документации

E) ненадлежащие содержание животных в виварии

4. Не запрещается проведение клинических исследований на:

А) военнослужащих;

В) лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и лицах, находящихся под стражей в следственных изоляторах;

С) лицах, признанных судом недееспособными

Д) человеке с его письменного информированного согласия, либо по договору между ним и организацией здравоохранения

5. Валидация - это

A) документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

B) документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

C) новые средства и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний,

D) исследование с участием человека в качестве испытуемого

6. По результатам проведенных исследований ответственный исполнитель составляет:

А) отчет

В) акт

С) договор

Д) служебную записку

7. В отчете не должны отражаться:

А) даты начала и окончания эксперимента

В) данные об аудитах, проведенных в процессе исследования

С) описания используемых методов с ссылками на нормативные правовые документы и литературные источники

Д) личные данные сотрудников

8.Данные, позволяющие идентифицировать личность испытуемого должны

А) быть защищены с учетом правил соблюдения личной тайны согласно соответствующим требованиям законодательства РК

В) публикуется на страницах СМИ

С) публикуется в интернете

Д) объявляется, как послание народу

Е) передается по факсу

9. Клинические испытания проводятся в соответствии с протоколом одобренным:

А) комиссией по вопросам этики

В) комиссией по правам человека

С) экспертной комиссией за качеством и рациональным ведением эксперимента

Д) медико-социальной экспертной комиссии

10. Испытуемый – это:

А) пациент, принимающий участие в клиническом испытании исследуемого средства

В) заинтересованные студенты

С) научный работник

Д) больное животное


 

Практическая работа

Задание №1. Изучить графы логической структуры высотной болезни.

1. Высотная болезнь

 

Причины     Ведущее звено патогенеза   ЦНС     ССС   Система дыхания   Система крови снижение барометрического давления снижение рО2 во вдыхаемом воздухе ↓ гипоксемия ↓ нарушения обмена веществ ↓ активация гликолиза ↓ накопление недоокисленных продуктов обмена ↓ основные проявления   эйфория, замедление психических процессов, нарушение тонкой двигательной дифференцировки, нарушение координации движений, судороги     тахикардия, увеличение ударного объема сердца, минутного объема сердца, централизация кровообращения   гиперпноэ, сменяющиеся брадипноэ или периодическим дыханием   эритроцитоз     изменение физических свойств газов и жидкостей       синдром декомпрессии, метеоризм, боль в ушах и лобных пазухах, разрыв мелких сосудов, подкожная эмфизема газовая эмболия

Задание № 2. Кейс-стади

№ 1. Проанализировать опыт Поля Бера.

В опыт берутся две группы мышей. Первая помещается в барокамеру, заполненную воздухом, где барометрическое давление постепенно снижается до 210 мм.рт.ст. При этом у животных появляются симптомы высотной болезни, развиваются судороги.

Вторая группа мышей помещается в барокамеру, заполненную кислородом. Барометрическое давление в этой камере снижается до 200 мм.рт.ст. Симптомов высотной болезни у животных этой группы не наблюдается.

Вопросы:

Какую роль в развитии данной формы гипоксии и ее исходе играет гипобария? Каким патофизиологическим термином обозначают подобные факторы?

№ 2. Крысу поместили в барокамеру и в течение трёх минут откачали воздух до барометрического давления 180 мм. рт.ст. Через 4 мин пребывания в условиях низкого барометрического давления у животного развились клонико‑тонические судороги. Через 5 мин зарегистрировали боковое положение и терминальное дыхание (редкие глубокие «вздохи"). Вскоре произошла полная остановка дыхания. Суммарная продолжительность жизни в разреженной атмосфере (от момента достижения барометрического давления 180 мм. рт.ст.) составила 6 мин.

1. Действию каких факторов подверглось животное в данном эксперименте?

2. Какие из указанных факторов могли быть причиной развившегося патологического процесса (гипобарической гипоксии)?

3. Каким образом можно экспериментально проверить высказанные предположения?

4. Как изменятся показатели газового состава крови и показатели КОС у животных при данном типе гипоксии?

№ 3 На высоте 10 000 м произошла аварийная разгерметизация пассажирского авиалайнера. В течение нескольких секунд барометрическое давление в салоне самолёта стало равным атмосферному давлению на данной высоте (170 мм рт.ст.). Экипаж не смог произвести срочного снижения, самолёт продолжал полёт на указанной высоте ещё несколько минут.

1. Какие патологические процессы, возникшие в организме у пассажиров в связи с этой аварийной ситуацией, могут угрожать их здоровью и привести к смерти?

2. Каковы причины возникновения и механизмы развития этих патологических процессов?

3. Какой из названных Вами процессов представляет наибольшую опасность для жизни пассажиров и почему?

№ 4 Группа туристов попала под проливной дождь. Через день у одного из них развилась пневмония. Какова причина болезни в данном случае?

 

Задача 5. Недостаток витамина "С" в пище следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать.

