Факторы успешной семейной терапии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы успешной семейной терапии.



Факторы успешной семейной терапии.

1. Ориентация семьи на мобилизацию ее собственного потенциала. Осознание того, что семья может быть субъектом своей слаборесурсности, бедности. Поиск путей преодоления своей бедности, слабости – сочетание индивидуальных усилий членов семьи, особенно родителей, и совместные семейные стратегии.

2. Социально-помогающая интервенция, при соблюдении принципа совместного контроля социального работника и семьи за ходом взаимодействия. Опора на:

 Возможное улучшения материального положения

 Преодоление обособленности, страхов

 Расширение ресурсной инфраструктуры (банки данных социальных услуг, социальные аптеки, социальные магазины, транспорт, кризисные центры).

3. Содействовать возрастанию ресурса общественной активности семьи. Это направление имеет отношение не только к социально слабым семьям, его конечная цель – участие семьи в выработке семейных социальных программ, обществественном контроле за реализацией семейной политики на разных уровнях социума. Общественная активность помогает семьям аккумулировать свои силы и артикулировать нужды, потребности, облегчает возрастание ресурсного потенциала семьи в целом и отдельных ее членов, делая их более информированными, ответственными, уверенными в себе.

 

2. Социально-психологическая терапия ссемьями алкогольной зависимостью.

Помощь семье больного алкоголизмом.

Социальный работник в первую очередь должен помочь жене больного (а лучше — всей семье) сделать самое главное — признать существование проблемы. В семье очень неохотно соглашаются с тем, что их близкий человек (муж, сын) — алкоголик и что его болезненное пристрастие к спиртному ведет к очень серьезным последствиям. Вся семья страдает из-за алкоголика и в то же время упорно закрывает глаза на |проблему, старается замолчать ее, тщательно скрыть от себя и других. Зачастую родственники, даже приводя больного алкоголизмом для лечения, всячески преуменьшают размеры беды («Ну, мой-то пьет не так, как другие»).

Итак, проблема осознана. Что же дальше? Второй шаг — самый трудный, но единственно верный: необходимо уговорить больного лечиться.

Следует учесть: что непосильно для одного — может удаться нескольким. Близким, дорогим, эмоционально значимым и авторитетным для больного людям — жене, дочери, сыну, другу, сослуживцу, начальнику — необходимо, призвав на помощь социального работника, предпринять так называемую тактику интервенции. Они должны собраться вместе и поговорить с нуждающимся в лечении спокойно, серьезно, без обвинений. Каждому нужно высказать свою озабоченность судьбой больного, тем, как он любит себя, сказать, что он (больной) слишком дорог всем присутствующим и что они не могут спокойно наблюдать, как он теряет здоровье, семью, квалификацию, доброе имя. Социальному работнику целесообразно высказать свое за-ключение последним.

Родственникам, организующим «интервенцию», следует руководствоваться двумя принципами: исключительно серьезным подходом к проблеме алкоголизма у близкого человека и доброжелательным отношением к нему самому.

Больной алкоголизмом должен ощутить на себе результаты своего поведения. Провалы памяти обычно пугают пьяницу. Но иногда он, пытаясь избежать неприятных объяснений, лишь делает вид, что ничего не помнит. В таком случае не дайте ему забыть то, что он предпочитает не вспоминать. Будьте при этом серьезны и решительны, покажите всю неприглядность его вчерашнего поведения.

Позвольте ему быть ответственным за его же поведение. Не поучайте и не пилите его — это не помогает.

Спасайте себя, живите своей, а не его жизнью.

 

Семья как малая социальная группа.

Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для формирования личных отношений

Семья как малая соц.группа:

- Проводник, корректирующий (усиливающий или ослабляющий) влияние соц. среды на индивида

- Арена, где осуществляется отдача личностью своего потенциала обществу, где личность реализует свои соц. ценности

Психологические особенности семьи как малой социальной группы:

- наличие ряда общесемейных целей, которые меняются в процессе развития семьи

- наличие диады (супружеской пары) взаимоотношения в которой определяют характер взаимодействия в семье.

- включенность разных поколений

-общность близких людей. Основной признак – наличие непосредственных личных контактов.

-контакты, в которых реализуются определенные социальные связи и которые опосредованы совместной внутрисемейной деятельностью этих людей.

Семья подчиняется законам функционирования и развития малых социальных групп:

-сплочённость на основе общих интересов и совместных социальных действий

-сходное социальное поведение

-определенная социальная ниша

Особенности консультирования пожилых супружеских пар.

