Социальные технологии выявления причин и коррекции семейного неблагополучия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные технологии выявления причин и коррекции семейного неблагополучия



Социальные технологии выявления причин и коррекции семейного неблагополучия

(Методическое пособие для специалистов УСЗН)

 

 

Челябинск, 2012 г.

 

Глава 1. Типология и характеристики неблагополучных семей

Типология неблагополучных семей (по форме)

Типология семей по уровню социальной адаптации

Глава 2. Модели помощи семье и основные направления

Деятельности специалистов

Глава 3. Диагностический этап работы с семьей

Характеристика диагностического этапа

Сбор и анализ информации о неблагополучной семье

Социально-педагогический мониторинг семьи

Создание карты семьи и социально-педагогическая паспортизация

Семьи

Методика проведения психодиагностического обследования семьи,

Выявление причин семейного неблагополучия

Особенности применения техники «Генограмма семьи» при

Диагностике причин семейного неблагополучия

Глава 4. Психолого-педагогическое сопровождение неблагополучных

Семей

Принципы работы специалистов с неблагополучными семьями

Социальный патронаж, надзор и консультирование – как формы

Работы специалистов социальной сферы

Глава 5. Повышение психологической грамотности населения по

Вопросам семейного благополучия – неблагополучия

Понятие семьи как системы

Особенности брачно-семейной адаптации

Нарушения процесса воспитания в семье

Типичные нарушения жизнедеятельности семьи

5.5. Работа по преобразованию коммуникативной системы при работе

С неблагополучными семьями в рамках структурной модели

Глава 6. Разнообразные формы работы с семьей ( с целью повышения

психолого-педагогической грамотности в рамках педагогической модели)

Глава 1. Типология и характеристики неблагополучных семей

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка.

Под неблагополучной понимают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие как: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семья группы риска», «негармоничная семья» и др.

Несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи условно делят на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи относят к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

 

Типология неблагополучных семей (по форме)

Семьи с открытой формой неблагополучия:

формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер и обычно проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), а также проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье.

Ребенок в такой семье испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Семьи с алкогольной зависимостью.

Признаки семьи:

размытость, нечеткость границ «Я» у членов семьи - жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.

отрицание: многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.

непостоянство: потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.

низкая самооценка: ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.

Конфликтные семьи.

Признаки семьи:

в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;

конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов, или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;

конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

Дети в конфликтной семье.

Возможны 3 модели развития:

1. Ребенок – свидетель семейных конфликтов;

· испытывает чувство незащищенности,нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;

· необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;

· душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к ссорящимся родителям;

· агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;

· капризность, неадекватные эмоциональные реакциииз-за постоянного чувства внутреннего напряжения.

2. Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей:

напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом,

или наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.

Если конфликт в семье по вопросам воспитания – имеет место непоследовательность требований родителей к ребенку.

3. Ребенок – орудие разрешения семейных споров:

мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку, ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;

у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;

проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, сниженный фон настроения, нарушения сна и аппетита.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

Разведенная семья

Осиротевшая семья

Мать-одиночка с ребенком

Для любого типа неполной семьи характерны следующие нарушения из-за дефицита мужского влияния:

· нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы;

· менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);

· затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:

1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было,

2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой,

3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:

Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.

Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга.

Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании.

Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность.

Ребенок в осиротевшей семье -проходит несколько последовательных реакций:

· шок – молчаливый уход в себя или взрыв эмоций, чувство дискомфорта;

· отрицание смерти;

· поиски;

· отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего;

· гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – отказ от общения, грубость;

· тревога и чувство вины;

· боязнь повторного брака родителя.

Ребенок из семьи матери-одиночки:

· внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей;

· ребенок имеет низкую самооценку;

· нарушается процесс поло-ролевой идентификации;

· слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

По мнению специалистов, воспитывать детей современным семьям мешают:

· усталость на работе,

· неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми,

· недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.

Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

· Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

· Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

· Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

· Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность -неуспешность социализации детей, степень освоения ими учебной деятельности и возможные возникновения трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье.

1.2. Типология семей по уровню социальной адаптации:

1. Благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

2. Семьи группы риска - характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:

· Семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

· Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

· Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

· Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Исследователи подчеркивают, что настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни».

Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями.

Схема первой беседы

1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Состав семьи.
3. Осмотр помещения для составления акта жилищно-бытовых условий.
4. Семейный бюджет.
5. Свободное время (чем занимаются).
6. Мнение о своих детях как об учениках:
способный;
хороший;
средний;
неспособный и т.д.
7. Отношение к успехам и неудачам ребенка в учебе:
переживаю с ним его неудачи;
радуюсь его успехам;
считаю, что это его дело и т.д.
8. Какими качествами обладает ваш ребенок: честность, правдивость, доброта, лживость, любознательность, умение постоять за себя.
9. Посещаете ли вы школу: ежедневно, ежемесячно, один раз в четверть...
10. Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...
11. Совместная деятельность в семье: вместе выполняем домашнее задание, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...
12. Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.
13. Отношениеребенка к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.
14. Чем ребенок любит заниматься: помогать младшим, трудиться на огороде, помогать взрослым, посещать различныекружки, секции, любит читать...

 

Семьи

Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).

Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько.

Рассмотрим один из них.

Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Брачная подсистема (муж—жена). Социальному педагогу важно видеть особенности взаимоотношений между мужем и женой в семье, способность супругов поддерживать друг друга.

С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой — это фактор, который в дальнейшем может играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных полоролевых взаимоотношений.

