Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Сущность, методологические основы управления. Эволюция управленческой мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Управление как функция, вид деятельности, наука, искусство, отношения между людьми, процесс. 2. Взаимосвязь и взаимодействие методологии и организации управления. 3. Эволюция школ и концепций управления за рубежом.
Вопросы для обсуждения 1. В чем заключается сущность управления? 2. Менеджмент представляет собой процесс реализации субъектами управления ряда функций управления. Определите, каковы критерии обособления отдельных видов управленческой деятельности в функции управления. Прокомментируйте содержание основных и конкретных функций управления, раскройте их взаимосвязь. 3. Охарактеризуйте управление как определенный тип взаимодействия субъекта и объекта управления. 4. Как можно охарактеризовать управление в процессе принятия и реализации управленческих решений по устранению назревших проблем и ликвидации отклонений от принятых целей и плана действий? 5. В чем особенность управленческого труда, его отличие от труда специалиста, рабочего? Каковы отличия в статусе, роли 6. Что следует понимать под принципами управления? Какие существуют фундаментальные, базисные принципы, относящиеся 7. Сформулируйте основные положения классических школ управления (Ф.Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.). 8. На чем базировались основные выводы школы человеческих отношений (М. Фоллетт, Э. Мейо, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, 9. Охарактеризуйте основные положения процессного, системного, ситуационного подходов к управлению.
Тема 2. Сущность и типология организации. 1. Организация как социально-экономическая система. 2. Типология организаций. 3. Традиционные (механистические) и адаптивные (органические) организационные структуры.
Вопросы для обсуждения 1. Что такое организация и каковы ее основные характеристики? Почему организацию можно рассматривать как средство коллективного достижения целей, которые не могут быть достигнуты людьми индивидуально? 2. Какие факторы лежат в основе типологии организации? 3. Какие существуют типы формальных организаций? Каковы их основные признаки? 4. Охарактеризуйте неформальные организации. Сравните их с формальными организациями по следующим признакам: механизм формирования, преследуемые цели, характер коммуникаций и др. 5. В чем основные отличия корпоративной и индивидуалистской организаций? 6. Что представляет собой организация как система? Дайте характеристику основных системных принципов: целостности свойств системы; структурности; иерархичности; множественности описания системы; взаимозависимости структуры и среды; непрерывности развития. 7. Какие подсистемы существуют в системе управления любой организации? 8. Охарактеризуйте факторы внешней и внутренней среды организации. 9. Что такое децентрализация и централизация управления? 10. Основные виды традиционных (механистических) организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная. Сравните характерные черты этих структур, определите их преимущества и недостатки, сформулируйте условия их применения. 11. Дайте характеристику трех основных технологий в управлении по Д.Томпсону (многозвенные, посреднические, интенсивные). Как они влияют на выбор типа организационной структуры? 12. Охарактеризуйте новейшие формы организационных структур: проектные, матричные, эдхократические, партисипативные. Какие изменения во внешней среде определяют выбор организаций в пользу адаптивных структур?
