Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства



На этом уровне формируются длительные и глубинные свойства личности и отклонения в ее развитии. Это касается темперамента, характера, нарушений и специфических аномалий развития. Гипотезы этого уровня в меньшей степени оптимистичны и требуют длительной психотерапии.

Уровень 6. Биологические нарушения

Помощь на этом уровне является медикаментозной.
Достаточно известной в отечественной психотерапии является концепция семьи как источника психической травматизации личности, которая связывает последнюю с нарушением функционирования семьи (Э.Г. Эйдемил-лер, 1990). При этом психические травмы семейной этиологии обусловливают такие виды состояний: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, семейной тревоги, непосильного физического и нервно-психического напряжения и состояния вины.
Автор рассматривает основные нарушения сфер жизнедеятельности семьи, которые являются источником психической травматизации личности: нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи, представлений членов семьи о семье и личности друг друга, нарушение межличностных коммуникаций и механизмов интеграции в семье, нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Интегративная модель семейной психотерапии предложена отечественным психотерапевтом А.В. Черниковым (1997).
Предлагаемая модель объединяет в себе пять групп идей о семейной системе. Она показывает, что на семейную систему можно взглянуть с точки зрения ее структуры, коммуникаций, стадий развития жизненного цикла семьи, семейной истории и функций в ней проблемного поведения и симптомов. С помощью этой модели можно проанализировать, как семейная система пришла в данную точку своего развития, увидеть логику проблем и дисфункций семьи, их взаимосвязь с другими ее параметрами.
Большой популярностью пользуется сегодня позитивная семейная психотерапия Н. Пезешкяна (1977), базирующаяся на транскультурном подходе. Понятие позитивного в ней означает, что психотерапевт ориентирован не на устранение возникших расстройств и нарушений, а старается в первую очередь мобилизовать имеющиеся у пациента способности и потенциал к самопомощи. В традиционной терапии между терапевтом и пациентом находятся проблема, болезнь, а в позитивной — еще одна переменная — это способности самого человека и его семьи. Это краткосрочная терапия, которая исходит из установки: "Не тотздоров, у кого нет проблем, а тот, кто способен их преодолевать".

Исходя из модели этиологии психических и психосоматических заболеваний, обосновывается модель психотерапевтического процесса. Речь идет о многосторонних терапевтических отношениях, в которые включены терапевт, пациент и окружающий его мир. По своей сути это психосоциотерапия. Она включает пять основных стадий:

· Наблюдения/дистанцирования.

· Инвентаризации.

· Ситуативного поощрения.

· Вербализации.

· Расширения целей.

На каждой из ступеней используются ряд специально подобранных историй, концепций и притч, которые могут применяться в зависимости от ситуаций. Они являются вспомогательными и облегчают работу фантазии пациента. Способность помогать самому себе развивается поэтапно с постоянным использованием системы ситуативных, парадоксальных и других видов поощрений, рефлексии и медитаций на темы притч и историй.
Позитивная семейная терапия концентрируется на конкретных темах. Обсуждаемые темы предлагаются членами группы либо терапевтом. Важным структурным принципом психотерапии являются три стадии взаимодействия: привязанность—дифференциация—отделение.
Многообразие методологических подходов в семейной психотерапии и тенденция к их интеграции в реальной практике ставят перед педагогом проблему профессионального самоопределения и формирования собственной малой концепции, опирающейся на обобщенную теорию.

Техника семейной системной психотерапии по Э.Г. Эйдемиллеру

1. Объединение специалиста с семьей, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей:

· установление конструктивной дистанции — свободное расположение членов семьи;

· присоединение через синхронизацию дыхания к тому члену семьи, который заявляет проблемы;

· прямое и непрямое отражение поз, мимики, жестов участников психотерапии;

· использование психотерапевтом в своей речи предикатов, отражающих репрезентативную систему заявителя проблемы и других членов семьи;

· сохранение семейного статуса-кво, т.е. той структуры ролей, которую семья демонстрирует психотерапевту.

2. Формулирование терапевтического запроса:

· инициатор обращения, как правило, формулирует манипулятивный запрос: "Мой ребенок плохо учится. Он непослушный. Сделайте так, чтобы он был другим". Такое объяснение позволяет инициатору дистанцироваться от бессознательного или осознаваемого чувства вины, снять с себя ответственность за происходящее в семье и перенести ее на ребенка или психотерапевта;

· приемы мета-моделирования и психотерапевтической метафоры позволяют перевести запрос с поверхностного манипулятивного уровня на уровень осознания матерью и отцом своей неэффективности в роли родителей;

· это дает им возможность постепенно перейти к осознанию своей неэффективности в роли супругов;

· параллельно с формулиронанием запроса исследуются ресурсные состояния семьи как системы и отдельных ее членов. "Был ли в вашей семье момент, когда вы чувствовали себя комфортно? Как вы этого добивались?"

· На этапе формулирования терапевтического запроса важно исследовать цели, поставленные каждым членом семьи, переведя изучение семьи из плоскости изучения прошлого в ситуацию "здесь и теперь". Экскурсы в прошлое осуществляются лишь в поисках ресурсных состояний членов семьи;

· выявление простых когнитивных сценариев, избираемых членами семьи, можно осуществлять по методике Э.Г. Эйдемиллера и Э.Г. Юстицкого (1990) "Наивная семейная психология", которая усложняет и придает этим сценариям динамичный альтернативный характер.

З. Реконструкция семейных отношений:

· работа специалиста способствует установлению границ между подсистемами, усилению одних и ослаблению других. Если раньше супруги смешивали супружеские и родительские отношения, что приводило к неудовлетворенности супружескими отношениями и симптому ребенка, то теперь разделение указанных подсистем в процессе терапии способствует повышению их компетентности как супругов и родителей;

· на протяжении семейной терапии используются следующие приемы: сбалансированность в исследовании негативного и позитивного опыта семьи, использование двухуровневой обратной связи, семейная психодрама, семейная скульптура,

4. Завершение психотерапии и отсоединение:

· о завершении психотерапии свидетельствует достижение поставленных целей;

· соблюдение оговоренного временного контекста (минимальное время для реконструкции семейных отношений составляет 6 ч, 3 сессии, максимальное —16 ч, 8 сессий);

· экологическая проверка — создание членами семьи образа своего будущею. На последнем занятии в ряде случаев членам семьи предлагается представить себя в отрезке будущего: как они будут взаимодействовать, что у них получится, что не получится. Обсуждение этой работы позволит определить наиболее эффективные пути использования ресурсных состояний. На этом этапе эффективно использование невербальной процедуры "Совместное рисование семейного счастья".

Коррекционная работа с семьей в ее различных формах сфокусирована на ребенке и основана на гуманистическом подходе.

Приложение 3

Гуманистический клиентоцентрированный подход в семейном

Консультировании

Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гуманистическом клиентоцентрированном подходе, разработанном американским психотерапевтом К. Роджерсом.

В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход к консультативной работе с семьей, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде и в группе (в том числе и семейной): использование потребности в помощи; ее профессиональный характер.

Таким образом, эта модель предполагает: во-первых, установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Эта модель предполагает особые установки консультанта на активное слушание и понимание клиента, его безусловное принятие, безоценочное отношение, эмпатию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность делают его образцом душевного равновесия, чем позитивно влияют на процесс консультирования и его результат.
Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консультант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о слабом, безвольном, неспособном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном. Наоборот, для клиентоцентрированного подхода в консультировании характерно позитивное представление о человеке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.009 с.)