Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Разнообразные формы работы с семьей с целью повышения психолого-педагогической грамотности в рамках педагогической моделиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Как правило, социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели: - Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д. - Педагогические поручения, например, организация труда в семье, организация семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д. - Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д. Психолого-педагогические консультации (темы) · Роль семьи в развитии личности ребенка. · Семья как психотерапевт. · Воспитательный потенциал семьи. · Семейная атмосфера. · Семейные роли и отношения. · Семья как система. · Семья как источник психической травмы. · Семья с нарушенной структурой. · Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка. · Родительский авторитет. · Личный пример родителей. · Деструктивная, проблемная семья. · Конфликтная, аморальная и асоциальная семья. · Конструктивная, гармоничная семья. · Дети как безусловная ценность. · Как любить ребенка. · Поощрения и наказания в семье. · Семейная жестокость. · Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка. · Родительская позиция и родительское программирование. · Возрастная динамика родительского отношения к детям. · Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение. · Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей. · Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. · Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение. Педагогические поручения · Подготовка ребенка к обучению в школе. · Организация домашнего учебного труда. · Семейное чтение. · Организация труда в семье. · Экономика семьи. · Семейные хобби. · Семейные походы и экскурсии. · Семейный праздник. · Новая семейная традиция · Режим дня ребенка в семье. · Профилактика заболеваний у детей. · Наблюдение за ребенком в домашних условиях. · Семейная взаимопомощь в трудной ситуации. · Анализ семейного конфликта. · Письмо моему ребенку. · Знакомство с друзьями ребенка. · Семейный вечер. Психолого-педагогические практикумы · Какой вы родитель. · Опыт семейного воспитания. · Какой у вас ребенок. · Что беспокоит родителей. · Программа обучения и воспитания детей в детском саду. · Школьные программы и учебники. · Трудности детей в обучении. · Как помочь ребенку учиться. · Психологическая характеристика ребенка. · Микроклимат семьи. · Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком. · Дети и родители: противостояние или сотрудничество. · Счастливые дети и родители. · Идеальный ребенок и идеальный родитель. · Справедливы ли вы к своим детям. · Как передать свою любовь ребенку. · Список претензий к ребенку. · Как поделить ответственность с ребенком. · Тренинги «Я и моя семья», «Я - родитель» и другие. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
Родительские коррекционные группы Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель—ребенок", обратившиеся к социальному педагогу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения: · педагогическая и психологическая неграмотность родителей; · ригидные стереотипы воспитания; · личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; · влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком. Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Прежде всего, группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников группы обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем. По стилю ведения коррекции — группы структурированные. Темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагает ведущий. Таким образом, он занимает в группе более авторитарное и лидирующее положение, чем в свободной группе. Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады "родитель—ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе. В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течение 4 ч. Весь курс (10 занятий) составляет 40 ч. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей от семи до десяти лет. Примерная программа занятий с родителями А. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп. Б. Темы для обсуждения на последующих занятиях: · Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов. · Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей. · Что родители должны дать детям и, что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания — в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства. · Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей. Может ли ребенок мешать нам жить. Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми. · Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей). В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания: · Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление. · Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общение с детьми. Эмоциональные "счета" ребенку. · Как мы наказываем детей. Как наказывать детей. Роль ярлыков. Г. Следующие материалы складываются под влиянием сведений детей. · На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль телесных прикосновений в общении. · Какими нас видят наши дети. Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего животного". · Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет". Основной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже мы приводим некоторые из них. Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом. Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: "Архитектор и строитель", "Приятное воспоминание", "Неприятное воспоминание". В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях. Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ. Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества. Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.
Приложение 1
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |