Овладение сенсорными эталонами.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Овладение сенсорными эталонами.



Оборудование: набор фигур различного цвета, формы, величины.

Задания:

§ назови известные тебе геометрические фигуры;

§ отбери только круг, квадрат, треугольник и др.;

§ выложи фигуры в ряд так, чтобы сначала были большие фигуры, за ними - меньшие, затем самые маленькие;

§ какого цвета эти фигуры? Найди одинаковые по цвету.

Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображением на рисунке.

Оборудование: набор картинок, изображающих предметы окружающего пространства в цвете, силуэте, контуре (мебель, игрушки, посуда).

Задания:

§ внимательно осмотри комнату; назови какие предметы в ней находятся;

§ найди эти предметы на картинках;

§ что еще узнал на картинках?

Восприятие пространственной перспективы в реальной жизни и на рисунке.

Оборудование: цветные картинки с изображением предметов в перспективе.

Задания

§ покажи что находится ближе к тебе, дальше (стол или шкаф);

§ какие предметы на картинке находятся ближе, какие дальше, как это определил?

2. Исследование развития слухового анализатора.

Локализация источника звука.

Оборудование: звучащие предметы - колокольчики, погремушки.

Задания:

§ укажи рукой, где звучит колокольчик, покажи его движение;

§ запомни, как двигался колокольчик, а когда он замолчит, покажи его рукой.

Предлагаются самые простые перемещения: вправо, влево, вверх, вниз. Частичновидящие выполняют задания с закрытыми глазами.

Слуховые представления, наполняющие пространство.

Оборудование: набор пластинок «Театральные шумы».

Задания:

§ угадай, что я делаю (переливание воды из чашки в чашку);

§ узнай, какие животные и птицы у нас в гостях (звукоподражание голосам животных, прослушивание записи на пластинках).

Узнавание на слух действий, совершаемых человеком.

Задание:

Поиграем в прятки с мишуткой. Он непоседа, он все время чем-то занят. Угадай, чем занят он сейчас. (Педагог передвигает стул, закрывает дверь, листает книжку, имитирует настроение голосом.)

3. Исследование развития осязательного восприятия и мелкой моторики руки.

Способ и культура осязания.

Проверяется в наблюдении за деятельностью ребенка со знакомыми и незнакомыми предметами.

Узнавание различных поверхностей.

Оборудование: мелкие предметы и игрушки, сделанные из различных материалов (ткань, дерево, стекло, металл, пластмасса).

Задания:

§ - игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся различные мелкие предметы. Узнай игрушку и скажи, из чего она сделана;

§ - игра «Домино». Посмотри здесь разные поверхности. Давай будем искать одинаковые.

Узнавание и различение с помощью осязания геометрических форм.

Оборудование: вкладыши геометрических фигур.

Задание:

Мы попали в волшебную страну геометрических фигур

Узнай их, назови, найди каждой свое место;

Владение карандашом, кистью, ножницами.

Ребенку предлагается нарисовать забор, мяч, дом карандашом и кистью раскрасить. Вырезать салфетку для Мишутки.

Сила и точность мелкой мускулатуры руки.

Ребенку предлагаются различные игры пальчиками поочередно На каждой руке, застежки, шнуровки, завязки.

4. Исследование развития обоняния:. Оборудование: набор различных запахов.Задания:

§ узнай по запаху, кто это;

§ покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах.

II. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство

Оборудование: предметы, игрушечной мебели, рельефные картинки, соответствующие предметам, находящимся в комнате

Задания:

§ мы в гостях у кукол; рассмотри их мебель, скажи, как называется каждый предмет;

§ сделай для них комнату в коробке; слева поставь кровать, справа - шкаф, посредине - предмет, который представляет собой деревянную крышку на четырех ножках;

§ скажи, какие настоящие • предметы, находящиеся в комнате, похожи на предметы кукольной мебели;

§ найди в комнате предмет, у которого была бы спинка, сиденье и четыре ножки;

§ рассмотри картинку, назови предметы, которые тебе знакомы.

III. Ориентировка на своем теле и телах близких людей, ориентировка в микропространстве

Оборудование: мелкие предметы, лист бумаги или фланелеграф.

