Программа педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа педагогической практики



Курс

Педагогическая практика на 3 курсе направлена на первичную профессиональную адаптацию в условиях школы, формирование психологической и практической готовности студентов к участию в педагогическом процессе.

 

Общие целипрактики

Изучая систему работы школы, студенты должны получить:

1) представление об учебно-воспитательной системе школы;

2) знание содержания учебной, внеклассной и методической деятельности учителя-предметника, классного руководителя;

3) первоначальные базовые педагогические умения, а именно: изучать детское сообщество и с учетом этого определять целевую организацию педагогической деятельности в области воспитания и обучения; отбирать содержание, формы и методы, необходимые для достижения (реализации) поставленных задач, и применять эти средства на практике; анализировать результаты своей педагогической деятельности, выделяя причины и факторы своих профессиональных достижений и неудач; педагогически целесообразно выстраивать свое общение со школьниками и с коллегами-учителями;

4) умение планировать деятельность по изучению личности школьника и осуществлять адекватный выбор методов изучения и психодиагностических методик;

5) умение оценивать педагогические возможности отдельных педагогических «ходов» и из них отбирать те, которые могут быть использованы для решения частных педагогических задач.

 

Соответственно целям студенты получают следующие задания:

1) ознакомиться с системой работы средней школы, особенностями протекания учебно-воспитательного процесса в школах различных типов, а также с важнейшими характеристиками учебно-методической работы современной школы;

2) изучить содержание деятельности классного руководителя, учителей-предметников и учащихся «своего» класса, участвуя в учебно-воспитательном процессе в качестве помощника учителя и помощника классного руководителя;

3) познакомиться с разнообразными формами организации внеклассной воспитательной работы по предмету, принять посильное участие в их подготовке и проведении;

4) познакомиться с опытом организации уроков и других форм организации учебного процесса (лекции, семинары, зачеты и т.п.);

5) приобрести опыт психолого-педагогического поаспектного анализа наблюдаемых уроков;

6) с помощью методов наблюдения, анкетирования, беседы, тестирования и др. психодиагностических методов изучить на выбор:

* особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы личности школьника, особенности его характера, темперамента, уровень самооценки, преобладающие мотивы учебной деятельности и т.д.;

* особенности развития и протекания познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления).

Наиболее продуктивной в данном случае будет работа в микрогруппах по отслеживанию одного из процессов с последующим коллективным обсуждением общих результатов. Можно предложить студентам выполнить задание, дающее возможность увидеть разницу в проявлении одной и той же характеристики, феномена, параметра у учащихся разного школьного возраста (например, изучение конкретных познавательных процессов или преобладающих мотивов у школьников 1, 2, 3 ступеней);

7) приобрести опыт рефлексивного отношения и рефлексирующей позиции в профессиональной педагогической деятельности, а также опыт фиксации в педагогическом дневнике результатов анализа собственной деятельности, связанной с наблюдением и организацией педагогического процесса и его фрагментов;

8) составить базовый набор педагогических «ходов» («педагогическая копилка»), используемых учителем и классным руководителем в решении типичных педагогических задач.

 

 

По завершению практики каждый студент сдает методисту следующие виды отчетной документации:

1) краткий аналитический отчет с перечнем выполненной в период практики работы и пожеланиями по содержанию и организации практики (к отчету прилагаются еженедельные планы работы, с самооценками текущей работы студентом и внешними оценками методиста);

2) педагогический дневник (рабочая тетрадь), в котором фиксируются наблюдения студента за ходом педагогического процесса, организуемого учителями школы, студентами, проходящими практику в этой же школе, а также результаты профессиональной саморефлексии, связанной с выполнением заданий, предложенных кафедрами.

 

При оформлении и проверке дневника учитывается:

 

* насколько полно отражены в педагогическом дневнике все аспекты предложенной кафедрами программы;

* глубина и аналитичность записей;

* аргументация выводов конкретными примерами, почерпнутыми из наблюдений за деятельностью учителей-предметников, классного руководителя, учащихся;

* владение понятийным аппаратом психологии, педагогики, методики на уровне, соответствующем современным требованиям профессиональной культуры;

* наличие записей, связанных с анализом собственной педагогической деятельности в различных ее вариантах;

* наличие выводов, связанных с выделением перспектив профессионального самосовершенствования;

* наличие записей, определяющих содержание «педагогической копилки».

