КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельности взрослых инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубокое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы современности --интеграции инвалидов по зрению в общество (Л. Ф. Касаткин, В. А. Кручинин, Л. А. Семенов, Б. В. Сергеев).

Причина отставания физического развития взрослых заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения.

Ряд авторов, изучавших особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, но сравнению со зрячими сверстниками, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении. Слепые и слабовидящие дети чаще подвержены простудным заболеваниям.

Вместе с тем убедительно показано, что при целенаправленном систематическом воспитании детей с тяжелой зрительной патолошей можно не только скоррегировать недостатки физического развития, но и предупредить вторичные отклонения. При этом становится возможным преодолеть стихийность, непоследовательность, неравномерность развития, раскрыть потенциальные возможности детей.

Организация специальных детских садов для детей с тяжелыми нарушениями зрения создает благоприятные предпосылки для преодоления отклонений и предупреждения недостатков физического развития, а также условия для целенаправленного физического воспитания этих детей, что вполне возможно при реализации програм-мы, учитывающей возрастные возможности ребенка и знания взрослыми (педагогами, родителями) коррекционных методов воздействия на физическое развитие. Следует помнить, что формирование двигательных умений и навыков происходит на основе сенсорной депри-вации.

Наш опыт работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками подтвердил основные выводы тифлопедагогов о проблемах физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, одновременно позволил выявить специфические особенности, обусловленные возрастом, степенью и характером зрения, семейным воспитанием. Преодоление недостатков физического развития детей с тяжелым нарушением зрения возможно при условии раннего педагогического вмешательства в процесс физического воспитания ребенка с учетом особенностей его познавательной деятельности.

Эффект работы взрослых по физическому воспитанию детей со зрительной патологией обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства.

Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2—2,5 годам, у слабовидящих к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т. д.

К моменту поступления большинства детей в специальный детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания.

Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, формирование нравственных и личностных качеств.

Наряду с общими задачами физического воспитания, предусмотренными программой для массовых детских садов, в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта:

§ повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;

§ формирование жизненно необходимых двигательны.х умений И навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

§ коррекция и компенсация недостатков физического развития;

§ формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, Преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализацией специальной программы по физическому воспитанию. Она включает в себя дополнительные разделы, не предусмотренные общей программой для массовых детских садов, предполагает специфические формы организации работы по физическому воспитанию, органическую связь медицинского, педагогического персонала и родителей в решении задач физического развития, раскрывает специальные приемы работы с детьми со зрительной депривацией, включает описание и требования к оснащению физкультурных занятий.

Программа по физическому воспитанию обеспечивает ребенку условия для самостоятельной ориентировки в пространстве, создает предпосылки для расширения сферы интересов, общения.

Программа построена по концентрическому принципу, предполагает увеличение объема и усложнение содержания материала по годам обучения и разделам.

Общие разделы программы включают:

1. Основные движения:

§ ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки;

§ упражнения с шагом, на развитие равновесия, координации движений;

§ формирование осанки;

§ основные положения (рук, ног, головы; положения сидя, лежа, упоры).

2. Обше развивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища;

3. Спортивные и подвижные игры с элементами спортивных игр и основных движений.

4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание (солнце, воздух, вода), кварц.

Специальные разделы программы включают:

1. Развитие навыков пространственной ориентировки:

§ ориентировка на себе (знание схемы тела);

§ ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с помещением зала, с предметами, за полняющими его, и их назначением, условиями безопасного передвижения);

§ определение направления;

§ знакомство и обучение;

§ ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализаторов.

2. Коррекция вторичных дефектов:

§ исправление нарушений осанки, плоскостопия;

§ коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений;

§ преодоление боязни передвижения в пространстве.

3. Формирование мотивации движений - положительного интереса к двигательной деятельности.

4. Развитие элементарных зрительных функций:

§ прослеживающей функции глаза;

§ глазомера;

§ бинокулярного зрения;

§ гимнастика для снятия зрительного утомления.

Примечания:

1. Все перечисленные разделы составляют содержание програмного материала с первого по четвертый год воспитания.

2. Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и органическую связь с другими специальными разделами программы:

1) программы по ориентировке;

2) программы по сенсорному развитию ребенка:

а) развитие элементарных функций всех сохранных анализаторов;

б) развитие мелкой моторики;

в) развитие элементарных зрительных функций.

Тифлопедагог имеет право повторить на последующих возрастных этапах развития ребенка материал предыдущего года обучения, если тот не успевает в соответствии с требованиями программы.

