Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи педагогической психологии

Поиск

Задачи педагогической психологии

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деятель­ности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;

— разработка психологических основ дальнейшего совер­шенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Проблемы педагогической психологии:

-проблема сенситивных периодов в развитии. Суть проблемы состоит в том, что:! во-первых, не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;! во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка,которые могут формироваться и развиваться в данном сенситивном периоде. -проблема соотношения развития и обучения.! ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? -проблема взаимосвязи обучения и воспитания.! одинаковы ли возможности для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие? -проблема генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребёнка.! представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно исовместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка? -проблема индивидуализации обучения.! под ней понимается необходимость научного обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям. -проблема психолого-педагогической диагностики.! т.е., чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них. -проблема детской одарённости.! решая ёё нужно определить(что означает психологическая готовность)-наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;-в смысле личного уровня развития;-в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости. -проблема оптимальной психолого-педагогической подготовки к диагностике.! подразумевается не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали). -проблема готовности детей к школе.! речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.

Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.

Наблюдение — основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается фамилия, дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности). Этот метод лежит в основе самоотчетов

Беседа — эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием.

Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.

44)

Воспитательная работа в Школе затрагивает в основном после урочную деятельность учащихся. Поэтому воспитательный процесс непосредственным образом связан с дополнительным образованием, развитием ученического самоуправления, включением семьи в педагогический процесс.

Усилия педагогического коллектива в воспитательной работе часто бывают разнонаправленными и, как следствие, низкоэффективными. После урочная деятельность учащихся не всегда отвечает требованиям содержательного досуга, длительное пребывание ребенка в школе не всегда означает, что в это время решаются вопросы его социализации, развития, оздоровления.

Мы уверены, что организовать после урочную деятельность учащихся с учетом требований к интеграции основного и дополнительного образования, санитарно-гигиеническому режиму, индивидуализации образования возможно, если построить в школе воспитательную систему гуманистического типа.

В воспитательной системе гуманистического типа высшим смыслом и главной ценностью является Человек – развивающаяся личность. Интеграция и самоуправление в Школе обеспечивают эффект соединения людей по интересам, деятельности, жизненным ориентирам. Только таким образом реализуется творческая деятельность ученика, в результате которой изменяется окружающая действительность и сам человек.

Основное направление воспитательной работы в школе – обеспечить взаимодействие опытных профессионалов – педагогов и учеников через занятия в кружках, секциях, клубах и т.д.

Цель данного взаимодействия – передача опыта ответственности от старших к младшим, создание основы социализации личности в форме сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками.

Именно через взаимодействие решаются вопросы воспитания толерантности, становления гражданско-патриотической жизненной позиции, формирования стереотипа здорового образа жизни.

Воспитательная работа в школе условно может быть разделена на блоки, включающие в себя:

 


  • работу с учащимися,

  • работу с родителями

  • работу с классными руководителями.


Только согласованность и взаимное дополнение этих блоков дает положительный результат и позволяет оценить эффективность воспитательной работы.

Говоря о работе с учащимися, необходимо выделить первый блок, связанный с общешкольной жизнью. Одним из показателей эффективности воспитательной работы в школе является заинтересованность детей школьной жизнью. Мы уже можем говорить, что в школе сложились традиции, существуют общешкольные традиционные праздники, среди них есть такие, к которым не угасает интерес многих поколений, а есть родившиеся в нашей школе (см. Приложение № 9).

В воспитательной работе существенным является демократическая основа взаимоотношений ученического и педагогического коллективов через развитие ученического самоуправления и становления общественных объединений школьников (см. Приложение № 10).

Как мы уже говорили выше, дополнительное образование ни есть, что-то второстепенное по отношению к базовому плану, а является логическим продолжением его. Именно творческие занятия в клубах, кружках позволяют учащимся реализовать и развить индивидуальные способности, способствуют их социализации. Через дополнительное образование решается вопрос участия в конкурсах, олимпиадах, ученических конференциях, интеллектуальных многопредметных марафонах.

^ II Блок воспитательной работы

Данная работа организуется через психолого-педагогический лекторий и непосредственный контакт родителей и классных руководителей. Возникает острая необходимость многосторонних контактов: ученик – родитель - классный руководитель – учитель-предметник – психолог, так только при таких условиях можно оперативно реагировать на возникающие трудности.

Очень важным является соблюдение условия единства педагогического, родительского и ученического коллективов.

Единство педагогического, родительского и ученического коллективов в достижении конечного результата воспитания возможно при соблюдении и основополагающих принципов взаимодействия «ученик – учитель», «ученик – родитель», «учитель – родитель»: принципов гуманистической педагогики.

Третий блок воспитательной работы – работа с классными руководителями.

Данная работа в дальнейшем будет построена по принципу постоянно действующего научно-практического семинара для классных руководителей, обеспечивающего знакомство с работами основоположников гуманистической педагогики, обсуждение городских программ.

