Социальная политика и социальная безопасность в отношении семьи и детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика и социальная безопасность в отношении семьи и детей.



Социальная безопасность имеет сложную систему внешних и внутренних связей, среди которых выделяется основная.

Классическое определение социальной безопасности — это совокупность мер

по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной

структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации

людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и

будущих поколений.

Дополняя это энциклопедическое определение можно уточнить, что

социальная безопасность – это, прежде всего, часть более общей категории –

национальной безопасности, что социальная безопасность – это состояние

защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их

жизненно важных интересов, прав, свобод.

Таким образом, социальная безопасность – это, в конечном итоге, бережное

отношение государства к главному своему богатству – человеку.

Подход к решению социально-экономических проблем с точки зрения

развития человека предполагает смену приоритетов. Не человек – ради

достижения экономических целей, а экономика – в интересах развития человека.

Не человек – ради охраны государственных границ, а государство – для охраны

интересов человека, создания и использования тех преимуществ развития,

которые достигаются благодаря общественной солидарности, и т.д.

Эскалация источников угроз социального происхождения выдвигает, по мнению Н. И.

Зинченко, на первый план проблему социальной безопасности как интегрирующей категории

человеческого бытия, гораздо более важной, нежели традиционно и активно обсуждаемые в

социологическом дискурсе военные, политические, экономические и иные аспекты

национальной безопасности, с чем мы полностью согласны и что является обоснованием для

трактовки социальной безопасности в самом широком аспекте как фундаментальной

интегрирующей категории, включающей в себя все многообразие ее проявлений,

обеспечивающих безопасное, устойчивое и целостное существование социальной системы.

социальная безопасность— это способ функционирования социальной системы,обеспечивающий сохранение ее целостности, устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия ее структурных составляющих (подсистем: экономическая, политическаядемографическая, информационная, культурная и т. д.; элементов: социальные группы,организации, институты, отдельные индивиды) между собой и с окружающей средой напротяжении существования и развития общества.

В зависимости от того, кто выступает субъектом или объектом без-

опасности – отдельный человек, социальная группа, общество в целом,

государство или сообщество государств, выделяют следующие основ-

ные уровни безопасности:

1) личная или индивидуальная безопасность;

2) социетальная (общественная) безопасность, или безопасность

общества;

3) национальная безопасность, или безопасность государства;

4) международная, или коллективная, безопасность;

5) всемирная, или глобальная, безопасность.

Термин «социальная безопасность» сравнительно недавно вошел в

научный и политический оборот. Тем не менее он быстро вписался в

международную и национальную лексику, нашел свое конкретное

развитие в ряде международных документов. Среди них, прежде всего,

необходимо выделить Всемирную социальную декларацию, принятую в

1995 г. на Всемирной конференции по социальному развитию. В ней, в

частности, говорится: «Мы предлагаем построить такое общество, где

право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на

начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу

печати, и где право на развитие рассматривается как одно из

фундаментальных прав человека».

В Декларации были сформулированы минимальные задачи

обеспечения социальной безопасности:

всеобщее начальное образование, как для девочек, так и для

мальчиков;

сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого

населения;

элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной

вакцинацией детей;

ликвидация случаев острого недоедания;

предоставление услуг по планированию семьи для всех

желающих;

безопасная питьевая вода и санитария для всех;

кредит для всех в целях обеспечения возможностей

самозанятости.

Достаточно широкое использование термина «социальная безопас-

ность», в том числе в международных нормативно-правовых актах, обу-

словило формирование различных подходов к его пониманию в отече-

ственной науке, правовой, социальной и политической практике.

Анализ многочисленных источников по проблемам социальной без-

опасности позволяет констатировать, что в настоящий момент сло-

жилось несколько подходов в интерпретации данного понятия.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Исходя из результатов всестороннего анализа сложившейся ситуа-

ции, Президентом РФ В. В. Путиным в его неоднократных ежегодных

посланиях депутатам Федерального собрания РФ были сформулирова-

ны следующие национальные приоритеты государства в обеспечении

социально-экономического и политического развития страны и обеспе-

чении ее безопасности на ближайшие годы:

1)создание новой экономики;

2) построение эффективного государства;

3) решение демографических проблем;

4) создание системы современного здравоохранения;

5) обеспечение права граждан на качественное образование;

6) создание системы обеспечения граждан страны доступным и

комфортным жильем;

7) улучшение жизни на селе;

8) развитие инфраструктуры;

9) осуществление модернизации армии и флота.

Что касается первого из обозначенных приоритетов, то, с точки зре-

ния Президента РФ В. В. Путина, создание новой экономики подразуме-

вает то, что в условиях жесткой международной конкуренции экономи-

ческое развитие страны должно определяться главным образом ее науч-

ными и технологическими преимуществами. Для реализации этой цели

необходимо стимулировать рост инвестиций в производственную ин-

фраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере ре-

ализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная

энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать круп-

ным экспортером интеллектуальных услуг. Мощный рывок в вышена-

званных, традиционно сильных для страны областях – это наш шанс ис-

пользовать их как локомотив развития. Это реальная возможность изме-

нить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом

разделении труда1.

