Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обработка материалов самоанализа урока и их интерпретацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определите общую сумму баллов. Количественная обработка данных наблюдения и самонаблюдения позволяет выделить 4 уровня подготовленности студентов (учителя) к уроку и качества его проведения:
53-63 балла - высокий уровень подготовленности учителя и качества проведения урока 42-53 балла - оптимальный уровень подготовленности учителя и качества проведения урока 31-41 балл - удовлетворительный уровень подготовленности учителя и качества проведения урока 20-30 баллов - низкий уровень подготовленности учителя и качества проведения урока.
Кроме того, данная анкета характеризует аспектный анализ урока: I. Поведенческий аспект (1-7 суждения) II. Эмоционально-волевой аспект (8-14 суждения) III. Интеллектуальный аспект (15 - 21 суждения) По количеству баллов, набранных студентом (учителем) можно определить поаспектный уровень подготовленности: Первый уровень - 18-21 балл Второй уровень - 14-17 баллов Третий уровень - 11-13 баллов Четвертый уровень - 8-10 баллов
VIII. НОРМАТИВНАЯ ОЦЕНКА АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ*
Настоящая методика представляет собой один из вариантовответа на три важных вопроса: 1. Как анализировать профессиональные умения учителей, общезначимую (для преподавателей различных предметов) педагогическую технику? 2. Как оценивать уровень профессиональной подготовленности учителя? 3. Как выявить ближайшие и перспективные резервы совершенствования деятельности учителя, его профессиональной культуры? Методика достаточно формализована и носит нормативный характер: определены параметры, которые служат реальными индикаторами успешного хода деятельности, они поддаются количественной оценке, обеспечивают возможность коррекции процесса. В настоящую методику включены важнейшие, на наш взгляд, поведенческие показатели, которые чаще всего обусловливают неудачу или успех в достижении целей педагогической деятельности. Методика представляет собой схему наблюдения (и самонаблюдения) деятельности учителя на уроке. Она включает 36 пунктов (показателей), сформулированных в виде рекомендаций (требований), которые побуждают педагога доводить соответствующие составляющие своей деятельности до безупречного выполнения. 24 из этих показателей, оцениваемые одним (1) баллом, соответствуют классическим (парадигма «воздействия»), а 12 параметров, оцениваемых двумя (2) баллами, - современным (парадигма «взаимодействия») требованиям, предъявляемым к работе квалифицированного педагога. Следует отметить, что «современные» требования ориентируют учителя на стимулирование, обмен и взаимодополнение инициатив педагога и школьников, на оказание помощи учителя по конкретному запросу учащихся, а также на частичную передачу учащимся функций учителя. Весь массив показателей сведен в шесть разделов. В разделах I-III акцент сделан на построении обучающейдеятельности, а в разделах IV-VI - на организации взаимодействияпедагога с учащимися, фиксация данных наблюдений может осуществляться как по ходу занятия, так и сразу после его окончания, занимая всего 2-3 минуты. В заранее подготовленном бланке при наличии поведения, соответствующего каждому конкретному показателю, проставляется «+» в нужную строку. Причем «+» ставится только в том случае, если поведение педагога действительно удовлетворяет требованию, сформулированному в пункте. Для получения более полной картины деятельности конкретного педагога необходимо накопление данных по нескольким различно построенным занятиям. Затем подсчитывается общее количество набранных учителем баллов, соответствующее пунктам, требования которых были удовлетворены. Количественная обработка данных наблюдения, предложенная нами (общее число баллов 48) позволяет выделить 4 уровня подготовленности педагога: 1. До 24 (50 %) - неподготовленный учитель; 2. От 25 до 32 (67 %) - удовлетворительно подготовленный учитель; 3. От 33 до 40 (83 %) - опытный учитель; 4. 41 и свыше (до 100 %) - учитель-мастер. Первый раздел: обучающая деятельность (23 балла): 1. До 11 (50%) - неподготовленный учитель 2. От 12 до 15 (65 %) - удовлетворительно подготовленный учитель 3. От 16 до 18 (78 %) - - опытный учитель 4. От 19 и свыше (до 100 %) - учитель-мастер Второй раздел: организация взаимодействия педагога с учащимися (23 балла): 1. До 12 (50 %) - неподготовленный учитель 2. От 13 до 16 (64 %) - удовлетворительно подготовленный учитель 3. От 17 до 20 (84 %) - опытный учитель 4. От 21 до 25 (до 100 %) - учитель-мастер
Пункты, которым педагог пока не удовлетворяет, составляют ближайшую (с одним баллом) и последующую (с двумя баллами) перспективу совершенствования деятельности учителя.