1. Управляемая и управляющая подсистемы в организации, их взаимосвязь и взаимозависимость. 2. Особенности социальной (экономической, технологической, организационной) подсистемы: цели, функции, органы, перспективы развития. 3. Демократизация менеджмента в условиях становления и развития рыночных отношений в экономике России. 4. Эволюция организационно-управленческой мысли. 5. Современные организационные школы научного управления. 6. Внешняя и внутренняя среда организации и менеджмент. 7. Принципы менеджмента и их развитие в современных условиях. 8. Реализация принципов единоначалия и коллегиальности в менеджменте. 9. Роль, сущность и функции менеджмента. 10. Контроль как функция менеджмента. 11. Проблемы сочетания централизации и децентрализации управления. 12. Формирование и развитие структур управления. 13. Тенденции развития организационных структур управления. 14. Принципы построения и критерии эффективности организационных структур управления. 15. Современные подходы к совершенствованию структур управления. 16. Матричные организационные структуры управления, проблемы их использования. 17. Дивизиональные структуры управления, условия и перспективы их применения. 18. Мотивация и ее роль в менеджменте организации. 19. Содержательные и процессуальные теории мотивации. 20. Система методов менеджмента. 21. Механизм реализации методов менеджмента. 22. Экономические методы менеджмента в условиях перехода 23. Роль и особенности организационно-распорядительных методов в менеджменте современной организации. 24. Социально-психологические методы менеджмента, проблемы их использования. 25. Сущность и содержание процесса менеджмента. 26. Решения в процессе менеджмента. 27. Коммуникации в процессе менеджмента. 28. Межличностные коммуникации в процессе менеджмента. 29. Проблемы информационного обеспечения процесса менеджмента. 30. Техническое обеспечение процесса менеджмента. 31. Личность в системе менеджмента. 32. Гуманизм менеджмента. 33. Роль руководителя в системе управления организацией. 34. Характер и содержание труда руководителя. 35. Сущность и содержание труда руководителя, менеджера, предпринимателя, бизнесмена, коммерсанта. 36. Эффективный менеджер. 37. Управленческая команда. 38. Организационные резервы повышения эффективности труда менеджера. 39. Рабочее время руководителя и проблемы его использования. 40. Организация труда менеджера. 41. Стиль работы современного менеджера. 42. Сравнительный анализ различных стилей управления. 43. Лидерство в менеджменте. 44. Культура менеджмента. 45. Стратегический менеджмент. 46. Эффективность и качество менеджмента. 47. Пути повышения эффективности менеджмента. 48. Управление конфликтами. 49. Особенности управления по конкретной стране (республике, региону) в зависимости от особенностей духовной и материальной культуры, национальных особенностей и других критериев.
вопросы к зачету (очная и заочная формы обучения)
1. Содержание понятия «менеджмент». Процесс менеджмента, его содержание, свойства и характеристики. 2. Предмет, объект и субъект управленческой деятельности. 3. Цели и задачи менеджмента. Системный подход к процессу менеджмента. 4. Развитие менеджмента как исторический процесс. Зависимость развития менеджмента от уровня развития производительных сил. 5. Эволюция теории менеджмента. 6. «Одномерные» управленческие концепции. Характеристика взглядов представителей школы научного менеджмента (Ф.Тейлора, Э. Мэйо, А. Файоля и М. Вебера) на управление. 7. Школа человеческих отношений. Характеристика взглядов представителей школы человеческих отношений (Мэри Фоллетт, Джордж Мейо, Абрам Маслоу, Дуглас Макгрегор) на управление. 8. Этапы развития управления в России (1917 – 30-е гг., 30–50-е гг., 60–80-е гг.). 9. Современные концепции менеджмента: процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. 10. Современные проблемы и противоречия развития управления. 11. Управление как процесс осуществления управленческой деятельности. Место процесса управления в организации. 12. Организация как социально-экономическая система. Свойства систем. Виды систем. 13. Внутренняя и внешняя среда организации. 14. Сущность понятия «система управления». Свойства системы управления. Система управления в организациях. 15. Типология организаций. Неформальные и формальные организации, их признаки. 16. Механистический и органический типы организаций, их преимущества и недостатки. Традиционные, дивизиональные, матричные организации: их преимущества и недостатки. 17. Понятие миссии организации. Цели и правила формулирования миссии организации. 18. Сущность стратегии организации. Процесс определения стратегии организации. Факторы выбора стратегии. 19. Понятие и виды целей организации. Значимость и направления установления целей. Требования к формулированию целей. Цели организации, цели менеджмента, цели менеджеров. 20. Организационные структуры управления. Назначение и содержание организационных структур управления. Их основные элементы. 21. Линейная, функциональная, матричная департаментализация. Связи в организации (вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные, линейные и функциональные). Масштаб управляемости и контроля. Распределение прав и ответственности в организации. Централизация и децентрализация: понятие, показатели и факторы. 