Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Находящихся в неблагоприятных семейных условиях

Поиск

Романенкова А.С., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Качан Г.А., кандидат педагогических наук, доцент

 

Практика показывает, что основной причиной роста числа неблагополучных семей является передача из поколения в поколение негативного социального опыта проживания в семье. Согласно данным статистики в РБ численность семей, находящихся в социально опасном положении, на протяжении последних лет остается стабильно высокой. Так, в 2006 году в органах социальной защиты населения было зарегистрировано 4098 неблагополучных семей, в 2007 году – 4713 семей, по состоянию на 1 января 2009 года численность таких семей возросло до 5075, а за первое полугодие 2010 года выявлено 6505 [4].

Эти данные свидетельствуют о том, что сегодня имеет место – кризис семьи, который, прежде всего, негативно влияет на выполнение семьёй воспитательной и социализирующей функций и актуализирует проблему социально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях.

Целью нашего исследования стало изучение механизмов организации социально-педагогического сопровождения, детей находящихся в неблагоприятных семейных условиях.

Следует отметить, что единой точки зрения в определении понятия «неблагополучная семья» не существует. Так, ряд исследователей (М.А. Алемаскин, В.И. Селиванов, Р.М. Капралова, И.А. Невский, 3.Б. Баерюнас, Л.С. Алексеева, В.Д. Ермаков) неблагополучной считают семью, которая плохо справляется с одной из своих главных задач — воспитанием детей.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева называют неблагополучной семью, в которой ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, эксплуатируют, где родители ведут аморальный образ жизни и не создают условий для нормального развития детей.

Г.Г. Зайдуллина считает, что понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами - школой, училищем, производством и другими учреждениями [1, с.20].

Под неблагополучной семьёй в нашем исследовании мы будем понимать семью, в которой родители не занимаются воспитанием детей, ведут аморальный образ жизни, бросают детей без присмотра, не создают условий для их нормального развития и т. д.

Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического и социального развития ребенка, в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека.

В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети.

В неблагополучной неполной семье ребенок фактически безнадзорен. Как правило, в таких семьях отсутствует единая твердая линия воспитания, что порождает обычно слабохарактерность и избалованность ребенка. Недостаточная требовательность к ребенку, применение физических наказаний - все это приводит к возникновению лживости, трусливости. Отсутствие четкого режима дня в неполной семье вызывает у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.

Таким образом, дети, живущие в неблагоприятных семейных условиях, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный подход и должен быть положен в основу социально-педагогического сопровождения детей, воспитывающихся в неблагоприятных семейных условиях.

В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах В.Г. Бочаровой, Е.А. Козыревой, В.Н. Гурова, Е.И Казаковой, и др.

Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Следовательно, социально-педагогическое сопровождение организуется в отношении детей, которые не имеют достаточных ресурсов (внутренних и внешних) и самостоятельно не могут справиться с препятствиями, возникшими на их жизненном пути, обусловленными не только возрастными признаками, но и социальными, и педагогическими. По времени сопровождение начинается с момента попадания ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации в поле зрения социально-педагогических служб и заканчивается его выходом из жизненно-трудной ситуации [3, с.29].

Е.А. Козырева рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной среде.

Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций: диагностики возникшей проблемы; информации о путях возможного решения проблемы; консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы; первичной помощи при реализации плана решения.

В.Н. Гуров и Н.А. Шинкаренко определяют социально-педагогическое сопровождение как комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий работы социального педагога для успешной социализации детей и подростков в семье в условиях школы [2, с.45-47].

Таким образом, социально - педагогическое сопровождение имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми, живущими в неблагоприятных семейных условиях, предполагает участие в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, который при реализации программы по социально-педагогическому сопровождению несовершеннолетних опирается на следующие принципы: целостности, коммуникативности, структурности, управляемости и целенаправленности, развития, гуманистической ориентации в воспитании, социального закаливания детей, создания воспитывающей среды.

Деятельность по сопровождению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении должна осуществляться в нескольких направлениях: социальная защита, психолого-педагогическая помощь и поддержка, развитие и оздоровление внутреннего мира ребёнка.

Изучение и анализ опыта работы социального педагога по организации социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении, свидетельствует, что они в своей работе придерживаются определенного алгоритма, который состоит из ряда этапов:

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб соседей;

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи;

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, социальный приют, детские дома, инспекция и комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Но позитивные результаты возможны только в том случае, если семья согласна на сотрудничество. В противном случае школа в целях защиты безопасного пространства ребенка обращается к помощи специалистов различных ведомств, координирует действия школы с административными органами по защите прав ребенка в случае необходимости.

Успешность социально-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей определяется соблюдением ряда требований к организации данного процесса, прежде всего, необходимо чтобы:

- комплексно и целенаправленно изучать и учитывать условия и причины негативного влияния неблагополучной семьи на воспитание ребёнка;

- социально-педагогическая работа проводится одновременно как с ребёнком, так и с его родителями.

Родители должны быть активными участниками социально-педагогического сопровождения и взять на себя долю ответственности за его результат.

Таким образом, проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи - негативно отражается на ситуации в обществе.

 

Список цитированных источников:

1. Ганишина, И.С., Ушатиков, А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 288 с.

2. Гуров, В.Н., Шинкаренко, Н.А. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми / В.Н. Гуров, Н.А. Шинкаренко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. – С. 45-47

3. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е.И. Казаковой, Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998. – 245 с.

4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь в цифрах. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 04.01.2012.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.009 с.)