Задания:

1. Называние и показ частей собственного тема и лица:

§ назови и покажи части твоего тела и лица;

§ покажи и назови то же на кукле.

2. Пространственные понятия:

§ определи различные стороны относительно себя; покажи правую (левую) руку;

§ скажи, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу);

§ покажи направления от себя: вперед-впереди, назад-сзади, направо-справа (игры «Куда бросили мяч?», «Найди соседа»);

§ определи расположение предметов относительно себя - впереди, перед, за, сзади, слева, вверху (игра «Отыщи игрушку»);

§ определи, чей мяч укатился дальше (узнают по звуку), 'игра «Кто ближе к домику?»; - поставь игрушку на стол, под стол и т. д.

3. Ориентировка на плоскости листа.

§ разложи предметы по порядку слева направо;

§ нарисуй линии сверху вниз.

4. Ориентировка на плоскости стола:

§ найди середину стола, расставь предметы по краям стола, покажи углы;

§ накрой стол для кукол (для обеда, для чая); скажи, где стрит чашка, где лежит ложка.

IV. Представления об окружающем пространстве

Задания:

§ опиши свою комнату. Правильность рассказа подтверждается родителем, а также выясняется умение ориентироваться в домашних условиях и владение способами безопасного и легкого передвижения);

§ расскажи, где расположены групповые помещения (игровая комната, спальня, туалет, раздевалка

§ -игра «Найди свой шкафчик (кровать, полотенце, любимую игрушку)

V. Проявление интереса к пространству фиксируется в ходе наблюдений.

VI. Исследование общей моторики,особенностей позы и походки, навыков совместной ориентировки со зрячими.

В ходе наблюдений и бесед с медперсоналом выясняется состояние общей координации ребенка, особенности его передвижения, нарушение позы и наличие навязчивых движений, страха пространства. Ребенку предлагается пройти прямо, повернуться, нагнуться, присесть, найти игрушку. Следует включать ребенка в игровую ситуацию и трудовую деятельность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специализированного детского сада для детей с тяжелой зрительной патологией и главным условием подготовки к школе.

Выпадение зрительного восприятия или его глубокое нарушение значительно тормозят развитие дошкольника. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые они приобретают во время ознакомления с окружающим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности. Эти знания служат базой и основой для развития у слепого дошкольника пространственных представлений.

Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего с незрячими детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке, сенсорного и общего развития, необходимого для обучения, индивидуальных особенностей овладения пространством и причин возможного отставания, а также правильное планирование своей работы по обучению ориентировке в пространстве.

В ходе обследования педагогом используются различные методы:

§ наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на занятиях физкультурой - поза и развитие общей моторики и т. д.);

§ беседа с ребенком и родителями (выявление навыков ориентировки в домашних условиях);

§ педагогический эксперимент (изучение ориентировки в микропространстве).

Для обследования ребенка используются натуральные предметы,их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей,' окружающих ребенка в реальной жизни (мебель,посуда, одежда).

Обследование незрячих дошкольников проводится только в игровой форме, предлагаемые задания, должны быть четко сформулированными и доступными пониманию дошкольника.

При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования и определяется уровень сформированности умений:

0 уровень - у ребенка нет никаких навыков ориентировки, предлагаемые задания не выполняются;

I уровень задания выполняются с грубыми ошибками, необходима словесная и практическая помощь педагога;

II уровень - при выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в некоторой корректировке педагога;

III уровень - задания выполняются правильно.

Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возможность объединить детей в подгруппы, требующие дифференцированного подхода в организации занятий. Все материалы обследования соотносятся с данными наблюдений врача ЛФК, воспитателей, родителей и определяется роль и место каждого специалиста в комплексном процессе обучения слепого дошкольника.

Анамнестические данные

1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

2. Возраст.

3. Диагноз.

4. Состояние зрительного анализатора

§ острота зрения,

§ поле зрения,

§ цветовое зрение,

§ время потери зрения,

§ Предполагаемые причины

5. Сопутствующие заболевания.

6. Назначения медиков

7. Условия семейного воспитания и отношение родителей к дефекту ребенка.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.69 (0.034 с.)