Опыт использования данной методики раскрыл ее важные преимущества в качестве средства: а) разъяснения учителям требований к их работе; б) сопоставления деятельности разных учителей (в том числе преподающих разные предметы); в) самооценки целенаправленного совершенствования деятельности педагога. Таким образом, описанная методика позволяет дифференцированно оценивать уровни владения учителем профессионально значимыми педагогическими умениями. Она может быть использована как в исследовательских целях, так и в практической работе по подготовке, переподготовке, аттестации (при дополнении данными результативности деятельности педагога) и индивидуальному консультированию учителей. Особенно большие возможности открываются при такой форме, как психолого-педагогический тренинг учителей. Фрагмент бланка регистрации данных наблюдений использования данной методики:
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ Создание общих условий эффективного образовательногопроцесса: 1. Обеспечение исходных условий достижения учебного эффекта на роке: а(1) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы и т.п.) лаконичные и ясные б(1)учебные пособия итехнические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу в(1) нет ненужных задержек и отступлений во время урока
2. Адаптация обучения к учащимся: а(1) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся 6(1) в необходимых случаях учитываются индивидуальные особенности школьников в(2) для учащихся с разными уровнями сформированности основных компонентов учебной деятельности предоставляется возможность выполнения заданий, адекватных уровней трудности.
II. Преподавательская компетентность: 3. Владение учебным предметом и методами обучения: а(1) информация и демонстрация соответствуют теме, точны и современны 6(1) без затруднений используется сочетание методов обучения в(2)применяются оригинальные приемы обучения
4. Организация учебной деятельности в последовательности «жизненного цикла» (вступление, достижение, закрепление, интеграция): а(2) урок начинается со стимулированного введения (привлечения внимания учащихся и обеспечения необходимой мотивации) 6(1)представление нового материала как ответ на поставленные ранее (предшествующее занятие, введение) вопросы в(2) урок заканчивается подведением итогов (соотнесение результатов с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью и т.п.) III. Техника объяснений: 5. Использование устных и письменных объяснений: а(1) ключевые моменты урока получают отражение на доске 6(1) записи для учащихся аккуратные и разборчивые в(1) произношение и построение устной речи правильны
6. Разъяснение при непонимании материала учащимися: а(1) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями 6(1) пояснения с помощью аналогий и примеров в(2) логическое введение следствий из анализа уже имеющихся сведений (законов, теорем, фактов и т.д.)
IV. Учебное взаимодействие: 7. Контроль и коррекция деятельности школьников: а(1) оценка действий школьника отделяется от личного отношения педагога к нему 6(1)избегаются прямые указания и коррекции действий учащихся в(2) ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга
8. Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока: а(1) вопросы и предложенияшкольников принимаются с благодарностью 6(1) тактично отмечаются слабые места,несовершенства в примерах и предложениях учащихся в (2) идеи и предложения учащихся разрабатываются и используются на уроке
V. Создание продуктивной атмосферы на уроке: 9. Стимулирование интереса учащихся: а(1) используются яркие образы, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор 6(2) предлагаются проблемные творческие задачи в(2) урок опирается на использование жизненного опыта учащихся
10. Помощь учащихся в выработке положительной самооценки: а(1) речь педагога свободна от сарказма и насмешек 6(1) конкретные учащиеся поощряются за конкретные успехи и работу в(1) педагог поддерживает, ободряет школьников, сталкивающихся с трудностями на занятиях
VI. Поддержание приемлемого поведения в классе: 11. Поддержание рабочей включенности учащихся: а(1) использование приемов активизации внимания школьников 6(2) применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые и имитационные игры) в(2) использование специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся
12. Воздействия при нарушениях дисциплины: а(1) педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения 6(1) школьники, серьезно нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной, но взвешенной реакцией учителя в(2) педагог, по возможности, не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы.
