Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Овладение сенсорными эталонами.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Оборудование: набор фигур различного цвета, формы, величины. Задания: § назови известные тебе геометрические фигуры; § отбери только круг, квадрат, треугольник и др.; § выложи фигуры в ряд так, чтобы сначала были большие фигуры, за ними - меньшие, затем самые маленькие; § какого цвета эти фигуры? Найди одинаковые по цвету. Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображением на рисунке. Оборудование: набор картинок, изображающих предметы окружающего пространства в цвете, силуэте, контуре (мебель, игрушки, посуда). Задания: § внимательно осмотри комнату; назови какие предметы в ней находятся; § найди эти предметы на картинках; § что еще узнал на картинках? Восприятие пространственной перспективы в реальной жизни и на рисунке. Оборудование: цветные картинки с изображением предметов в перспективе. Задания § покажи что находится ближе к тебе, дальше (стол или шкаф); § какие предметы на картинке находятся ближе, какие дальше, как это определил? 2. Исследование развития слухового анализатора. Локализация источника звука. Оборудование: звучащие предметы - колокольчики, погремушки. Задания: § укажи рукой, где звучит колокольчик, покажи его движение; § запомни, как двигался колокольчик, а когда он замолчит, покажи его рукой. Предлагаются самые простые перемещения: вправо, влево, вверх, вниз. Частичновидящие выполняют задания с закрытыми глазами. Слуховые представления, наполняющие пространство. Оборудование: набор пластинок «Театральные шумы». Задания: § угадай, что я делаю (переливание воды из чашки в чашку); § узнай, какие животные и птицы у нас в гостях (звукоподражание голосам животных, прослушивание записи на пластинках). Узнавание на слух действий, совершаемых человеком. Задание: Поиграем в прятки с мишуткой. Он непоседа, он все время чем-то занят. Угадай, чем занят он сейчас. (Педагог передвигает стул, закрывает дверь, листает книжку, имитирует настроение голосом.) 3. Исследование развития осязательного восприятия и мелкой моторики руки. Способ и культура осязания. Проверяется в наблюдении за деятельностью ребенка со знакомыми и незнакомыми предметами. Узнавание различных поверхностей. Оборудование: мелкие предметы и игрушки, сделанные из различных материалов (ткань, дерево, стекло, металл, пластмасса). Задания: § - игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся различные мелкие предметы. Узнай игрушку и скажи, из чего она сделана; § - игра «Домино». Посмотри здесь разные поверхности. Давай будем искать одинаковые. Узнавание и различение с помощью осязания геометрических форм. Оборудование: вкладыши геометрических фигур. Задание: Мы попали в волшебную страну геометрических фигур Узнай их, назови, найди каждой свое место; Владение карандашом, кистью, ножницами. Ребенку предлагается нарисовать забор, мяч, дом карандашом и кистью раскрасить. Вырезать салфетку для Мишутки. Сила и точность мелкой мускулатуры руки. Ребенку предлагаются различные игры пальчиками поочередно На каждой руке, застежки, шнуровки, завязки. 4. Исследование развития обоняния:. Оборудование: набор различных запахов.Задания: § узнай по запаху, кто это; § покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах. II. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство Оборудование: предметы, игрушечной мебели, рельефные картинки, соответствующие предметам, находящимся в комнате Задания: § мы в гостях у кукол; рассмотри их мебель, скажи, как называется каждый предмет; § сделай для них комнату в коробке; слева поставь кровать, справа - шкаф, посредине - предмет, который представляет собой деревянную крышку на четырех ножках; § скажи, какие настоящие • предметы, находящиеся в комнате, похожи на предметы кукольной мебели; § найди в комнате предмет, у которого была бы спинка, сиденье и четыре ножки; § рассмотри картинку, назови предметы, которые тебе знакомы. III. Ориентировка на своем теле и телах близких людей, ориентировка в микропространстве Оборудование: мелкие предметы, лист бумаги или фланелеграф. Задания: 1. Называние и показ частей собственного тема и лица: § назови и покажи части твоего тела и лица; § покажи и назови то же на кукле. 