22. Принципы формирования организационных структур управления. Факторы, влияющие на формирование и развитие организационных структур управления. 23. Пути совершенствования организационных структур управления. Современные организационные формы. 24. Роль коммуникаций в процессе менеджмента. Значение, стили и виды коммуникаций. 25. Организация коммуникационных процессов. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Управление коммуникациями. 26. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям в современных условиях. Особенности принятия решений на современном этапе. 27. Управленческие проблемы и причины их возникновения. Классификация ситуаций и проблем. Внешняя и внутренняя среды организации как источник возникновения управленческих проблем. 28. Технология разработки управленческого решения. Цели управленческого решения. Особенности разработки решения в условиях неопределенности и риска. 29. Общие и конкретные функции менеджмента: понятие, особенности, характеристика, взаимосвязь. 30. Развитие функций менеджмента под воздействием внутренней и внешней среды. 31. Сущность и содержание функции организации. 32. Понятия: делегирование, полномочия, ответственность. Виды управленческих полномочий. 33. Принципы реализации функции организации. 34.Контроль как функция менеджмента. Задачи, виды и функции контроля. 35. Система контроля, ее свойства. Процесс контроля, его этапы. 36. Технология контроля. Методы контроля. Поведенческие аспекты контроля. 37. Понятие, классификация, система и характеристика методов менеджмента. Методы менеджмента как механизм мотивации. 38. Экономические методы управленческого воздействия, их разновидности, особенности, состав, характеристика, формы реализации и проблемы использования. 39. Организационно-распорядительные методы управленческого воздействия, их место в системе менеджмента, особенности, состав и характеристика. 40. Социально-психологические методы управленческого воздействия, их особенности, состав и характеристика. 41. Человек в организации. Взаимодействие человека и организации. 42. Понятие организационного окружения. Социализация индивида. Основные ожидания индивида и организации. 43. Вхождение человека в организацию. Влияние организации на процесс вхождения. 44. Критериальная основа поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека. 45. Взаимодействие человека и группы. Общее понятие группы. Общая характеристика группы. 46. Специфика человеческих ресурсов организации. Понятие, характеристика мотивации и ее роль в развитии интереса и удовлетворения потребностей. 47. Первоначальные концепции мотивации: «кнута и пряника»; классическая школа менеджмента (Ф. Тейлор); теория «икс» и теория «игрек» (Д. Мак-Грегор); использование психологических методов для формирования мотивации (хоторнские эксперименты Элтона Мэйо). 48. Содержательные теории мотивации: мотивация и иерархия потребностей (Абрахам Маслоу); теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда (потребности во власти, успехе, причастности); двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга (гигиенические и мотивационные факторы). 49. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий (Виктор Врумм); теория справедливости мотивации; комплексная процессуальная теория мотивации Портера-Лоулера и др. 50. Значение партисипативного управления для мотивационного процесса. Теория постановки целей Э. Лока. Теория справедливости С. Адамса. 51. Механизмы мотивации работников. Формы и методы мотивации в современной мировой практике менеджмента. 52. Культура управления как социально-экономический феномен. Сущность и структура культуры управления. 53. Формирование культуры управления как реакция на задачи интеграции внутренних ресурсов и взаимодействия с внешней средой. Факторы, влияющие на формирование и совершенствование культуры управления. 54. Формы власти и влияния в менеджменте. Понятие и феномен власти. Источники власти в организации. 55. Классификация форм власти. Влияние власти на положение дел в организации. 56. Природа, определение и содержание понятия лидерства. Лидерство и менеджмент. Лидер и руководитель. 57. Концепции лидерства. Теория лидерских качеств. Концепция лидерского поведения, ситуационного поведения. Новые подходы в теориях лидерства. 58. Стиль управления. Понятие стиля управления, стиля руководства, стиля подчинения, стиля соподчинения, стиля работы менеджера. 59. Одномерные и многомерные стили управления. Адаптивный и антикризисный стиль управления. Классификация стилей управления. 60. Понятие и значимость групп. 61. Формальные и неформальные группы, их характеристика. Механизм их образования. 62. Причины появления неформальных групп. Типы неформальных групп. 63. Особенности управленческого труда. Ролевые функции менеджера. Требования, предъявляемые к менеджерам. 64. Виды разделения управленческого труда. 65. Понятия менеджер и руководитель, менеджер и предприниматель. Линейные и функциональные менеджеры. 66. Характер и содержание труда руководителя. Особенности и основные направления организации труда руководителя. 67. Эффективность менеджмента и эффективность деятельности организации. 68. Конфликты в организации, их типы и уровни. Источники и причины конфликтов. Структурные методы управления конфликтом. 69. Природа и причины стресса. Способы борьбы со стрессом. Основные пути предупреждения стрессовых ситуаций.