 

 

Программа педагогической практики

Курс

Педагогическая практика проводится в 5-8 классах общеобразовательной школы и направлена на приобретение опыта принятия ответственных самостоятельных решений в проектировании и реализации завершенных отрезков учебно-воспитательного процесса, предполагающих постановку комплекса педагогических задач, выбор адекватных способов их достижения, а также осуществление промежуточной и итоговой контрольно-оценочной и диагностической деятельности с последующим внесением изменений в ход организуемого педагогического процесса. Поэтому, педагогическая практика на 4 курсе предполагает совершенствование общих педагогических умений, углубление и конкретизацию психолого-педагогических и предметных знаний, полученных в процессе обучения в вузе; овладение методами анализа и самоанализа, самооценки собственной деятельности в школе; формирование опыта самостоятельной организации целостных отрезков педагогического процесса.

 

Общие цели практики

Выполняя задания, предложенные кафедрами, студенты должны показать и совершенствовать:

1) умение планировать урочную и внеурочную работу по предмету;

2) умение проектировать уроки разнообразных типов и реализовывать созданные проекты, достигая поставленных целей;

3) умение организовывать и проводить внеклассную воспитательную работу;

4) умение осуществлять поаспектный анализ и самоанализ урока;

5) умение анализировать успешность протекания собственной профессиональной деятельности, выделять причины успеха, а также вскрывать возникающие затруднения, причины их появления и намечать возможные пути устранения профессиональных противоречий.

Соответственно целям студенты выполняют следующие задания:

1) приобрести опыт психолого-педагогического поаспектного анализа и самоанализа урока;

2) провести психолого-педагогическое исследование взаимоотношений в классе, составив по его результатам письменную характеристику класса;

3) на основе целостного наблюдения за классом выявить «проблемных» детей и проблемы межличностного общения, проанализировать их, выявить причины их возникновения, обусловленные как личностными новообразованиями школьников, так и особенностями взаимоотношений учащихся в классе. Предложить стратегию и тактику действий педагога по разрешению обозначенных проблем, выходу из конфликтных ситуаций, коррекции своего собственного поведения и коррекции поведения наблюдаемого ученика (из числа так называемых «проблемных» детей). По результатам проведенного исследования составить письменную психолого-педагогическую характеристику учащегося;

4) изучив особенности класса и опыт воспитательной работы классного руководителя с классом, выделить педагогические проблемы и предложить научно обоснованные пути их разрешения. Обозначить наиболее значимые, с Вашей точки зрения, воспитательные задачи и проанализировать опыт собственной помощи в реализации этих педагогических задач;

5) приобрести опыт подготовки и проведения разнообразных форм организации внеклассной воспитательной работы. Оценить результативность примененных форм организации внеклассного воспитательного процесса с точки зрения учета возрастных и психологических особенностей учащихся «своего» класса. Выявить их педагогические возможности с точки зрения окультуривающего влияния воспитания;

6) изучить профессиональные компетенции учителя-предметника, с этой точки зрения оценить собственные профессионально-значимые умения и навыки.

 

По завершению практики каждый студент сдает методисту следующие виды отчетной документации:

1) краткий аналитический отчет с перечнем выполненной в период практики работы, самооценкой и пожеланиями по содержанию и организации практики (к отчету прилагаются еженедельные планы работы с самооценками текущей работы студентом и внешними оценками методиста);

2) педагогический дневник (рабочая тетрадь), в котором фиксируются наблюдения студента за ходом педагогического процесса, организуемого учителями школы, студентами, проходящими практику в этой же школе, а также результаты профессиональной саморефлексии, связанной с выполнением заданий, предложенных кафедрами. Сюда же прилагаются психолого-педагогическая характеристика школьника и психолого-педагогическая характеристика класса.

 

Требования к ведению дневника те же, что и на 3 курсе!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.01 с.)