Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Система права и система законодательства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Понятие, структурные элементы и основные черты системы права. Система права и правовая система. 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. 3. Общая характеристика отраслей российского права. Материальное и процессуальное право. 4. Подотрасль и институт права: понятие и виды. 5. Частное и публичное право. 6. Система российского права и международное право. 7. Система права и система законодательства.
Рекомендуемая литература Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2006. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.- М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства /Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2005. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- СПб.: Изд. юридического института, 2004. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007. Тема 18. Правовые отношения Вопросы для обсуждения 1. Понятие, признаки и предпосылки правоотношения. Структура правоотношения. 2. Взаимосвязь норм права и правоотношений. 3. Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. 4. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура. 5. Объекты правоотношений: понятие и виды. 6. Юридические факты: понятие и классификация. Рекомендуемая литература Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2006. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.- М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства /Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2005. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- СПб.: Изд. юридического института, 2004. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007. Тема 19. Реализация и толкование права Вопросы для обсуждения 1. Понятие и формы реализации права. Применение права как особая форма реализации права. 2. Стадии процесса применения норм права. 3. Акт применения права: понятие, особенности, виды, Рекомендуемая литература Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2006. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.- М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства /Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2005. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- СПб.: Изд. юридического института, 2004. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007.
Тема 20. Толкование права Вопросы для обсуждения
1. Понятие и виды толкования норм права по субъектам. Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды. 2. Способы (приемы) и объем толкования норм права. 3. Пробелы в праве и пути их преодоления и устранения. Аналогия закона и аналогия права. 4. Юридические коллизии и способы их разрешения. Рекомендуемая литература Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2006. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/ Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.- М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства /Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2005. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- СПб.: Изд. юридического института, 2004. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007.
Тема 21. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность Вопросы для обсуждения 1. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды. Правовая активность личности. 2. Правонарушение: понятие, признаки и виды. 3. Юридический состав правонарушения, его элементы. 4. Социальные корни правонарушений. Пути и средства преодоления правонарушений. 5. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, функции, принципы и виды. 6. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Рекомендуемая литература Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2006. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.- М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства /Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2005. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- СПб.: Изд. юридического института, 2004. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007. Тема 22. Механизм правового регулирования Вопросы для обсуждения 1. Правовые средства: понятие, признаки, виды. Стимулы и ограничения, льготы и поощрения в праве. 2. Правовое воздействие и правовое регулирование. 3. Механизм правового регулирования: понятие и структура. 4. Методы, способы, типы правового регулирования. 5. Эффективность механизма правового регулирования, ее критерии и факторы обеспечения. Рекомендуемая литература Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2006. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.- М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства / Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2005. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб.и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- СПб.: Изд. юридического института, 2004. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007. Тема 23. Законность, правопорядок, дисциплина Вопросы для обсуждения 1. Понятие и основные принципы законности. 2. Деформации законности в государстве: причины, формы, пути преодоления. Законность и произвол (самоуправство). Терроризм, захват заложников как крайние формы проявления произвола. 3. Понятие и виды правопорядка, его соотношение с общественным порядком. 4. Гарантии укрепления законности и правопорядка. 5. Дисциплина: понятие и виды. Рекомендуемая литература Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2006. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.- М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства / Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2005. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб.и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- СПб.: Изд. юридического института, 2004. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основная 1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2006. 2. Балин Л.Е., Н.А. Лимонова, Н.Н. Бушуев, С.Л.Мельникова, Л.В. Смирнов. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов / Под редакцией Л.В. Смирнова.- М.: Книжный мир, 2005. 3. Черданцев А.Ф.Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.-М.: Юрайт-М, 2004. 4. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/ Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.- М.: «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. 5. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов /Под редакцией проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова.- 2-е изд., изм. и доп.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2004. 6. Теория государства и права: Курс лекций/Под. ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 7. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: Общая теория права и государства / Учебник для юридических ВУЗов и факультетов.- М.: Изд. «Норма-инфра», 2005. 8. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник 6-е изд., доп.- СПб.: Изд. юридического института, 2004. 10. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 11. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. 13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007. 14. Теория государства и права: Курс лекций. - 3-е изд. / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 2007.
