Тема № 19. 20. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 19. 20. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ



Цель занятия:

· Формирование знаний по вопросам этиологии и патогенеза типовых механизмов нарушений функции нервной и эндокринной системы.

· Формирование навыков применения знаний теоретического материала при заполнении таблиц и составлении схем патогенеза

· Формирование коммуникативных навыков ведения дискуссии по вопросам темы

Задачи обучения:

· Сформировать знания по патофизиологии нервной и эндокринной системы

· Формировать коммуникативные навыки ведения дискуссии при разборе теоретического материала

Основные вопросы темы:

1. Этиология нарушений функций нервной системы. Пути поступления патогенных агентов в ЦНС. Механизмы защиты нервной системы.

2. Повреждение нейронов (тела, аксонов, дендритов), причины, патогенез, последствия.

3. Синдром денервации, деафферентации, нарушение трофики. .Дефицит торможения, синдром растормаживания, причины. Последствия.

4. ГПУВ, понятие, механизмы развития, последствия. Патологическая система, понятие, механизмы развития, значение для организма.

5. Нейрогенные расстройства чувствительности, их виды, патогенез. Боль, виды боли. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы, нейрохимические механизмы. Патологическая боль периферического и центрального происхождения. Принципы лечения патологической боли.

6. Нарушения высшей нервной деятельности, неврозы, этиология, патогенез.

7. Общая этиология нарушений функции эндокринной системы.

8. Нарушение центральных механизмов регуляции функции эндокринной системы (трансгипофизарной, парагипофизарной регуляции, механизма обратной связи).

9. Эндокринопатии, обусловленные патологическими процессами в железах внутренней секреции

10. Периферические (внежелезистые) механизмы нарушения активности гормонов, характеристика.

11. Основные формы эндокринных расстройств (гипо-гипер- и дисфункциональные эндокринопатии; моно- и плюригландулярные, парциальные и тотальные)

12. Этиология и патогенез гипо- и гиперфункции паращитовидных желез

13. Этиология и патогенез гипо- и гиперфункции щитовидной железы

14. Изменения тканей полости рта при тиреотоксикозе, микседеме, болезни Аддисона, болезни Иценко-Кушинга

Методы обучения: собеседование и дискуссия по основным вопросам темы между учащимися с участием и под контролем преподавателя, заполнение таблиц.

Методы контроля:

Устный опрос, проверка выводов по выполнению заданий, тестирование

Примерный хронометраж занятия

Этап занятия Время
Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 5 мин
Дискуссия по вопросам темы 19 45 мин
Перерыв 10 мин
Выполнение заданий темы 19 20 мин
Дискуссия по вопросам темы 20 30 мин
Перерыв 10 мин
Выполнение заданий темы 20 30 мин
Тестирование 10 мин
Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 10 мин

Практическая работа

Задание № 1. Заполните таблицу

Механизмы развития нарушений чувствительности

Механизмы Патогенез
Рецепторные  
Проводниковые  
Центральные  

Задание № 2. Заполните таблицу.Дайте название видам нарушения чувствительности

Вид нарушения Определение понятия, патогенез
  Полная утрата чувствительности. Развивается вследствие наличия препятствий прохождения импульсов от рецепторов по проводникам до соответствующих корковых зон.
  Понижение чувствительности. Возникает вследствие повышения порога возбудимости.
  Повышение чувствительности. Развивается вследствие понижения порога возбудимости.
  Чрезмерная болевая чувствительность
  Выпадение болевой и температурной чувствительности при сохранности тактильной и глубокой в определенной зоне тела.
  Извращенное восприятие раздражений (тепло воспринимается как холод, прикосновение как боль).
  Патологической восприятие раздражения не в месте его нанесения, а в симметричной точке другой половины тела.
  Одиночное раздражение воспринимаемое как множественное.

Задание № 3. Заполните таблицу. Дайте характеристику видов боли

Свойства боли Эпикритическая боль Протопатическая боль
Источник раздражителя    
Латентный период    
Продолжительность после устранения раздражителя    
Тип проводящего волокна    
Порог восприятия    
Локализованность    

Задание № 4. Составить схему патогенеза кариеса при гиперпаратиреозе

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга О.И. Уразовой- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. С. 456-457, 462-464, 465-470

3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 568-578, 576 -585, 599-605.