Основной организационной формой реализации программы является физкультурное занятие, проводимое воспитателем с учетом рекомендаций учителя-дефектолога, офтальмолога, врача ЛФК, невропатолога.

Кроме того, элементы физического развития ребенка органически включаются во все режимные моменты работы специального I детского сада и семейного воспитания.

Критерием сформированности двигательных умений и навыков, качества их выполнения должна быть практическая самостоятельная деятельность, которая осуществляется в повседневных подвижных и спортивных трах, вечерах досуга, спортивных праздниках и пр.

В конце учебного года медико-педагогический коллектив группы отражает динамику физического развития, выявляет причины затруднений и определяет перспективы работы на следующий год.

Программа по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей является экспериментальной новаторской. Тифлопедагоги адаптируют ее с учетом состава группы, индивидуальных особенностей детей, предшествующего опыта их развития.

Программа отражает достижения современной тифлологии, исследования в области физического воспитания и нашего опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями зрения в течение ряда лет.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

Знакомство с основными положениями

Основная стойка. Ребенок должен стоять прямо, касаясь стены одновременно затылком, обеими лопатками, плечами, ягодицами, пятками. Пятки вместе, носки врозь, ноги в коленях не сгибать. Живот подобран, плечи и руки опущены вниз, пальцы полусогнуты и прижаты сбоку к бедрам (формирование правильной осанки).

Стойка ноги врозь (на ширину плеч), руки на поясе. Обычное положение стоп, стопа - на себя, стопа - от себя. Прямое положение головы, наклоны головы влево - вправо, вперед - назад.

Положение рук - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, за спину.

Положение ладоней - кверху, книзу, внутрь, пальцы - прямые, сжатые в кулачок; кистей рук - обычное положение. Положение сидя, лежа.

Формирование представлений о движении

Основные движения:

§ ходьба - обычная, на носках (на пятках), за воспитателем на звук, по спецдорожке;

§ бег - обычный, на носках - по прямой, врассыпную (не шаркая ногами, не опуская головы, сохранять правильную осанку);

§ катание, бросание, ловля мяча двумя руками: друг другу вверх, в ворота вниз;

§ упражнения в равновесии: ходьба по прямой дорожке, по доске, гимнастической скамейке, по ребристой доске, перешагивание через предметы; медленное кружение в обе стороны;

§ ползание на четвереньках по прямой, подлезание под препятствия, перелезание через скамейку; лазанье по гимнастической стенке (учить хвататься за перекладину во время лазанья, не пропуская реек);

§ прыжки на двух ногах на месте и с продвижением;

Строевые упражнения:

§ в рассыпную, в колонну по одному, в круг (с помощью взрослых);

§ танцевальные упражненья: кружение в парах, притопывать попеременно ногами и последовательно одной ногой; выполнять движения с предметами (платочки, флажки, ленточки).

Общеразвивающие упражнения

Для рук и плечевого пояса: поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно); хлопать перед собой и от водить руки за спину; вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх; шевелить пальцами; сжимать кисть в кулак. Для ног: подниматься на носки; приседать, держась за опору, без нее, приседать, вынося руки вперед; поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях.

Для туловища: повороты вправо, влево; из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его); из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами попеременно.

На ориентирование: части тела (руки, ноги, голова, туловище), общие сведения о положениях, принимаемых ими; упражнения на формирование пространственных понятий: слева - справа, выше -ниже, спереди - сзади; определение направления по звуковому сиг-•. налу; передвижение к нему шагом и бегом, ходьба за звуковым сигналом; катание мяча в озвученную цель.

Подвижные игры: с ходьбой и бегом, прыжками, с подлезанием с мячом, на ориентировку в пространстве.

Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним.

Спортивные игры: знакомство с санками, лыжами, трехколес ным велосипедом.

Познакомить с терминологией простейших движений и положений. Учить осуществлять контроль за выполнением движения. Использовать для обучения метод опосредованной наглядности (показ на ребенке или взрослом).

Оценка результатов I года обучения

Дети должны уметь:

§ ориентироваться по «схеме» тела;

§ ходить (на ориентировочный звук) не шаркая ногами, сохраняя заданное направление;

§ выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться;

§ бегать за воспитателем (на звук бубна, погремушки);

§ сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;

§ ползать на четвереньках, лазать по гимнастической стенке произвольным способом;

§ энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах;

§ катать мяч в заданном направлении, не ориентируясь на звуковой сигнал;

§ бросать мяч вниз о пол и вверх, ловить его двумя руками;

§ выполнять танцевальные движения - кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (платочки, флажки).