- часто воспринимается как семья пенсионеров, чье материальное положение в нынешних условиях претерпело значительные изменения - дополнительные проблемы для пожилых людей.

- это период, когда сами супруги выходят на пенсию: адаптация к новым условиям, смена образа жизни, социального статуса, смена социальной среды.

2 варианта:

- активизация трудовой деятельности как дома, так и в социуме (воспитание внуков, общественная работа).

- забвение и самореализация в узком кругу старых знакомых и друзей.

Проблемы: со здоровьем, уход детей из семьи.

Социально-психологические цели:

1. Обретение чувства удовлетворенности прожитой жизнью, чувство исполненного долга;

2. Нахождение доступных способов самореализации;

3. Смягчение кризиса перехода к пост трудовой жизни.

Жизненная активность поддерживается стремлением быть полезным для подрастающего поколения.

 

Меры:

- медико-психологическая консультация

- социально-психологическая поддержка

- преодоление проблем адаптации к проживанию без детей, одиночеству.

 

Проблемы современной семьи

Выделяют три блока проблем:

1. Социально-экономические условия жизни семьи (уровень жизни)

2. Условия репродуктивной активности семьи

3. Проблема, связанная с образом жизни семьи.

Социально-экономические условия жизни семьи (уровень жизни). Резкая материальная и социальная дифференциация семьи, низкая потребительская корзина большинства российских семей. Дифференциация доходов семьи. Категория бедности неоднородна. Среди 30млн. 3 млн. на грани нищеты. Основная категория – безработные, одинокие матери, многодетные семьи. Среди семей с детьми Ѕ - бедные. Основная стратегия выживания – дополнительный заработок. Семья в основном опирается на свои внутренние ресурсы. С этим связана реставрация многих патриархальных ценностей. Так легче выжить (за счет распределения обязанностей). Происходит одомашнивание семейного образа жизни – досуг дома, в кругу семьи. Материальное положение ограничивает некоторые функции семьи (образования, социализации). Свертывание инфраструктуры, недоступность ее большинству семей из-за дороговизны и отсутствие государственных дотаций. Закрытие дошкольных учреждений, лагерей отдыха (происходит после закрытия промышленных предприятий, за счет которых они существовали). Проявление социального неравенства между м. и ж. – в сфере труда и ЗП. В условиях безработицы основной контингент уволенных составляют женщины. В конце 90х наблюдается снижение доли безработных женщин. Трудности положении женщин: двойной рабочий день, заботиться о детях нужно до старости, только родители могут дать ребенку достаточную заботу и опеку, и др.

Условия репродуктивной активности семьи. Нет определенной четкой социальной политики относительно многодетной семьи. Экономические проблемы. Падение ценности семьи. Семейная нестабильность, возможность развода (высокая разводимость в к.20вв – на 100 браков – 60 разводов) (-)разводов – изменение социально-психологического положения женщин; для ребенка развод – предательство (приводит к низкой самооценке у ребенка). (+) разводов – иногда развод единственный выход из конфликта. Считается, что развод это дело молодых: до 24 лет – 20%, 25-29 лет – 26%, 30-34года -16%, 40-49лет – 20%, 50-59лет – 8%. До 4 лет супружеской жизни разводятся 36% пар, 5-9лет – 43%. Что влияет: приспособление к новым ролям, рождение 1го ребенка, после 40 лет – психологическое отчуждение, усталость друг от друга. Причины разводов: пьянство, супружеская измена, легкомысленное вступление в брак, длительное раздельное проживание супругов и др.

Проблема, связанная с образом жизни семьи. Проблема, представляющая систему ценностей современной семьи, иерархию приоритетов и потребностей. 1.Социально-медицинские и социально-педагогические проблемы (алкоголизм, наркомания, токсикомания детей и подростков, детская и подростковая заболеваемость и смертность, рост детской и подростковой преступности, бродяжничества и проституции – дети предоставлены сами себе). 2.Девальвация родительства – смещение ценностей в сторону от детей. + насилие в семье, отказы от детей


Функции семьи

Основная функция семьи как социального института – репродуктивная и социализирующая.

Функция семьи зависит от того в какой среде этот институт развивался. Со временем меняется характер функции и их иерархия. (О.- общественная функция И.- индивидуальная функция)

Репродуктивная

О. Биологическое воспроизводство (Перестаёт выполнять данную функцию должным образом)

И. Потребность в детях.

Воспитательная

О. Возможность социализации молодых поколений и поддержание культурной непрерывности общества (передача норм).

