Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие семейной терапии. Основные направления.

Поиск

Понятие метода. Одним из методов социальной работы является метод семейной терапии, в соответствии с которым члены семьи все вместе обсуждают свои проблемы с «терапевтом». Внимание сосредотачивается на изменении ситуации так, чтобы семьи могли решить свои проблемы и вновь овладеть контролем над собственной жизнью. Семейная терапия – одновременно и подход, и метод. Она представляет собой подход к пониманию психологических проблем людей в их взаимоотношениях с другими. Индивид всегда рассматривается как член различных социальных систем, из которых семья, к.п., наиважнейшая. Семья рассматривается как система, находящаяся во взаимодействии с другими системами, такими как сообщество соседей, школа, работа и учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Семейная терапия -это подход, основанный на утверждении, что объяснения и решения человеческих проблем лежат в понимании прошлых и текущих взаимоотношений между людьми, близко связанными друг с другом, а не в каждом отдельном человеке. А так как семья все еще является наиболее сильной влиятельной системой в западном обществе, подход называется социальной терапией, хотя не всегда вся семья посещает терапевтические сеансы. Часто встречаются с членами семьи поодиночке и супружескими парами, а метод также может применяться и по отношению к большим организационным системам, которым нужна консультация. Однако направл-ть на окруж-ие условия и процесс превалирует над содержанием. Стереотипы поведения и убеждения изучаются больше, чем чувства и эмоции. Обычно за помощью обращаются конкретные индивиды, но семейные терапевты считают, что их «клиентом» является вся семья целиком. Симптомы или проблемы индивида-свидетельство того, что семья попала в трудное положение, т.е. оказалась системой, не адаптированной к стрессу ни изнутри, ни со стороны внешнего давления. Соответственно решение ее проблем заключается не просто в избавлении индивида от существующей проблемы, а в том, чтобы помочь всем членам семьи найти новые модели осмысления и поведения с наибольшими положительными результатами для всех.

Сущность метода. Метод социальной терапии состоит в том, чтобы собрать членов семьи вместе и сообща обсудить их проблемы. Задача терапевта – обеспечить этот процесс. Как и при любом методе СР или консультирования, отношения между терапевтом и членами семьи являются ключевыми, решающими. Способность устанавливать положительные отношения (процесс, называемый «объединение») – наиболее важный аспект поведения терапевта при определении результата терапии. Объединение – это не просто основание для начала терапии, но, скорее, процесс, требующий постоянного внимания. Семейная терапия требует от терапевта активности – это нужно и для того, чтобы облегчить разговор, и для осуществления воздействия. Под воздействиями понимаются особые действия, которые может предпринимать терапевт для того, чтобы способствовать изменению в системе. Сюда относятся наблюдения и интерпретации поведения семьи, а также рекомендации, касающиеся некоторых «заданий», которые членам семьи надлежит выполнять как во время сеансов, так и после них. Воздействия нужны для того, чтобы привести систему в некоторое возмущенное состояние с целью помочь ее членам понять или посмотреть на вещи иначе.

