Основые парадигмы социальной политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основые парадигмы социальной политики.



Теория и социально – политическая практика выдвинула различные парадигмы осмысления социальной политики, ее разновидностей и моделей реализации. Существует несколько толкований того термина который ввел а научный оборот Томас Кун в работе «Стркутура научных революций» в 1969 году. Представляет особый интерес определение парадигмы как основополагающего положения, принятого научным сообществом, и как теория, принятая в качестве образца принятия решения исследовательских и практических проблем. По Куну парадигма – это такая система взаимосвязанных теорий и допущений в рамках которой осуществляется поиск новых знаний. Невозможно с полной уверенностью определить что истинно, что ложно, поскольку это лишь общепринятые положения существующей в данный момент парадигмы, в связи с чем Кун допускал возможность отказа научного сообщества от той или иной традиционной, существующей веками научной теории в пользу другой, «революционной» теории, несовместимой с первой.

Парадигмы поддержки нуждающимся представляют сложную совокупность исторически сложившихся форм государственной поддержки и защиты населения, основанных на национальных традициях и законах, а так же общественных и индивидуальных действиях и поступках. В сложном и противоречивом процессе реализации социальной политики выделяются ее важнейшие составляющие, позволяющие социальной помощи институционализироваться в особую сферу бытия человека – это власть, закон, общество, церковь. На различных исторических этапах парадигмы и формируемые на ее основе механизмы помощи, взаимопомощи, распределения и перераспределения имели различную модификацию в зависимости от типа власти, характера политического режима, состояния социального законодательства, национальных традиций, уровня экономического развития страны, характера переживаемого государством периода (революционный, эволюционный, стагнации, застоя, инновации и тд) и многих других факторов.

В СП как научной дисциплине т реальной практике можно выделить две основные парадигмы – экономического детерминизма и приоритетности социальности. С древних времен народ требовал от властей «хлеба и зрелищ» на долгие столетия экономическая парадигма лежала в основе процессов распределения и перераспределения. Вплоть до конца 20 века усматривалась прямая корреляция: чем богаче страна, тем более эффективная ее СП. В парадигме экономического детерминизма основным, главным субъектом СП и «производства человека» являлось государство. И сегодня нельзя отрицать прямую зависимость экономической и социальной сферы. Однако бесконтрольное использование достижений научно технического прогресса, безудержная погоня за прибылями и сверхприбылями, хищническое отношение к природе и тд со временем показало, что без развития духовно-нравственных оснований экономическая модель страдает серьезными изъянами. Безусловно, СП напрямую зависит от экономики, уровня производства, потребления и распределения материальных благ. Вместе с тем социально неориентированная экономика может существенно деформировать и качество СП, вести к социальным диспропорциям, увеличивая социальную поляризованность, усиливая соц напряженность опасность соц конфликтов и кризисов в обществе. Парадигма соц ориентированной экономики идет не от экономики к обществу и человеку, а наоборот – от потребностей и интересов человека, состояния его соц благополучия к приоритетному развитию тех отраслей, которые тому способствуют. 21 век со всей очевидностью показал, что приоритетными в детельности государства должна быть социальная, а не чисто экономическая мотивация. Новая парадигма инновационного развития всех сфер жизнедеятельности общества должна идти от социальной сферы, интересов и потребностей человека, гражданского общества к выбору экономической политки, адекватной национальным интересам и безопасности страны. Сегодня в россии развитие сферы «производства человека» объявляется приоритетным и определяющим развитие и структуры рынка. В данной парадигме «производства человека» является не только прерогативой государства, но и важнейшей задачей гражданского общества – органов местного самоуправления, общественных, товарищеских ассоциаций, союзов, религиозных объединенйи, наконец прерогативой самих граждан.

56. Стратегии государственной политики и основные приоритеты социальной политики в отношении семьи и детей.

Основным законодательным актом в сфере семейных отношений является семейный кодекс РФ, действующий с 1996 г. нормы, направленные на защиту семьи и прав ее отдельных членов, содежится так же в гражданском, жилищном и уголовном кодексах.

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, а также граждан.

Участие российских семей в реализации государственной семейной политики предполагает их активную роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью

Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики соответствуют современным вызовам в этой сфере.

Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.

Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

Меры, предусмотренные Концепцией, определены во взаимосвязи с общественно значимыми функциями семьи - рождением, воспитанием, содержанием и социализацией детей, участием в экономической деятельности государства, сохранением физического, психологического и эмоционального здоровья ее членов, а также духовным развитием членов семьи и всего общества, сохранением и укреплением традиционных семейных ценностей. Эти меры распространяются на все семьи независимо от их состава, социально-экономического положения и социального статуса.

К традиционным семейным ценностям, провозглашаемым Концепцией, относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.

В основу государственной семейной политики Российской Федерации положены следующие принципы:

самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;

равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;

ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;

партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

дифференцированный подход к предоставлению гарантий по поддержанию уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

единство принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей.

Основными задачами государственной семейной политики являются:

развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;

развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;

повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:

- развитие законодательной базы государственной семейной политики;

- демографическая политика в отношении семьи;

- экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;

- социокультурная политика в отношении семьи;

- развитие социального обслуживания семьи;

- государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;

- региональная семейная политика;

- взаимодействие государства и неправительственных организаций - субъектов семейной политики;

- разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

Условия жизни, здоровье детей зависят от возможностей родителей дать им достойное содержание. Нашей основной заботой в этой области является поддержание уровня жизни и усиление социальной защищенности семей с детьми, мобилизация максимально возможных финансовых средств государственного бюджета и негосударственных фондов на эти цели.

По мере наращивания экономических ресурсов государство будет увеличивать размеры пособий, появятся возможности для расширения категории получателей пособий и введения новых видов пособий. Задача государства - обеспечить гражданам, имеющим детей, благоприятные условия для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей. Основные направления государственной семейной политики утвержденные недавно Указом Президента России, содержат следующие меры:

- распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время по месту работы матери;

- усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случаях безработицы, приема на работу женщин и несовершеннолетних, прекращения трудового договора (контракта), за обеспечением гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;

- введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего дня, по гибкому графику или на дому;

- бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам.

Считаем необходимым всемерно учитывать интересы детей при развитии систем социального и медицинского страхования, совершенствовании системы алиментного обеспечения детей в случае развода родителей, разработке основных социальных нормативов обеспечения детей услугами образования, здравоохранения, культуры.

Будет обеспечено дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в бюджете до 2,2 %.

В числе других мер:

- увеличение размеров ежемесячного пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих срочной службы и семьям, в которых родители уклоняются от уплаты алиментов;

- увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов;

- своевременная и полная выплата семейных пособий, в том числе за счет приоритетного финансирования и жесткого государственного контроля на федеральном уровне;

- расширение льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов.

Государственные гарантии в области социальных выплат, складывающиеся на федеральном уровне, должны подкрепляться и на региональном уровне.

Система денежной и натуральной помощи применительно к местным условиям будет увязана с уровнем рождаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.092 с.)