Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. 5. Изучение потребностей, интересов и склонностей учащихся

Поиск

Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя будет соответствовать и опираться на потребности самих учащихся, будет целенаправленно вызывать и воспитывать эти потребности.

Потребность есть особая программа жизнедеятельности человека, основой которой является нужда че­ловека в чем-либо или в ком-либо. Это может быть нужда в каких-либо предметах, например в пище, воде, воз­духе и т. д. (органические нужды), а может быть нужда в каком-то отношении (социальные и духовные нужды). Любая такая потребность вызывает активность человека, которая под влиянием других потребностей, внешних условий и обстоятельств принимает форму побуждения к (определенной деятельности, осуществление которой и удовлетворяет данную потребность. Это побуждение именно к данной деятельности, входящее в программу потребности, есть мотив. Мотив показывает, ради чего выполняет человек данную деятельность.

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на внешние (мотивы долга и обязанности; моти­вы оценки, достижения успеха; мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей) и внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).

Интерес— это и особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, от каких-то людей или предметов.

Разновидностью интереса является склонность - сильное стремление к определенной деятельности. Интерес как потребность в определенных эмоциональных переживаниях, переходящая в склонность, является весьма действенным мотивом соответствующей деятельности.

Поэтому искусство воспитания есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов, склонностей.

Учителю крайне необходимо знать, каковы мотивы учебной работы каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов, склонностей, не даны человеку от рождения. Даже органические потребности в процессе жизни меняют свой характер, принимают разную форму. Что же касается социальных и духовных потребностей, которые определяют формирование личности, то они возникают и развиваются лишь в процессе жизни человека. При этом одни из них отмирают, другие возникают, одни на одном этапе жизни являются главными, а на другом этапе главными становятся иные.

Учителю надо научиться не только устанавливать присущие каждому ученику потребности, мотивы, интересы и склонности, но и управлять процессом их формирования. Такое управление возможно лишь на основе повседневного, систематического изучения этих важнейших особенностей личности учащихся.

Это изучение производится главным образом с помощью наблюдений за деятельностью и поведением учащихся, анализа результатов их деятельности, в процессе повседневного, делового и дружеского общения с ними.

Разработаны и особые методики изучения потребностей, мотивов, интересов и склонностей. Приведем некоторые из них.

· Познавательная потребность

Цель: установить интенсивность познавательной потребности у учащихся.

Обработка полученных данных. Сумму баллов, полученных учеником на все вопросы (с. 99), следует разделить на 5 (число вопросов). Получим показатель интенсивности познавательной потребности I.

Если 3,5 < I ≤ 5, то можно считать, что у данного ученика сильно выражена познавательная потребность;

если 2,5< I ≤ 3,5, то она выражена умеренно,

а если I ≤ 2,5, то познавательная потребность выражена слабо

Порядок проведения. На основе наблюдений, бесед с другими учителями, с родителями школьника необходимо выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:

 

Вопросы Возможные ответы Балл
1. Как часто ученик по долгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора – для младшего школьника, несколько часов подряд – для подростка и т.д.)? 2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?     3. Много ли читает школьник дополнительной литературы?     4. Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?   5. Часто ли задает вопросы? а) Часто б) Иногда в) Очень редко     а) Помучиться, но самому найти ответ. б) Когда как в) Получить готовый ответ от других. а) Постоянно, много б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает. в) Мало или совсем ничего не читает. а) Очень эмоционально б) Когда как в) Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность школьника) а) Часто б) Иногда в) Очень редко                

 

· Познавательный интерес

Цель: установить характер и силу познавательного интереса учащихся.

Порядок проведения. Учащимся без специального предупреждения и подготовки предлагается написать сочинение на одну из следующих тем (по выбору): 1. Что я знаю о языке. 2. Что я знаю о математике. 3. Чем я люблю заниматься. 4. Мой выходной день.

Обработка полученных данных. Сочинения анализируются, во-первых, по выбору темы, во-вторых, по самому их содержанию. Такой анализ позволяет установить характер интереса ученика (развлекательный; связанный только со школьной программой; широкий познавательный) и судить о силе этого интереса.

 

III.6. Изучение воли

Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремлённость. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности.

Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, заставлять его осмысливать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.

Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности нести ответственность за последствия, связанные с достижением или не достижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек думает о принятии решения. Принять решение - значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

 

Наряду с целостным возможен также и компонентный анализ воли, опирающийся на вычленение и разностороннее изучение отдельных волевых качеств. При этом возникают возможности использования эксперимента. Обычно он проводится в два этапа. На первом измеряется продуктивность какой-либо деятельности по нейтральной инструкции, на втором - при максимальном волевом усилии. Учитываются параметры, характеризующие настойчивость, выдержку, решительность и другие волевые качества. Для оценки волевых качеств используется процентное отношение значений измеряемого параметра при волевом усилии к значениям того же параметра, измеренного в нейтральной ситуации.

 

Методики, направленные на изучение воли *

 

* Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости

Физической выносливостью называют способность выдерживать предельные физические нагрузки в течение длительного времени. Волевое увеличение выносливости может служить показателем выдержки и настойчивости.

