Текегор, М.Р. Приемные семьи и усыновление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текегор, М.Р. Приемные семьи и усыновление.



В приемной семье и при усыновлении взрослые люди берут на себя соци_альное родительство по отношению к чужому ребенку. В первом случае -только на короткий срок или «по праву» до совершеннолетия (например, на основании договора самое позднее - до 27 лет включительно). Во втором случае - пожизненно - речь идет о ребенке-сироте. Как правило, это покину_тые, брошенные дети, которые в силу различных причин не воспитываются их биологическими родителями (например, из-за смерти, болезни, неспособ_ности к воспитанию, завышенных требований к ребенку, отсутствия контакта с ребенком; из-за затруднительной [бедственной] ситуации и т.д.), а также из-за небрежного отношения к ребенку, жестокости, сексуального насилия или по другим веским причинам были изъяты из их родной семьи.

Приемная семья - это особый вид помощи детям и подросткам, кото_рый регулируется в соответствии с законом "о помощи детям и подросткам" (SGB VIII). При усыновлении речь идет об одной из форм создания семьи.

Каждый год регистрируется около 3,5 тыс. смены приемных семей. Для сравнения, около 11 тыс. детей и подростков ежегодно находят свое место в приемных семьях, причем примерно в 2000 случаев речь идет о семейной за_боте. Различают следующие формы семейной заботы:

· длительная;

· недельная, когда ребенок выходные проводит с приемными родите_лями;

· кратковременная;

· готовность к уходу / заботе - для детей, которые, например, как бес_призорники должны размещаться согласно §42 SGB VIII непосредст_венно до выяснения дальнейшей необходимой помощи;

· воспитательная или учреждения особого ухода, где приемные роди_тели имеют соответствующую квалификацию для работы с детьми с девиантным поведением или инвалидами;

· «гнезда заботы», в которых многие приемные дети живут вместе, и где работают люди с соответствующим профессиональным образова_нием, например, воспитатели, социальные педагоги или учителя, кото_рые применяют для воспитания полученные ими профессиональные знания.

Проблемы приемной семьи

Для многих приемных семей не легко прийти к правильному [приемлемо_му] пониманию их функций и ролей. С одной стороны, большинство прием_ных родителей должны "понимать себя как совершенно нормальную семью и их приемного ребенка рассматривать как квази собственного". Через некото_рое время после принятия ребенка в семью, приемные родители принимают роли отца и матери по отношению к нему. С другой стороны, с точки зрения права они не считаются родителями приемному ребенку. Родительские права принадлежат биологическим родителям или опекуну. Кроме того, многие приемные дети имеют контакт с родными родителями. Они ощущают себя членами двойной семейной системы (двойное родство).

Часто отношения между приемными родителями и управлением с самого начала складываются непростые. Большинство приемных детей забирается из родной семьи в разгаре кризисной ситуации. Соответственно передача ребен_ка происходит неожиданно, «вдруг», и приемные родители часто оказывают_ся неподготовленными. Отсутствует время для постепенного вхождения в контакт и сознательного решения ребенка. Также возможно возникновение проблем из-за того, что приемные родители имеют очень мало информации о предыдущей жизни ребенка (травмирующих событиях), его уровне развития, отношениях с биологическими родителями. Тем самым создаются трудности понимания поведения и переживаний приемного ребенка. А также часто при_емные родители и приемный ребенок остаются с сознанием временности и условности отношений заботы и возможности возвращения ребенка в родную семью (часто из-за недостаточного планирования помощи или последова_тельности разработанных мероприятий (§36 SGB VIII). Тем самым осложня_ется налаживание контакта и воспитание, когда ребенок находится в ситуа_ции экзистенциальной неуверенности, т.к. он не знает, к какой семье он те_перь принадлежит и насколько надежны воспитательные методы приемных родителей. Особенно это актуально для детей, которые уже перед этим были в приемной семье и чувствовали себя в роли игрушки в руках неизвестной семьи - у них это ощущение неуверенности особенно сильно. Если они в родной семье страдали от жестокого обращения или сексуального насилия, страх перед ними остается, т.к. они думают, что когда-нибудь придется вер_нуться в родную семью.

Неожиданная передача в приемную семью, внезапная разлука с сестрами, братьями и другими родственниками, неясность перспектив будущей жизни и особенно прежний разрыв отношений и травмы вызывают у приемного ре_бенка большие психические проблемы и нестандартные реакции, и чаще все_го время «переживания» [привыкания] становится фазой сложности воспитания и перестройки. Очень часты в таких ситуа_циях соперничество между детьми и связанные с этим конфликты. Выделяют три фазы интеграции приемного ребенка:

1. Фаза ориентации. Ребенок замыкается из-за страха и неуверенности. Он поверхностно приспосабливается, подчиняется и покоряется.

