Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Государство в политической системе общества

Поиск

План

Введение

1.Понятие политической системы.

2.Государство и другие элементы политической системы: их взаимодействие.

3.Совершенствование органов государства как условие его демократизации.

Заключение

 

Тема 18. Правовое государство и гражданское общество

План

Введение

1. Понятие и принципы правового государства.

2. Развитие идеи правового государства в России.

3. Условия формирования правового государства.

Заключение

 

Тема 19. Верховенство закона в правовом государстве

План

Введение

1.Понятие и принципы правового государства.

2.Господство права и верховенство закона.

Заключение

 

Тема 20. Теория разделения властей

План

Введение

1. Понятие системы разделения властей в государстве.

2. Законодательная власть.

3. Исполнительная власть.

4. Судебная власть.

Заключение

 

Тема 21. Современные подходы к пониманию права

План

Введение

1. Проблемы определения понятия права.

2. Сущность, содержание и формы права.

3. Роль правопонимания в укреплении законности и правопорядка.

Заключение

 

Тема 22. Государство и право: проблемы взаимодействия

План

Введение

1.Модели соотношения государства и права.

2.Влияние государства на право.

3.Воздействие права на государство.

Заключение

 

Тема 23. Право и экономика: проблемы взаимодействия

План

Введение

1.Основные система управления экономикой в современном мире.

2.Проблемы соотношения права и экономики в России.

Заключение

Тема 24. Понятие и классификация принципов права

План

Введение

1.Принципы права: понятие и значение.

2.Классификация принципов права.

3.Характеристика общеправовых принципов российского права.

Заключение

 

Тема 25. Функции права

План

Введение

1.Понятие и признаки функций права.

2.Классификация функций права.

3.Формы реализации функций права.

Заключение

 

Тема 26. Формы (источники) права

План

Введение

1. Понятие форм (источников) права.

2. Виды форм права.

3. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права.

Заключение

 

Тема 27. Нормативный правовой акт как основной источник российского права

План

Введение

1.Понятие и виды нормативных правовых актов.

2.Достоинства и недостатки нормативных правовых актов.

3.Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов.

Заключение

 

Тема 28. Договор нормативного содержания как форма права

План

Введение

1.Договор нормативного содержания: понятие и виды.

2.Место и роль договора нормативного содержания в сфере частного и публичного права.

3.Международные договоры в иерархии российского законодательства.

Заключение

 

Тема 29. Правовой прецедент

План

Введение

1.Правовой прецедент: становление, понятие, виды.

2.Достоинства и недостатки правового прецедента.

3.Судебная практика как источник права в России.

Заключение

 

Тема 30. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

План

Введение

1. Понятие системы нормативного регулирования и ее структура.

2. Нравственные начала в праве.

3. Формы взаимодействия и возможность противоречий права и морали.

Заключение

 

Тема 31. Взаимодействие права и морали

План

Введение

1.Право и мораль как элементы системы нормативного регулирования.

2.Единство и различия права и морали.

3.Взаимодействие права и морали в современной России.

Заключение

 

Тема 32. Правовые и корпоративные нормы: проблемы взаимодействия

План

Введение

1.Право и его признаки.

2.Корпоративные нормы: понятие и признаки.

3.Проблемы взаимодействия правовых и корпоративных норм в России.

Заключение

 

Тема 33. Правовые и религиозные нормы: вопросы взаимодействия

План

Введение

1.Право и его признаки.

2.Религиозные нормы: понятие и признаки.

3.Проблемы взаимодействия правовых и религиозных норм.

Заключение

 

Тема 34. Правосознание: понятие, структура, виды

План

Введение

1.Понятие и признаки правосознания.

2.Структура правосознания: гносеологический и социологический подходы ее анализу.

3.Виды правосознания.

4.пути повышения уровня правосознания в российском обществе.

Заключение

 

Тема 35. Деформация правосознания

План

Введение

1.Понятие и виды деформации правосознания.

2.Деформация правосознания сотрудников правоохранительных органов.

3.Пути искоренения деформированного правосознания в России.

Заключение

 

Тема 36. Правовая культура

План

Введение

1.Основные подходы к пониманию культуры как общественного явления.

2.Понятие и виды правовой культуры.

3.Показатели уровня правовой культуры общества.

4.Пути повышения уровня правовой культуры российского общества.

