Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционная программа по физическому воспитанию для слепых дошкольников↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельности взрослых инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубокое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы современности --интеграции инвалидов по зрению в общество (Л. Ф. Касаткин, В. А. Кручинин, Л. А. Семенов, Б. В. Сергеев). Причина отставания физического развития взрослых заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения. Ряд авторов, изучавших особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, но сравнению со зрячими сверстниками, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении. Слепые и слабовидящие дети чаще подвержены простудным заболеваниям. Вместе с тем убедительно показано, что при целенаправленном систематическом воспитании детей с тяжелой зрительной патолошей можно не только скоррегировать недостатки физического развития, но и предупредить вторичные отклонения. При этом становится возможным преодолеть стихийность, непоследовательность, неравномерность развития, раскрыть потенциальные возможности детей. Организация специальных детских садов для детей с тяжелыми нарушениями зрения создает благоприятные предпосылки для преодоления отклонений и предупреждения недостатков физического развития, а также условия для целенаправленного физического воспитания этих детей, что вполне возможно при реализации програм-мы, учитывающей возрастные возможности ребенка и знания взрослыми (педагогами, родителями) коррекционных методов воздействия на физическое развитие. Следует помнить, что формирование двигательных умений и навыков происходит на основе сенсорной депри-вации. Наш опыт работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками подтвердил основные выводы тифлопедагогов о проблемах физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, одновременно позволил выявить специфические особенности, обусловленные возрастом, степенью и характером зрения, семейным воспитанием. Преодоление недостатков физического развития детей с тяжелым нарушением зрения возможно при условии раннего педагогического вмешательства в процесс физического воспитания ребенка с учетом особенностей его познавательной деятельности. Эффект работы взрослых по физическому воспитанию детей со зрительной патологией обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства. Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2—2,5 годам, у слабовидящих к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни. Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т. д. К моменту поступления большинства детей в специальный детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания. Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, формирование нравственных и личностных качеств. Наряду с общими задачами физического воспитания, предусмотренными программой для массовых детских садов, в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта: § повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве; § формирование жизненно необходимых двигательны.х умений И навыков на основе деятельности сохранных анализаторов; § коррекция и компенсация недостатков физического развития; § формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, Преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности. Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализацией специальной программы по физическому воспитанию. Она включает в себя дополнительные разделы, не предусмотренные общей программой для массовых детских садов, предполагает специфические формы организации работы по физическому воспитанию, органическую связь медицинского, педагогического персонала и родителей в решении задач физического развития, раскрывает специальные приемы работы с детьми со зрительной депривацией, включает описание и требования к оснащению физкультурных занятий. Программа по физическому воспитанию обеспечивает ребенку условия для самостоятельной ориентировки в пространстве, создает предпосылки для расширения сферы интересов, общения. Программа построена по концентрическому принципу, предполагает увеличение объема и усложнение содержания материала по годам обучения и разделам. Общие разделы программы включают: 1. Основные движения: § ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки; § упражнения с шагом, на развитие равновесия, координации движений; § формирование осанки; § основные положения (рук, ног, головы; положения сидя, лежа, упоры). 2. Обше развивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища; 3. Спортивные и подвижные игры с элементами спортивных игр и основных движений. 4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание (солнце, воздух, вода), кварц. Специальные разделы программы включают: 1. Развитие навыков пространственной ориентировки: § ориентировка на себе (знание схемы тела); § ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с помещением зала, с предметами, за полняющими его, и их назначением, условиями безопасного передвижения); § определение направления; § знакомство и обучение; § ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализаторов. 