Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Разнообразные формы работы с семьей с целью повышения психолого-педагогической грамотности в рамках педагогической моделиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как правило, социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели: - Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д. - Педагогические поручения, например, организация труда в семье, организация семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д. - Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д. Психолого-педагогические консультации (темы) · Роль семьи в развитии личности ребенка. · Семья как психотерапевт. · Воспитательный потенциал семьи. · Семейная атмосфера. · Семейные роли и отношения. · Семья как система. · Семья как источник психической травмы. · Семья с нарушенной структурой. · Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка. · Родительский авторитет. · Личный пример родителей. · Деструктивная, проблемная семья. · Конфликтная, аморальная и асоциальная семья. · Конструктивная, гармоничная семья. · Дети как безусловная ценность. · Как любить ребенка. · Поощрения и наказания в семье. · Семейная жестокость. · Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка. · Родительская позиция и родительское программирование. · Возрастная динамика родительского отношения к детям. · Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение. · Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей. · Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. · Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение. Педагогические поручения · Подготовка ребенка к обучению в школе. · Организация домашнего учебного труда. · Семейное чтение. · Организация труда в семье. · Экономика семьи. · Семейные хобби. · Семейные походы и экскурсии. · Семейный праздник. · Новая семейная традиция · Режим дня ребенка в семье. · Профилактика заболеваний у детей. · Наблюдение за ребенком в домашних условиях. · Семейная взаимопомощь в трудной ситуации. · Анализ семейного конфликта. · Письмо моему ребенку. · Знакомство с друзьями ребенка. · Семейный вечер. Психолого-педагогические практикумы · Какой вы родитель. · Опыт семейного воспитания. · Какой у вас ребенок. · Что беспокоит родителей. · Программа обучения и воспитания детей в детском саду. · Школьные программы и учебники. · Трудности детей в обучении. · Как помочь ребенку учиться. · Психологическая характеристика ребенка. · Микроклимат семьи. · Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком. · Дети и родители: противостояние или сотрудничество. · Счастливые дети и родители. · Идеальный ребенок и идеальный родитель. · Справедливы ли вы к своим детям. · Как передать свою любовь ребенку. · Список претензий к ребенку. · Как поделить ответственность с ребенком. · Тренинги «Я и моя семья», «Я - родитель» и другие. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
Родительские коррекционные группы Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель—ребенок", обратившиеся к социальному педагогу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения: · педагогическая и психологическая неграмотность родителей; · ригидные стереотипы воспитания; · личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; · влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком. Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Прежде всего, группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников группы обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем. По стилю ведения коррекции — группы структурированные. Темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагает ведущий. Таким образом, он занимает в группе более авторитарное и лидирующее положение, чем в свободной группе. Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады "родитель—ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе. В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течение 4 ч. Весь курс (10 занятий) составляет 40 ч. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей от семи до десяти лет. Примерная программа занятий с родителями А. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп. Б. Темы для обсуждения на последующих занятиях: · Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов. · Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей. · Что родители должны дать детям и, что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания — в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства. · Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей. Может ли ребенок мешать нам жить. Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми. · Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей). В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания: · Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление. · Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общение с детьми. Эмоциональные "счета" ребенку. · Как мы наказываем детей. Как наказывать детей. Роль ярлыков. Г. Следующие материалы складываются под влиянием сведений детей. · На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль телесных прикосновений в общении. · Какими нас видят наши дети. Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего животного". · Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет". Основной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже мы приводим некоторые из них. Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом. Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: "Архитектор и строитель", "Приятное воспоминание", "Неприятное воспоминание". В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях. Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ. Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества. Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.
Приложение 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.007 с.) |