Дополнительная 1. Авакъян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы, - М., 1996. 2. Аннерс Э. История европейского права. - М., 1994. 3. Аринин А. Н. Российская государственность и проблемы федерализма. - М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1997. 4. Бойков А. Д. Третья власть в РОССИИ: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996, -М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997. 5. Величко А. М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. - СПб.: Изд-во юридического ин-та, 1999. 6. Власенко Н. А. Основы законодательной техники. - Иркутск, 1995. 7. Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. - М., 1993, 8. Головкин Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного общества. - Владимир: ВГПУ, 1999. 9. Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. - СПб., 1996. 10. Григорьев Ф. А. Акты применения права. - Саратов, 1995. 11. Дворян А. И. Правовое регулирование реализации права: Лекция. - М.: МЮИ, 1999. 12. Дженис М. и др. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарий / Пер. с англ. / Марк Дженис, Ричард Кэй, Энтони Брэдли. - М.: Ин-т по конституционной и законодательной политике, 1997. 13. Джероза Л. Каноническое право в католической церкви / Пер. с итал. - М.: Христианская Россия. Центр по изучению религий, 1999. 14. Драма российского закона / Ю. А. Тихомиров, В. П. Казимирчук, Н. П. Медведев и др.; отв. ред. В. П. Казимирчук; Ин-т государства и права Российской академии наук. - М.: Юрид. лит., 1996. 15. Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России. - М., 1997. 16. Заводская Л. Н. Механизм реализации права. - М., 1992. 17. Законность в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. д. ю. н. Ю. А. Тихомирова, А. Я. Сухарева, И. А. Демидова. - М., 2000. 18. Зивс С. Л. Источники права. - М., 1981. 19. Ильин И. А. О сущности правосознания. - М., 1993. 20. Кашанина Т. В. Предпринимательство. Правовые основы. - М., 1994. 21. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1999. 22. К гражданскому обществу через самоуправление населения: СПб. - М., 1996. 23. Керимов Д. А. Законодательная техника. - М.: РИЦ ИСПИ, 1997. 24. Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. - М., 1991. 25. Киреева С. А. Правовая культура и правосознание как средства демократизации политического режима: Метод. рекомендации. - Астрахань: Изд-во Астраханского педагогического ин-та, 1995. 26. Конституция. Закон. Подзаконные акты. - М., 1994. 27. Карельский В. М. Все начинается с дисциплины. - М., 1985. 28. Краснов М. А. Ответственность в системе народного представительства: Акты. - М., 1995. 29. Кузнецов А. К. Понятие и сущность права: Учеб. пособие. - М.: ФА, 1999. 30. Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада. - М., 1992. 31. Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33. 32. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. 33. Ленин В. И. О «двойном» подчинении и законности // Полн. собр. соч. Т. 45. 34. Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие. - М.: Спарк, 1997. 35. Лучин В. О, Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пособие для юридических факультетов вузов. - М.: Закон и право, 1997. 36. Макуев Р. X. Правонарушения и юридическая ответственность: Учеб. пособие. - Орел: ОрЮИ, 1998. 37. Максимов А. А. Соотношение законодательной и исполнительной власти в правовом государстве. - Иваново: ИвГУ, 1997. 38. Малаш Т. А. Принцип неотвратимости юридической ответственности: Учеб. пособие. - М., 1998. 39. Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М., 1985. 40. Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. - 1994. - № 6. 41. Малько А. В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. - 1996. - М 1. 42. Малько А. В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3. 43. Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. - М., 1977. 44. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М.: Прометей, 1999. 45. Маркс К. Критика Готской программы. Соч. Т. 19. 46. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. -№ 1. 47. Михайловская И. Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России / Михайловская И.Б.и др. - М.: Проектная группа по правам человека, 1997. 48. Монтескье Ш. О духе законов. Избр. произв. - М., 1995. 49. Остром В. Смысл американского федерализма. - М., 1993. 50. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии / Отв. ред., авт. вступ. ст. А. Н. Медушевский. - М.: РОССПЭН, 1997. 51. Русская православная церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М. В. Ильичев. - М.: ВЕК, 1999. 52. Платон. Государство // Собр. соч. в 3 т. - М., 1968-1971. - Т. 3. 53. Поленика С. В., Колдаева Н. П. О своде законов РФ. - М.: ИГПАН, 1997. 54. Политические проблемы теории государства. - М., 1993. 55. Политология / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1996. 56. Правовая культура как фактор возрождения державности России: Науч.-практич. конф. юрид. фак. -СПб.: Изд-во СПб. гум. ун-та профсоюзов, 1997. 57. Правовое государство: реальность, мечты, будущее: Науч. изд. / В. М. Боер и др. - СПб.: Алетея, Изд-во СПб. ун-та МВД России, 1998. 58. Проблемы конституционного развития России на современном этапе / Под ред. С. А. Комарова. - Рязань, 1994. 59. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. - М., 1994. 60. Протасов В. Н. Юридическая процедура, - М., 1991. 61. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. - М., 1995. 62. Рене Д. Основные правовые системы современности. - М., 1988. 63. Российское законодательство: проблемы и перспективы. - М., 1995. 64. Солоневич И. Народная монархия. - М., 1991. 65. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992. 66. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. - М, 1986. 67. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание. - М., 1990. 68. Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И. Н. Коновалова и А. В. Малько. - Саратов, 1.994. 69. Теория юридического процесса. - Харьков, 1987. 70. Тилле А. А. Время, пространство, закон. - М., 1965. 71. Тиунова Л. Б, Системные связи правовой действительности. - СПб., 1991. 72. Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. - М., 1994. 73. Тихомиров Ю. А. Закон, стимулы, экономика. М., 1989. 74. Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 1992. 75. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М.: НОРМА, 1996. 76. Тихомиров Ю. А, Публичное право. - М., 1995. 77. Тихомиров Ю. А. Теория закона. - М., 1982, 78. Тихонравов Ю, В. Основы философии нрава: Учеб. пособие. - М.: Вестник, 1997. 79. Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. - М., 1980. 80. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. 81.Токвиль А. Демократия в Америке. - М, 1992. 82.Толстой Ю. К. К теории правоотношений, - Л., 1959.
