Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 19. 20. Патофизиология нервной системы. Патофизиология эндокринной системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: · Формирование знаний по вопросам этиологии и патогенеза типовых механизмов нарушений функции нервной и эндокринной системы. · Формирование навыков применения знаний теоретического материала при заполнении таблиц и составлении схем патогенеза · Формирование коммуникативных навыков ведения дискуссии по вопросам темы Задачи обучения: · Сформировать знания по патофизиологии нервной и эндокринной системы · Формировать коммуникативные навыки ведения дискуссии при разборе теоретического материала Основные вопросы темы: 1. Этиология нарушений функций нервной системы. Пути поступления патогенных агентов в ЦНС. Механизмы защиты нервной системы. 2. Повреждение нейронов (тела, аксонов, дендритов), причины, патогенез, последствия. 3. Синдром денервации, деафферентации, нарушение трофики..Дефицит торможения, синдром растормаживания, причины. Последствия. 4. ГПУВ, понятие, механизмы развития, последствия. Патологическая система, понятие, механизмы развития, значение для организма. 5. Нейрогенные расстройства чувствительности, их виды, патогенез. Боль, виды боли. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы, нейрохимические механизмы. Патологическая боль периферического и центрального происхождения. Принципы лечения патологической боли. 6. Нарушения высшей нервной деятельности, неврозы, этиология, патогенез. 7. Общая этиология нарушений функции эндокринной системы. 8. Нарушение центральных механизмов регуляции функции эндокринной системы (трансгипофизарной, парагипофизарной регуляции, механизма обратной связи). 9. Эндокринопатии, обусловленные патологическими процессами в железах внутренней секреции 10. Периферические (внежелезистые) механизмы нарушения активности гормонов, характеристика. 11. Основные формы эндокринных расстройств (гипо-гипер- и дисфункциональные эндокринопатии; моно- и плюригландулярные, парциальные и тотальные) 12. Этиология и патогенез гипо- и гиперфункции паращитовидных желез 13. Этиология и патогенез гипо- и гиперфункции щитовидной железы 14. Изменения тканей полости рта при тиреотоксикозе, микседеме, болезни Аддисона, болезни Иценко-Кушинга Методы обучения: собеседование и дискуссия по основным вопросам темы между учащимися с участием и под контролем преподавателя, заполнение таблиц. Методы контроля: Устный опрос, проверка выводов по выполнению заданий, тестирование Примерный хронометраж занятия
Практическая работа Задание № 1. Заполните таблицу Механизмы развития нарушений чувствительности
Задание № 2. Заполните таблицу.Дайте название видам нарушения чувствительности
Задание № 3. Заполните таблицу. Дайте характеристику видов боли
Задание № 4. Составить схему патогенеза кариеса при гиперпаратиреозе
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга О.И. Уразовой- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010 2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. С. 456-457, 462-464, 465-470 3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 568-578, 576 -585, 599-605. 4. Есембаева с.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Моделирование воспалительных процессов в слюнных железах. – Алматы, 2010., с. 92-102 5. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.187-202
Дополнительная 6. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. –С.241-254. 7. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 131-135. 8. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – C. 324-326, 351-359 9. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга - М.: Томск., 2006.- С.654-678, 200-206, 688-704
КОНТРОЛЬ – Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 415 - 465
ЗАНЯТИЕ № 10 Тема № 22. «НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ». Цели занятия: 1. Формирование знаний по вопросам этиологии, патогенеза нарушений внешнего дыхания. 2. Формирование навыков применения знаний теоретического материала при решении задач и анализе спирограмм 3. Формирование навыков ведения дискуссии по вопросам темы Задачи обучения: 1. Сформировать знания по этиологии, патогенезу вентиляционной, диффузионной, перфузионной дыхательной недостаточности 2. Научиться пользоваться медицинскими терминами, используемыми при разборе темы и приобрести навыки ведения дискуссии 3. Научиться применять полученные теоретические знания при решении ситуационных задач Основные вопросы темы: 1. Недостаточность внешнего дыхания, понятие. Виды недостаточности внешнего дыхания по патогенезу, по локализации повреждения, по изменению газового состава крови. 2. Вентиляционная форма недостаточности внешнего дыхания, понятие, виды. Обструктивный тип гиповентиляции легких. Причины, патогенез, изменения легочных объемов и емкостей при обструкции верхних и нижних дыхательных путей. Обструкция дыхательных путей при стоматологических заболеваниях и вмешательствах. 3. Рестриктивный тип гиповентиляции легких, внутрилегочные и внелегочные причины, патогенез, изменения легочных объемов и емкостей. 4. Диффузионная форма легочной недостаточности. Причины и механизмы нарушения диффузии газов через альвеолокапиллярную мембрану. 5. Перфузионная форма дыхательной недостаточности. Причины и механизмы развития легочной гипертензии и легочной гипотензии. Нарушения вентиляционно-перфузионных отношений, значение в патогенезе дыхательной недостаточности. 6. Нарушение регуляции внешнего дыхания (повреждение дыхательного центра, афферентной и эфферентных механизмов), этиология, патогенез. 7. Нарушение частоты, глубины и ритма дыхания. Гиперпноэ, брадипноэ, тахипноэ, апноэ, понятие, механизмы развития. Периодическое дыхание, понятие, виды, механизмы развития. Терминальные типы дыхания. 8. Одышка, определение, механизмы развития. Виды одышек, патогенез. 9. Асфиксия, понятие, причины, стадии, характеристика. 10. Респираторный дистресс-синдром, этиология и патогенез. Методы обучения: собеседование и дискуссия по основным вопросам темы между учащимися с участием и под контролем преподавателя, работа с пневмограммами, решение ситуационных задач. Методы контроля: Устный опрос, проверка выводов по выполнению заданий и ситуационным задачам, тестирование Примерный хронометраж занятия
Практическая работа
Ответьте на следующие вопросы: 1. Как изменились глубина, частота дыхания, соотношение фазы вдоха и выдоха? 2. Каков патогенез изменения характера дыхания? 3. При каких патологических процессах формируется такое нарушение?
