Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помощь семье больного алкоголизмом.

Поиск

Социальный работник в первую очередь должен помочь жене больного (а лучше — всей семье) сделать самое главное — признать существование проблемы. В семье очень неохотно соглашаются с тем, что их близкий человек (муж, сын) — алкоголик и что его болезненное пристрастие к спиртному ведет к очень серьезным последствиям. Вся семья страдает из-за алкоголика и в то же время упорно закрывает глаза на |проблему, старается замолчать ее, тщательно скрыть от себя и других. Зачастую родственники, даже приводя больного алкоголизмом для лечения, всячески преуменьшают размеры беды («Ну, мой-то пьет не так, как другие»).

Итак, проблема осознана. Что же дальше? Второй шаг — самый трудный, но единственно верный: необходимо уговорить больного лечиться.

Следует учесть: что непосильно для одного — может удаться нескольким. Близким, дорогим, эмоционально значимым и авторитетным для больного людям — жене, дочери, сыну, другу, сослуживцу, начальнику — необходимо, призвав на помощь социального работника, предпринять так называемую тактику интервенции. Они должны собраться вместе и поговорить с нуждающимся в лечении спокойно, серьезно, без обвинений. Каждому нужно высказать свою озабоченность судьбой больного, тем, как он любит себя, сказать, что он (больной) слишком дорог всем присутствующим и что они не могут спокойно наблюдать, как он теряет здоровье, семью, квалификацию, доброе имя. Социальному работнику целесообразно высказать свое за-ключение последним.

Родственникам, организующим «интервенцию», следует руководствоваться двумя принципами: исключительно серьезным подходом к проблеме алкоголизма у близкого человека и доброжелательным отношением к нему самому.

Больной алкоголизмом должен ощутить на себе результаты своего поведения. Провалы памяти обычно пугают пьяницу. Но иногда он, пытаясь избежать неприятных объяснений, лишь делает вид, что ничего не помнит. В таком случае не дайте ему забыть то, что он предпочитает не вспоминать. Будьте при этом серьезны и решительны, покажите всю неприглядность его вчерашнего поведения.

Позвольте ему быть ответственным за его же поведение. Не поучайте и не пилите его — это не помогает.

Спасайте себя, живите своей, а не его жизнью.

 

Семья как малая социальная группа.

Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для формирования личных отношений

Семья как малая соц.группа:

- Проводник, корректирующий (усиливающий или ослабляющий) влияние соц. среды на индивида

- Арена, где осуществляется отдача личностью своего потенциала обществу, где личность реализует свои соц. ценности

Психологические особенности семьи как малой социальной группы:

- наличие ряда общесемейных целей, которые меняются в процессе развития семьи

- наличие диады (супружеской пары) взаимоотношения в которой определяют характер взаимодействия в семье.

- включенность разных поколений

-общность близких людей. Основной признак – наличие непосредственных личных контактов.

-контакты, в которых реализуются определенные социальные связи и которые опосредованы совместной внутрисемейной деятельностью этих людей.

Семья подчиняется законам функционирования и развития малых социальных групп:

-сплочённость на основе общих интересов и совместных социальных действий

-сходное социальное поведение

-определенная социальная ниша

Особенности консультирования пожилых супружеских пар.

- часто воспринимается как семья пенсионеров, чье материальное положение в нынешних условиях претерпело значительные изменения - дополнительные проблемы для пожилых людей.

- это период, когда сами супруги выходят на пенсию: адаптация к новым условиям, смена образа жизни, социального статуса, смена социальной среды.

2 варианта:

- активизация трудовой деятельности как дома, так и в социуме (воспитание внуков, общественная работа).

- забвение и самореализация в узком кругу старых знакомых и друзей.

Проблемы: со здоровьем, уход детей из семьи.

Социально-психологические цели:

1. Обретение чувства удовлетворенности прожитой жизнью, чувство исполненного долга;

2. Нахождение доступных способов самореализации;

3. Смягчение кризиса перехода к пост трудовой жизни.

Жизненная активность поддерживается стремлением быть полезным для подрастающего поколения.

 

Меры:

- медико-психологическая консультация

- социально-психологическая поддержка

- преодоление проблем адаптации к проживанию без детей, одиночеству.

 

Качества, умения и навыки социального работника

Чтобы помочь клиенту и самому уметь реализовывать свой социальный потенциал, надо знать 5 ступеней влияния на людей:

1) Расположить человека к себе (человек должен захотеть разговаривать с социальным работником).

Надо уметь наладить контакт и выразить сочувствие, показать внимание к проблемам клиента (чтобы тот это почувствовал), не отвлекаться на что-то постороннее.

2) Заинтересовать человека.

Пример: Не нужно читать наркоману лекцию о вреде наркотиков (не интересно). Надо представить выгодные стороны избавления от зависимости, положительные моменты в самом процессе, рассказать о примерах людей, которым было еще хуже, но они выбрались. Надо доказать человеку, что социальный работник не просто выполняет свою работу, а заинтересован в улучшении ситуации клиента.

3) Воздействие на разум.

Убеждение. Логика, аргументация, обоснования, деловитость.

4) Собственно воздействие.

Элемент внушения. Играет роль то, насколько богата речь социального работника, насколько он активен, обладает искусством убеждать, мотивирование.

5) Завоевать.

Имеется в виду завоевать доверительные отношения – это высшее достижение.

Все эти ступени надо пройти по отношению к каждому члену семьи.

Условия доверит отношений:

1. Социальный работник должен выложить свое понимание проблемы клиента. Надо открыто демонстрировать клиенту свои намеренья, чтобы он мог осознанно принять план работы или скорректировать его (т.к. сейчас парадигма субъектно-субъектного взаимодействия, клиент – субъект помощи, активный участник процесса).

2. Проявление теплоты и доброжелательности друг к другу. Социальный работник должен поощрять каждое положительное движение клиента, чтобы тот чувствовал теплое и заинтересованное отношение к себе.

3.Компетентность руководителя. Социальный работник не выйдет на доверит отношения, если он не является профессионалом. Компетентность – это способ сохранения и укрепления доверит отношений.

4. Убедительное изложение информации. Надо уметь продемонстрировать то, что знаешь. Мало знать – надо еще уметь убедительно изложить свои знания. Надо сделать акцент в речи на что-то, чтобы заинтересовало клиента в его данной конкретной ситуации (а не просто сухо изложить теорию). Кроме того, надо убедиться, что вы убедили клиента – посмотреть на его реакцию (она проявляется в диалоге – можно понять принял ли клиент предложенный вами выход из ситуации, согласился ли с вами).

 

Проблемы современной семьи

Выделяют три блока проблем:

1. Социально-экономические условия жизни семьи (уровень жизни)

2. Условия репродуктивной активности семьи

3. Проблема, связанная с образом жизни семьи.

Социально-экономические условия жизни семьи (уровень жизни). Резкая материальная и социальная дифференциация семьи, низкая потребительская корзина большинства российских семей. Дифференциация доходов семьи. Категория бедности неоднородна. Среди 30млн. 3 млн. на грани нищеты. Основная категория – безработные, одинокие матери, многодетные семьи. Среди семей с детьми Ѕ - бедные. Основная стратегия выживания – дополнительный заработок. Семья в основном опирается на свои внутренние ресурсы. С этим связана реставрация многих патриархальных ценностей. Так легче выжить (за счет распределения обязанностей). Происходит одомашнивание семейного образа жизни – досуг дома, в кругу семьи. Материальное положение ограничивает некоторые функции семьи (образования, социализации). Свертывание инфраструктуры, недоступность ее большинству семей из-за дороговизны и отсутствие государственных дотаций. Закрытие дошкольных учреждений, лагерей отдыха (происходит после закрытия промышленных предприятий, за счет которых они существовали). Проявление социального неравенства между м. и ж. – в сфере труда и ЗП. В условиях безработицы основной контингент уволенных составляют женщины. В конце 90х наблюдается снижение доли безработных женщин. Трудности положении женщин: двойной рабочий день, заботиться о детях нужно до старости, только родители могут дать ребенку достаточную заботу и опеку, и др.

Условия репродуктивной активности семьи. Нет определенной четкой социальной политики относительно многодетной семьи. Экономические проблемы. Падение ценности семьи. Семейная нестабильность, возможность развода (высокая разводимость в к.20вв – на 100 браков – 60 разводов) (-)разводов – изменение социально-психологического положения женщин; для ребенка развод – предательство (приводит к низкой самооценке у ребенка). (+) разводов – иногда развод единственный выход из конфликта. Считается, что развод это дело молодых: до 24 лет – 20%, 25-29 лет – 26%, 30-34года -16%, 40-49лет – 20%, 50-59лет – 8%. До 4 лет супружеской жизни разводятся 36% пар, 5-9лет – 43%. Что влияет: приспособление к новым ролям, рождение 1го ребенка, после 40 лет – психологическое отчуждение, усталость друг от друга. Причины разводов: пьянство, супружеская измена, легкомысленное вступление в брак, длительное раздельное проживание супругов и др.

Проблема, связанная с образом жизни семьи. Проблема, представляющая систему ценностей современной семьи, иерархию приоритетов и потребностей. 1.Социально-медицинские и социально-педагогические проблемы (алкоголизм, наркомания, токсикомания детей и подростков, детская и подростковая заболеваемость и смертность, рост детской и подростковой преступности, бродяжничества и проституции – дети предоставлены сами себе). 2.Девальвация родительства – смещение ценностей в сторону от детей. + насилие в семье, отказы от детей




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.008 с.)