8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 8.1 Использование информационных технологий
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1 www.vsrf.ru Верховный Суд Российской Федерации 2 www.ksrf.ru Конституицонный Суд Российской Федерации 4 www.gov.ru Сервер органов государственной власти Российской Федерации 5 www.cbr.ru Банк России (ЦБ) 6 http://ombudsmanrf.ru Уполномоченный по правам человека России 7 http://www.genproc.gov.ru Генеральная прокуратура Российской Федерации 8 http://www. ach.gov.ru/ru Счетная палата Российской Федерации 9 http://www.cikrf.ru Центральная избирательная комиссия РФ 10 http://www.scrf.gov.ru Совет Безопасности РФ 11 http://www. gov.ru/main/page3.html Администрация Президента 12 www.kremlin.ru Президент Российской Федерации 13 http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html Федеральные органы исполнительной власти 14 http://www. gov.ru/main/page7.html Федеральное собрание РФ Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1 www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс» 2 СПС Гарант v.7 - Справочно-Правовая Система 3 Электронная Библиотека Диссертаций Российской государственной библиотеки ЭБД РГБ. Включает полнотекстовые базы данных диссертаций. http://diss.rsl.ru 4 www.iqlib.ru Электронная библиотека образовательных и научных изданий Iqlib. 5 http://www.cir.ru Университетская информационная система Россия. УИС РОССИЯ. 6. www.public.ru Интернет-библиотека СМИ Public.ru. 8.2 Применение активных методов обучения Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов активного обучения, и любая из классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Чаще всего их делят на имитационные и неимитационные, игровые и неигровые методы. Среди них: активная (проблемная) лекция, лекция-визуализация, круглый стол, деловая игра, дискуссия, пресс-конференция, мозговая атака, программированное обучение, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, поисковая лабораторная работа, коллективная мыслительная деятельность, метод проектов и т.д. Тесты действия. Термин взят из психологии, где тесты действия понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого как выполнение какого-нибудь практического действия. Очень часто применяются для проверки реальных профессиональных умений (напечатать на компьютере текст, откорректировать газетную статью, приготовить временный микропрепарат, собрать электрическую цепь и т.д.). Предназначены в том числе для выявления умений выполнять работу с механизмами, материалами, инструментами. Позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. Ситуационные тесты (имитационные методы учебной деятельности). Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. При их проведении не является необходимым наличие реальных механизмов, полевых производственных условий. Простейшей формой является метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение (например, будущему учителю - что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации. Более сложная форма - анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, студентам -экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье, студентам- ветврачам оказать скорую медицинскую помощь). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально. Портфолио. Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово возникло в эпоху Возрожения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, решения задач - все, что свидетельствует об уровне образования студента. Понятие «портфолио» может означать: - антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку; - выставку учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год); - коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами; - систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых; - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения; - форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента. Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними). Три основные типа портфолио: 1. Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. 2. Портфолио работ - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. 3. Портфолио отзывов - включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, возможно, сокурсниками, руководителями практик от сторонних организаций и т.д. Студент сам решает, что именно будет входить в его портфолио, т.е. вырабатывает навыки оценки собственных достижений. Для отбора документов в портфолио студентам предлагается, например: выбрать три лучших работы из написанных при изучении конкретной курса; выбрать работу из начала, середины и конца курса; выбрать работы, лучше всего демонстрирующие определенные навыки; из перечисленных типов работ выбрать по одной (например, анализ текста; эссе; научная статья; рецензия на работу однокурсника и т.д.). Деловая игра. Предполагает создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Метод проектов. Представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.
Студенты, готовящие проект имеют право: - самостоятельно выбирать тему проекта; - самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи; - самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию. На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы (планирование); сбор материалов; обобщение информации; представление проекта (презентация).
Кейс-метод. В России кейс-метод (CASE-технологии) хорошо известен разработчикам информационных систем и баз данных. Название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» - папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентами в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Проблема, рассматриваемая в кейсе, должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель.
Цели кейс-метода состоят в следующем: - активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации к учебному процессу; - приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций; - отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации; - моделирование решений, представление различных планов действий; - приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации; - приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения; - приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки. Структура и содержание кейса: - предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания; - подобное описание практических ситуаций; - сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы; - учебно-методическое обеспечение: - наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; - рекомендации «Как работать с кейсом»; - литература основная и дополнительная; - режим работы с кейсом; - критерии оценки работы по этапам. Порядок (алгоритм) работы по кейс-методу: 1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами. 2. Организационная часть. Выдача кейса. 3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. 4. Проверка усвоения теоретического материала по теме. 5. Работа студентов в микрогруппах. 6. Дискуссия (коллективная работа студентов). 7. Оформление студентами итогов работы. 8. Подведение итогов преподавателем.
Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются получение студентом консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя. 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для проведения занятий используется компьютерный класс, специализированная аудитория, оснащенная следующим оборудованием: мультимедийный проектор, экран.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.37.5 (0.018 с.) |