2. Коррекция вторичных дефектов: § исправление нарушений осанки, плоскостопия; § коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений; § преодоление боязни передвижения в пространстве. 3. Формирование мотивации движений - положительного интереса к двигательной деятельности. 4. Развитие элементарных зрительных функций: § прослеживающей функции глаза; § глазомера; § бинокулярного зрения; § гимнастика для снятия зрительного утомления. Примечания: 1. Все перечисленные разделы составляют содержание програмного материала с первого по четвертый год воспитания. 2. Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и органическую связь с другими специальными разделами программы: 1) программы по ориентировке; 2) программы по сенсорному развитию ребенка: а) развитие элементарных функций всех сохранных анализаторов; б) развитие мелкой моторики; в) развитие элементарных зрительных функций. Тифлопедагог имеет право повторить на последующих возрастных этапах развития ребенка материал предыдущего года обучения, если тот не успевает в соответствии с требованиями программы. Основной организационной формой реализации программы является физкультурное занятие, проводимое воспитателем с учетом рекомендаций учителя-дефектолога, офтальмолога, врача ЛФК, невропатолога. Кроме того, элементы физического развития ребенка органически включаются во все режимные моменты работы специального I детского сада и семейного воспитания. Критерием сформированности двигательных умений и навыков, качества их выполнения должна быть практическая самостоятельная деятельность, которая осуществляется в повседневных подвижных и спортивных трах, вечерах досуга, спортивных праздниках и пр. В конце учебного года медико-педагогический коллектив группы отражает динамику физического развития, выявляет причины затруднений и определяет перспективы работы на следующий год. Программа по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей является экспериментальной новаторской. Тифлопедагоги адаптируют ее с учетом состава группы, индивидуальных особенностей детей, предшествующего опыта их развития. Программа отражает достижения современной тифлологии, исследования в области физического воспитания и нашего опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями зрения в течение ряда лет. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения Знакомство с основными положениями Основная стойка. Ребенок должен стоять прямо, касаясь стены одновременно затылком, обеими лопатками, плечами, ягодицами, пятками. Пятки вместе, носки врозь, ноги в коленях не сгибать. Живот подобран, плечи и руки опущены вниз, пальцы полусогнуты и прижаты сбоку к бедрам (формирование правильной осанки). Стойка ноги врозь (на ширину плеч), руки на поясе. Обычное положение стоп, стопа - на себя, стопа - от себя. Прямое положение головы, наклоны головы влево - вправо, вперед - назад. Положение рук - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, за спину. Положение ладоней - кверху, книзу, внутрь, пальцы - прямые, сжатые в кулачок; кистей рук - обычное положение. Положение сидя, лежа. Формирование представлений о движении Основные движения: § ходьба - обычная, на носках (на пятках), за воспитателем на звук, по спецдорожке; § бег - обычный, на носках - по прямой, врассыпную (не шаркая ногами, не опуская головы, сохранять правильную осанку); § катание, бросание, ловля мяча двумя руками: друг другу вверх, в ворота вниз; § упражнения в равновесии: ходьба по прямой дорожке, по доске, гимнастической скамейке, по ребристой доске, перешагивание через предметы; медленное кружение в обе стороны; § ползание на четвереньках по прямой, подлезание под препятствия, перелезание через скамейку; лазанье по гимнастической стенке (учить хвататься за перекладину во время лазанья, не пропуская реек); § прыжки на двух ногах на месте и с продвижением; Строевые упражнения: § в рассыпную, в колонну по одному, в круг (с помощью взрослых); § танцевальные упражненья: кружение в парах, притопывать попеременно ногами и последовательно одной ногой; выполнять движения с предметами (платочки, флажки, ленточки). Общеразвивающие упражнения Для рук и плечевого пояса: поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно); хлопать перед собой и от водить руки за спину; вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх; шевелить пальцами; сжимать кисть в кулак. Для ног: подниматься на носки; приседать, держась за опору, без нее, приседать, вынося руки вперед; поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Для туловища: повороты вправо, влево; из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его); из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами попеременно. На ориентирование: части тела (руки, ноги, голова, туловище), общие сведения о положениях, принимаемых ими; упражнения на формирование пространственных понятий: слева - справа, выше -ниже, спереди - сзади; определение направления по звуковому сиг-•. налу; передвижение к нему шагом и бегом, ходьба за звуковым сигналом; катание мяча в озвученную цель. Подвижные игры: с ходьбой и бегом, прыжками, с подлезанием с мячом, на ориентировку в пространстве. Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним. Спортивные игры: знакомство с санками, лыжами, трехколес ным велосипедом. Познакомить с терминологией простейших движений и положений. Учить осуществлять контроль за выполнением движения. Использовать для обучения метод опосредованной наглядности (показ на ребенке или взрослом). Оценка результатов I года обучения Дети должны уметь: § ориентироваться по «схеме» тела; § ходить (на ориентировочный звук) не шаркая ногами, сохраняя заданное направление; § выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться; § бегать за воспитателем (на звук бубна, погремушки); § сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивая предметы; § ползать на четвереньках, лазать по гимнастической стенке произвольным способом; § энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах; § катать мяч в заданном направлении, не ориентируясь на звуковой сигнал; § бросать мяч вниз о пол и вверх, ловить его двумя руками; § выполнять танцевальные движения - кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (платочки, флажки). Примечание, В дошкольном детском учреждении необходимо укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений на занятиях и вне их, правильной осанки; обучать пространственной ориентировке детей; поощрять участие в трах и физических упражнениях; способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. II год обучения Повторение и закрепление материала I года обучения Закрепление основных положений: ног, стопы, рук, кистей, головы. Знакомство с положением присед, полуприсед, положением лежа на правом и левом боку. Формирование и закрепление основных двигательных умений и навыков. Основные движения Ходьба: обычная, на носках, на пятках, па наружных сторонах стон; ходьба с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом. Бег: обычный, на носках. Бросание, ловля мяча: метание, формирование правильной позы при метании и размахе при броске. Упражнения в равновесии: ходьба по линии, веревке, по доске, гимнастической скамейке (с перешагиванием предметов, с поворотом); ходьба по ребристой доске; сохранение равновесия, стоя на носках, руки вверх: стоя на одной ноге, руки на поясе; в кружении в обе стороны, руки на поясе. Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, по скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед; пролезание в обруч, перелезание через скамейку; лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой). Прыжки на месте: на двух ногах с повтором, на одной ноге, ноги вместе - ноги врозь; прыжки с высоты 15 - 20 см. Строевые упражнения: построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг, равнение по ориентирам (с помощью). Танцевальные упражнения: пружина, ставить ногу на носок, на пятку, кружиться по одному и в парах, двигаться парами но кругу; перестраиваться из крута врассыпную и обратно; учить выполнять движения с предметами и без них. Общеразвивающие упражнения Для рук и плечевого пояса: поднимать руки вперед, в стороны, вверх, отводить руки за спину; руки вниз, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях; закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать; поднимать палку, обруч вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук, вращать кисти рук из исходного положения руки вперед в стороны. Для ног: подниматься на носки, поочередно выставлять но>у вперед на пятку, на носок: выполнять притопы, полуприседания, приседания, держа руки на поясе; приседать, вытянув руки вперед; поочередно поднимать ноги, согнутые в колене. Дм. туловища: пворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны, наклоны вперед; наклоняться в стороны; прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения сидя и стоя на коленях; перекладывать предметы из одной руки в другую иод приподнятой ногой; приподнимать обе ноги над полом в упоре сидя; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходного положения лежа на спине, сидя; поворачиваться со спины на живот, держа в вытянугых руках предмет; приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе. На ориентирование: ориентирование по «схеме» тела; ходьба и бег за перемещающимся звуковым ориентиром; ходьба и бег по прямолинейному маршруту за ведущим со звуковым сигналом; упражнения по формированию пространственных понятий: метание на звуковой сигнал в цель. Спортивные игры: знакомство с элементами баскетбола (бросок в кольцо), футбола (удар ногой по мячу); упражнения с санками, лыжами, велосипедом. Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием и лазанием, бросанием и ловлей мяча, на ориентировку в пространстве, на внимание. Знакомить и закреплять знания терминологии простейших движений и положений; учить осуществлять контроль над выполнением движения; использовать для обучения метод опосредованной наглядности; познакомить с объемной, шарнирной куклами. Оценка результатов II года обучения Дети должны уметь: § ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, за звуковым сигналом; § лазать по гимнастической, стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; § ползать на четвереньках, по скамейке на животе, подтягиваясь руками; § довить мяч руками; § принимать правильное исходное положение при метании; § метать правой и левой рукой из-за головы на звуковой сигнал; § сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; § строиться в колонну по одному, парами в круг, в шерешу (с помощью взрослого); § выполнять танцевальные движения: пружинка, парами по кругу; кружиться по одному и в парах; упражнения с предметами и без них. III год обучения Повторение и закрепление пройденного материала 1. Знание основных положений; ног, стопы, рук, кистей, головы.