Угрозы социальной безопасности

Существует несколько возможных подходов к выявлению и класси-

фикации угроз социальной безопасности.

Во-первых, выделяют объективные и субъективные угрозы. К пер-

вым относят угрозы, возникающие в связи с объективно складывающей-

ся обстановкой. Ко вторым – вызванные субъективным воздействием

соперников или партнеров на международной арене или определенными

группами интересов внутри страны.

Во-вторых, выделяют внешние и внутренние угрозы социальной

безопасности.

В-третьих, угрозы социальной безопасности могут быть разделены

на потенциальные и актуальные. В рамках данной классификации под

потенциальными угрозами понимаются угрозы, которые существуют

длительное время, поскольку они обусловлены долговременными фак-

торами геополитического положения страны.

Кризисное состояние международной или внутренней среды, об-

острение внутренних или внешних противоречий может обусловить

переход потенциальных угроз в актуальные. Основой перехода потенци-

альных угроз социальной безопасности России в актуальные является

общее кризисное состояние мировой системы.

Возможны и другие подходы к классификации угроз социальной

безопасности. Вместе с тем, выделяя те или иные угрозы социальной

безопасности, следует учитывать, что реальные угрозы безопасности

носят комплексный характер, для них характерна взаимосвязь субъек-

тивных и объективных, внешних и внутренних, потенциальных и акту-

альных обстоятельств, обусловливающих их воздействие на развитие

ситуации в социальной сфере той или иной страны.

Социальные гарантии

Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

необходимый и достаточный объем;

обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;

адресность;

учет территориальных особенностей;

механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В середине 80-х гг. ООН выпустила рекомендацию, согласно которой часовая зарплата должна быть не менее 3 долларов. Установлено, что зарплата менее 3 долларов в час приводит к снижению мотивации к труду.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

денежные выплаты (пенсии, пособия);

льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;

социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции:

алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;

защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;

стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;

льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;

льготы по приобретению лекарств;

бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;

выплаты пособия по бедности;

выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;

выплаты инвалидам;

льготы по налогообложению;

компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;

выплаты пособий на детей и матерям;

льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;

жилищные субсидии.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» — базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработанный и принятый в 2009 году как основа для взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений Российской Федерации в области защиты национальных интересов и обеспечения безопасности личности, общества и государства[1]. Был утверждён Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537[2], сменив утратившую силу «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации»[3].

В «Стратегии национальной безопасности» было представлено официальное видение стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определявших на тот период состояние национальной безопасности России и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» рассматривалась как документ, находящийся во взаимосвязи с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (обновленного её варианта «Стратегия 2020»). Основная задача «Стратегии» состояла в формировании и поддержании внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов России.

Раздел I. Общие положения[править | править вики-текст]

В разделе были представлены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основная задача «Стратегии», уточнены и детализированы основные понятия теории национальной безопасности (национальная безопасность, национальные интересы Российской Федерации, угроза национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности). Эти же понятия в дальнейшем использовались в новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом президента РФ от 31.12.2015 N 683.

Раздел II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития[править | править вики-текст]

В данном разделе были изложены основные стратегические интересы России в современном мире и потенциальные проблемы. Указывалось, что Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Отмечалось обострение межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, и формирование качественно новой геополитической ситуации в результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния.

Указывалось, что переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности России по укреплению её влияния на мировой арене. При этом негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации могут оказывать противоречия между участниками мировой политики, рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, распространение оружия массового поражения, противоправная деятельность в кибернетической и биологической областях и сфере высоких технологий, усиление глобального информационного противоборства, развитие националистических настроений, ксенофобии, экстремизма, обострение демографической ситуации, проблемы окружающей среды, незаконной миграции, наркоторговли, торговли людьми, эпидемии, дефицит пресной воды, борьба за обладание энергоресурсов, неконтролируемое распространение вооружений. При этом последствия финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по ущербу с масштабным применением военной силы. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены попытки решения возникающих проблем с применением военной силы — при этом может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и её союзников.

Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает как центральный элемент стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. В документе указывалось, что Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие в многосторонних форматах (Группа восьми, Группа двадцати, БРИК), развивать многостороннее сотрудничество с государствами-участниками СНГ, будет способствовать укреплению Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействовать с Европейским союзом и США. Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам.

Раздел III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты[править | править вики-текст]

В разделе были представлены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу:

развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики;

обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

превращение России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополярного мира.

Подчёркивалось, что национальная безопасность России реализуется через стратегические национальные приоритеты: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Обеспечение национальной безопасности строится на приоритетах устойчивого развития:

повышение качества жизни граждан путём гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, достижимый путём развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура;

экология живых систем и рациональное природопользование;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Раздел IV. Обеспечение национальной безопасности[править | править вики-текст]

В данном разделе были рассмотрены основные направления обеспечения национальной безопасности. Отмечалось, что основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

1. Национальная оборона.