РАЗДЕЛ III ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ *
В системе «учитель-ученик» межличностные отношения и общение играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Общение - профессиональный «инструмент» деятельности педагога, от особенностей которого зависит результативность обучения и создание условий для развития мотивации учения, эмоциональный климат в классном коллективе и формирование личности учащегося. Многочисленные психологические исследования позволяют выделить факторы, обеспечивающие эффективность общения учителя, которые можно условно представить в виде следующей схемы (Клюева, Свистун, 1992):
Для того, чтобы быть способным к профессиональному педагогическому общению учитель должен иметь правильное представление о себе, осознавать свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие личностные качества, как открытость и искренность в общении, доброжелательность и адекватная самооценка, социальная адаптированность способность самостоятельно решать свои проблемы. Необходимо, однако, учитывать, что важны не просто определенные личностные качества педагога, а умение вызвать у школьника ответные чувства, реакции (стремление к творчеству, к знаниям, состраданию и др.). К работе над «Я» относится также и определение своих профессиональных и жизненных целей, установок, которые помогают добиваться успеха. Педагогу важно определить, какие наиболее типичные способы реагирования в сложных или неопределенных ситуациях характерны для него. Трансактный анализ выделяет три таких способа или три разных состояния нашего «Я»: родительское «Я», взрослое «Я» и детское «Я». Родительское «Я» несет в себе преимущественно приказы, запреты, правила. Существуют две стороны родительского «Я»: контролирующая, авторитарная и помогающая, ласковая. Контролирующий родитель пользуется словами и выражениями типа: «правильно - неправильно»; «хорошо - плохо»; «сколько раз я тебя говорил»; «я бы на твоем месте»; «ты никогда не должен...»; «что скажут другие?» Помогающий родитель пользуется словами и выражениями типа: «бедняжка», «будь осторожнее», «не бойся», «милый, ты мой», «сейчас я тебе помогу». У многих представителей педагогической профессии развито родительское эго- состояние. Если оно преобладает, то у учащихся формируется чувство вины за свою некомпетентность, неуверенность в себе и в тоже время стремление переложить ответственность за свои действия на других. Взрослое «Я» - зрелая, размышляющая часть личности человека, умеющая считаться с ситуацией, понимающая интересы других, распределяющая ответственность между собой и ими. Действия взрослого «Я» продуманы, логичны, обоснованы. Взрослое «Я», как правило, задает вопросы, пытаясь понять суть дела: «что ты имеешь в виду?»; «почему?»; «давай вместе подумаем»; «давай разберемся». Для детского «Я» характерны эмоциональность, импульсивность, зависимость, требовательность, безответственность, спонтанность, недисциплинированность. Выражения, используемые детским«Я»: «мне нравится»; «я хочу»; «я буду»; «помоги мне»; «я тоже устал» и др. Различение этих трех состояний в себе, и других важно для коммуникации. Надо учиться осознавать, кто говорит в вас сейчас: родитель, взрослый или ребенок и при необходимости, в зависимости от обстоятельств менять свой способ поведения. Для эффективного общения необходимо не только правильно воспринимать и понимать себя, но и партнера по общению. Ответить на вопрос: «Кто он?» - это значит проанализировать психологическое состояние учащегося, сильные и слабые стороны его личности, установки и жизненные планы. Творчество межличностного познания - это движущая сила общения, поэтому надо развивать интерес к другим людям, в частности, к своим ученикам. Важно уйти от стереотипов, проявляющихся в сфере отношений учителя с учащимися. Дело в том, что большинство учителей стремятся облегчить себе ориентацию в сложной педагогической ситуации с помощью схематической типизации учащихся. Схематизация и упрощение проявляются в том, что в основном обращается внимание на наиболее явные, выступающие на передний план способы поведения и черты характера ученика. И в то же время недооцениваются формы поведения и личностные особенности менее заметные, хотя и более характерные для учащегося. Л.М. Митина выделяет пять таких типов: 1 тип - ученики - «отличники», сотрудничающие с учителем; 2 тип - ученики способные или даже талантливые, но в определенном смысле трудные (недисциплинированные и др.); 3 тип - ученики мало способные, но послушные, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи; 4 тип - явно проблемные ученики; 5 тип - неопределенная, мало дифференцируемая группа. С каждым из перечисленных типов учащихся учителя строят отношения также стереотипно и ведут себя специфично, что, в свою очередь, влияет на поведение, успеваемость и развитие личности учащихся. В любом случае такая схематизация оказывается негативным, вредным явлением. Избирательно позитивное отношение учителей к ученикам 1 типа может способствовать развитию у последних ряда отрицательных черт характера: эгоистичности, надменности, заносчивости, излишней самоуверенности и т.