Демографические и этнографические аспекты в социальной политике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демографические и этнографические аспекты в социальной политике.



Демографические и этнографические аспекты социальной политики

Предмет демографии и демографической политики. Взаимосвязь экономического развития и воспроизводства населения. Методы изучения демографических процессов: математические методы; статистические методы; графоаналитические методы и картографирование населения; социологические методы. Политика народонаселения

1. Демография – наука, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений, взаимосвязь социально экономических факторов и изменений в населении. Объект демографии - совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории, народонаселение, поэтому кратко демографию можно определить как науку о народонаселении. Предмет демографии – воспроизводство народонаселения, совокупности людей, проживающих одновременно на какой-либо территории.

Общая практическая задача демографии вместе с другими науками, изучающими народонаселение – выработка обоснованной демографической политики с целью регулирования развития народонаселения в масштабе общества.

2. Предмет исследований экономической демографии – взаимосвязи экономических и демографических процессов в их социально-экономической обусловленности. Важная задача экономической демографии – определение количественных зависимостей изменения экономических явлений и демографических процессов.

Влияние демографического фактора на экономику страны выражается через состояние трудовых ресурсов, формирование, использование и распределение которых тесно связано с демографическими параметрами населения: численностью, рождаемостью и смертностью, возрастно-половой структурой, миграцией и другими характеристиками демографической ситуации.

Среди характеристик населения особое значение имеет его возрастно-половая структура. Возрастно-половая пирамида высокоразвитых стран выглядит как колонна. Это отражает тот факт, что численность детей, подростков, молодых людей, людей среднего и старшего возраста примерно одинакова, т.е. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) близок к уровню простого воспроизводства, когда каждая возрастная группа замещает предыдущую.

Демографический анализ должен производиться относительно двух важных координат – времени и пространства. Можно выделить следующие основные группы методов демографического анализа: математические методы; статистические методы; графоаналитические методы и картографирование населения; социологические методы.

Политика народонаселения – это деятельность, направленная на регулирование развития главной производительной силы общества, субъекта общественного производства, т.е. человека, населения.

Политика народонаселения слагается из следующих элементов: влияния на условия труда, улучшения жизненных условий всех слоев населения и мер направленного воздействия на процессы естественного движения, миграционную подвижность, структуру населения.

Под управлениями демографическими процессами следует понимать целенаправленное формирование желательного (оптимального) в долгосрочной перспективе типа воспроизводства населения или закрепление существующего типа, если он оптимален, путем осуществления комплекса взаимосвязанных мер.

Важным условием успешного проведения демографической политики является долговременность – нужно продолжительное время, чтобы сформировать и поддерживать потребность в потомстве на уровне, необходимом для обеспечения устойчивого развития населения.

Методы демографической политики можно подразделить на социально-экономические, правовые и воспитательно- психологические.

Политика в области социальной защиты населения.

Социальная защита населения представляет собой историческое явление, которое подвергалось постепенным изменениям. Эволюция социальной защиты совершается в тесной связи с экономической эволюцией государства и общества. В любом обществе – феодальном, капиталистическом, социалистическом и пр. постоянно присутствуют риски, которым подвержен, по сути, каждый человек. Это риски лишения средств существования, потери трудоспособности в результате болезни или травмы, старость, безработица и пр.

Вместе с тем в обществе и государстве также существует в той или иной форме система мер, которые призваны нивелировать эти риски.

Развитие рыночной экономики в современной России также сопровождается возникновением проблем в социальной сфере государства. Это связано с дифференциацией доходов населения в различных секторах экономики. Государство в свою очередь стремится минимизировать негативные последствия перехода к рыночной экономике и одно из наиболее важных направлений здесь является социальная защита различных социальных групп населения. На практике используются следующие формы защиты граждан: личная взаимопомощь работников предприятия, благотворительность, социальная помощь, социальное страхование, социальное обеспечение и др. Все эти виды защиты объединяют общим названием «социальная защита» населения, которая является неотъемлемой частью социально-экономических отношений общества.