Заключение

 

Тема 37. Правовая культура должностных лиц и пути ее реформирования

План

Введение

1.Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

2.Функции правовой культуры должностных лиц.

3.Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Заключение

 

 

Тема 38. Правотворчество в Российском государстве

План

Введение

1. Понятие и принципы правотворчества.

2. Этапы и стадии правотворческого процесса.

3. Виды правотворчества.

Заключение

 

Тема 39. Нормы права: понятие структура, виды

План

Введение

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Структура правовой нормы, характеристика ее элементов.

3. Классификация норм права.

Заключение

 

Тема 40. Система российского права

План

Введение

1. Понятие системы права и ее элементы.

2. Отрасли и институты права.

3. Краткая характеристика основных отраслей российского права.

Заключение

 

Тема 41. Правовые отношения: понятие и виды

План

Введение

1. Понятие и признаки правоотношений.

2. Структура и содержание правоотношения.

3. Виды правоотношений.

Заключение

 

Тема 42. Реализация норм права

План

Введение

1. Реализация норм права: понятие и основные формы.

2. Применение норм права как особая форма реализации норм права.

3. Стадии применения норм права.

Заключение

 

Тема 43. Толкование норм права

План

Введение

1. Толкование норм права: понятие и необходимость.

2. Виды толкования норм права.

3. Способы толкования норм права.

4. Акты официального толкования норм права.

Заключение

 

Тема 44. Правонарушение: понятие, состав и виды

План

Введение

1. Социальные отклонения: понятие и виды.

2. Понятие правонарушения.

3. Состав и виды правонарушений.

Заключение

 

Тема 45. Причины правонарушений в России

План

Введение

1. Природа правонарушений: методологические подходы.

2. Правонарушаемость и преступность: соотношение понятий.

3. Пути и способы борьбы с правонарушениями.

Заключение

 

Тема 46. Юридическая ответственность

План

Введение

1. Понятие, признаки и основания юридической ответственности.

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

3. Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности.

Заключение

 

Тема 47. Законность: понятие, принципы, гарантии.

План

Введение

1.Основные подходы к пониманию законности.

2.Принципы и требования законности.

3.Гарантии законности: понятие и виды.

Заключение

 

 

Тема 48. Законность и правопорядок

План

Введение

1. Понятие и принципы законности.

2. Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношение.

3. Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины.

Заключение

 

Тема 49. Юридические конфликты: понятие, виды.

План

Введение

1.Понятие и признаки юридического конфликта.

2.Виды юридических конфликтов.

3.Пути устранения юридических конфликтов.

Заключение

 

Тема 50. Механизм правового регулирования

План

Введение

1. Понятие, содержание и методы правового регулирования.

2. Структура механизма правового регулирования.

3. Основные направления совершенствования механизма правового регулирования.

Заключение

 

Тема 51. Стимулы и ограничения в праве.

План

Введение

1. Правовые стимулы: понятие и виды.

2. Правовые ограничения: понятие и виды.

3. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах.

Заключение

 

Тема 52. Юридическая практика: понятие, виды, функции.

План

Введение

1.Понятие и признаки юридической практики.

2.Виды юридической практики.

3.Функции юридической практики.

4.Пути совершенствования юридической практики.

Заключение

 

Тема 53. Основные правовые системы современности

План

Введение

1. Понятие правовой системы.

2. Типология правовых систем мира.

3. Англо-саксонская и романо-германская правовые системы.

4. Российская правовая система.

Заключение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие указания

Учебным планом специальности, предусматривается написание курсовой работы по теории государства и права. Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается преподавателем кафедры государственно-правовых дисциплин. Работа выполняется под руководством научного руководителя – преподавателя кафедры.

Курсовая работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

Цель выполняемой работы:

- получить глубокие знания выбранной темы;

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

4) выявление способностей к научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Порядок подготовки и защиты курсовой работы

Весь процесс написания курсовой работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы, консультация и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, относящейся к теме исследования (прежде всего работа с библиографией), изучение литературы;

в) анализ составных частей темы, изложение проблемы;

г) обработка материала в целом;

д) оформление курсовой работы, представление её на кафедру для регистрации и рецензирования;

ж) работа с рецензией и устранение указанных замечаний;

з) публичная защита курсовой работы.

Тема курсовой работы выбирается студентом из приведённого перечня. Среди студентов одной учебной группы темы не должны повторяться.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке работы, ознакомиться с требованиями, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему. После составления плана необходимо показать его научному руководителю и проконсультироваться по логике изложения вопросов темы.