Задача 6. Недостаток поступления пищи в организм следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать.

Задача № 7. Для предупреждения высотной болезни применяют кислые продукты и лимонную кислоту. Каково патогенетическое обоснование их применения?

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 73-87

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 30 -38.

3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 8-14.

4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 17-22.

5. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.31-55

6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 22 – 25, 75-80.

Дополнительная

1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2001, С. 33-37.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 19-21, 23-25

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 37-45.

4. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М.: Медгиз. - 1962. -176 с.

5. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М.: Медицина, 1986, С.226 - 233.

6. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. М.: Медицина, 1995. - С.49 - 90.

7. Нурмухамбетов А.Н. Спорные вопросы этиологии (лекция) // Вестник КазГМУ, 1999. - № 5,.с.114 - 117.

КОНТРОЛЬ –

 
Выполнение тестовые заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 24-50

ЗАНЯТИЕ № 2

Примерный хронометраж занятия

Этап занятия Время
  Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 5 мин
  Дискуссия по вопросам темы 3 45 мин
  Перерыв 10 мин
  Выполнение заданий темы 3 20 мин
  Дискуссия по вопросам темы 4 30 мин
  Перерыв 10 мин
  Выполнение заданий темы 4 30 мин
  Тестирование 10 мин
  Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 10 мин

Практическая работа

Задание № 1. Кейс-стади

№ 1. На двух крысах проведён следующий эксперимент: крысу №1 опустили в аквариум с температурой воды 10 °С. Через 5 мин животное извлекли и поместили в барокамеру вместе с интактной крысой (крыса №2) и крысой, получившей за 10 мин до помещения в барокамеру инъекцию психостимулятора фенамина в дозе 2,5 мг/кг (крыса №3). Затем в барокамере откачали воздух до барометрического давления 180 мм рт.ст. Продолжительность жизни (время от момента достижения барометрического давления 180 мм рт.ст. в барокамере до момента остановки дыхания) крысы №1 составила 15 мин, крысы №2 — 7 мин и крысы №3 — 4 мин.

1. Влияют ли гипотермия и психостимулятор фенамин на устойчивость к гипоксии?

2. Каким образом гипотермия и фенамин могли повлиять на устойчивость животного к гипоксии?

3. Приведите примеры других факторов, способных увеличивать и снижать устойчивость организма к гипобарической гипоксии.

№ 2. Мужчина с нормальной свертываемостью крови обеспокоен состоянием здоровья своих будущих детей в связи с рождением мальчика, больного гемофилией, у сестры его жены.

Укажите, какова вероятность рождения детей с гемофилией в данном браке. Обоснуйте свое заключение.

№ 3. Ребенок А., 8 лет, поступил в детскую больницу на обследование по поводу умственной отсталости, судорожных припадков, снижения слуха. При внешнем осмотре обращает на себя внимание саблевидная форма голеней, наличие полулунных выемок у передних зубов (резцов). Реакция Вассермана резко положительная (++++), у матери также положительная реакция Вассермана.

Укажите, является ли выявленный случай заболевания наследственным. Обоснуйте свое заключение

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 308-324, 232-307

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 81-90.

3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 73-89

4. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 23-33.

5. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.121-139

6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 80-115

Дополнительная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 21-23, С. 26-42

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. - С. 21-23, С. 26-42.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 41-44.

4. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2001, С.133-149

5. Назаренко Н.М. Патофизиология раннего онтогенеза., Алматы, 1998.– 175с.

6. Ә. Нұрмұхамбетов. Ұрық даму мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы., Алматы, 2004. – 162б.

7. Н.В. Жуйко. Особенности реактивности детского организма, Алматы, 2006.- 68с.

КОНТРОЛЬ –

 
Выполнение тестовые заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 51- 59

 

Задание № 1. Кейс-стади

Задача №1. В токсикологической лаборатории исследовали клеточные эффекты токсического вещества, входящего в состав отходов одного из химических производств. Вещество вносили в монокультуру нормальных эпителиальных клеток в токсической концентрации. Наличие признаков повреждения клеток оценивали каждые 30 минут на протяжение 3 часов. Через 3 часа инкубации наблюдали гибель 85% клеток.

Вопросы:

1. Какие морфологические и биохимические критерии (признаки) можно предложить для оценки обратимого (А) и необратимого (Б) повреждения эпителиальных клеток в данном эксперименте?

2. Приведите последовательность патологических изменений в клетке и их механизмы, основываясь на предложенных критериях оценки состояния клетки?

Задача №2. Для экспериментального моделирования гемолитической анемии мышам вводили фенилгидразин, который, как известно, стимулирует свободнорадикальные реакции в клетках. Через полчаса после введения фенилгидразина в крови животных обнаружено снижение количества эритроцитов, присутствие свободного Hb и метгемоглобина.

Объясните возможные механизмы повреждения мембран эритроцитов, появления свободного гемоглобина и метгемоглобина в крови.