4. Есембаева с.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Моделирование воспалительных процессов в слюнных железах. – Алматы, 2010., с. 92-102

5. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.187-202

 

Дополнительная

6. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. –С.241-254.

7. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 131-135.

8. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – C. 324-326, 351-359

9. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга - М.: Томск., 2006.- С.654-678, 200-206, 688-704

 

КОНТРОЛЬ –

Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 415 - 465

 

ЗАНЯТИЕ № 10

Тема № 22. «НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ» .

Цели занятия:

1. Формирование знаний по вопросам этиологии, патогенеза нарушений внешнего дыхания.

2. Формирование навыков применения знаний теоретического материала при решении задач и анализе спирограмм

3. Формирование навыков ведения дискуссии по вопросам темы

Задачи обучения:

1. Сформировать знания по этиологии, патогенезу вентиляционной, диффузионной, перфузионной дыхательной недостаточности

2. Научиться пользоваться медицинскими терминами, используемыми при разборе темы и приобрести навыки ведения дискуссии

3. Научиться применять полученные теоретические знания при решении ситуационных задач

Основные вопросы темы:

1. Недостаточность внешнего дыхания, понятие. Виды недостаточности внешнего дыхания по патогенезу, по локализации повреждения, по изменению газового состава крови.

2. Вентиляционная форма недостаточности внешнего дыхания, понятие, виды. Обструктивный тип гиповентиляции легких. Причины, патогенез, изменения легочных объемов и емкостей при обструкции верхних и нижних дыхательных путей. Обструкция дыхательных путей при стоматологических заболеваниях и вмешательствах.

3. Рестриктивный тип гиповентиляции легких, внутрилегочные и внелегочные причины, патогенез, изменения легочных объемов и емкостей.

4. Диффузионная форма легочной недостаточности. Причины и механизмы нарушения диффузии газов через альвеолокапиллярную мембрану.

5. Перфузионная форма дыхательной недостаточности. Причины и механизмы развития легочной гипертензии и легочной гипотензии. Нарушения вентиляционно-перфузионных отношений, значение в патогенезе дыхательной недостаточности.

6. Нарушение регуляции внешнего дыхания (повреждение дыхательного центра, афферентной и эфферентных механизмов), этиология, патогенез.

7. Нарушение частоты, глубины и ритма дыхания. Гиперпноэ, брадипноэ, тахипноэ, апноэ, понятие, механизмы развития. Периодическое дыхание, понятие, виды, механизмы развития. Терминальные типы дыхания.

8. Одышка, определение, механизмы развития. Виды одышек, патогенез.

9. Асфиксия, понятие, причины, стадии, характеристика.

10. Респираторный дистресс-синдром, этиология и патогенез.

Методы обучения: собеседование и дискуссия по основным вопросам темы между учащимися с участием и под контролем преподавателя, работа с пневмограммами, решение ситуационных задач.

Методы контроля:

Устный опрос, проверка выводов по выполнению заданий и ситуационным задачам, тестирование

Примерный хронометраж занятия

Этап занятия Время
Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 5 мин
Дискуссия по вопросам темы 45 мин
Перерыв 10 мин
Продолжение дискуссии 20 мин
Выполнение заданий 30 мин
Перерыв 10 мин
Выполнение заданий 30 мин
Тестирование 10 мин
Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 10 мин

Практическая работа

 

Задание № 1. Изобразите графически как измениться характер дыхания у экспериментального животного после искусственного сужения просвета трахеи, если исходная пневмограмма имеет следующий вид:

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменились глубина, частота дыхания, соотношение фазы вдоха и выдоха?

2. Каков патогенез изменения характера дыхания?

3. При каких патологических процессах формируется такое нарушение?

 

Задание № 2. Изобразите графически как измениться характер внешнего дыхания у экспериментального животного после создания искусственного гидроторакса введением в плевральную полость физиологического раствора.

Исходная пневмограмма в задании № 1. Опишите изменения характера дыхания при искусственном гидротораксе и укажите патогенез этого нарушения. Для каких заболеваний характерно такое нарушение дыхания?

Задание № 3. Изобразите графически, как должно измениться дыхание у экспериментального животного после внутривенного введения 3% раствора уксусной кислоты.