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией к своему руководителю. Готовая курсовая работа с рецензией руководителя должна быть сдана на кафедру за неделю до защиты для решения вопроса о её допуске к защите.

Курсовая работа подлежит обязательной публичной защите. Получив проверенную работу, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, пометками на полях и выполнить все указания руководителя. Если работа не допущена до защиты, необходимо устранить все недостатки, указанные руководителем, и в новом варианте сдать на проверку.

Защита происходит в установленный руководителем день. На защите курсовых работ могут присутствовать все желающие. После объявления фамилии защищающегося и темы исследования, последний произносит краткую (не более 5 минут) вступительную речь, в которой обосновывает актуальность темы, сформулированные выводы и предложения. Вступительная речь должна быть подготовлена заранее и согласована с руководителем. По окончании вступительной речи научный руководитель и все присутствующие могут задавать вопросы. Ответы на вопросы даются кратко, четко и по существу. В процессе выступления могут быть использованы схемы, графики, слайды, раздаточный материал. Затем оглашается отзыв (рецензия) руководителя. При наличии замечаний студент дает им оценку и, в случае несогласия с ними, приводит аргументы в обоснование своей точки зрения. Окончательная оценка работы с учетом ее актуальности, содержания, оформления и защиты научным руководителем.

Критерии оценки курсовой работы

Отлично:

1. В полном объёме раскрыто содержание всех вопросов темы.

2. Чётко и правильно сделаны выводы по основным вопросам. Выводы обстоятельно аргументированы.

3. Оформление работы соответствует требованиям.

4. Доклад самостоятельный, в выступлении использованы знания, приобретённые ранее.

5. Твёрдые практические навыки.

Хорошо:

1. Раскрыто основное содержание вопросов темы.

2. В основном правильно сделаны выводы по вопросам темы. Допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов.

3. Оформление работы соответствует требованиям.

4. Доклад самостоятельный, в выступлении допущены неточности, нарушена последовательность изложения.

5. Практические навыки нетвёрдые.

Удовлетворительно:

1. Усвоено основное содержание вопросов темы, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Выводы по вопросам темы даны не чётко. Допущены существенные неточности в использовании терминов.

3. Оформление работы частично не соответствует требованиям.

4. Неумение использовать знания полученные ранее.

5. Практические навыки слабые.

Неудовлетворительно:

1. Основное содержание вопросов темы не раскрыто.

2. Не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

3. Допущены грубые ошибки в оформлении работы.

4. Нет практических навыков в использовании материала.

Требования к содержанию и оформлению

Курсовой работы

Курсовая работа излагается логически последовательно и грамотно. Работа обязательно должна иметь титульный лист (См. Приложение 1). На следующем листе указывается содержание аттестационной работы (См. Приложение 2).

Введение должно быть кратким (1-2 страницы). В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, объект и предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, идентичного плану, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остаётся место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

Изложение содержания всей курсовой работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по теме работы в целом, предложения, рекомендации по совершенствованию законодательства, юридической практики.

На последней странице заключения работы ставится подпись студента и дата.

Страницы курсовой работы должны иметь нумерацию (сквозную). Номер страницы ставится вверху в правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём курсовой работы 25-30 машинописного текста. Размер шрифта № 14 (размер сносок 12). Междустрочный интервал полуторный. Параметры страницы: верхнее – 20мм, нижнее – 20мм, левое –30мм, правое –15мм.

В тексте курсовой работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

Дополнительно курсовая работа может иметь приложения (схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.д.)

В содержании курсовой работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции. Если в период написания курсовой работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.

Основной акцент в работе делается на практические выводы, предложения, рекомендации, которые излагаются в завершении каждого вопроса, а также в заключении.

В конце курсовой работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной юридической литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части:

1. Нормативные правовые акты (даются по их юридической силе).

2. Материалы судебной практики.

3. Научная и учебная литература (в алфавитном порядке).

4. Диссертации и авторефераты диссертаций.

Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:

1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и её редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.

2. Полное название первоисточника в именительном падеже.

3. Место издания (допускается сокращение названия только таких городов: Москва – М.; Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – Спб.

4. Год издания.

5. Общее количество страниц в работе, например: Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. – М.: ВШ МВД СССР, 1972. - 88с.

Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты. Например: Куликов А. Глобальная угроза XXI века // Юрист. 2001, № 12, С. 8-10; Иванов В. Кто допустил Дудаева к российским арсеналам // Российская газета, № 52 (1163) от 15 марта 1995.

Ссылки на нормативный акт делаются с указанием Собрания законодательства РФ, исключение могут составлять ссылки на Российскую газету в том случае, если данный нормативный акт еще не опубликован в СЗ РФ. Например: Закон Российской Федерации № 150-ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. ст. 5681; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Государственной Думой 5 июля 1995 г., вступил в силу 18 августа 1995 г. // Российская газета, № 71 (1254) от 18 августа 1995.

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник.

Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице, либо быть сплошной.

Правила оформления внутритекстовых ссылок:

а) цитаты:

Так, А.М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и «попытки разделения верховной власти между различными социальными силами»[1].

б) цитирование не по первоисточнику осуществляется при его отсутствии в библиотеке. В таких случаях сноски даются на работу того автора, который делает ее в своей работе. (например, автор в тексте употребляет цитату Беккариа Ч.М., взятую из работы Решетникова Ф.М. «Беккариа Ч.М.». М., 1981.)

…В свое время еще Чезаре Беккариа отмечал: «чем скорее следует наказание за преступление, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее»[2].

1 Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 4.

2 Цит. По кн.: Решетников Ф.М. Беккариа Ч.М. М., 1981. С. 123.

Во внутритекстовой ссылке должен быть точно указан номер страницы откуда взята цитата, идея, фрагмент текста.. При наличии разных точек зрения, существующих в специальной юридической литературе по вопросам раскрываемой темы, необходимо изучить наиболее распространенные из них, указать их в работе, провести сравнение и попытаться высказать своё мнение либо аргументировано поддержать мнение кого-либо из авторов. Теоретические положения и выводы студент может подтверждать самостоятельно подобранными примерами из истории развития вопроса, настоящей действительности и юридической практики. К ним можно отнести материалы конкретных уголовных дел (наиболее интересные протоколы осмотра места происшествия, допроса, постановления о назначении судебных экспертиз, фото-таблиц и т.п.). По ряду тем спецкурса обязателен анализ материалов практики деятельности правоохранительных и судебных органов, органов государственной власти.

Приложение 1

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

И.М. ИВАНОВ

 

ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Курсовая работа

по теории государства и права

студента 1 курса очной формы обучения, группы Ю-10-1

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент С.Н. Николаев

 

Допущена к защите

«___» ___________2011 г.

Дата защиты

«___» ___________2011 г. Оценка __________

 

Тюмень, 2011

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Стр.
Введение  
§ 1.  
§ 2.  
§ 3.  
§ 4.  
Заключение  
Список использованных источников и литературы  
Приложения (если имеются)  

 

ГЛОССАРИЙ

 

1. Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
2. Акт толкования права (интерпретационный акт) – правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными компетентными органами.
3. Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, регулирующей сходные, родственные общественные отношения.
4. Аналогия права – принятие решения по конкретному делу (если невозможна аналогия закона) исходя из общих начал и смысла законодательства (применяется в гражданском праве, запрещена в уголовном и административном праве).
5. Базис – совокупность отношений, складывающихся в процессе производства, обмена и распределения материальных благ (экономика).
6. Вето– отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.
7. Вина– психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию.
8. Власть – возможность делать свои веления общеобязательными или обязательными для определенных лиц, обеспечиваемая авторитетом или принуждением.
9. Всенародное голосование (референдум)– принятие непосредственно гра-жданами управленческого решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.
10. Гипотеза правовой нормы – часть нормы права, содержащая условие, жизненное обстоятельство, при наличии или отсутствии которого связывается действие правовой нормы.
11. Государственный аппарат– система органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.
12. Государственный суверенитет – политико-правовое свойство государственной власти, выражающееся в независимости государства решать свои дела как внутри своих границ, так и за их пределами.
13. Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти общества, располагающая аппаратами управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, защищающая интересы собственников средств производства или всего народа.
14. Гражданское общество– совокупность нравственных, религиозных, на-циональных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
15. Гражданство– устойчивая правовая связь человека с государством, выра-жающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
16. Дееспособность – признаваемая государством способность субъекта своими действиями осуществлять субъективные права, исполнять юридические обязанности и приобретать новые (полная, ограниченная, частичная).
17. Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
18. Демократия – такой политический режим, при котором законы выражают волю народа, а закрепленные в них экономические, политические и личные права граждан обеспечены максимальной поддержкой и защитой со стороны государства.
19. Диспозиция правовой нормы – основная часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.
20. Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
21. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процессуальном порядке органами законодательной власти и направленный на урегулирование основных, наиболее важных общественных отношений (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации).
22. Законность – режим общественно-политической жизни, состоящий в строжайшем соблюдении законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений.
23. Законодательная инициатива– закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов (Президента РФ, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) внести предложение об издании закона и/или соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у последнего обязанность рассмотреть предложение и законопроект.
24. Законодательство– система действующих в конкретно-исторический пе-риод развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
25. Законотворческий процесс– установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов.
26. Злоупотребление правом– использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общественных либо государственных интересов.
27. Импичмент– процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.
28. Инкорпорация – форма систематизации законодательства, состоящая в объединении нормативных актов в сборники в определенной последовательности (по предмету регулирования или в хронологическом порядке).
29. Институт права–часть системы права, представляющая собой совокуп-ность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений (напр. институты Президента РФ, судебной власти в конституционном праве).
30. Источники (формы) права – способы выражения и закрепления правовых норм (правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор).
31. Кодификация – это вид правотворчества, предполагающий внутреннюю переработку нормативных актов и создание нового сводного нормативного акта.
32. Компетенция– совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.
33. Конституция– Основной закон (закон законов) государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.
34. Легальность власти– юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.
35. Легитимность власти– качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять.
36. Лоббизм– форма воздействия "групп давления" на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения и интересах определенных социальных структур.
37. Метод правового регулирования–совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений (императивный и диспозитивный).
38. Механизм государства – система органов, учреждений и предприятий, обеспечивающих реализацию государственных задач и функций.
39. Механизм правового регулирования–взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется воздействие права на обще-ственные отношения (нормы права, юридические акты, акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, правосознание).
40. Надстройка – совокупность правовых, политических, нравственных, эстети­ческих, религиозных и др. норм и институтов, обусловленных базисом общества и способных активно воздействовать на него (право, государство, политика, культура и др.).
41. Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, которое устанавливается (санкционируется) и охраняется госу-дарством в целях регулирования общественных отношений.
42. Нормативный договор – добровольное соглашение двух и более субъектов правотворчества, содержащее нормы права (международный договор, федеративный договор, коллективный договор).
43. Нормативный правовой акт – акт правотворчества, письменный документ, исходящий от компетентного государственного органа (или уполномоченной общественной организации) и со­держащий правовые нормы.
44. Обратная сила закона – распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. 45. Общественно-экономическая формация – этап общественно-истори-ческого развития, основанный на определенном способе производства (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная).
46. Орган государства–политическое учреждение, наделенное властными полномочиями для решения поставленных перед ним задач и реализации функций.
47. Отрасль права – совокупность норм, распределенных по правовым институтам и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений (конституционное право, уголовное право, гражданское право и др.).
48. Подзаконный нормативный правовой акт–нормативный акт, принятый в соответствии с законом и ему не противоречащий.
49. Политика – деятельность классов, наций, социальных групп, направленная на завоевание или осуществление государственной власти.
50. Политическая система общества – взятые в единстве и взаимодействии учреждения, союзы, объединения, осуществляющие деятельность по организации и реализации государственной власти.
51. Политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти (демократические и антидемократические режимы).
52. Право – система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством норм, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса (всего народа), выступающих в роли регулятора общественных отношений.
53. Правовая семья– совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
54. Правовая система общества– конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
55. Правовое воздействие – процесс передачи правовой информации с целью урегулирования общественных отношений.
56. Правовое воспитание– целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.
57. Правовое государство– организация политической власти, создающая условия длянаиболее полного обеспечения им свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений.
58. Правовое регулирование – упорядочение общественных отношений посредством правового воздействия.
59. Правовой обычай–исторически сложившееся неписаное правило поведения, санкционированное государством, т.е. признанное в качестве источника права (например, обычай делового оборота).
60. Правонарушение – общественно-опасное (вредное), противоправное де-яние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, за которое в нормах права установлена юридическая ответственность (преступления и проступки).
61. Правоотн


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.180 (0.019 с.)