Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 7. Нарушение водно – электролитного обмена.

Поиск

Цель занятия:

· Формирование знаний по патофизиологии водно-электролитного обмена

· Формирование навыков применения знаний теоретического материала при решении задач и составлении схем патогенеза

· Формирование коммуникативных навыков ведения дискуссии по вопросам темы

Задачи обучения:

· Сформировать знания по этиологии и патогенезу нарушений водно-электролитного обмена

· Формировать коммуникативные навыки ведения дискуссии

Основные вопросы темы:

1. Формы нарушения водного баланса организма.

2. Обезвоживание, виды по патогенезу, причины, изменение осмотического давления во вне- и внутриклеточных секторах при различных видах обезвоживания. Основные проявления и их патогенез.

3. Положительный водный баланс (изо-, гипо-, гиперосмоляльная гипергидрия), причины, патогенез. “Водная интоксикация” - понятие, причины, механизмы развития.

4. Отеки, определение. Патогенетические факторы отеков, характеристика.

5. Клинические виды отеков, механизмы развития.

6. Нарушение обмена натрия, калия, причины, патогенез изменений в организме.

7. Значение системных нарушений фосфорно-кальциевого обмена и нарушений обмена микроэлементов в развитии стоматологических заболеваний

Методы обучения:

Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, составление схем патогенеза, кейс-стади

Методы контроля:

Устный опрос, проверка правильности составления схем патогенеза, выводов по ситуационным задачам, тестирование

Примерный хронометраж занятия

Этап занятия Время
  Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 5 мин
  Дискуссия по вопросам темы 7 45 мин
  Перерыв 10 мин
  Выполнение заданий темы 7 20 мин
  Дискуссия по вопросам темы 8 30 мин
  Перерыв 10 мин
  Выполнение заданий темы 8 30 мин
  Тестирование 10 мин
  Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 10 мин

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1. Составить схемы патогенеза гипоосмоляльной и гиперосмоляльной гипогидратации

Задание № 2. 1.Составить схемы патогенеза отеков при

ü сердечной недостаточности

ü почечной недостаточности

ü печеночной недостаточности

Задание № 3. Кейс-стади.

Задача № 1.

Больному 42 лет в стационаре был поставлен диагноз «миокардиодистрофия в стадии декомпенсации». Больной нормального телосложения, подкожная клетчатка развита слабо. При росте 165 см. масса тела составляет 81 кг. Объективно: вынужденное полусидячее положение, одышка, акроцианоз, выраженная пастозность нижних конечностей, застойные хрипы в легких. Обнаружено скопление жидкости в брюшной полости, печень увеличена. Ударный и минутный объем сердца снижены, Ht 38%. Диурез снижен. В крови обнаружено увеличение уровня ренина и натрия.

Вопросы:

1. Имеются ли признаки нарушения водного обмена?

2. Какой тип дисгидрии имеется у больного?

3. Связано ли этиологически скопление жидкости в подкожной клетчатке, брюшной полости и в легких?

4. Каков патогенез выявленных у больного биохимических отклонений?

5. Каковы механизмы отека у данного больного?

6.Оцените значение отека для организма больного.

7.Как препятствовать развитию отека у пациента?

Задача № 2.

У больной 22 лет спустя 2 недели после перенесенной в тяжелой форме скарлатины появились жалобы на головные боли, боли в области поясницы, одышка, сердцебиение. За последнюю неделю она прибавила в массе тела 11,5 кг. Объективно: лицо бледное, веки набухшие, глазные щели сужены. Голени и стопы пастозны. Границы сердца расширены, АД 180/100 мм рт.ст. Диурез резко снижен, в моче – эритроциты и белок. В крови повышен титр антистрептококковых АТ.

Вопросы:

1. Есть ли основания считать, что у больной возникло поражение почек? Если да, то каков возможный механизм этой патологии?

2. Что обуславливает возникшую гипергидратацию: резкое снижение выделительной функции почек или усиление механизмов активной задержки воды в организме?

3. Каковы механизмы развития данного типа отека?

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 682-746

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 296-311.

3. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 42-52.

4. Есембаева С.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Алматы, 2010., с.31-38

5. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.52- 79

6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 166-183.

Дополнительная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 147-175

2. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 315-334.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 340-380.

4. Б.Дж. Ролс, Э.Т.Ролс «Жажда». – М.: Медицина, 1984 г.