Исходная пневмограмма.

Опишите изменения характера дыхания. Ответьте на вопросы:

1. Каков патогенез изменения дыхания?

2. Какое патофизиологическое значение имеет данное нарушение дыхания?

 

Задание № 4. Проанализировать изменение дыхания при раздражении рецепторов верхних дыхательных путей крысы аммиаком.

Методика: Наркотизированной крысе подносят к носу вату, смоченную раствором нашатырного спирта, отмечают изменения дыхания. Затем в каждую ноздрю вводят по капле раствора новокаина и опыт повторяют. Полученные пневмограммы имеют следующий вид:

 

 


Делают заключение и выводы, ответив на следующие вопросы:

1. Какое патофизиологическое значение имеют наблюдаемые рефлекторные изменения дыхания при сильном раздражении рецепторов верхних дыхательных путей?

2. Каков механизм развития отмеченных изменений дыхания?

 

Задание № 5. Изучите изменение дыхания, вызванные искусственной гипервентиляцией.

Методика: Наркотизированной крысе проводят искусственную вентиляцию легких через трахеостому с помощью аппарата ИВЛ. Регистрируют постгипервентиляционные измеения дыхания. Обращают внимание на продолжительность постгипервентиляционного апноэ и характер восстановления дыхания. После восстановления дыхания и повторной искусственной гипервентиляции через 1-2 сек. после начала постгипервентиляционного апноэ крысе наносят ноцицептивное раздражение электрическим током. Характер изменения дыхания имеет следующий вид:

Делают заключение и выводы, ответив на следующие вопросы:

1. Почему после прекращения искусственной гипервентиляции формируется апноэ и каков механизм спонтанного возобновления дыхания?

2. Почему ноцицептивное раздражение в период постгипервентиляционного апноэ приводит к немедленному восстановлению дыхания?

3. В чем отличие спонтанного и искусственного (с помощью электрического тока) восстановления дыхания в постгипервентиляционном периоде?

Приведите примеры гипервентиляции у человека.

 

Задание № 6. Кейс-стади

Задача № 1

A. При обследовании вентиляционной функции легких у больного выявлены следующие изменения легочных объемов и емкостей: ДО↓, МОД↑, Ровд↓, ЖЕЛ↓, ОЕЛ↑ , ООЛ↑, ОФИ1↓, индекс Тиффно↓. Для каких форм патологии с наибольшей вероятностью характерны такие изменения показателей?

B. При обследовании вентиляционной функции легких у больного выявлены следующие изменения легочных объемов и емкостей: ДО↓, МОД↑, Ровд↓, ЖЕЛ↓, Ровыд↓, ОЕЛ↓ , ООЛ↓, индекс Тиффно – 90%, Для каких форм патологии с наибольшей вероятностью характерны такие изменения показателей?

Задача № 2

Больная Ж., 21 г., с целью суицида прняла большую дозу барбитуратов, доставлена в больницу бригадой скорой помощи. А приемном покое АД 95/65 мм РТ.ст., пульс 105 в мин. Определен газовый состав артериальной крови. Выберите результат, который можно ожидать у пациентки.

A) рО2 45 мм рт.ст., рСО2 45 мм рт.ст., рН 7,45

B) рО2 55 мм рт.ст., рСО2 70 мм рт.ст., рН 7,5

C) рО2 65 мм рт.ст., рСО2 35 мм рт.ст., рН 7,45

D) рО2 75 мм рт.ст., рСО2 60 мм рт.ст., рН 7,3

E) рО2 98 мм рт.ст., рСО2 60 мм рт.ст., рН 7,2

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга О.И. Уразовой- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. Раздел Патофизиология внешнего дыхания.

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 447-471.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник:. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. С. 384-385

4. Патофизиология: Учебник п/ред А.И. Воложина, Г.В. Порядина.- Т.3. –М.: «Академия», 2006.-С.158-186

Дополнительная

5. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 169-178.

6. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга - М.: Томск., 2006.- С. 519 - 525

7. Майкл А.Гриппи. Патофизиология легких. Перевод с англ. – М.Бином, 1997. – 327с.

 

КОНТРОЛЬ –

Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и

Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 349-365

ЗАНЯТИЕ № 11



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.017 с.)