И. Индивидуальная потребность в родительстве, контакте с детьми, их воспитании.

Хозяйственно-бытовая

О. Поддержание физического здоровья членов семьи

И. Получение хозяйственно-бытовых услуг одним членом семьи от другого + уход за детьми, удовлетворение потребности в заботе о ком-либо.

Экономическая

О. Экономическая поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов общества.

И. Получение материальных средств одного члена семьи от другого, помощь в случае нетрудоспособности или на принципах обмена услугами.

Духовного общения

О. Развитие личности членов семьи

И. Возможность духовного взаимообогащения членов семьи и укрепления дружеских основ брачного союза

Социально-статусная

О. Предоставление социального статуса членам семьи и воспроизводство социальной структуры

И. Ощущение принадлежности к определенной социальной группе, возможность удовлетворения потребности в продвижении

Досуговая

О. Возможность организации рационального досуга и социальный контроль в сфере досуга

И. Удовлетворение потребности в совместном досуге и взаимообогащение досуговых интересов

9. Эмоциональная, психологическая, психо-терапевтическая (Рассматривается сегодня некоторыми как основная)

О. Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия

И. Эмоциональная поддержка, психозащита, удовлетворение потребности в личном счастье и любви.

Некоторые разделяют эту функцию на эмоциональную и психологическую.

П. Семья – психологическое убежище от различных внесемейных стрессов

Э. Поддержка, понимание, переживание, эмпатия. Каждый член семьи радуется успехам другого

Сексуально-эротическая

О. Обеспечение сексуального контроля

И. Сексуальное воспитание подрастающего поколения

Изменения:

Перехват функций семьи другими институтами (школа, клубы..)

Изменение иерархии функций: в первую очередь – эмоциональная, психологическая, сексуальная, духовного общения.

Репродукция, которая важна для общества, не так важна для личности

Типология дисфункциональных семей: (Саралиева З.Х.)

1) Семьи, отвергающие функции из-за неумения, нежелания;

2) Семья, сосредотачивается на функции, которая ей представляется более легкой или более приятной.

3) Семьи, утратившие возможности или способности исполнять определенные функции.

11 вопрос!!! Семейная соц. работы в Нижегородской области! (старье 2004 года - зато из книги СЗХ)

Программа социальной защиты семьи Нижегородской администрации направлена на первоочередную поддержку социально не благополучных семей, семей с детьми инвалидами, семей, где родители являются инвалидами, малообеспеченных семей, многодетных и неполных семей.

Система социальной защиты семьи включает в себя:

1. Назначение и выплату:

· Областного пособия для малоимущих граждан,

· Ежемесячного пособия на ребёнка,

· Пособия на питание беременным женщинам,

· Федерального и областного пособия на рождение ребёнка,

· Дополнительного пособия неполным семьям, в которых дети и родители имеют инвалидность,

· Единовременного пособия детям из малообеспеченных семей, поступающим в первый класс.

2. Предоставление малоимущим семьям натуральных видов помощи: одежды, наборов продуктов питания, талонов на бесплатное питание.

3. Единовременную материальную помощь семьям, попавшим в экстремальные ситуации.

4. Предоставление льгот.

5. Содействие работе центров социальной реабилитации для несовершеннолетних детей (детских приютов).

6. Организацию и оплату летнего отдыха детей-инвалидов, детей из семей, где родители имеют инвалидность.

7. Организацию праздничных мероприятий.

8. Информационно-разъяснительную работу о льготах и пособиях.

9. Консультативный приём

ПравительствоНижегородскойобласти утвердило областную целевую программу «Молодежь Нижегородской области».

Одним из основных приоритетов программы является социальная поддержка молодой семьи.По программе "Семья 2, по "Программе улучшения положения женщин в Нижегородской области и повышения ее роли в обществе. В области удалось сохранить социальные гарантии беременным женщинам, пособия на рождение ребенка, по проезду многодетным семьям на железнодорожном транспорте". Однако самым главным моментом в организации работы с семьей является создание "разветвленной инфраструктуры - 40 социально-реабилитационных центров".