2. Пространственные понятия: § определи различные стороны относительно себя; покажи правую (левую) руку; § скажи, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу); § покажи направления от себя: вперед-впереди, назад-сзади, направо-справа (игры «Куда бросили мяч?», «Найди соседа»); § определи расположение предметов относительно себя - впереди, перед, за, сзади, слева, вверху (игра «Отыщи игрушку»); § определи, чей мяч укатился дальше (узнают по звуку), 'игра «Кто ближе к домику?»; - поставь игрушку на стол, под стол и т. д. 3. Ориентировка на плоскости листа. § разложи предметы по порядку слева направо; § нарисуй линии сверху вниз. 4. Ориентировка на плоскости стола: § найди середину стола, расставь предметы по краям стола, покажи углы; § накрой стол для кукол (для обеда, для чая); скажи, где стрит чашка, где лежит ложка. IV. Представления об окружающем пространстве Задания: § опиши свою комнату. Правильность рассказа подтверждается родителем, а также выясняется умение ориентироваться в домашних условиях и владение способами безопасного и легкого передвижения); § расскажи, где расположены групповые помещения (игровая комната, спальня, туалет, раздевалка § -игра «Найди свой шкафчик (кровать, полотенце, любимую игрушку) V. Проявление интереса к пространству фиксируется в ходе наблюдений. VI. Исследование общей моторики,особенностей позы и походки, навыков совместной ориентировки со зрячими. В ходе наблюдений и бесед с медперсоналом выясняется состояние общей координации ребенка, особенности его передвижения, нарушение позы и наличие навязчивых движений, страха пространства. Ребенку предлагается пройти прямо, повернуться, нагнуться, присесть, найти игрушку. Следует включать ребенка в игровую ситуацию и трудовую деятельность. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специализированного детского сада для детей с тяжелой зрительной патологией и главным условием подготовки к школе. Выпадение зрительного восприятия или его глубокое нарушение значительно тормозят развитие дошкольника. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые они приобретают во время ознакомления с окружающим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности. Эти знания служат базой и основой для развития у слепого дошкольника пространственных представлений. Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего с незрячими детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке, сенсорного и общего развития, необходимого для обучения, индивидуальных особенностей овладения пространством и причин возможного отставания, а также правильное планирование своей работы по обучению ориентировке в пространстве. В ходе обследования педагогом используются различные методы: § наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на занятиях физкультурой - поза и развитие общей моторики и т. д.); § беседа с ребенком и родителями (выявление навыков ориентировки в домашних условиях); § педагогический эксперимент (изучение ориентировки в микропространстве). Для обследования ребенка используются натуральные предметы,их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей,' окружающих ребенка в реальной жизни (мебель,посуда, одежда). Обследование незрячих дошкольников проводится только в игровой форме, предлагаемые задания, должны быть четко сформулированными и доступными пониманию дошкольника. При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования и определяется уровень сформированности умений: 0 уровень - у ребенка нет никаких навыков ориентировки, предлагаемые задания не выполняются; I уровень задания выполняются с грубыми ошибками, необходима словесная и практическая помощь педагога; II уровень - при выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в некоторой корректировке педагога; III уровень - задания выполняются правильно. Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возможность объединить детей в подгруппы, требующие дифференцированного подхода в организации занятий. Все материалы обследования соотносятся с данными наблюдений врача ЛФК, воспитателей, родителей и определяется роль и место каждого специалиста в комплексном процессе обучения слепого дошкольника. Анамнестические данные 1. Фамилия, имя, отчество ребенка. 2. Возраст. 3. Диагноз. 4. Состояние зрительного анализатора § острота зрения, § поле зрения, § цветовое зрение, § время потери зрения, § Предполагаемые причины 5. Сопутствующие заболевания. 6. Назначения медиков 7. Условия семейного воспитания и отношение родителей к дефекту ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.203.142 (0.01 с.) |