Исходная пневмограмма в задании № 1. Опишите изменения характера дыхания при искусственном гидротораксе и укажите патогенез этого нарушения. Для каких заболеваний характерно такое нарушение дыхания?
Исходная пневмограмма. Опишите изменения характера дыхания. Ответьте на вопросы: 1. Каков патогенез изменения дыхания? 2. Какое патофизиологическое значение имеет данное нарушение дыхания?
Методика: Наркотизированной крысе подносят к носу вату, смоченную раствором нашатырного спирта, отмечают изменения дыхания. Затем в каждую ноздрю вводят по капле раствора новокаина и опыт повторяют. Полученные пневмограммы имеют следующий вид:
Делают заключение и выводы, ответив на следующие вопросы: 1. Какое патофизиологическое значение имеют наблюдаемые рефлекторные изменения дыхания при сильном раздражении рецепторов верхних дыхательных путей? 2. Каков механизм развития отмеченных изменений дыхания?
Методика: Наркотизированной крысе проводят искусственную вентиляцию легких через трахеостому с помощью аппарата ИВЛ. Регистрируют постгипервентиляционные измеения дыхания. Обращают внимание на продолжительность постгипервентиляционного апноэ и характер восстановления дыхания. После восстановления дыхания и повторной искусственной гипервентиляции через 1-2 сек. после начала постгипервентиляционного апноэ крысе наносят ноцицептивное раздражение электрическим током. Характер изменения дыхания имеет следующий вид: Делают заключение и выводы, ответив на следующие вопросы: 1. Почему после прекращения искусственной гипервентиляции формируется апноэ и каков механизм спонтанного возобновления дыхания? 2. Почему ноцицептивное раздражение в период постгипервентиляционного апноэ приводит к немедленному восстановлению дыхания? 3. В чем отличие спонтанного и искусственного (с помощью электрического тока) восстановления дыхания в постгипервентиляционном периоде? Приведите примеры гипервентиляции у человека.
Задача № 1 A. При обследовании вентиляционной функции легких у больного выявлены следующие изменения легочных объемов и емкостей: ДО↓, МОД↑, Ровд↓, ЖЕЛ↓, ОЕЛ↑, ООЛ↑, ОФИ1↓, индекс Тиффно↓. Для каких форм патологии с наибольшей вероятностью характерны такие изменения показателей? B. При обследовании вентиляционной функции легких у больного выявлены следующие изменения легочных объемов и емкостей: ДО↓, МОД↑, Ровд↓, ЖЕЛ↓, Ровыд↓, ОЕЛ↓, ООЛ↓, индекс Тиффно – 90%, Для каких форм патологии с наибольшей вероятностью характерны такие изменения показателей? Задача № 2 Больная Ж., 21 г., с целью суицида прняла большую дозу барбитуратов, доставлена в больницу бригадой скорой помощи. А приемном покое АД 95/65 мм РТ.ст., пульс 105 в мин. Определен газовый состав артериальной крови. Выберите результат, который можно ожидать у пациентки. A) рО2 45 мм рт.ст., рСО2 45 мм рт.ст., рН 7,45 B) рО2 55 мм рт.ст., рСО2 70 мм рт.ст., рН 7,5 C) рО2 65 мм рт.ст., рСО2 35 мм рт.ст., рН 7,45 D) рО2 75 мм рт.ст., рСО2 60 мм рт.ст., рН 7,3 E) рО2 98 мм рт.ст., рСО2 60 мм рт.ст., рН 7,2 ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга О.И. Уразовой- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. Раздел Патофизиология внешнего дыхания. 2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 447-471. 3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник:. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. С. 384-385 4. Патофизиология: Учебник п/ред А.И. Воложина, Г.В. Порядина.- Т.3. –М.: «Академия», 2006.-С.158-186 Дополнительная 5. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 169-178. 6. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга - М.: Томск., 2006.- С. 519 - 525 7. Майкл А.Гриппи. Патофизиология легких. Перевод с англ. – М.Бином, 1997. – 327с.
КОНТРОЛЬ – Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 349-365 ЗАНЯТИЕ № 11
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.01 с.) |