Работа в сфере социальной поддержки семьи, женщин и детей в Нижегородской области в 2001-2004 годы

Семейная политика и политика в защиту законных прав и интересов ребенка рассматриваются Правительством Нижегородской области как ведущие направления социальной политики. Для решения проблем социальной поддержки семьи и детей в области была разработана и реализовывалась в течение 2001 – 2003гг. областная межведомственная программа «Улучшение положения семьи, женщин и детей». Основной целью программы является поддержка нижегородской семьи как естественной среды развития детей, обеспечение экономическими, социальными, нравственными и административными мерами права детей на жизнь в семье, поддержку возможностей семьи по воспитанию и содержанию детей. В силу объективных причин программа финансировалась лишь в 2003 году. Несмотря на это, в целом программа была реализована, и цели, поставленные в программе, были достигнуты. Однако семейная политика зачастую рассматривалась только лишь как организуемая, направляемая и финансируемая государством социальная защита семьи от снижения уровня ее благосостояния, в то время как она призвана постоянно и системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей. Результатом такой политики должно стать упрочение семьи и семейного образа жизни среди широких масс населения.С целью преодоления вышеуказанных недостатков в декабре 2003 года была разработана и утверждена Правительством области Концепция семейной политики, а в апреле 2004 г. – План мероприятий по ее реализации, который включает в себя первоочередные меры. Одной из самых социально уязвимых категорий являются многодетные семьи. Многодетность автоматически относит семью к группе малообеспеченных семей, нуждающихся в особой заботе государства.Постановления Правительства Нижегородской области №52 от 01.04.02г. «О концепции адресной социальной поддержки семей Нижегородской области на период до 2005 года»Постановления Правительства Нижегородской области №69 от 19.03.03г «О социальной помощи малообеспеченным семьям

12 вопрос!!! Основные сферы жизнедейтельности семьи! (+ см. 10 вопрос)

Сферы жизнидеятельности:

· Производственная (экономическое самоопределение и самообеспечение на основе семейного труда или труда во внесемейном пространстве)

· Экономическая (накопление, распроряжение собственностью, передача ее по наследству)

· Репродуктивная

· Хозяйственно-бытовая

· Духовного общения

· Эмоционально-психологические отношения

· Сексуальные отношения

Неполные семьи.

Несмотря на все трудности современной жизни, дети для большинства россиян остаются главной ценностью. Однако иметь ребенка сегодня трудная задача. Сегодня два работающих человека в семье зачастую могут обеспечить только физические потребности семьи. Но особенно трудно приходится семьям с одним родителем. Чаще всего это мать.

По данным 94г.- 20 % всех семей – неполные семьи, так же резко увеличилась численность внебрачных семей.

По данным исследований большинство неполных семей входят в слой бедного населения. Материнская помощь государства – очень низкая, так же влияет свертывание инфраструктур. Совокупность неполных семей крайне неоднородна. Источниками могут быть:

- разводы, внебрачная рождаемость, вдовство, раздельное проживание, усыновление ребенка одиноким родителем, опекунство в случае смерти родителей или лишение родительских прав, опекунство социальных сирот, временно одинокие (служащие в армии, арестованные).

Основную долю неполных семей составляют одинокие, разведенные женщины с детьми. В этом случае содержание детей является совместной обязанностью матери и отца. Алименты часто слишком малы или не платятся вовсе, т.к. 25% на 1 ребенка от всех основных видов деятельности. Часто официальная зарплата очень маленькая. По результатам опроса самый стабильный и ощутимый вклад в доход неполных семей – пенсия пожилых родителей. Основная часть дохода семьи тратится на еду. Таким образом неполные семьи - это семьи с очень ограниченными материальными ресурсами и с очень ограниченной возможностью изменить жизнь к лучшему.

 

Терапия с приемными семьями

В период адаптации к приемной семье поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода родители могут оказать существ помощь ребенку, и это послужит "цементом", скрепляющим новые отношения.

Советы родителям

Сильные связи.

Социальные связи в таком случае играют двойную роль: через них идет поиск рабочей силы, а также устройство на рабочие места вновь прибывших членов без официального оформления, "по звонку".

Деловые связи.

сеть служит и для минимизации случаев несоблюдения условий договоров, и для регулирования взаимоотношений между партнерами. Социальная сеть устанавливает критерии отбора партнеров, ограничиваясь кругом лиц, чья профессиональная безупречность проверена совместной работой.

Слабые связи.

Социальная сеть, построенная внутри общины, направлена на увеличение человеческого, а не экономического капитала. Таким образом, возникают солидарности, основанные на этничности, формируются социальные сети и конструируются границы этнических групп.

Социальные сети являются важным информационным и экономическим источником. "Слабые" связи служат дополнительным ресурсом для эффективных стратегий экономического поведения – открытия собственного дела, эмиграции. В то же время исследование опровергает взгляд на существование этнического предпринимательства как формы экономической мобилизации этнических общин. Община не обеспечивает значительной экономической выгоды входящим в нее этническим меньшинствам.