КОНТРОЛЬ –

Выполнение тестовые заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 188-204

Тема № 8. НАРУШЕНИЕ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ

Цель занятия:

· Формирование знаний по патофизиологии кислотно-основного состояния

· Формирование навыков применения знаний теоретического материала при решении задач и составлении схем патогенеза

· Формирование коммуникативных навыков ведения дискуссии по вопросам темы

Задачи обучения:

· Сформировать знания по этиологии и патогенезу нарушений КОС

· Формировать коммуникативные навыки ведения дискуссии при разборе теоретического материала

Основные вопросы темы:

1. Классификация нарушений КОС по патогенезу и степени компенсации.

2. Газовый ацидоз, причины, механизмы компенсации. Нарушения в организме при декомпенсации.

3. Негазовый ацидоз, причины, механизмы компенсации. Нарушения в организме при декомпенсации.

4. Газовый алкалоз, причины, механизмы компенсации. Нарушения в организме при декомпенсации.

5. Негазовый алкалоз, причины, механизмы компенсации. Нарушения в организме при декомпенсации.

6. Нарушения КОС в полости рта, роль слюны. Взаимосвязь уровня рН и развития кариеса.

7. Патогенетические принципы устранения расстройств КОС

Методы обучения: Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, демонстрация мультимедийной презентации «Нарушения КОС», работа в малых группах по составлению схем патогенеза

Методы контроля:

Устный опрос, проверка схем патогенеза, тестирование

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Задание № 1. Работа с обучающей мультимедийной презентацией темы «Нарушения КОС»

Задание 2. Составить схемы патогенеза ацидозов и алкалозов

Задание № 3. Проланализировать кривые Р. Стефана (изменение рН налёта или смешанной слюны в результате микробного гликолиза сахаров)

 


Рисунок 1.

В кривой Стефана выделяют следующие информативные расчётные показатели:

А - амплитуда кривой рН Стефана, А = рНi - рНw;

S - интенсивность критического снижения рН,

S = (Тk + Тa)(рНk – рНw)2 / 2(рH1 – рНw);

рНi – начальное значение рН;

рНk – критическое значение рН;

рНw – минимальное значение рН.

Тk – время катакроты (снижения)

Тa – время анакроты (подъема)

Амплитуда кривой является наиболее информативным показа­телем, поскольку характеризует кислотопродуцирующую активность ротовой микрофлоры и эффективность механизмов регуляции КОС. Чем больше амплитуда кривой, тем больше вырабатывается в ответ на стимуляцию углеводом микрофлоры органических кислот (преимущественно, лактата) и тем меньше возможностей у систем регуляции КОС ликвидировать ацидоз. Значение коэффициента катакроты возрастает с увеличением скорости микробной кислопродукции и в большей степени, чем амплитуда, характеризует её ацидогенную активность. Коэффицент анакроты, наоборот, говорит о способности систем регуляции КОС восстанавливать гомеостаз

 

Кривая Стефана (ацидотическая) характеризует образование кислот в ротовой жидкости, зубном и язычном налетах при поступлении в ротовую полость сахарозы, которая расщепляется под действием микробных гликолитических ферментов (рис. 2). Продукция кислот после приема углеводов является кариесогенным фактором. Образование кислот при расщеплении углеводов вызывает резкое снижение рН ротовой жидкости в течение нескольких минут и последующее медленное восстановление.

Рисунок 2. Кривая изменений рН смешанной слюны Стефана после употребления сахарозы

 

Кривая Стефана (алкалотическая) регистрируется после полоскания полости рта 7% раствором карбамида (рис. 3). Для многих микроорганизмов зубного и язычного налета, в основном гингивопатогенных, мочевина является субстратом для образования аммиака под действием уреазы. Быстрое превращение аммиака в ион аммония и является причиной алкалоза зубного налета и ротовой жидкости.

Рисунок 3. Типичная кривая рН ротовой жидкости после стимуляции микрофлоры рта раствором карбамида

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 747-764

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 288-296

3. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 60-76.

4. Есембаева С.С., Касенов Б.Ж. и соавт. Механизмы развития патологии в полости рта. Алматы, 2010., с.16-31

5. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с. 80-103

6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 215-227.

Дополнительная

7. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 176-187.

8. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 262-278.

9. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С.349-358

10. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 405-447.

КОНТРОЛЬ –

 
Выполнение тестовые заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 205-213; тесты по профильным вопросам см. рубежный контроль № 2

ЗАНЯТИЕ № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.52 (0.01 с.)