Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классические методы: групповой, индивидуальный и общинныйСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивидуальный – это форма работы, которая используется социальным работником для помощи индивидам и семьям в решении психологических, межэтнических, социально-экономических проблем путем личностного взаимодействия с клиентом. Групповые методы – это форма или вид работы, кот используется с целью оказания помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала, формирование соц. потенциала. Цели с которыми люди объединяются в группы: 1)обмен информацией, 2)развитие практических или социальных умений, 3)изменение ценностных ориентаций, 4)перестройка асоциального поведения в положительном направлении. Общинный метод – это форма или вид работы, направленный на помощь людям, проживающим в общине, в определенном месте жительства. Вторичные методы: супервизия, планирование, консультирование, социальный менеджмент, развитие организации. Инновационные методы: Мобильная социальная работа (социальный работник идет в среду молодежи, для работы с подростками, не склонными обращаться в социальные службы). Индивидуальные методы: диагностический подход (ФРЕЙД) – следует обращать внимание на сколько личность больного ценна сама по себе, в независимости от болезни. Функциональный подход (ОТТО РАНК) – все признанные явления, присущие человеку, заложены в нем с рождения. Встреча социального работника и клиента неизбежн6а. Основное внимание на развитие техник и методик. Метод решения проблем – объединяет 2 методики. Процесс помощи из 2-х компонентов – техник и методик социального работника и ресурсов клиента. Проблема – ситуация, в которой индивид не в состоянии реализовать свои потребности и это осложняет его соц. функционирование. Процесс – повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению ситуации и личности клиента. Этот процесс делится на определенные действия: 1.Выпуск отрицательной энергии 2.Снижение беспокойства 3.Защита и помощь в формировании положительной мотивации 4.Рационализация проблемы. Процедура взаимодействия социального работника и клиента в рамках этого метода: 1.идентификация проблемы 2.взаимные убеждения социального работника и клиента в правильности понимания проблемы 3.сбор и анализ информации 4.составление плана действий Групповые методы. Главная цель: снятие проблемы и страхов клиента. Стадии развития 1.целенаправленность, основ. на понимании взаимодействия (ср и члены группы) 2.Управление групповым процессом (взаимодействие между членами группы) 3.установка вербальной коммуникации между членами группы 4.установка невербальной коммуникации между членами группы 5.Создание членами группы особой терапевтической среды Соц. помощь в группе 2 видов: 1 социокультурная.2 терапевтическая 1 – направлены на расширение жизненного пространства. Осознание и приобретение новых жизненных ценностей, реалистическая оценка своих проблем, принятие соц. норм и помощи (групповое восстановление, групповая самопомощь и дт.).2 - разрешение проблем, которые мешают нормально функционировать в обществе Плюсы групповой терапии: Опыт; В группе человек вырабатывает роль для успешного функционирования в обществе; Поддержка; Сохранение человеческого достоинства Успешная семья Семья должна уметь: понимать и постоянно учиться понимать себя; контролировать, влиять на своих членов; защищать себя; мобилизоваться в критической ситуации; сбалансировано реагировать на поведение своих членов (запрет-поощрение, наказание-похвала); уважать, любить, радоваться успехам; получать поддержку (знать свои права и обязанности. Семейный кодекс; помогать противостоять личностной деградации, самоуничтожению любого своего члена; сосредоточить внимание и усилия на предупреждении возможных осложнений, а не быть скорой помощью; культивировать общение через диалог)