Исследование также показало, что экономическое поведение не строится на основе этнического предпочтения. Этничность как один из определяющих моментов деловых сетей является востребованной лишь на начальном этапе экономической деятельности, впоследствии же она рассматривается как форма дополнительного социального капитала. Деловые сети в большей степени служат для минимизации рисков, в то время как для получения дополнительной прибыли предприниматели стремятся установить слабые связи с местными органами власти. Вместе с тем этническая идентичность играет заметную роль на рынке труда при неформальной занятости.

 

16. Принципы социальной работы с семьей.

1. Опора на социологию семьи как наиболее естественную и продуктивную среду для социальной работы. Актуальность социологического анализа социальной работы самоочевидна;

2. Рассмотрение семьи как целостного организма в контексте социального окружения;

3. Конкретность существования, которая отражает нравственное, социально-психологическое становление и самосохранение личности, объединяя такие её качества, как социальная идентичность; немифологичность - реалистичность в оценке своих ближних и дальних социальных кругов; самоощущение в максимальном совпадении с целостным восприятием семьи, общества («знать себя, знать мир в котором живёшь»), избегание «социального самозванства». Здесь же: пристальное внимание ко всем аспектам проблем клиента и его терапии, к подробностям, мелочам жизни. Освоение данной категории должно способствовать преодолению достаточно сложных состояний клиента «три беды»:манипулятивность, неуправляемость, социальная апатия.

4. Семейная ситуация может быть описана в категориях: временная проблемность, Кризис/проблема, кризис/распад. Социальная работа с такой семьёй идёт по принципу субъект - субъектного терапевтического взаимодействия. Но резкая перемена в семейной жизни может затруднить реализацию данного принципа. К сожалению, ещё достаточно семей- объектов, принудительных клиентов соц.работы.

5. Принцип фамилизма, который можно расшифровать, как: «благополучие каждого зависит от благополучия всей семьи» и наоборот «не может семья считаться благополучной, если есть неблагополучие хотя бы одного члена семьи.

6. Семья в социальной работе должна восприниматься, как целостный организм. Члены семьи как составляющие элементы любой общности находятся в процессе общения, взаимодействия, взаимозависимости.

7. Принцип сохранения, оберегания семейно- личностного пространства, целостности семейной среды.

8. Нахождение решений приемлемых для всей семьи в целом. Вместе с тем, единицей непосредственной терапии является индивидуум.

9. Анализ потенциала, ресурсности семьи, пределов её компетентности для оптимального вмешательства.

10. Синергетический принцип совместных усилий семьи и соц.работы.

11. Принцип прямого активизирующего, самостоятельного действия/участия семьи во всех сферах повседневной жизни, реализации функций.

12. Ориентация на самоосуществление, организацию семейной жизнедеятельности, семья-сама себе технолог, терапевт.

13. Приоритет самоощущения и самооценки семьи при допущении необъективности, отклонений и уклонения от действительного состояния внутрисемейных отношений.

14. Защита семьи от социума и от себя самой.

15. Семья -"S" социально – психологической самотерапии и социальная работа с другими семьями.

16. Принцип осуществления социальная работа на индивидуальном и общинном уровнях через семью.

17. Принцип предвидения возможных негативных последствий для отдельных членов семьи, изменений во внешней среде и внутреннем мире клиента-семьи.

18. Принцип суверенности семьи по отношению к обществу. Семья имеет право охранять свою жизнь от внешнего вторжения, за исключением случаев, определённых законом.

19. Принцип "социального минимума" в отнесении семей к той или иной категории, включая душевой доход, качество питания, обеспеченность жильём, доступ к системам здравоохранения, информации и культуры.

20. Приоритетное внимание наиболее важным, не терпящим отлагательства семейным проблемам.

21. Критерий эффективности семейной терапии - стабилизация, укрепление семейного взаимодействия и способности к саморазвитию.

 

Семейные социальные роли

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли. Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д. В современном обществе семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производстве, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности. Социальные роли и нормы определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

 

Методы социальной работы

Под методами ср понимается специфическая форма вмешательства, осущ. на разных уровнях: групповом, индивидуальном и общинном.