Основные школы. В 1976 году была открыта Ассоциация социальной терапии, через два года европейских, английских семейных терапевтов стали приглашать представлять свои работы в США. Учреждаются институты и центры семьи, специализирующиеся на работе с супружескими парами, организовываются курсы подготовки по социальной терапии, которые посещаются все большим числом социальных работников. Постепенно внутри самой социальной терапии появляются фракции и возникает несколько различных основных школ. Одна из новаторов социальной терапии - Вирджиния Сатир, была сторонницей теории общения для семейной работы, и в ее школе присутствовал дух излечения, спасения и вообще улучшения. Сальвадор Минухин, психиатр из клиники психопедиатрии Филадельфии основал школу структурной терапии - семья рассматривалась как система структур, основанная на иерархиях, ролевых моделях и ограничениях, как внутри семейной группы, так и между ней и внешним миром. Как и в модели Сатир, терапевт был активным, направляющим и устремленным на перемену к более функциональной семейной взаимодеятельности с помощью достаточно частых сеансов. Институт по исследованию психики в Калифорнии, был главным центром «краткой» терапии, где, хотя и рассматривая преимущественно взаимоотношения (в противовес внутрипсихическим явлениям в случаях с отдельными людьми), терапевты сосред-сь на конкретной проблеме, и терапия прекращалась, как только решалась эта существующая проблема. В то время как другие настаивали на том, чтобы видеть всю семью, приверженцы «краткой» терапии предпочитали работать только с членами семьи, желавшими посещать сеансы. Развитие краткой терапии- Джон Викланд, Ричард Фиш, Пол Уотсловик, Джон Хейли. Все эти подходы до некоторой степени были восприняты и практиковались в Великобритании. Структурная терапия была самой распространенной. Следующее направление - идеи «миланской системы», проникшие в Британию, Европу и США. Между этими двумя подходами существовало сходство, но велики были различия в концепции и практике между ними. Хотя обе школы утверждали, что рассматривают семью как систему и опираются на общую теорию систем, миланская группа расширила понятия до включения в них терапевта и всей терапевтической команды, и различия стали тогда еще очевиднее. Там, где структурная терапия стремилась присоединиться к семье либо задействовать семью и, в конце концов, изменить ее с целью более здорового функционирования, миланская терапия делала ударение на терапевтической нейтральности, сборе информации с помощью кругового опроса, установке на непредосуждение и непатологизацию и все это на равнодушии к изменениям и позитивном отсутствии интереса к тому, как именно изменяется семья, если она действительно решит меняться. Терапия была краткой – от шести до десяти сеансов, в то время как структуралисты могли проводить их около двадцати. Структуралисты провоцировали и репетировали с семьями изменения от сеанса к сеансу, часто меняя обстановку встречи, разыгрывая противоположные роли и диалоги между членами семьи, поддерживая их в этих начинаниях и тесно с ними работая. Ученики миланской школы приняли позицию «любопытного наблюдателя», в меньшей степени заботясь о внешнем проявлении эмпатии согласно убеждению, что стимуляция любопытства людей по поводу их собственных стереотипов отношений даст им возможность сделать выбор изменений, которые они посчитают желаемыми (в отличие от тех, которые считает желаемыми терапевт).

Применение метода. В 80-е годы организовывается все больше центров подготовки по семейной терапии. В Великобритании многие должности носят название семейной терапии и некоторые называют себя семейными терапевтами, но большинство профессионалов, пользующихся методом семейной терапии, могут быть социальными работниками, психологами, психиатрами, обществ-ми психиатрическими сестрами т.д. В США и Западной Европе семейная терапия широко применяется в детских и семейных центрах, а также в психиатрических клиниках. Подобно социальным работникам, психиатры и психологи, специализируются по детским и семейным проблемам, работают как терапевты, часто в паре или бригадой. Совместная работа с коллегами популярна, т.к. сложность семейных проблем и эмоциональная напряженность отношений внутри семьи порой труднопреодолимы. Семейная терапия довольно широко используется для оказания помощи и взрослым, имеющим психиатрические проблемы, включая шизофрению, и подросткам, страдающим нервно-психической анорексией. В этих случаях социальные работники действуют в партнерстве с психиатрами в госпиталях и клиниках. В Великобритании и США социальные работники, использующие системный подход в работе с детьми и семьями, включая охрану детства, прибегают к гибкому использованию методов семейной терапии. Они должны тщательно исследовать вопрос о том, кого затрагивает данная конкретная проблема, - а это могут быть и друзья, и соседи, и члены расширенной семьи. Если в случае с ребенком, который отказывается ходить в школу, выясняется, например, что проблемы кроются в семье, то терапевт будет работать с семейной группой. Но если окажется, что проблема лежит во взаимоотношениях семьи и школы, то социальный работник для того чтобы разрешить возникшие трудности соберет вместе членов семьи и персонал школы. В ряде случаев могут быть полезны оба типа вмешательства. Тоесть социальная терапия концентрирующаяся на помощи людям в решении проблемы их взаимоотношений и в обретении ими контроля за своей жизнью, может быть активизирующим методом практики социальной работы. Семейная терапия работает, опираясь на силы, способности людей, а не на их «патологию».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.01 с.)