Семейный образ жизни Это сложный социально-психологический процесс, имеющий свои этапы и противоречия между ними. Это может быть: - семья или отдельные члены не успевают за сменой этапов; - адаптационность к зрелым и поздним этапам семейной жизни может осложняться несовершенством психологических установок взаимоотношений: насильственное удержание детей в подчинении, пренебрежение здоровьем, утрата взаимопонимания супругов и др. Формирование семейного образа жизни – это результат потребности в нем, в основе которого лежат фамилистский образ мышления и поведения. Его свойства: - осознанное участие в «соц.обмене» с О-вом; - семейная самоидентификация, потребность личности в семейной жизни; - ответственность членов семьи друг перед другом; - ответственное родительство (не только право родителей на определение количества желаемых детей, но и их ответственность за материальное обеспечение и духовно-душевные усилия по воспитанию детей); - ответственность перед будущим поколением, предотвращение всего, что может осложнить жизнь детей (нездоровье, аборты, психологическое отрицательное взаимодействие, агрессивность, насилие); - уважение к детям; - совпадение в главном целей и ценностей, исповедуемых в семье; - толерантность как основа межпоколенного взаимодействия; - полифункционая направленность во всех сферах жизнедеятельности Сферы жизнидеятельности: · Производственная (экономическое самоопределение и самообеспечение на основе семейного труда или труда во внесемейном пространстве) · Экономическая (накопление, распроряжение собственностью, передача ее по наследству) · Репродуктивная · Хозяйственно-бытовая · Духовного общения · Эмоционально-психологические отношения · Сексуальные отношения - предвидение отрицательных форм поведения, взаимоотношений, семейных решений. - самоконтроль, самоограничение как основа консенсуса, эгалитарных внутрисемейных отношений. - социокультурная обучаемость и психологическая готовность к структурным изменениям семьи (рождение детей, вдовство, усыновление) и смене социальных ролей. Деформация семейного образа жизни непосредственно и негативно влияет и на семью и социум в целом. Семейный образ жизни выступает одновременно следствием и основанием функционирования семьи. 21. Т.А. Гурко. Родительство в меняющихся социокультурных условиях. Одна из важных особенностей сегодняшнего российского общества - переход от "узкого" типа культурной социализации (ориентации на стандарт, жесткий норматив) к "широкому", предполагающему, плюрализм, вариативность, личностную независимость. Фактически речь идет о последствиях того, что прежде называли "возрастание личностного фактора". Конечно, отклонения от принятой нормы существовали и в советский период - на уровне неформальной морали и недекларируемых ценностей. Научное их исследование было затруднено. Что происходит с социальными институтами в новой ситуации? Можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). Растет и число родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются "эпизодическими", а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями. Как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей; в то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое число детей. Возраст родителей в значительной мере влияет на родительские чувства. Происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми (то, что Р. Мертон определял как "девиацию" в семейной социализации, сегодня можно квалифицировать в определенных границах как вариативный тип). Изучение родительства в сегодняшних российских условиях представляется особенно актуальным. Задача данной статьи состоит в анализе установок матерей с точки зрения социокультурных норм в сфере родительства. Цель такого анализа - подтвердить гипотезу об отсутствии доминирующего норматива, описать распространенные типы. Рассматривается также специфика отношения мальчиков и девочек к отцам и матерям, распределение родительских ролей в семьях различных типов по оценкам матерей. Выборка и методы Результаты получены в исследовании, проведенном в конце 1994-начале 1995 г. Всего опрошено 980 подростков в четырех городах, а также 450 их матерей из нуклеарных однодетных семей (этот тип как среди полных, так и неполных семей становится все более распространенным). Результаты Как свидетельствуют полученные данные, матери подростков в полных однодетных семьях занимаются с ребенком (ходят на прогулки, следят за учебой, посещают школу, занимаются с ребенком дома) чаще, чем отцы. Отчимы еще меньше времени занимаются с детьми, чем отцы, причем чаще с мальчиками, нежели с девочками. Почти половина матерей объясняет это тем, что "отец ему/ей неродной" как бы заведомо не предполагая нового мужа в роли отца. Среди подростков, проживающих с матерью после развода родителей, 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто, 41 и 56% соответственно видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, никто не общается с отцами. По мнению матерей, инициаторами встреч являются дети, а бывшие мужья обычно и не проявляют никакого интереса". В семьях с обоими родными родителями критичны и к