Примечание, В дошкольном детском учреждении необходимо укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений на занятиях и вне их, правильной осанки; обучать пространственной ориентировке детей; поощрять участие в трах и физических упражнениях; способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

II год обучения

Повторение и закрепление материала I года обучения

Закрепление основных положений: ног, стопы, рук, кистей, головы. Знакомство с положением присед, полуприсед, положением лежа на правом и левом боку.

Формирование и закрепление основных двигательных умений и навыков.

Основные движения

Ходьба: обычная, на носках, на пятках, па наружных сторонах стон; ходьба с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом.

Бег: обычный, на носках.

Бросание, ловля мяча: метание, формирование правильной позы при метании и размахе при броске.

Упражнения в равновесии: ходьба по линии, веревке, по доске, гимнастической скамейке (с перешагиванием предметов, с поворотом); ходьба по ребристой доске; сохранение равновесия, стоя на носках, руки вверх: стоя на одной ноге, руки на поясе; в кружении в обе стороны, руки на поясе.

Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, по скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед; пролезание в обруч, перелезание через скамейку; лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой).

Прыжки на месте: на двух ногах с повтором, на одной ноге, ноги вместе - ноги врозь; прыжки с высоты 15 - 20 см.

Строевые упражнения: построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг, равнение по ориентирам (с помощью).

Танцевальные упражнения: пружина, ставить ногу на носок, на пятку, кружиться по одному и в парах, двигаться парами но кругу; перестраиваться из крута врассыпную и обратно; учить выполнять движения с предметами и без них.

Общеразвивающие упражнения

Для рук и плечевого пояса: поднимать руки вперед, в стороны, вверх, отводить руки за спину; руки вниз, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях; закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать; поднимать палку, обруч вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук, вращать кисти рук из исходного положения руки вперед в стороны.

Для ног: подниматься на носки, поочередно выставлять но>у вперед на пятку, на носок: выполнять притопы, полуприседания, приседания, держа руки на поясе; приседать, вытянув руки вперед; поочередно поднимать ноги, согнутые в колене.

Дм. туловища: пворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны, наклоны вперед; наклоняться в стороны; прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения сидя и стоя на коленях; перекладывать предметы из одной руки в другую иод приподнятой ногой; приподнимать обе ноги над полом в упоре сидя; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходного положения лежа на спине, сидя; поворачиваться со спины на живот, держа в вытянугых руках предмет; приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

На ориентирование: ориентирование по «схеме» тела; ходьба и бег за перемещающимся звуковым ориентиром; ходьба и бег по прямолинейному маршруту за ведущим со звуковым сигналом; упражнения по формированию пространственных понятий: метание на звуковой сигнал в цель.

Спортивные игры: знакомство с элементами баскетбола (бросок в кольцо), футбола (удар ногой по мячу); упражнения с санками, лыжами, велосипедом.

Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием и лазанием, бросанием и ловлей мяча, на ориентировку в пространстве, на внимание.

Знакомить и закреплять знания терминологии простейших движений и положений; учить осуществлять контроль над выполнением движения; использовать для обучения метод опосредованной наглядности; познакомить с объемной, шарнирной куклами.

Оценка результатов II года обучения

Дети должны уметь:

§ ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, за звуковым сигналом;

§ лазать по гимнастической, стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;

§ ползать на четвереньках, по скамейке на животе, подтягиваясь руками;

§ довить мяч руками;

§ принимать правильное исходное положение при метании;

§ метать правой и левой рукой из-за головы на звуковой сигнал;

§ сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;

§ строиться в колонну по одному, парами в круг, в шерешу (с помощью взрослого);

§ выполнять танцевальные движения: пружинка, парами по кругу; кружиться по одному и в парах; упражнения с предметами и без них.

III год обучения

Повторение и закрепление пройденного материала

1. Знание основных положений; ног, стопы, рук, кистей, головы.Знакомство с упорами, выпадами:

§ упор на коленях,

§ упор присев,

§ упор сидя,

§ упор лежа на бедрах,

§ упор лежа на предплечья,

§ выпад левой (правой) согнутой ноги вперед с упором туловища на эту ногу,

§ выпад влево (вправо) на расстоянии шага.

2.Совершенствование основных навыков.

Основные движения

Ходьба: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, приставной шаг в правую и левую стороны (с заданиями, с изменением направления).