Впервые термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, в соответствии с котором были узаконены пенсии по старости и пособия по безработице и чуть позже в него были внесены дополнения о помощи бедным, инвалидам, сиротам. После чего этот термин стал широко использоваться и другими странами, а также международной организацией труда МОТ. В научной литературе нет однозначной формулировки понятия «социальная защита», это зависит от того, с какой позиции рассматривается понятие с научной или прикладной или с точки зрения синтеза этих подходов.

Так например, определение, которое дала В.Г. Павлюченко, по мнению автора в большей степени носит прикладной характер и охватывает все слои населения – как трудоспособное, так и нетрудоспособное.

Под социальной защитой понимается «совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и т.д.)».

Однако наиболее полное понимание значения социальной защиты дает подход, который объединяет научные категории и практическое значение. В качестве примера, можно привести понимание социальной защиты профессором Осадчей Г.И. В этом понимании социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал.

Можно выделить основную функцию государственной социальной защиты населения объединив ее общим пониманием, что по сути это помощь человеку, уже попавшему в трудное финансовое положение, или/и предупреждение возникновения такой ситуации. Однако существуют различные классификации функций социальной защиты, которые более детально разъясняют ее функциональные особенности. Так Якимчук С.В. выделяет три основные функции социальной защиты населения: компенсирующая, защитная и стабилизирующая.

Компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение.

Защитная функция гарантирует материальное обеспечение достаточное для покрытия основных нужд человека.

Стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников работодателей и государства. Данная классификация по мнению автора недостаточно глубоко описывает все функциональные особенности социальной защиты населения, в этом смысле более развернутую классификацию дает Роик В. По его мнению функции социальной защиты делятся не на 3 категории, а на четыре:

l. Профилактически-предупредительная функция. Заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и защиту здоровья, профилактику трудоспособности граждан и пр.;

2. Экономическая функция. Направлена на замещение утраченной заработной платы или дохода в связи с утратой трудоспособности по причине болезни, несчастного случая, преклонного возраста или по причине потери кормильца (для членов его семьи), для компенсации дополнительных расходов в связи с лечением или инвалидностью.

3. Социально-реабилитационная функция. Заключается в формировании комплекса мер медицинской, профессиональной, социальной реабилитации граждан с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.

4. Политическая функция. Обеспечивает формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательной базой социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.

Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Основные категории системы социальной защиты:

- социальное страхование;

- социальное обеспечение;

- социальная помощь.

Кроме того можно также отнести к системе социальной защиты – благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование.

В текущий период времени в России основной формой реализации стратегии социальной защиты населения является социальное страхование, так как в эту форму вовлечено большинство граждан России. Но на практики мы можем видеть использование и все иные перечисленные виды социальной защиты.

Социальную защиту можно рассматривать как систему мер направленных на сохранение установленных обществом стандартов жизни каждого человека. С экономической категории эта системы выглядит как процесс перераспределения национального дохода на макроуровне, в целях обеспечения нормального воспроизводства человека в условиях социальных рисков.

Таким образом, система социальной защиты построена на формировании доходов от тех, кто не подвергся влиянию социальных рисков и перераспределении доходов тем, у кого этот риск уже наступил. Кроме того система социальной защиты формирует меры по предотвращению наступления социальных рисков, компенсации или минимизации последствий наступления социальных рисков, что так же способствует нормальному воспроизводству рабочей силы и достижению экономического равновесия. Вместе с тем, экономическое содержание социальных рисков все же приводит к противоречиям между работником и работодателем, работодателем и государством, работником и государством, работником подвергшимся рискам и работникам не подвергшихся рискам и пр. Социальная защита позволяет достичь равновесия между этими противоречиями. Для того, чтобы снять противоречия включается механизм распределения и перераспределения внутреннего национального продукта и создаются страховые фонды. Одна из основных функций страховых фондов поддержание нормального воспроизводства рабочей силы, которая находится под угрозой социальных рисков. Для формирования механизма защиты социальной защиты населения необходимо понять виды рисков и уровень компенсаций, необходимый для покрытия этих рисков.