Знакомство с упорами, выпадами: § упор на коленях, § упор присев, § упор сидя, § упор лежа на бедрах, § упор лежа на предплечья, § выпад левой (правой) согнутой ноги вперед с упором туловища на эту ногу, § выпад влево (вправо) на расстоянии шага. 2.Совершенствование основных навыков. Основные движения Ходьба: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, приставной шаг в правую и левую стороны (с заданиями, с изменением направления). Бег: обычный, на носках, с высоким подниманием колена (в колонне, врассыпную, змейкой). Бросание, ловля, метание мяча в цель (бросание вверх, вниз и ловля двумя руками, бросание вверх и ловля его с хлопками); перебрасывание мяча друг другу (снизу); отбивание мяча о пол на месте. Упражнения в равновесии: ходьба по веревке, доске, выпуклой линии; ходьба по гимнастической скамейке (с перешагиванием предметов, с поворотом); ходьба по наклонной доске; сохранение равновесия стоя на носках, руки вверх, стоя на одной ноге, руки на поясе, в кружении. Ползание: на четвереньках змейкой между предметами, переползание через препятствия; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени; лазание по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами; перелезшие с одного пролета на другой. Прыжки: на двух ногах с чередованием с ходьбой, разными способами; на одной ноге, на месте и с продвижением; прыжки с высоты 20 - 25 см. Строевые упражнения: построение в колонну по одному,' перестраивание в колонну по два, в шеренгу, в круг; самостоятельное равнение, размыкание; повороты направо, налево, кругом переступа-нием. Танцевальные упражнения: приставной шаг с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку; выставление нога на носок, ^'ятку; кружение по одному и парами на носочках; учить танцам состоящим из этих элементов. Общеразвнвающие упражнения Для рук и плечевого пояса: разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову; поднимать руки вперед, вверх со сцепленными «в замок» пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь); поднимать руки вверх – назад попеременно, одновременно; поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы. Для ног: поднимать прямые ноги вперед (махом), выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх); переступать приставными шагами в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат). Для туловища: поочередно поднимать согнутые, прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку над головой; наклоны вперед, в стороны; повороты, стоя на месте и с продвижением, разводя руки в стороны, руки за голову; поочередно отводить нош в стороны из упора присев; двигать ногами (езда на велосипеде), лежа на спине; подтягивать голову и нога к груди (группироваться). На ориентирование: ориентирование на объемной, шарнирной куклах; упражнения на формирование пространственных понятий: направо, налево, кругом, близко - далеко, рядом; учить определять нахождение предметов, наполняющих зал, и способам передвижения к ним; учить способам защиты при самостоятельном передвижении; метание в цель после звукового сигнала. Спортивные упражнения: бросок в кольцо, удар по мячу ногой, сбивание кеглей (применять в играх санки, лыжи, велосипед). Подвижные игры с бегом, прыжками, лазшием и ползанием, с метанием; игры-эстафеты; народные игры. Знать терминологию простейших движений и положений; уметь оценить свои движения с помощью тактильного контроля и словесной коррекции взрослого; познакомиться со вспомогательными техническими средствами и тренажерами; подготовиться к восприятию средств наглядности и научиться пользоваться ими (объемная, шарнирная куклы, градуированный экран, доска с ограничителем, стойка с ограничительной планкой). Оценка результатов III года обучения Дети должны уметь: § ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп, определяя направление по звуковому сигналу, по специальной дорожке без звука; § лазать по гимнастической стенке двумя способами; § ползать по скамейке: змейкой между предметами по полу; § метать в цель с расстояния 2—3 м после звукового сигнала; § бросать и ловить мяч, отбивать мяч на месте; § сохранять устойчивое равновесие при выполнении упражнений; § перестраиваться в колонну по два, равняться, размыкаться, в колонне, шеренге (самостоятельно); выполнять повороты направо, налево, кругом; § выполнять танцевальные упражнения; приставной шаг с приседанием, полуприседания с выставлением ноги на пятку; кружение по одному и парами на носочках; § освоить основные положения рук, ног, туловища и движения, совершаемые ими; § знать место занятий и способы ориентирования на нем; § называть изучаемые игры. IV год обучения Повторение и закрепление пройденного материала. 1. Знание основных положений: ног, стопы, рук, кистей, головы. Знание основных упоров и выпадов. 