Бег: обычный, на носках, с высоким подниманием колена (в колонне, врассыпную, змейкой).

Бросание, ловля, метание мяча в цель (бросание вверх, вниз и ловля двумя руками, бросание вверх и ловля его с хлопками); перебрасывание мяча друг другу (снизу); отбивание мяча о пол на месте.

Упражнения в равновесии: ходьба по веревке, доске, выпуклой линии; ходьба по гимнастической скамейке (с перешагиванием предметов, с поворотом); ходьба по наклонной доске; сохранение равновесия стоя на носках, руки вверх, стоя на одной ноге, руки на поясе, в кружении.

Ползание: на четвереньках змейкой между предметами, переползание через препятствия; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени; лазание по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами; перелезшие с одного пролета на другой.

Прыжки: на двух ногах с чередованием с ходьбой, разными способами; на одной ноге, на месте и с продвижением; прыжки с высоты 20 - 25 см.

Строевые упражнения: построение в колонну по одному,' перестраивание в колонну по два, в шеренгу, в круг; самостоятельное равнение, размыкание; повороты направо, налево, кругом переступа-нием.

Танцевальные упражнения: приставной шаг с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку; выставление нога на носок, ^'ятку; кружение по одному и парами на носочках; учить танцам состоящим из этих элементов.

Общеразвнвающие упражнения

Для рук и плечевого пояса: разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову; поднимать руки вперед, вверх со сцепленными «в замок» пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь); поднимать руки вверх – назад попеременно, одновременно; поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Для ног: поднимать прямые ноги вперед (махом), выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх); переступать приставными шагами в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

Для туловища: поочередно поднимать согнутые, прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку над головой; наклоны вперед, в стороны; повороты, стоя на месте и с продвижением, разводя руки в стороны, руки за голову; поочередно отводить нош в стороны из упора присев; двигать ногами (езда на велосипеде), лежа на спине; подтягивать голову и нога к груди (группироваться).

На ориентирование: ориентирование на объемной, шарнирной куклах; упражнения на формирование пространственных понятий: направо, налево, кругом, близко - далеко, рядом; учить определять нахождение предметов, наполняющих зал, и способам передвижения к ним; учить способам защиты при самостоятельном передвижении; метание в цель после звукового сигнала.

Спортивные упражнения: бросок в кольцо, удар по мячу ногой, сбивание кеглей (применять в играх санки, лыжи, велосипед).

Подвижные игры с бегом, прыжками, лазшием и ползанием, с метанием; игры-эстафеты; народные игры.

Знать терминологию простейших движений и положений; уметь оценить свои движения с помощью тактильного контроля и словесной коррекции взрослого; познакомиться со вспомогательными техническими средствами и тренажерами; подготовиться к восприятию средств наглядности и научиться пользоваться ими (объемная, шарнирная куклы, градуированный экран, доска с ограничителем, стойка с ограничительной планкой).

Оценка результатов III года обучения

Дети должны уметь:

§ ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп, определяя направление по звуковому сигналу, по специальной дорожке без звука;

§ лазать по гимнастической стенке двумя способами;

§ ползать по скамейке: змейкой между предметами по полу;

§ метать в цель с расстояния 2—3 м после звукового сигнала;

§ бросать и ловить мяч, отбивать мяч на месте;

§ сохранять устойчивое равновесие при выполнении упражнений;

§ перестраиваться в колонну по два, равняться, размыкаться, в колонне, шеренге (самостоятельно); выполнять повороты направо, налево, кругом;

§ выполнять танцевальные упражнения; приставной шаг с приседанием, полуприседания с выставлением ноги на пятку; кружение по одному и парами на носочках;

§ освоить основные положения рук, ног, туловища и движения, совершаемые ими;

§ знать место занятий и способы ориентирования на нем;

§ называть изучаемые игры.

IV год обучения

Повторение и закрепление пройденного материала.

1. Знание основных положений: ног, стопы, рук, кистей, головы. Знание основных упоров и выпадов.

2. Совершенствование двигательных умений и навыков.

Основные движения:

Ходьба: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, приставной шаг, ходьба в полупрнседе; хольба в сочетании с другими видами движений, но кругу, в колонне, в шеренге, змейкой, врассыпную.

Бег: обычный, на носках, с высоким подниманием колена (в колонне, врассыпную, змейкой), в чередовании с ходьбой.

Бросание, ловля, мешаные: совершенствование ранее приобретенного навыка.

Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом; сохранение равновесия стоя на предметах (куб, набивной мяч); кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением фигур).