Виды методов:

Стадии развития

1.целенаправленность, основ. на понимании взаимодействия (ср и члены группы)

2.Управление групповым процессом (взаимодействие между членами группы)

3.установка вербальной коммуникации между членами группы

4.установка невербальной коммуникации между членами группы

5.Создание членами группы особой терапевтической среды

Соц. помощь в группе 2 видов: 1 социокультурная.2 терапевтическая

1 – направлены на расширение жизненного пространства. Осознание и приобретение новых жизненных ценностей, реалистическая оценка своих проблем, принятие соц. норм и помощи (групповое восстановление, групповая самопомощь и дт.).2 - разрешение проблем, которые мешают нормально функционировать в обществе

Плюсы групповой терапии: Опыт; В группе человек вырабатывает роль для успешного функционирования в обществе; Поддержка; Сохранение человеческого достоинства


Успешная семья

Семья должна уметь: понимать и постоянно учиться понимать себя; контролировать, влиять на своих членов; защищать себя; мобилизоваться в критической ситуации; сбалансировано реагировать на поведение своих членов (запрет-поощрение, наказание-похвала); уважать, любить, радоваться успехам; получать поддержку (знать свои права и обязанности. Семейный кодекс; помогать противостоять личностной деградации, самоуничтожению любого своего члена; сосредоточить внимание и усилия на предупреждении возможных осложнений, а не быть скорой помощью; культивировать общение через диалог)

 

Семейный образ жизни

Это сложный социально-психологический процесс, имеющий свои этапы и противоречия между ними.

Это может быть:

- семья или отдельные члены не успевают за сменой этапов;

- адаптационность к зрелым и поздним этапам семейной жизни может осложняться несовершенством психологических установок взаимоотношений: насильственное удержание детей в подчинении, пренебрежение здоровьем, утрата взаимопонимания супругов и др.

Формирование семейного образа жизни – это результат потребности в нем, в основе которого лежат фамилистский образ мышления и поведения.

Его свойства:

- осознанное участие в «соц.обмене» с О-вом;

- семейная самоидентификация, потребность личности в семейной жизни;

- ответственность членов семьи друг перед другом;

- ответственное родительство (не только право родителей на определение количества желаемых детей, но и их ответственность за материальное обеспечение и духовно-душевные усилия по воспитанию детей);

- ответственность перед будущим поколением, предотвращение всего, что может осложнить жизнь детей (нездоровье, аборты, психологическое отрицательное взаимодействие, агрессивность, насилие);

- уважение к детям;

- совпадение в главном целей и ценностей, исповедуемых в семье;

- толерантность как основа межпоколенного взаимодействия;

- полифункционая направленность во всех сферах жизнедеятельности

Сферы жизнидеятельности:

· Производственная (экономическое самоопределение и самообеспечение на основе семейного труда или труда во внесемейном пространстве)

· Экономическая (накопление, распроряжение собственностью, передача ее по наследству)

· Репродуктивная

· Хозяйственно-бытовая

· Духовного общения

· Эмоционально-психологические отношения

· Сексуальные отношения

- предвидение отрицательных форм поведения, взаимоотношений, семейных решений.

- самоконтроль, самоограничение как основа консенсуса, эгалитарных внутрисемейных отношений.

- социокультурная обучаемость и психологическая готовность к структурным изменениям семьи (рождение детей, вдовство, усыновление) и смене социальных ролей.

Деформация семейного образа жизни непосредственно и негативно влияет и на семью и социум в целом. Семейный образ жизни выступает одновременно следствием и основанием функционирования семьи.

21. Т.А. Гурко. Родительство в меняющихся социокультурных условиях.

Одна из важных особенностей сегодняшнего российского общества - переход от "узкого" типа культурной социализации (ориентации на стандарт, жесткий норматив) к "широкому", предполагающему, плюрализм, вариативность, личност­ную независимость.

Фактически речь идет о последствиях того, что прежде называли "возрастание личностного фактора". Ко­нечно, отклонения от принятой нормы существовали и в советский период - на уровне неформальной морали и недекларируемых ценностей. Научное их ис­следование было затруднено.

Что происходит с социальными институтами в новой ситуации? Можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). Растет и число родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются "эпизодическими", а другие, не поддерживая никаких контактов с ребен­ком, так и остаются только биологическими родителями.

Как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных роди­телей; в то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое число детей.

Возраст родителей в значительной мере влияет на родительские чувст­ва.

Происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми (то, что Р. Мертон определял как "девиацию" в семейной социализации, сегодня можно квалифицировать в определенных границах как вариативный тип).

Изучение родительства в сегодняшних российских



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.117 с.)