2. Совершенствование двигательных умений и навыков. Основные движения: Ходьба: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, приставной шаг, ходьба в полупрнседе; хольба в сочетании с другими видами движений, но кругу, в колонне, в шеренге, змейкой, врассыпную. Бег: обычный, на носках, с высоким подниманием колена (в колонне, врассыпную, змейкой), в чередовании с ходьбой. Бросание, ловля, мешаные: совершенствование ранее приобретенного навыка. Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом; сохранение равновесия стоя на предметах (куб, набивной мяч); кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением фигур). Ползание, лазанье: ползание на спине по гимнастической ска мейкс, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; закрепление ранее изученных видов ползания и лазанья. Прыжки -на двух ногах на месте разными способами и с продвижением; иа одной ноге; прыжки с высоты 20 - 25 см; вверх с места и с разбега, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка. Строевые упражнения: самостоятельные, построения и перестроения; расчет на первый-второй и перестроение из одной шеренги в две; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом. Танцевальные упражнения: хороводный шаг, боковой галоп, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием. Общеразвивающие упражнения Для рук и плечевого пояса: закрепить ранее полученные умения; поднимать и опускать плечи, круговые движения плечами, руки подняты к плечам; раскачивание рук вперед-назад; круговые движения согнутыми вперед локтями; круговые движения (махи) прямыми руками; вращение кистями рук; разводить и сводить пальцы, поочередно соединять все пальцы с большим пальцем. Для ног: приседать, держа руки за головой, поочередно прерывисто сгибать ноги (стоя ноги врозь); выполнять выпад вперед и в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (махом вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору. Для туловища: опускать и поворачивать голову в стороны; повороты в стороны; наклоны вперед; в упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживая ноги в этом положении; переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней в упоре сзади; садиться из положения лежа на спине н снова ложиться; прогибаться лежа на животе; из положения лежа на спине поднимать обе нош вверх и удерживать их. На ориентирование: ориентирование с использованием средств наглядности, технических вспомогательных средств, на тренажерах; овладение способами самостоятельной ориентировки в зале и перемещения в нем; ходьба по прямолинейному маршруту в заданном направлении без ориентира. Спортивные игры: использовать на занятии элементы спортивных игр, кататься на санках, лыжах, трехколесном велосипеде, педальных машинах, самокатах. Подвижные игры: игры с бегом, прыжками, с метанием и ловлей, с ползанием и лазаньем; игры-эстафеты; народные игры. Знать терминологию простейших движений и положений; уметь оценить свои движения с помощью тактильного контроля и словесной коррекции; уметь словесно объяснить выполняемое упражнение, движение; уметь пользоваться средствами наглядности; выполнять с помощью взрослого упражнения на тренажерах; уметь оценивать движения по времени (быстро—медленно) и степени мышечных усилий. Оценка результатов IV года обучения К концу года дети должны уметь: § выполнять правильно все изученные виды ходьбы и бега; все виды прыжков, упражнений с мячом, метания, ползания, лазанья; § уметь пользоваться спортивным инвентарем; § выполнять построения и перестроения, основные строевые команды; § выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции; § сохранить правильную осанку, походку при ходьбе; § уметь ходить и бегать, ориентируясь на неподвижный и перемещающийся звуковой ориентир; по нескольким ориентирам; § выполнять метания в озвученную мишень с расстояния 3-4 м; § знать место занятий и способы самостоятельного ориентирования в нем, названия и правила разученных игр. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Физкультурные занятия начинаются с предварительного знакомства с физкультурным залом (спортивной площадкой на улице), его размерами, определения нахождения окон, дверей, основных предметов, наполняющих зал, с объяснения назначения спортивного ин вентаря и оборудования, используемых на занятиях, мер предосторожности при самостоятельном передвижении. Это устраняет чувство страха пространства и развивает умение ориентироваться в нем. Необходимыми санитарно-гигиеническими требованиями проведения физкультурных занятий являются влажная уборка пола, чистый воздух (I 19-20°С). Рекомендуется облегченная, не стесняющая движений одежда для детей и взрослых, для занятий на улице - одежда но сезону. Освещение физкультурного зала должно быть люминисцентное, выше чем в массовом детском саду, что дает возможность использовать и развивать остаточное зрение. Основу обучения на занятиях физической культуры (I - IV года) составляют естественные виды движений. Дошкольники должны овладеть навыками простейших видов построений и перестроений, основными положениями различных частей тела и элементарными движениями, являющимися основой всех общеразвивающих упражнений. Значительное место в программе по физическому воспитанию отводится ходьбе, бегу, лазанью, упражнениям