В этом подразделе были определены стратегические цели совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности. Главной задачей укрепления национальной обороны Российской Федерации был назван переход к качественно новому облику Вооружённых Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил.

2. Государственная и общественная безопасность.

Здесь были рассмотрены стратегические цели, основные источники угроз, принципы обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности. Отмечалось, что обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счёт повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

3. Повышение качества жизни российских граждан.

Были сформулированы цели обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан: снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации. Выявлены источники угроз, основы обеспечения национальной безопасности и способы противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан.

4. Экономический рост.

Были определены главные стратегические цели обеспечения национальной безопасности: вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объёму валового внутреннего продукта и достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Эти цели должны обеспечиваться путём развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений. Главные риски и угрозы — сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищённость национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции. Российская Федерация должна сосредоточить основные усилия на развитие науки, технологий и образования, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов, а также сохранении энергетической безопасности в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международных сферах.

5. Наука, технологии и образование.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологии и образования были названы развитие государственных научных и научно-технологических организаций и повышение социальной мобильности, уровня образования населения, профессиональных качеств кадров за счёт доступности конкурентоспособного образования. Достижение поставленных целей должно решаться путём формирования системы фундаментальных и прикладных исследований; создания сети федеральных университетов, обеспечивающих подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и наукоёмкого производства; участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах.

6. Здравоохранение.

Главными целями были названы увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказание своевременной квалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи; контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Основные угрозы национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации — возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ. Основные решения задач в сфере безопасности здравоохранения должны достигаться путём формирования национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые, диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм) с разработкой единых подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов; обеспечения изменения структуры заболеваний и ликвидации предпосылки эпидемий за счет реализации технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний.

7. Культура.

Были определены следующие стратегические цели обеспечения национальной безопасности в сфере культуры: расширение доступа широких слоёв населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путём создания современных территориально распределённых информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путём совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов России и поддержка региональных инициатив в сфере культуры. Главными угрозами были названы засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Было указано, что негативное воздействие на состояние безопасности также усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории. В качестве основных направлений по укреплению безопасности в сфере культуры были названы улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов и т. д.

8. Экология живых систем и рациональное природопользование.

Главными стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования были названы: сохранение окружающей природной среды и обеспечение её защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Для противодействия экологическим угрозам следует создавать условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

В документе было отмечено, что устойчивому развитию Российской Федерации должна способствовать активная внешняя политика, сосредоточенная на поиске согласия и совпадающих интересов с другими государствами на основе системы многосторонних взаимовыгодных партнерских отношений. Россия сохраняет приверженность выполнению действующих договоров по ограничению и сокращению вооружений, в том числе ядерных. Для действенного урегулирования вооруженных конфликтов признано необходимым применять международное миротворчество в строгом соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций. Мероприятия по ликвидации природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций и оказанию гуманитарной помощи пострадавшим странам должны проводиться под эгидой Организации Объединенных Наций и других международных организаций.

Раздел V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии[править | править вики-текст]

В разделе отмечается, что государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

Отмечается, что система документов стратегического планирования формируется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Комплексные проблемы обеспечения национальной безопасности рассматриваются на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации.

Нормативная правовая поддержка реализации настоящей Стратегии определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

Раздел VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности[править | править вики-текст]

В разделе указывается, что основные характеристики состояния национальной безопасности, используемые при оценке её состояния, включают:

уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);

уровень роста потребительских цен;

уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Основные различия между Стратегией и Концепцией национальной безопасности[править | править вики-текст]

«Стратегия национальной безопасности» 2009 года имела ряд преимуществ перед «Концепцией национальной безопасности», которую она сменила.

Во-первых, в «Концепции» формулировалось лишь направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточнялся порядок выявления угроз. В «Стратегии» же в первую очередь определялись стратегические национальные приоритеты, формировался механизм реализации совместных усилий государства и общества и давалась оценка их результативности[5]. В результате, главным отличием «Стратегии» стало то, что в ней были сформулированы критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации.

Во-вторых, в «Стратегии» была определена цель политики России — возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета.

Во-третьих, «Концепция» не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, чёткое распределение деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязь жизненно важных интересов личности, общества и государства, отсутствовал анализ роли и места России в современном мире[5]. Непроработанность Концепции придавала ей декларативный характер и препятствовала эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности.

В-четвертых, в «Стратегии» признавалось использование Россией её энергетических ресурсов в качестве орудия политического влияния и допускалось возникновение военных конфликтов у её границ, при этом отмечалась незавершённость оформления государственной границы. Документ объединил внешнюю политику, политику в области безопасности и военную политику с вопросами внутреннего развития — это подтверждалось положением о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.108 с.)