п. Ученики 3 типа привыкают к слабым результатам и утрачивают стремление улучшить их. Отрицательные проявления педагога по отношению к учащимся 4 типа создает вокруг них атмосферу, затрудняющую позитивное развитие личности. Зачастую учеников 2 типа - способных, одаренных, но слишком активных, энергичных, недисциплинированных - учитель относит в категорию «проблемных». В итоге обезличенный подход к ученикам 2, 4, 5 типов, недостаточное внимание к их запросам, потребностям, интересам приводит к возникновению целого ряда психологических проблем во взаимоотношениях учитель-ученик: непонимания, недоверия, конфронтации. Средства общения можно подразделить на вербальные и невербальные. К вербальным средствам общения можно отнести степень речевой свободы, культуру и правильность речи, эмоциональность, логичность, убедительность, обращенность речи. Элементами невербальной коммуникации являются: оптико - кинетические средства (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические (качество голоса, его интенсивность, тембр, диапазон, тональность), экстралингвистические средства (паузы, интонации, темп речи, смех и пр.), пространственно-временные элементы коммуникации, визуальный контакт. Для педагога важно формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, развитие умения выразить свое состояние невербальными средствами. К наиболее значимым коммуникативным умениям относят активное слушание, эмпатическое понимание, умение поддерживать и развивать точку зрения другого, умение давать обратную связь, донести свое мнение или внутреннее состояние до другого, умение принимать другого таким, каков он есть, разрешать проблемы и конфликты между людьми, умение влиять на других и др. Выявлены также операции педагогического общения, которые условно объединяются в несколько групп: * организаторские (указания, советы, запреты, приказы …); * оценочные (одобрение, похвала, порицание...); * эмоционально-коммуникативные (ирония, шутка, юмор...); * фасцинирующие (тон общения, дистанция...). Обратная связь - одно из важных средств педагогического общения. Механизмы и функции обратной связи подробно описаны Л.А.Петровской. * Обратная связь должна носить скорее описательный, чем оценочный характер. * Оценочная обратная связь усиливает защитное поведение. * Обратная связь должна быть скорее конкретной, чем общей. * Обратная связь должна учитывать потребности того, кто ее дает, а также потребности того, кому она предназначена. Если она служит исключительно потребностям дающего, то бывает деструктивной. * Обратная связь должна относиться к такому поведению, которое ее получатель может изменить. * Важным аспектом полезности обратной связи является ее своевременность. * При передачи обратной связи следует избегать родительской позиции.
Существуют факторы, препятствующие нормальному течению педагогического общения. В частности, такими барьерами общения могут быть следующие (Н.В.Клюева, М.А.Свистун): * незрелые поверхностные суждения. Наиболее распространенной причиной возникновения смыслового барьера между учителем и учеником является игнорирование мотивов поведения школьника, а нередко и приписывание ему таких мотивов, которых в действительности у него не было. «Осудительные» барьеры могут создаваться на основе привычек приказывать, предупреждать, советовать и читать мораль; * стереотипизация - стремление классифицировать новое явление путем его отнесения к уже известным категориям. Например, даже при восприятии нового ученика педагог, опираясь на некоторые внешние признаки его облика и поведения, может сделать ошибочные предположения о внутренних качествах учащегося, а также причинах его поведения. Наиболее часто встречается у учителей стереотип, который мешает им наладить взаимоотношения с учащимися, стремление держаться за социальную роль. Может мешать учителю и стереотипное отношение к отдельным ученикам, стереотипные представления о возрастных особенностях детей; * озабоченность и занятость самим собой. Находясь в состоянии повышенной тревожности, погружения в себя, человек вряд ли способен к эффективному общению. К тому же он может сделать нервозным или рассеянным своего собеседника, слишком часто отвлекаясь от темы разговора; * «сверхреакция» на эмоционально окрашенные слова. Процесс взаимодействия искажается, когда отношения между людьми выходят за рамки «эмоциональной нормы», да еще к тому же кто-то из участников общения не может или не хочет сдержаться и пускает в ход слова с негативной эмоциональной окраской. Это способно прервать общение даже между близкими людьми; * необоснованное перебивание. Как правило, без необходимости перебивают сообщение другого люди, имеющие более высокое социальное положение или власть, а именно: руководители, учителя, родители. Оборвав на полуслове, собеседник сбивает партнера по общению с мысли, негативно воздействует на его эмоциональное и моральное состояние. * «скрытая повестка дня». Имеется в виду тот случай, когда участники коммуникации имеют глубинные, скрытые интересы, которые не видны окружающим. Процесс общения здесь, как правило, затруднен, и сообщение может остаться непонятым. Кроме того, в качестве психологических барьеров в организации взаимоотношений с учащимися - выделяют барьер «боязни класса», барьер недостаточности развитых выразительных средств общения, барьеры авторитарности, безучастия, личностной отстраненности, безынициативности. Кроме того, известные феномены межличностного восприятия, играющие важную роль в познании других людей, могут, если их не осознавать и не учитывать при общении, приводить к возникновению искаженных представлений о других людях, а следовательно, выступать как барьеры общения: * Идентификация - суждение о другом человеке по аналогии с собой. Причина непонимания или конфликта заключается часто в неумении педагога встать на позицию учащегося. * «Эффект ореола» - при общем положительном отношении к учащемуся его отдельные достоинства завышаются, а отдельные недостатки занижаются, преуменьшаются. При общем негативном отношении и впечатлении действует противоположная тенденция. * Тенденция к внутренней непротиворечивости сложившихся представлений о другом человеке. Данный феномен означает, что люди стремятся, часто бессознательно, построить непротиворечивый образ другого человека. А знания, не вписывающиеся в сложившуюся схему, могут также бессознательно вытесняться. * Проекция - бессознательное влияние собственных личностных особенностей на формирование представлений о других. * Восприятие другого на основе своего прошлого опыта. Таким образом могут накапливаться стереотипы и шаблоны восприятия, искажающие процесс познания. * Тенденция к устойчивости представления о другом. Понятно, что педагог не может строить каждый раз заново свои представления об учениках, но в таком случае он должен стараться поспевать за происходящими изменениями их личности. От особенностей построения учителем образа личности ученика, от специфики восприятия самого себя и своей педагогической деятельности, от характерных особенностей общения педагога зависит стиль педагогического общения и взаимодействия с учащимися. Известны разные типологии стилей педагогической деятельности. Рассмотрим две из них. С.А. Шеин выделяет следующие стили педагогического общения: * доверительно - диалогический стиль, для которого характерны активность, контактность, педагогический оптимизм, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности учащихся; уверенная открытость, искренность и естественность в общении, эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству; * альтруистический стиль: подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и ученикам; недоверие к их самостоятельности, потребность к эмоциональной близости, отзывчивость; отсутствие стремления к личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведении; * конформный стиль: поверхностное, бесконфликтное общение, с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменения ситуации; внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности, уступчивость, неуверенность, недостаток требовательности, инициативы; * пассивно-индифферентный стиль, отражающий своеобразную отстраненность педагога в профессиональном общении, его эмоциональную нейтральность, отсутствие личностной вовлеченности; ориентация на ролевое общение; * рефлексивно-манипулятивныйстиль, в котором когнитивная сложность отражения личности партнера по общению выступает условием скрытого манипулирование им, эгоцентрическая направленность личности, закрытость, неискренность, высокая потребность в достижении успеха, хорошо маскируемое самолюбие, подчеркнутая требовательность; * авторитарно-монологический стиль: стремление к доминированию, преобладание дисциплинарных приемов над организующими; требование согласия при игнорировании точки зрения, позиции самих учащихся, нетерпимость к их возражениям, ошибкам; недостаток педагогического такта и агрессивность, стереотипизация педагогических воздействий; низкая сензитивность и рефлексия; * конфликтный: непринятие общения и своей профессиональной роли; раздражительно-импульсивное отвержение учащихся, жалобы на их враждебность и «неисправимость», стремление свести общение с ними к минимуму; эмоциональные «срывы»; инфантильное возложение ответственности за неудачи в общении на учащихся или на «объективные» обстоятельства. Л.М. Митина выделяет 4 стиля педагогической деятельности, два из которых являются полярными, а два - промежуточными: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе - методичный. В основе данной типологии лежат содержательные характеристики: методичность - импровизационность. Из динамических характеристик взяты: рассудительность - эмоциональность. Таким образом, одни из параметров относятся к деятельности, а другие - к личности учителя. Приведем краткое описание названных стилей. Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует «обратная связь» с учащимися. Во время опроса учитель обращается ко многим учащимся, в основном сильным, интересующих его, спрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учеников. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Учителя ЭМС ориентируются как на процесс, так и на результаты обучения. Они поэтапно отрабатывают учебный материал, внимательно следят за уровнем знаний как сильных учащихся, так и слабых. В деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Они часто меняют виды работы на уроке, практикуют совместные обсуждения. В отличие от учителя предыдущего типа, учитель ЭМС стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать их особенностями самого предмета. В целом, учителей эмоциональных стилей отличает повышенная чувствительность, стимулирующая, с одной стороны, личностную тревожность и их зависимость от ситуации на уроке; с другой стороны, - чуткость и проницательность. Для них также характерны гибкость, импульсивность. Учителя рассуждающих стилей отличаются от первых несколько сниженной чувствительностью, обусловливающей их меньшую зависимость от ситуации на уроке, отсутствием демонстративности, самолюбования. Для них характерны осторожность, традиционность. Рассуждающе-импровизационный стиль(РИС). По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения; время спонтанной речи учащихся на его уроках также меньше. В то же время учитель РИС меньше говорит на уроке сам, особенно во время опросов, предпочитая косвенное воздействие, посредством подсказок, уточнений, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Данный учитель ориентируется преимущественно на результаты обучения и проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокий уровень методичности - систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся - сочетаются у него с малым стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель РМС обращается к отдельным учащимся, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. В целом, совершенствование педагогической деятельности видится в сближении содержательных характеристик с личностными, например, методичности с эмоциональностью, а импровизированности с рассудительностью. Таким образом, более предпочтительными являются промежуточные стили, нежели полярные. Необходимо подчеркнуть значимость осознания и обретения педагогом собственного индивидуального стиля общения с учащимися. Индивидуальный стиль педагогического общения формируется на основе самостоятельного выбора учителем коммуникативных операций. Выбор, сделанный в соответствии с требованиями деятельности и свойствами индивидуальности педагога, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности, и, наоборот, если он противоречит индивидуальным свойствам, наступает состояние эмоционального дискомфорта. Развитие индивидуального стиля педагогического общения, исключающее слепое подражание и копирование какого-либо образца, является определяющим фактором формирования педагогического мастерства.
ПРИЛОЖЕНИЯ I. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ* 1. Стиль общения учителя с учащимися: * стиль руководства учащимися; * выявление преобладающего стиля педагогического общения; * продуктивность преобладающего стиля общения; * соответствие выбранного стиля возрастным и индивидуальным психологическим особенностям учащихся; * соответствие выбранного стиля индивидуальным особенностям учителя; * уровень общения учителя с учащимися (примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный). 2. Стиль отношения учителя к учащимся: * выявление преобладающего стиля отношений педагога к учащимся и его эффективность (активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный); * интенсивность общения учителя с учащимися; * позиция учителя с учащимися в контакте (позиция «взрослого», «родителя», «ребенка»; «пристройка сверху», «пристройка рядом», «пристройка снизу»; * соответствие стиля отношения и позиции учителя индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. 3. Средства общения: * особенности речи учителя (степень речевой свободы, культура и правильность речи, эмоциональность, логичность, убедительность, обращенность речи и др.); * особенности невербальных средств общения учителя (жесты, мимика, поза, особенности внешнего вида, тембр голоса, интонация, темп речи, контакт глазами); * выявление операций педагогического общения (указания, советы, запреты, вопросы, одобрение, порицание, ирония, тон общения и проч.); * адекватность применяемых средств общения, их соответствие содержанию урока и методам обучения. 4. Оценочная деятельность учителя на уроке: * характеристика обратной связи (описательная, оценочная, «на языке чувств», конкретность и своевременность обратной связи); * формы оценочных педагогических обращений (отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка, позитивные и негативные оценки); * адекватность осуществляемой оценки и ее эффективность; * соответствие обратной связи индивидуальным особенностям учащихся. 5. Психологические барьеры педагогического общения: выявление факторов, препятствующих нормальному течению педагогического общения (барьер «боязни класса», незнание или игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, недостаток внимания к собеседнику, барьеры межличностного понимания, связанные с феноменами «стереотипизации», эффекта «ореола», «проекций» и др., несовпадение речевого сообщения и его невербального сопровождения, неумение слушать и проч.) * анализ педагогических ошибок и причин их вызывающих. 6. Профессионально значимые характеристики учителя: * проявление качеств, важных для педагогического об
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.018 с.) |