Ползание, лазанье: ползание на спине по гимнастической ска мейкс, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; закрепление ранее изученных видов ползания и лазанья.

Прыжки -на двух ногах на месте разными способами и с продвижением; иа одной ноге; прыжки с высоты 20 - 25 см; вверх с места и с разбега, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка.

Строевые упражнения: самостоятельные, построения и перестроения; расчет на первый-второй и перестроение из одной шеренги в две; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом.

Танцевальные упражнения: хороводный шаг, боковой галоп, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием.

Общеразвивающие упражнения

Для рук и плечевого пояса: закрепить ранее полученные умения; поднимать и опускать плечи, круговые движения плечами, руки подняты к плечам; раскачивание рук вперед-назад; круговые движения согнутыми вперед локтями; круговые движения (махи) прямыми руками; вращение кистями рук; разводить и сводить пальцы, поочередно соединять все пальцы с большим пальцем.

Для ног: приседать, держа руки за головой, поочередно прерывисто сгибать ноги (стоя ноги врозь); выполнять выпад вперед и в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (махом вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору.

Для туловища: опускать и поворачивать голову в стороны; повороты в стороны; наклоны вперед; в упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживая ноги в этом положении; переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней в упоре сзади; садиться из положения лежа на спине н снова ложиться; прогибаться лежа на животе; из положения лежа на спине поднимать обе нош вверх и удерживать их.

На ориентирование: ориентирование с использованием средств наглядности, технических вспомогательных средств, на тренажерах; овладение способами самостоятельной ориентировки в зале и перемещения в нем; ходьба по прямолинейному маршруту в заданном направлении без ориентира.

Спортивные игры: использовать на занятии элементы спортивных игр, кататься на санках, лыжах, трехколесном велосипеде, педальных машинах, самокатах.

Подвижные игры: игры с бегом, прыжками, с метанием и ловлей, с ползанием и лазаньем; игры-эстафеты; народные игры.

Знать терминологию простейших движений и положений; уметь оценить свои движения с помощью тактильного контроля и словесной коррекции; уметь словесно объяснить выполняемое упражнение, движение; уметь пользоваться средствами наглядности; выполнять с помощью взрослого упражнения на тренажерах; уметь оценивать движения по времени (быстро—медленно) и степени мышечных усилий.

Оценка результатов IV года обучения

К концу года дети должны уметь:

§ выполнять правильно все изученные виды ходьбы и бега; все виды прыжков, упражнений с мячом, метания, ползания, лазанья;

§ уметь пользоваться спортивным инвентарем;

§ выполнять построения и перестроения, основные строевые команды;

§ выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

§ сохранить правильную осанку, походку при ходьбе;

§ уметь ходить и бегать, ориентируясь на неподвижный и перемещающийся звуковой ориентир; по нескольким ориентирам;

§ выполнять метания в озвученную мишень с расстояния 3-4 м;

§ знать место занятий и способы самостоятельного ориентирования в нем, названия и правила разученных игр.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физкультурные занятия начинаются с предварительного знакомства с физкультурным залом (спортивной площадкой на улице), его размерами, определения нахождения окон, дверей, основных предметов, наполняющих зал, с объяснения назначения спортивного ин вентаря и оборудования, используемых на занятиях, мер предосторожности при самостоятельном передвижении. Это устраняет чувство страха пространства и развивает умение ориентироваться в нем.

Необходимыми санитарно-гигиеническими требованиями проведения физкультурных занятий являются влажная уборка пола, чистый воздух (I 19-20°С). Рекомендуется облегченная, не стесняющая движений одежда для детей и взрослых, для занятий на улице - одежда но сезону.

Освещение физкультурного зала должно быть люминисцентное, выше чем в массовом детском саду, что дает возможность использовать и развивать остаточное зрение.

Основу обучения на занятиях физической культуры (I - IV года) составляют естественные виды движений. Дошкольники должны овладеть навыками простейших видов построений и перестроений, основными положениями различных частей тела и элементарными движениями, являющимися основой всех общеразвивающих упражнений. Значительное место в программе по физическому воспитанию отводится ходьбе, бегу, лазанью, упражнениям с мячом, прыжкам, а также специальным коррекционным упражнениям, что обу словлено наличием у слепых и слабовидящих дошкольников значительных отставаний по некоторым показателям физической подготовленности, по сравнению с . нормально видящими, и необходимостью коррекции этих отставаний путем:

§ упражнений на формирование правильной осанки;

§ профилактики и исправления плоскостопия;

§ упражнений на ориентирование при выполнении передвижения шагом и бегом с различной ориентировочной основой;

§ упражнений на развитие навыков пространственной ориентировки;

§ упражнений на развитие мелкой моторики;

§ упражнений на развитие элементарных зрительных функций;

§ упражнений на развитие элементарных функций всех) сохранных анализаторов.