Задача №3. Для исследования цитотоксического действия нового антибиотика на кожный эпителий поставлено две серии экспериментов (А и Б).

А. В опытах in vivo на линейных лабораторных крысах провели шестичасовую аппликации раствора антибиотика на кожу животных (концентрация препарата многократно превышала лечебную дозу!). Эффект препарата оценивали путём прижизненной микроскопии кожи через 8 ч. после прекращения аппликации. В дальнейшем микроскопию проводили дважды с интервалом в 8 ч.

Б. В опытах in vitro культуру эпителиальных клеток инкубировали в среде, содержащей исследуемый препарат. Концентрация препарата соответствовала его концентрации в опытах in vivo. Через 6 ч. культуру отмывали и инкубацию продолжали в среде без препарата. Действие препарата оценивали методами световой и электронной микроскопии в те же сроки, что и в опытах in vivo.

Результаты экспериментов

А. In vivo: через 8 ч. после аппликации препарата выявлены признаки дистрофии и мелкоочагового некроза эпителия. В дальнейшем обнаружено нарастание этих патологических изменений в коже.

Б. In vitro: не обнаружено каких-либо признаков повреждения клеток эпителия кожи на всех сроках исследования. Лишь сначала отмечали агрегацию клеток, которая уже не регистрировалась при последующих наблюдениях.

1. Можно ли утверждать, что повреждение клеток эпителия в опытах in vivo было прямым или опосредованным? Приведите доказательства в пользу Вашего утверждения.

2. Каковы возможные механизмы повреждающего действия препарата на клетки? Какой (или какие) из названных Вами механизмов, учитывая результаты экспериментов in vitro, представляется наиболее вероятным (вероятными)?

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 145-196

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 136-162

3. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 33-42.

4. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с. 23-30

5. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с. 56-93

6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 293-311.

Дополнительная

7. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 16-48.

8. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 43-60.

9. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. - С. 43-60.

10. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 66-89.

11. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 89-140.

12. Воложин А.И. Общая патология клетки // Общая патология клетки // патологическая физиология под ред А.И. Воложина и Г.В. Порядина. М.: МЕДпресс. – 1998. – с. 41 – 104.

 

КОНТРОЛЬ –

 
Выполнение тестовые заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 63- 81

ЗАНЯТИЕ № 3

Тема № 5. ОБЩИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ПОВРЕЖДЕНИЕ (Ответ острой фазы, стресс, шок, кома)

Цель занятия:

· Формирование знаний по вопросам темы

· Формирование навыков применения знаний теоретического материала при решении задач и составлении схем патогенеза

· Совершенствование коммуникативных навыков ведения дискуссии по вопросам темы

Задачи обучения:

· Сформировать знания по этиологии и патогенезу общих реакций организма на повреждение

· Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе

Основные вопросы темы:

1. Общие реакции на повреждение, понятие, примеры.

2. Ответ «острой фазы», причины, медиаторы и их эффекты. Белки «острой фазы», их функции. Значение ответа «острой фазы» для организма. Понятие о синдроме системного воспалительного ответа.

3. Активация протеолитических систем плазмы крови. Роль калликреин-кининовой системы и системы комплемента.

4. Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития. Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.

5. Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Травматический шок, причины, стадии, изменения гемодинамики и микроциркуляции.

6. Кома, виды, механизмы развития.

Методы обучения:

Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, изучение схем патогенеза, составление схем патогенеза, кейс-стади, тестирование

Методы контроля:

Устный опрос, проверка правильности выводов по ситуационным задачам, тестирование

Примерный хронометраж занятия

Этап занятия Время
  Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 5 мин
  Дискуссия по вопросам темы 5 45 мин
  Перерыв 10 мин
  Продолжение дискуссии 20 мин
  Выполнение заданий 30 мин
  Перерыв 10 мин
  Выполнение заданий 30 мин
  Тестирование 10 мин
  Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 10 мин

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1. Изучить схему № 1 «Роль цитокинов в патогенезе развития ответа острой фазы».

Инфекция, ишемия, травмы, опухоли, ожоги, иммунопатология и др.

Активация моноцитов крови, тканевых макрофагов, нейтрофилов, лимфоцитов, фибробластов, эндотелия и др. клеток  
Высвобождение из клеток медиаторов ответа острой фазы и воспаления ЦИТОКИНОВ (ИЛ-1, ИЛ-6, ФНО – α, инте рферон – γ и др.) системное действие местное действие (воспаление)
  перестройка нейроэндокринной регуляции, метаболизма, функций органов и систем (гипоталамус, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, иммунная система, кроветворная система, плазма крови, печень и др.)  

ИЛ -1 – интерлейкин - 1. Рецепторы к ИЛ-1 есть на всех клетках организма.

ИЛ - 6 - интерлейкин – 6.

ФНО-α - фактор некроза опухолей – альфа.

 

Задание № 2. Изучить схему № 3 «Основные эффекты медиаторов ответа острой фазы»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.191 с.)