Литература Основная Виханский О.С.,Наумов А.И. Менеджмент. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. М.: Издательский центр «Академия», 2012. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону:Феникс, 2013. Митин А.Н. Механизмы управления: Учебник. Екатеринбург, 2014. Митин А.Н. Психология управления: Учебник. М., 2010.
Дополнительные источники:
Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2008. Баринов В.А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2013. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Проспект, 2011. Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник. М.,: РИОР: ИНФРА-М, 2010. Дежкина И.П. Гармоничный менеджмент М.:ИНФРА-М, 2013.
Кнышова Е.Н. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2008. Коротков Э.М. Менеджмент. М.: Юрайт, 2012. Макаров В.М. Менеджмент. СПб: Питер, 2011.
Митин А.Н. Управление переносит будущее в настоящее: Монография. Екатеринбург, 2010. Песоцкая Е.В. Менеджмент. М.:Юрайт, 2011. Тодошева С.Т. Теория менеджмента. М.: Кно Рус, 2013.
Интернет-ресурсы Дубровский В.Я. Введение в общую теорию деятельности // http: // www.fondgp/ru/lib/mmk/67 Дубровский В.Я. Понятие управления в системодеятельностной методологии // http://www/fondgp/ru/lib/chteniya/xv/mat/diskussion/0 Сазонов Б.В. Организация как социальный институт// http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xv/text/10 Справочная система «Консультант Плюс», «Гарант» Базы данных кафедры теории и практики управления на сайте УрГЮА, а также электронных библиотечных систем http://e.lanbook.com/ и http://znanium.com/
. Приложения
Приложение 1
требования к оформлению Контрольные работы выполняете в виде реферата. Тему контрольной работы (реферата) выбираете по своему желанию и согласуете с преподавателем. Затем подбираете необходимую литературу и составляете план, включающий введение, основной текст и заключение. Во введении аргументируете актуальность выбранной темы, указываете цель и задачи исследования, приводите его методику и структуру работы. Основной текст разбиваете на главы и параграфы. В заключении даете выводы и рекомендации. При заимствовании материала из литературных источников обязательно делаете ссылки на них. Помните, контрольная работа, большая часть которой переписана из каких-либо книг, не засчитывается. Контрольную работу объемом 20–25 машинописных страниц можете набрать на компьютере или разборчиво написать от руки. Текст выполняете на одной стороне листа односортной белой бумаги (по 30 строк на каждой странице). Контрольная работа должна иметь: титульный лист (на нем указываете наименование института, кафедры, учебной дисциплины, тему работы, а также курс, группу, фамилии, имена, отчества студента и научного руководителя, дату подготовки), оглавление и список литературы. Список литературы и сноски на страницах оформляете в соответствии с действующими ГОСТами. К контрольной работе можете дать приложения в виде схем, образцов документов и т. п. Все страницы работы, включая оглавление и список литературы, нумеруете по порядку (с титульного листа, на котором цифра 1 не ставится) в середине верхнего поля каждой страницы. Введение, заключение, новые главы, список литературы начинаете с нового листа. Оценка, полученная за контрольную работу, заносится в зачетную книжку. Приложение 2
Образец оформления титульного листа контрольной работы
Федеральное агентство по образованию Уральская государственная Факультет среднего профессионального
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.011 с.) |