На занятиях необходимо использовать специальное оборудование:

§ звуковые сигнализаторы, обеспечивающие условия для ориентировки слепых детей;

§ напольные и настольные зрительные и осязательные ориентиры.

Для формирования у слепых детей представлений о движении широко применяются средства наглядности:

§ обьемная, шарнирная куклы;

§ динамические модели для показа элементов движения;

§ рельефные изображения различных положений человека;-технические средства, позволяющие ребенку самостоятельно проверить качество выполняемого движения.

В процессе физического воспитания необходимо осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку. Для этого надо знать функциональные возможности детей, учитывать данные обследования уровня физического развития, вести постоянный учет их здоровья и зрения, выявлять причины отставания и планировать их преодоление.

Формы и виды физического вопитания

Основной формой физического воспитания является физкультурное занятие, которое проводит воспитатель совместно с тифлопедагогом. Кроме того, в специальном детском саду рекомендованы индивидуальные формы обучения детей с тяжелым нарушением физического развития, которые не позволяют включать ребенка в групповое занятие. Эти занятия проводят, как правило, тифлопедагог и специалист по лечебной гимнастике по индивидуальной программе, составленной на основе карты обследования уровня физического развития ребенка.

Виды групповых занятий:

§ Закаливающие процедуры.

§ Утренняя гимнастика.

§ Физкультурное занятие.

§ Занятие ЛФК.

§ Бодрящая гимнастика после сна.

§ Прогулки, экскурсии.

§ Физкультурная минутка.

§ Гимнастика для глаз.

§ Подвижные игры в свободное от занятий время (на развитие коррекции движений, ориентировку в пространстве, равновесие и т.д.).

§ Спортивные вечера досуга и праздники.

Критерием сформированное физических умений и навыков служит практическая самостоятельная деятельность, которая осуществляется в повседневных подвижных и спортивных играх, вечерах досуга, спортивных праздниках.

Реализация специальной программы по физическому воспитанию в значительной мере обеспечивается соответствующим обучением педагогического коллектива детского сада, для чего могут быть предложены следующие темы:

§ Особенности физического развития ребенка в условиях зрительной депривации

§ Методика обследования исходного уровня физического развития ребенка.

§ Анализ программы по физическому развитию дошкольников со зрительной патологией.

§ Формы и виды организации физического воспитания в специальном детском саду.

§ Методические требования к организации занятий но физическому воспитанию.

Основные требования к оборудованию помещения для физкультурных занятий

Для проведения физкультурных занятий в помещении детского сада выделяется специальный зал со свободной от предметов разми-ночно-игровой зоной, размеры которой должны быть достаточными для размещения группы детей, выполняющей всевозможные перестроения, для организации подвижных игр. Эта зона имеет четкие ограничения (резиновые коврики, сетка, шнур, рельефный бордюр и т. д.), чтобы дети, находясь в ней, не боялись столкнуться с предметами спортивного инвентаря и имели возможность самостоятельно передвигаться. Спортивное снаряжение, опасное при столкновении, располагается в 2 - 3 м от игровой зоны.

В зале необходимы слуховые, осязательные, зрительные ориентиры, комплекс спортивного оборудования, обязательного для проведения, физкультурных занятий в детском саду (шведская стенка, гимнастические скамейки и т. д.), комплекс тренажеров, адаптированных для работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками, которые должны быть стабильно расположены в зале и иметь к себе свободный доступ.

Требуется специальное оборудование, способствующее развитию умения правильной ходьбы и ходьбы в различных условиях (дорожка для обучения отдельным элементам шага и прямолинейности ходьбы, ребристые дорожки, дорожка с разным покрытием, горки, ступеньки, деревянные платформы и др.).

Атрибуты для физкультурных занятий (гимнастические палки, обручи, мячи, кегли, мешочки с песком, скакалки, ленточки, флажки) должны быть по возможности озвученными (озвученные мячи, мишени, кегли и т. д.). Для детей с остаточным зрением необходимы яркие, цветные пособия и инвентарь. Все атрибуты должны быть безопасны для здоровья детей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.69 (0.066 с.)