Испытуемому дается инструкция, требующая как можно дольше применять какое-либо физическое усилие: удерживать в вытянутой руке груз, например, кирпич, отжиматься от пола, подтягиваться па перекладине, поднимать ноги в висе на гимнастической лестнице и т. п.

После кратковременного отдыха ему предлагается проделать то же усилие, мобилизовав всю свою волю на достижение максимального результата. Сообщается, что по второму показателю будет оцениваться сила его воли.

В эксперименте измеряются показатели продуктивности: время, число движений и другие.

Обработкарезультатов:

1. Вычисляется коэффициент продуктивности волевой регуляции физической выносливости:

К = t1/ t2 x 100% или K= n2 / n 1 x 100 %

где: t1, t2 и n2, n 1 - показатели, полученные в первом и втором замерах.

Использование в этих исследованиях метода задержки дыхания нежелательно, так как в условиях сильной мотивации длительная гипоксия может привести к обмороку.

 

* Изучение волевых качеств школьников методом самооценки

Используется модифицированный вариант известной методики Дембо - Рубинштейна. Методика рассчитана на учащихся среднего школьного возраста, но может быть использована и при изучении старшеклассников.

Сначала с испытуемыми проводится беседа, в которой экспериментатор добивается верного и единообразного понимания ими воли и ее качеств. Воля трактуется как сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, направленная на преодоление трудностей при достижении цели. Волевые качества личности вводятся с помощью описательных определений:

целеустремленность - умение подчинять свои действия поставленным целям;

настойчивость - умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

выдержка - умение затормозить чувства, действия и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

смелость - умение преодолеть страх и идти на оправданный риск для достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия;

осмотрительность - умение учитывать при принятии решении широкий круг значимых обстоятельств;

взвешенность - умение правильно оценивать особенности и силу влияния на достижение цели каждого значимого обстоятельства;

расчетливость - умение предвидеть ход деятельности и ее результата и строить свои действия с учетом этого прогноза;

рассудительность - умение предварять действия аргументированными рассуждениями;

самостоятельность - умение противостоять влияниям различных лиц и обстоятельств, которые могут отвлечь от достижения цели, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

организованность - тщательное планирование и рациональная организация своей деятельности;

решительность - умение быстро, без колебаний принимать обоснованные и твердые решения;

исполнительность - старательное, аккуратное выполнение в установленные сроки всех поручений и обязанностей.

Желательно характеристики волевых качеств представить в виде плаката, слайда или отпечатать на бланках самооценки, если они изготавливаются типографским способом.

После беседы испытуемым выдаются бланки самооценки волевых качеств:

Целеустремленность  
Настойчивость  
Выдержка  
Смелость  
Осмотрительность  
Взвешенность  
расчетливость  
рассудительность  
самостоятельность  
организованность  
решительность  
исполнительность  

Инструкция:

На линиях, расположенных против каждого волевого качества, поставьте вертикальную черточку так, чтобы расстояние от начала линии до черточки показывало, насколько развито у Вас это качество. Полная длина всей линии соответствует высшему уровню развития соответствующего качества. Затем отметьте на той же линии галочкой, до какого уровня Вы надеетесь развить у себя это волевое качество к концу учебного года. Проделайте то же самое по каждому качеству, включенному в бланк.

 

Обработка результатов:

1. Измерить в миллиметрах длины отрезков и перевести графические величины в числовую форму.

2. Построить индивидуальные профили актуального (по штрихам) и желаемого (по галочкам) уровней развития волевых качеств.

3. Вычислить среднее значение по группам качеств:

а) динамические - целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость;

б) когнитивные - осмотрительность, взвешенность, расчетливость, рассудительность;

в) праксические - самостоятельность, организованность, решительность, исполнительность.

4. Вычислить сумму баллов для каждого испытуемого.

Интерпретация результатов проводится с учетом субъективности полученных данных. Выводы, полученные в ходе их анализа, должны рассматриваться в качестве гипотез, которые необходимо проверить и уточнить с помощью других методов.

Суммы оценочных баллов лежат в интервале от 0 до 120. Они могут отражать как мнение о сформированности волевых качеств, так и уровень притязаний испытуемого. Тем не менее, высокие суммы баллов, как правило, соответствуют высокому уровню сформированности волевых качеств. Подростки, в силу высокой значимости для них, особенно для мальчиков, скорее склонны к критической недооценке своих волевых качеств, нежели к переоценке. Соотношение средних показателей по группам качеств показывает относительную сформированность побудительных, ориентировочных и исполнительских компонентов волевой активности школьников.

Недостаточная дифференцированность оценок может свидетельствовать как о слабом развитии волевых качеств, так и о недостаточно сформированной рефлексии, либо о том и другом вместе. Для окончательного вывода привлекаются данные, полученные другими методами.

Конфигурация индивидуального профиля не только дает наглядную картину соотношения волевых качеств, но и позволяет выделить случаи необходимости психологической коррекции, когда профиль слишком выровнен или имеет экстремально выделяющиеся оценки.

Описанная процедура может быть использована при изучении волевых качеств школьника методом обобщения независимых характеристик и экспертных оценок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.01 с.)