Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение стратегии поведения

Поиск

В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

(Тест К.Томаса)

 

К.Томас исходит из того, что конфликт имеет не только негативную - деструктивную функцию, но и позитивную - продуктивную функцию. Отсюда, задача - не просто элиминировать конфликт, а управлять им, стимулируя продуктивное поведение участников конфликтной ситуации.

Им создана 2-мерная модель регулирования конфликта, в основу которой положено два признака: продуктивность и направленность внимания на свои интересы или интересы другого. Модель содержит пять способов регулирования конфликта: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Наименее продуктивно избегание, компромисс занимает среднее положение, соперничество основано только на учете своих интересов, приспособление - на учете интересов другого. Наиболее продуктивно сотрудничество.

Инструкция: Выберите из двух суждений то, которое Вам кажется более правильным.

 

1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

6) Я стараюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и своих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я старюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

6) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.

6. а) Я пытаюсь избежать возможных неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

6) Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

6) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

6) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет также навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

6) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю точку зрения другому и спрашиваю о его взглядах.

6) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

6) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет также мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

6) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

6) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение спорных вопросов.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

6) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

6) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

 

Ключ:

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 146, 166, 17а, 22б, 25а,28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

Компромисс: 2а, 4а, 76,106, 126, 13а, 18б, 206, 22а, 24б, 26а, 29а

Избегание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 15б, 176, 196, 21а, 23б, 27а, 20б.

Приспособление: 16, Зб,46, ба, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 276, 30а.

 

Обработка результатов.

Пользуясь ключом, подсчитайте, сколько ответов соответствует каждому из способов регулирования конфликта.

Определите, какой или какие из них являются наиболее типичными для Вашего поведения и оцените степень продуктивности такого способа разрешения конфликта.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Бодалев А.А. Личность и общение. - Москва,1983.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск, 1983.

Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии, 1972, №2.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - Москва, 1979.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - Москва, 1988.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - Москва, 1991.

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I  
Организационные основы и содержание психолого-педагогической практики  
Содержание психолого-педагогической практики (3 курс)  
Содержание психолого-педагогической практики (4 курс)  
Содержание психолого-педагогической практики (5 курс)  
   
РАЗДЕЛ II  
Анализ урока: психологические и педагогические аспекты  
Приложения  
I. Программы и методики педагогического наблюдения и анализа урока  
· Методика целостного поэтапного наблюдения и анализа урока  
· Методика целостного анализа урока от его триединой цели  
· Методика анализа урока от его конечного результата  
· Системный подход к самоанализу урока учителем  
· Схема анализа основных элементов урока  
· Сравнительная таблица системного и поэлементного анализов урока  
II. Программы поаспектного педагогического наблюдения и анализа урока  
· Программа наблюдения за целевой организацией урока  
· Программа наблюдения урока с точки зрения постановки и реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения  
· Программа наблюдения за уроком в логике развертывания учебной деятельности школьника  
· Программа наблюдения урока с позиции «учащийся - субъект учебной деятельности»  
· Программа наблюдения урока с точки зрения видов и способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся  
III. Программы и методики психолого-педагогического наблюдения и анализа урока  
· Примерная схема психолого-педагогического анализа урока  
IV. Программы поаспектного психологического наблюдения урока с позиции учета и развития познавательных процессов школьников  
· Анализ учебной деятельности с учетом особенностей процессов внимания  
· Анализ урока с учетом особенностей развития восприятия  
· Анализ урока с учетом особенностей памяти  
· Анализ урока с учетом особенностей воображения  
· Анализ урока с учетом закономерностей и особенностей процесса мышления  
· Анализ состояния развития познавательного интереса у учащихся  
V. Оценка уровня сформированности учебной деятельности  
VI. Перечень учебных умений  
VII. Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения  
VIII. Нормативная методика анализа деятельности учителя  
   
РАЗДЕЛ III  
Межличностные отношения в классе  
Приложения  
I. Методики изучения взаимоотношений учеников в классе  
· Социометрия  
· Аутосоциометрия  
· Референтометрия  
II. Варианты анкет, ориентированных на выявление особенностей межличностных отношений в классе  
· Анкета на выявление отношения учащегося к школе и классу  
· Анкета для изучения интересов и досуговой деятельности школьников  
· Анкета для выявления психологического климата в классе  
III. Изучение классного коллектива  
· Опросник для изучения психологической атмосферы в классе  
· Шкала оценки групповой сплоченности класса  
IV. Примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива  
V. Определение уровня развития рефлексии учителя  
Литература  
   
РАЗДЕЛ IV.  
Основные личностные новообразования подростка и старшего школьника  
Приложения  
I. Методы изучения личности школьника  
II. Общая схема психологической структуры личности школьника  
III. Методики, направленные на изучение познавательной и эмоционально-волевой сфер личности  
· Изучение внимания  
· Изучение памяти  
· Изучение мышления  
· Изучение эмоциональной сферы личности  
· Изучение волевой сферы личности  
IV. Методики изучения индивидуальных и личностных особенностей школьников  
· Исследование самооценки  
· Определение степени выраженности свойств «интроверсия- экстраверсия», «нейротизм - эмоциональная стабильность»  
· Определение преобладающего типа темперамента  
· Изучение особенностей характера  
· Описание типов акцентуаций характера  
· Особенности психопедагогической работы с акцентуантами  
V. Методики изучения «Я-концепции»  
· Тест 12 утверждений (методика «Кто Я?»)  
· Шкала самоуважения Розенберга  
· Экспресс-методика для оценки уровня притязаний  
· Выявление уровня тревожности у подростков  
· Методика самооценки психического состояния  
VI. Методики, направленные на изучение мотивов и познавательных интересов школьников  
· Диагностика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи  
· Анализ преобладающих мотивов в обучении  
   
РАЗДЕЛ V  
Особенности педагогического общения  
Приложения  
I. Ориентировочная схема изучения коммуникативной деятельности учителя на уроке  
II. Методики анализа педагогического общения  
· Определение стилей педагогического общения  
· Изучение уровня коммуникативного контроля в общении  
· Определение уровня невербальной компетентности  
· Определение стиля взаимодействия  
· Определение типичного способа реагирования, или состояния «Я»  
Литература  
III. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя  
Приложения  
· Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации  
Литература  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.007 с.)