с мячом, прыжкам, а также специальным коррекционным упражнениям, что обу словлено наличием у слепых и слабовидящих дошкольников значительных отставаний по некоторым показателям физической подготовленности, по сравнению с. нормально видящими, и необходимостью коррекции этих отставаний путем: § упражнений на формирование правильной осанки; § профилактики и исправления плоскостопия; § упражнений на ориентирование при выполнении передвижения шагом и бегом с различной ориентировочной основой; § упражнений на развитие навыков пространственной ориентировки; § упражнений на развитие мелкой моторики; § упражнений на развитие элементарных зрительных функций; § упражнений на развитие элементарных функций всех) сохранных анализаторов. На занятиях необходимо использовать специальное оборудование: § звуковые сигнализаторы, обеспечивающие условия для ориентировки слепых детей; § напольные и настольные зрительные и осязательные ориентиры. Для формирования у слепых детей представлений о движении широко применяются средства наглядности: § обьемная, шарнирная куклы; § динамические модели для показа элементов движения; § рельефные изображения различных положений человека;-технические средства, позволяющие ребенку самостоятельно проверить качество выполняемого движения. В процессе физического воспитания необходимо осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку. Для этого надо знать функциональные возможности детей, учитывать данные обследования уровня физического развития, вести постоянный учет их здоровья и зрения, выявлять причины отставания и планировать их преодоление. Формы и виды физического вопитания Основной формой физического воспитания является физкультурное занятие, которое проводит воспитатель совместно с тифлопедагогом. Кроме того, в специальном детском саду рекомендованы индивидуальные формы обучения детей с тяжелым нарушением физического развития, которые не позволяют включать ребенка в групповое занятие. Эти занятия проводят, как правило, тифлопедагог и специалист по лечебной гимнастике по индивидуальной программе, составленной на основе карты обследования уровня физического развития ребенка. Виды групповых занятий: § Закаливающие процедуры. § Утренняя гимнастика. § Физкультурное занятие. § Занятие ЛФК. § Бодрящая гимнастика после сна. § Прогулки, экскурсии. § Физкультурная минутка. § Гимнастика для глаз. § Подвижные игры в свободное от занятий время (на развитие коррекции движений, ориентировку в пространстве, равновесие и т.д.). § Спортивные вечера досуга и праздники. Критерием сформированное физических умений и навыков служит практическая самостоятельная деятельность, которая осуществляется в повседневных подвижных и спортивных играх, вечерах досуга, спортивных праздниках. Реализация специальной программы по физическому воспитанию в значительной мере обеспечивается соответствующим обучением педагогического коллектива детского сада, для чего могут быть предложены следующие темы: § Особенности физического развития ребенка в условиях зрительной депривации § Методика обследования исходного уровня физического развития ребенка. § Анализ программы по физическому развитию дошкольников со зрительной патологией. § Формы и виды организации физического воспитания в специальном детском саду. § Методические требования к организации занятий но физическому воспитанию. Основные требования к оборудованию помещения для физкультурных занятий Для проведения физкультурных занятий в помещении детского сада выделяется специальный зал со свободной от предметов разми-ночно-игровой зоной, размеры которой должны быть достаточными для размещения группы детей, выполняющей всевозможные перестроения, для организации подвижных игр. Эта зона имеет четкие ограничения (резиновые коврики, сетка, шнур, рельефный бордюр и т. д.), чтобы дети, находясь в ней, не боялись столкнуться с предметами спортивного инвентаря и имели возможность самостоятельно передвигаться. Спортивное снаряжение, опасное при столкновении, располагается в 2 - 3 м от игровой зоны. В зале необходимы слуховые, осязательные, зрительные ориентиры, комплекс спортивного оборудования, обязательного для проведения, физкультурных занятий в детском саду (шведская стенка, гимнастические скамейки и т. д.), комплекс тренажеров, адаптированных для работы со слепыми и слабовидящими дошкольниками, которые должны быть стабильно расположены в зале и иметь к себе свободный доступ. Требуется специальное оборудование, способствующее развитию умения правильной ходьбы и ходьбы в различных условиях (дорожка для обучения отдельным элементам шага и прямолинейности ходьбы, ребристые дорожки, дорожка с разным покрытием, горки, ступеньки, деревянные платформы и др.). Атрибуты для физкультурных занятий (гимнастические палки, обручи, мячи, кегли, мешочки с песком, скакалки, ленточки, флажки) должны быть по возможности озвученными (озвученные мячи, мишени, кегли и т. д.). Для детей с остаточным зрением необходимы яркие, цветные пособия и инвентарь. Все атрибуты должны быть безопасны для здоровья детей. Необходимы дидактические пособия, позволяющие продемонстрировать ребенку правильную позу при выполнении того или
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.014 с.) |