Структура системы социальной защиты состоит из следующих компонентов:

- Субъекты социальной защиты: работник, работодатель, государство, страховые организации, общественные организации, внебюджетные организации, благотворительные фонды и отдельные меценаты;

- Объекты социальной защиты: население (наемные работники, пенсионеры, инвалиды, бедные семьи, безработные, и др.)

- Уровни социальной защиты: индивидуальный (работник-работодатель, государство-гражданин) и групповой (профсоюзы наемных работников, объединения работодателей и др.);

- Предметы социальной защиты и их структура: вопросы найма и увольнения персонала, организация и нормирование труда, механизмы компенсации утраты трудоспособности, организация медицинского и социально-бытового обслуживания, механизм поддержки безработных;

- Принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и социальной взаимопомощи:

1. Принцип всеобщности и обязательности. Эти принципы распространяются как на процесс получения компенсационных выплат, так и на процесс уплаты обязательных платежей установленных в государстве. Всеобщность предполагает, что она распространяется на всех членов общества без исключения и обеспечивает свободный доступ ко всем видам социальных услуг – медицинской помощи, образованию, культуре, свободный доступ к трудовой деятельности, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортному лечению, жилищно-коммунальным и другим объектам социальной инфраструктуры.

2. Принцип солидарности. Этот принцип говорит о том, что в условиях риска находятся все члены общества, но подвергаются риску не все, в результате кто-то получает полную компенсацию, кто-то частичную, кто-то вообще не получает ничего и ресурсы перераспределяются от тех кто не получает выплат в пользу тех, кому данная помощь необходима, в том числе и финансовые ресурсы. Заранее определить с кем и когда может произойти тот или иной риск невозможно, поэтому этот принцип необходим для защиты при возникновении внезапных рисков.

3. Принцип социальной справедливости. Этот принцип работает в противовес принципу солидарности, так как существуют риски которым подвергаются практически все без исключения граждане, например риск дожития до старости – здесь и используется принцип социальной справедливости, исключающий уравниловку в пенсионном обеспечении. В расчете пенсии используются различные условия, которые позволяют гражданам имеющим больший по сроку трудовой стаж или имеющим стаж работы на вредном производстве получать пенсию выше, чем гражданам не имеющим большого стажа работы, или работающим на простых видах работ.

4. Принцип автономности. Данный принцип необходим чтобы оградить социальную защиту от рисков использования средств, предназначенных для социальных выплат на другие цели, что может повлечь за собой отсутствие средств на предусмотренную законодательством компенсацию гражданам. В данном случае предусматривается необходимость не смешивать бюджеты разных фондов.

5. Принцип социального партнерства. В случае возникновения спорных ситуаций в первую очередь подразумевается мирное разрешение споров.

6. Принцип обеспечения контроля. Данный принцип обеспечивает контроль за руководящими органами со стороны населения. В первую очередь речь идет о профсоюзах.

Критерии оценки социальной защиты – социальные гарантии и признанные нормы качества жизни граждан (уровень жизни населения, нормы потребления продуктов питания и пр.).

Таким образом, Российская система социальной защиты населения имеет свои национальные особенности, которые формировались на протяжении многих десятилетий.

Несколько веков тому назад социальная защита в России заключалась в прямой подаче милостыни и именовалась презрением. Сегодня же она включает социальные пособия, пенсии, социальную помощь малоимущим категориям граждан и пр. Очевидно, что современная система социальной защиты многокомпонентна. Она постоянно совершенствуется и вполне очевидна необходимость регулирования системы социальной защиты населения со стороны государства. Особенно остро это необходимо в период кризисных явлений в экономике, что подтверждается текущим периодом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.018 с.)