В настоящее время в школе действует методическое объединение классных руководителей.

Через классных руководителей обеспечивается реализация городских программ.

На классных руководителей также возложена ответственность за реализацию школьной социальной программы.

Центральное место в воспитании гражданина и патриота в школе занимает туристско-краеведческая работа, основанная на поисково-исследовательской деятельности учащихся. Для пополнения экспозиций музея героям ВОВ.

^ По созданию музея мы опираемся на следующие принципы:

 


  • школьный музей является формой дополнительного образования в условиях школы;

  • музей является структурным подразделением школы и служит целям и задачам совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования;

  • музей организован с целью воспитания и социализации учащихся средствами исторического материала;

  • музей призван расширить познавательные интересы обучающихся, их кругозор.

  • музей призван развить гражданскую активность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов и их источников, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность;

  • музей ориентирован на собрания исторического материала;

  • организация школьного музея является результатом поисковой деятельности учащихся и педагогического коллектива.


В период действия образовательной программы школы музей лицензирован и сертифицирован в установленном порядке.

^ Модуль 2.10. Мероприятия по реализации здоровье сберегающих технологий

Правильно выбранные формы урочной, внеурочной и внешкольной работы с учащимися позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья учащихся, выравнивание нравственного здоровья:

^ 1. Учебные занятия.

Обоснованный выбор содержания образования, средств, форм и методов работы педагога позволяет решить следующий ряд задач, непосредственно связанных с сохранением и укреплением здоровья:

 


  • восстановление положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избежать стрессовых ситуаций обучающихся;

  • активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий;

  • адаптация обучающихся в школе, обеспечивает комфортное психологическое состояние учащихся;

  • работа психолога на уроке позволяет выявить «трудных» детей и не допускать их психолого-педагогической запущенности.


^ 2. Индивидуальные групповые консультационные занятия.

Индивидуализация занятий, прежде всего, направлена на своевременную коррекцию психолого-педагогической помощи учащимся, при этом, прежде всего, учитывается состояние физического здоровья учащегося, его индивидуальные возможности и способности.

3. Занятия двигательной активности, диагностический час.

 


  • Занятия, прежде всего, обеспечивают общефизическое развитие обучающегося;

  • Позволяют увеличить спектр занятий физической культурой учащегося всех групп здоровья.


4. Внеурочная деятельность учащихся (классные часы, экскурсии и т.п.).

Данные формы работы обеспечивают приобщение учащихся к ценностям мировой и национальной культуры, помогают становлению ценностных ориентаций, соответствующих современному прогрессивному обществу.

Вторым моментом, на наш взгляд очень важным, является возможность коррекции индивидуального поведения учащегося, что, несомненно, положительно влияет на состояние нравственного здоровья учащегося.

Включение учащихся в систему демократических социальных отношений через развитие ученического самоуправления позволяет обеспечить социокультурную адаптацию каждого ученика.

^ 5. Туристско-краеведческая работа.

Приобщение учащихся к культуре отношений и взаимодействия с социальной и природной средой, осуществление практической общественно-значимой деятельности является основой воспитания нравственных ценностей у ребенка.

Экологические знания позволяют сформировать стереотип «здорового образа жизни», что однозначно является очень важным.

Следует отметить, что полноправными участниками являются психологическая и медицинская службы школы.


На психологическую службу возложена обязанность:

 


  • отслеживания уровня психического и психологического развития учащихся;

  • коррекция поведения учащихся «группы риска»;

  • оказание психологической помощи учащимся, имеющим трудности в обучении и общении;

  • своевременное выявление социально-дезодаптированных семей и оказание психологической поддержки детям из них.


^ На медицинскую службу возложены обязанности:

 


  • мониторинга уровня физического здоровья детей с последующими рекомендациями по снижению (в случае необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий физической культурой, перевода на индивидуальный учебный план.

Задачи педагогической психологии

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деятель­ности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;

— разработка психологических основ дальнейшего совер­шенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Проблемы педагогической психологии:

-проблема сенситивных периодов в развитии. Суть проблемы состоит в том, что:! во-первых, не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;! во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка,которые могут формироваться и развиваться в данном сенситивном периоде. -проблема соотношения развития и обучения.! ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? -проблема взаимосвязи обучения и воспитания.! одинаковы ли возможности для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие? -проблема генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребёнка.! представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно исовместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка? -проблема индивидуализации обучения.! под ней понимается необходимость научного обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям. -проблема психолого-педагогической диагностики.! т.е., чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них. -проблема детской одарённости.! решая ёё нужно определить(что означает психологическая готовность)-наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;-в смысле личного уровня развития;-в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости. -проблема оптимальной психолого-педагогической подготовки к диагностике.! подразумевается не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали). -проблема готовности детей к школе.! речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.

Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.

Наблюдение — основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается фамилия, дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности). Этот метод лежит в основе самоотчетов

Беседа — эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием.

Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.9 (0.011 с.)