2. Фаза активности. В этот период ребенок проверяет прочность отношений с приемными родителями через ссоры, агрессию, приступы бешенства и т.д. Таким образом, он проверяет действительно ли новые родители любят его и не захотят ли они после такого поведения отказаться от него. При_чем часто воспроизводятся прежние формы семейных отношений и пере_носятся на приемных родителей, и снова дети испытывают старые страхи и травмы, высвобождаются вытесняемые ранее чувства и неудовлетво_ренные потребности. В этот период от приемных родителей требуется умение сопереживать и хорошие нервы. Дети в этот период заново пере_живают свое прошлое и получают корректирующий опыт.

Фаза регрессии. Приемные дети демонстрируют типичные для прежних фаз поведение. "В этот период ребенок отчетливо демонстрирует потреб_ность быть ребенком и иметь родителей. Фаза регрессии продолжается до тех пор, пока не происходит "новое ритуальное " или "социальное рождение". Очень важно, чтобы приемные родители с пониманием могли отно_ситься к такому регрессивному поведению, принимать его. Успешное прохождение ребенком этих трех фаз во многом зависит от приемных родителей.

Интеграция в приемную семью создает много трудностей для ребенка. Например, сохранять связь со своими кровными родителями или нет. Решить тем сложнее, чем раньше ребенок был передан в приемную семью. По словам Goldstein, Freud, Solnit (1982), отношения с кровными родителями почти не имеют значения, если ребенок до трех лет около года жил в приемной семье (или ребенок старше трех лет более двух лет жил вне семьи). У старших де_тей при частых контактах с кровными родителями возникают проявления «конфликта лояльности», когда они должны выбирать между приемной семь_ей и семьей по происхождению, или когда обе семьи борются за них и выступают друг против друга. Также часто случается, что приемные родители счи_тают себя лучшими родителями и не признают того, что настоящие родители сделали для ребенка. Они часто ведут себя надменно по отношению к родным роди гелям из-за неуверенности и боязни получить отвод - что может усилить или привести к агрессивным реакциям. Попытки обесценить кровных роди_телей отражаются на самом приемном ребенке. Это может негативно повли_ять на его восприятие себя и самосознание, а если он станет защищать своих кровных родителей, то это приведет к увеличению дистанции с приемными родителями.

Для психического и эмоционального развития приемного ребенка хорошо, когда его кровные и приемные родители относятся толерантно друг к другу или вовсе взаимодействуют. Многие приемные дети позитивно воспринима_ют, когда их посещают их настоящие родители. Для более старших детей контакт с родственниками и знакомыми из их прежнего привычного окруже_ния помогают в разрешении старых конфликтов и «переживании» их про_шлого, если их родные и приемные родители сотрудничают друг с другом. Хорошие отношения между взрослыми особенно важны, когда приемные де_ти пытаются поссорить, настроить обе стороны друг против друга.

По причине возникающих трудностей в воспитании и отклоняющегося поведения многие приемные семьи консультируются в специализированных центрах или у практикующих психологов. Во многих случаях происходит разрыв отношений, чаще всего в течение первого года, если приемный ребе_нок переживает пубертатный период, или происходит много конфликтов. По результатам различных исследований, именно так происходит разрыв от 22 до 40% «отношений заботы» (Textor 1993в, 1995а). Особенно часто разрыв отношений с приемной семьей происходит, если ребенок в момент передачи в новую семью был уже достаточно взрослым, если перед этим он имел уже неудачный опыт в нескольких приемных семьях, если имеет трудности в на_лаживании контактов или значительные нарушения в поведении, что при пе_редаче в приемную семью не заметили, к этому не были подготовлены. Также плохо, если приемные родители очень молоды, очень стары, или бездетны, не имеют навыков и опыта воспитания, не были подготовлены к подобной дея_тельности, не пользуются поддержкой консультантов и патронажа.

3. Все эти проблемы преодолимы при таком поведении приемных родите_лей, когда они принимают ребенка как родного. Согласно научному исследо_ванию, они хорошо интегрируются в приемную семью, чувствуют себя уютно и любят приемных родителей и могут откровенно с ними поговорить (Textor 1993в, 1995а). Многие к моменту завершения отношений с приемными роди_телями избавляются от девиантного поведения и ведут «нормальную» жизнь. Возрастает вероятность успешности длительной заботы в зависимости от того, сколько ребенок сменил приемных семей, были ли приемные родители хорошо подготовлены к приему ребенка, пользовались ли поддержкой и па_тронажем профессиональных служб, были ли у приемных родителей прием_ные дети и могут ли они со своими собственными детьми наладить отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.024 с.)