Данная подсистема — одна из наиболее сложных для изучения, она во многом скрыта от глаз посторонних. Непременным условием результативной диагностики является установление дружеских и/или партнерских отношений социального педагога с супругами (опора на точку зрения одного из них может послужить источником предвзятой, искаженной информации). Действенным средством выступает наблюдение. Возможно обращение за консультацией к практическому психологу.

Родительская подсистема (мать — отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать—дети, отец—дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и многие другие факторы в итоге определяют десоциализирующее влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья — сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях исполнения социальной роли каждым ребенком, установившимся в семье разделении обязанностей между братьями и сестрами.

Отношения между детьми в семье — незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, "семейная дедовщина", моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
Для изучения системы отношений и взаимодействий «братья-сестры» также могут быть использованы психологические и педагогические методики межличностного общения.

Подсистема «родители — дети». Социальному педагогу необходимо определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой этих отношений.

Взаимодействие и отношения ребенка с родителями — один из наиболее частых предметов социально-педагогической заботы и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов, нарушающих нормальное течение как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность косвенного влияния на ребенка со стороны социального педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации и др.).

Необходимо сочетать методы прямого действия (преимущественно психологические методики) и косвенного (например, метод экспертных оценок, игровые методики моделирования отношений, решение задач и ситуаций, связанных с пониманием смысла жизни в рамках специальных занятий, биографический метод и др.).

Важно учитывать роль родственников, которые могут и не жить с семьей под одной крышей (бабушка, дед, тетя и т.д.), и лиц, которые не являются родственниками по крови, но оказывают влияние на семью и отдельных ее членов.

В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную «карту семьи», куда желательно включить:

· список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);

· краткие характеристики членов семьи;

· наиболее важные для каждого члена семьи события;

· анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);

· описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);

· сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;

· анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);

· оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной
помощи, в какой именно.

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. "Паспорт" выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту.

Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом.

На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально педагогической поддержки и помощи.

Понятие семьи как системы

Семья представляет собой особую социальную группу, взаимодействия в которой подчинены строгим социальным закономерностям, нарушение которых может привести к семейному неблагополучию. Многочисленные исследования показали. Что семья существует как единое самостоятельное целое.

Системный подход к семье означает, что в ней все взаимосвязано, что семья – единый биологический и психологический организм.

Она имеет ряд признаков: 1) система как целое больше, чем сумма ее частей, 2) что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нее, 3) расстройство или изменение в одной части единства отражается в изменении других частей.

Как все биологические организмы семья стремится как к сохранению сложившихся связей между ее элементами, так и к их эволюции: семья, как живой организм, постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой. Силы извне и изнутри оказывают на нее как положительное, так и отрицательное влияние.

Нормально функционирующей семьей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Для этого типа семей характерно:

- гибкость иерархической структуры власти;

- ясно сформулированные семейные правила;

- сильная родительская коалиция; сохранение четкой дистанции между поколениями.

Каждая семья в процессе проживания своего жизненного цикла сталкивается с нормативными кризисами или трудноразрешимыми проблемными ситуациями, естественно возникающими на определенных этапах. В процесс развития семьи заложены закономерные конфликтные ситуации. Семейные конфликты выполняют важную функцию, стимулируя изменение ролей членов семьи, и этим дают ей возможность развиваться. Соответственно, конфликтные ситуации являются естественными этапами развития семьи по причине неизбежности изменения в ней расстановки сил. Они служат поводами для реорганизации взаимодействий.

«Плановые» конфликтные ситуации связаны с несоответствием семейных ролей новой изменившейся ситуации. Они возникают после брачного «медового месяца», после рождения первого ребенка, в период отрочества и взросления первого ребенка.

«Неплановые» конфликтные ситуации создаются из-за иных расхождений: неправильной структуры семьи (лидерства и иных ролей; неправильной организации коммуникации), неадекватных взаимодействий с окружающей средой; неадекватного поведения одного из членов семьи, поддерживаемого неадекватными реакциями других членов семьи и т.д.

 

Педагогические поручения

· Подготовка ребенка к обучению в школе.

· Организация домашнего учебного труда.

· Семейное чтение.

· Организация труда в семье.

· Экономика семьи.

· Семейные хобби.

· Семейные походы и экскурсии.

· Семейный праздник.

· Новая семейная традиция

· Режим дня ребенка в семье.

· Профилактика заболеваний у детей.

· Наблюдение за ребенком в домашних условиях.

· Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.

· Анализ семейного конфликта.

· Письмо моему ребенку.

· Знакомство с друзьями ребенка.

· Семейный вечер.

Примерная программа занятий с родителями

А. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп.

Б. Темы для обсуждения на последующих занятиях:

· Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.

· Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей.

· Что родители должны дать детям и, что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания — в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства.

· Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей. Может ли ребенок мешать нам жить. Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.

· Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).

В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания:

· Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.

· Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общение с детьми. Эмоциональные "счета" ребенку.

· Как мы наказываем детей. Как наказывать детей. Роль ярлыков.

Г. Следующие материалы складываются под влиянием сведений детей.

· На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль телесных прикосновений в общении.

· Какими нас видят наши дети. Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего животного".

· Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет".

Основной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже мы приводим некоторые из них.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции.

Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом.

Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: "Архитектор и строитель", "Приятное воспоминание", "Неприятное воспоминание".

В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях.
Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.
В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.

Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ.

Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.

Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Консультировании

Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гуманистическом клиентоцентрированном подходе, разработанном американским психотерапевтом К. Роджерсом.

В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход к консультативной работе с семьей, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде и в группе (в том числе и семейной): использование потребности в помощи; ее профессиональный характер.

Таким образом, эта модель предполагает: во-первых, установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополуч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.146 с.)