матерям и к отцам, нежели мальчики (любят мать "без но" - за то, что она добрая и хорошая 51% мальчиков и 41% девочек, а отца 53 и 44% соответственно). Девочки чаще считают, что матери их не понимают, а также выражают несогласие с их требованиями. И девочки и мальчики недовольны, что мать ругает "не за что", кричит, "пилит", а также тем, что "не дает самостоятельности", "слишком беспокоится", "лезет в мои дела". В семьях с отчимами девочек не устраивает характер матери (19%), мальчиков (12%) - то, что она мало дает денег. В отношении отцов претензии несколько иные. И девочкам и мальчикам не нравится грубость отца (мальчиков отцы "доводят", некоторые его боятся), несправедливость, строгость и сердитость, претензии на абсолютную правоту (традиционные отцовские качества в крайнем выражении). С отцами дети хотят "быть чаще", жалуются на его отсутствие дома. Девочки чаще, чем мальчики, отмечают пьянство отца и его привычки (их "бесит" то, что он неопрятен, ленив, зануден). Таким образом, многие подростки далеко не всегда "принимают" своих родителей, что сказывается и на восприятии их требований. В концепции исторических типов семьи СИ. Голод выделяет детоцентрический тип, превалирующий, по мнению автора, в современный период в России [14]. Анализ установок матерей в сфере межличностных отношений с детьми в какой-то мере подтверждает его тезис. Более половины матерей имеют максимальные показатели по шкале "концентрация на ребенке", причем устоявшееся мнение о том, что матери в неполных семьях более "детоцентричны" не подтвердилось. Матери в большей мере считают себя контролирующими, нежели сами подростки. Последние несколько переоценивают свою самостоятельность (но не настолько, как это принято считать). Нет необходимости доказывать, что материнская установка, часто реализуемая через подспудное "программирование", - один из важнейших факторов в социальном конструировании пола. Для определения таких установок были проанализированы ответы на открытые вопросы анкеты. Взгляда опрошенных матерей нельзя свести к какой-либо доминанте. Очень условно можно их классифицировать на пять типов. 29% матерей считают, что когда юноша и девушка вырастут, оба они должны создать семью и получить специальность, некоторые указывают исключительно на семейные роли, иногда упоминается одновременно необходимость заботы о своих родителях. 28% матерей очень определенно представляют роль девушки, которая в первую очередь должна стать, матерью и хозяйкой, мужская же роль выглядит туманно. Мальчик должен стать "мужчиной", в это понятие вкладываются различные характеристики - от галантности ("подавать руку при выходе из троллейбуса") до "отслужить в армии", соответствовать "званию мужчины". Мужчина мыслится при этом или находящимся где-то на периферии каждодневной жизни, или как элемент интерьера. Третий тип (10%) соответствует взаимодополнительной модели распределения семейных ролей - мальчику предписывается в будущем роль хозяина, главы, имеющего высокооплачиваемую работу и способного "обеспечить семью", а девушка „должна. "удачно" выйти замуж, быть ласковой и женственной^ поддерживающей мужа в трудную минуту, заботящейся о детях. Два других выделенных типа представлений не расточают семейные роди, 14% матерей указывают на сходные личностные черты - девушка и юноша должны стать хорошими разносторонними людьми, уметь работать. На вопрос "Что Вы прежде всего хотели бы воспитать в своих детях?" треть матерей не зависимо от пола ребенка, возрастной группы, уровня обеспеченности и образования поставили на первое место "частность, правдивость", 20% - "целеустремленность, усердие в достижении успехов", 14% - "здравый смысл, обдуманные суждения" (см. табл. 2). Если интерпретировать полученные результаты согласно концепции автора методики М. Кохн, то можно сделать вывод, что обследованные матери в меньшей мере ориентированы на развитие внутренних регуляторов поведения детей (ответственность, чуткость и внимательность к другим людям, любознательность, сдержанность - всего 17%), и в большей - на конформистские ценности (умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошие оценки и поведение в школе - всего 46%). Расхождение ценностей, отношение детей к родителям сказывается и на подростковой идентификации. Среди опрошенных девятиклассников, только 16% девочек и 6% мальчиков хотели бы быть похожими на мать, 3 и 14% соответственно - на отца, и только 2% на обоих родителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.011 с.) |