Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что поможет успешно выступить?

Поиск

1.К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и обобщения).

2.Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

3.Личная убежденность оратора, докладчика в том, что (о чем) он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как говорят и думают все. Однако, если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты, авторитеты.

4.Вспомните слова А.С.Пушкина об одной из героинь своих сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

5.Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры …).

6.Вся речь, особенно ее начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом все время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

7.Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жестов, скупых, но выразительных.

8.Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; основные положения; краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

9.Постарайтесь по этому плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.

Заранее прорепетировав свое выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

 

При подготовке доклада к семинарскому занятию Вы можете использовать следующую опорную лексику, лексические обороты и синтаксические конструкции.

Опорная лексика:

· научная лексика («личность»; «мышление»; «мировоззрение»; «цель и задачи образования»; «принципы»; «взгляды»; «теории и идеи»; «педагогическая система»; «парадигма»; «историко-педагогический факт»; «нравственные установки» и др.)

· эмоционально-оценочная лексика («блистательный дебют»; «взволнованный голос автора»; «тонкий психолог»; «поражает смелость»; «учитель»; «вдохновитель»; «наставник»; «последователь» и др.)

Синтаксические конструкции:

· со значением условия и следствия («каждая деталь убеждает в том, что…»; «…это напоминает нам, что…»; «…если не примем во внимание…»; «наше представление будет односторонним, если…» и др.)

· о сложности и противоречивости вопроса («не сразу открывается подлинный смысл…»; «…с одной стороны, он…, с другой…»; «…но вместе с тем…»; «…если мы упустим…, то наше представление о…» и др.)

Энантиосемия (способность самого слова приобретать противоположные значения):

вероятно; по-видимому; может быть (значение неопределенности) воздавать хвалу; прославлять (положительное значение) действие с целью охватить что-либо наверно славить объехать точно, определенно, именно так (значение определенности) распространять дурные слухи (отрицательное значение) действие с целью обойти, миновать что-либо

Фразеологизмы – оксюмороны (оксюморон - стилистический прием, построенный на соединении антонимов в фразеологическое сочетание, которое своей необычностью оказывает на читателя этическое, эстетическое и эмоциональное воздействие). Например: «умный дурак»; «белая ворона»; «знакомый незнакомец»; «богатый нищий»; «пышное увяданье»; «громко молчать»; «заживо похоронить»; «медленно поспешать»; «без ножа зарезать»; «выйти сухим из воды»; «ломиться в открытую дверь»; «хорошо погрустить»; «серьезно посмеяться» и др.

Как составить план, тезисы, конспект

"Работать над планом, значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы" (М.А.Рыбникова)

Существует несколько видов переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.

Сокращать текст можно разными способами:

· исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана);

· сократить пересказ, изложение каждой части;

· заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:

1.Составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить.

2.В каждой части выделите главное, которое необходимо оставить.

3.Сделайте предложения более короткими.

Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

План - выделение и формулировка основных мыслей, вопросов, которые необходимо раскрыть в высказывании (устном или письменном), их оглавление, последовательное изложение.

Работа над планом дает возможность сформировать умения и навыки по обобщению материала, его группировке и систематизации.

Тезисы - это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части (чему вы учились при составлении плана). Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем отличие конспекта от других видов сокращения текста?

План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде коротких формулировок; тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект – это краткое письменное изложение текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Различают следующие виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схема­тический.

· План-конспект (это сжатый в форме плана пересказ прочи­танного или услышанного)

Характеристика конспекта: краток, прост, бы­стро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.

Этапы работы:

1.Составьте план прочитанного текста или вос­пользуйтесь готовым.

2.Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.

3.Сформулируйте и запишите вывод.

· Текстуальный (цитатный) конспект (это конспект, созданный из отрывков подлин­ника - цитат)

Характеристика конспекта: строится из выска­зываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Од­нако он не способствует активной мыслитель­ной работе, как правило, служит только иллю­страцией к изучаемой теме.

Этапы работы:

1.Прочитав текст, отметьте в нем основное содержание, главные мысли, выделите те цитаты, которые войдут в конспект.

2.Пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1).... (цитата);

.... (цитата);

.... (вывод).

2) основные вопросы; доказательства (цита­ты); выводы.

3.Прочтите написанный текст, сверьте его с ори­гиналом.

4.Сделайте общий вывод.

· Свободный конспект (это сочетание выписок, цитат, тезисов)

Характеристика конспекта: он требует серь­езных усилий при составлении; в высшей сте­пени способствует усвоению материала, тре­бует умении активного использования всех ти­пов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы:

1.Используя имеющиеся источники, выберите материал по интересующей теме, изучите его и глубоко осмыслите.

2.Сделайте необходимые выписки основных мыслей, цитат, составьте тезисы.

3.Используя подготовленный материал, сфор­мулируйте основные положения по теме.

 

Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту, иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященным одной теме, - тематический конспект.

· Тематический конспект (это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы)

Характеристика конспекта: он может быть об­зорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же во­прос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы:

1.Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно на современном уровне.

2.По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.

3.Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана.

4.Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

Как добиться единства содержания конспекта, логической и грамматической связи между его частями?

Для этого в первую очередь прочитывается весь текст, определяется его главная мысль, отбирается материал, который развивает эту мысль в логической последовательности. Текст делится на части (абзацы), указываются их границы. Особое внимание обращается на установление смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отношений.

5.Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему.

6.Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его, если необходимо - доработайте.

Приступая к работе над конспектом, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1.Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план.

2.Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет.

3.Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.

4.В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

5.Предложения со сложными синтаксическими конструкциями замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами.

Конкретный пример по составлению плана, тезисов, конспекта (по статье К.А.Гельвеция "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" Раздел 10, гл.1; Хрестоматия по истории зарубежной педагогики…. С. 238)

план тезис конспект
Воспитание всемогуще а)зависимость воспитания от различий государственного строя б)зависимость воспитания от социального положения человека Воспитание делает нас тем, чем мы являемся. Различия в государственном строе приводят к различным плодам воспитания. Тот, кто, не имея талантов, без труда может удовлетворить свои потребности и прихоти, лишен стимула к просвещению и деятельности. Самое сильное доказательство могущества воспитания – это постоянно наблюдаемая зависимость между различными видами воспитания и их различными продуктами или результатами. Люди, которые при свободном правительстве бывают обыкновенно искренними, честными, талантливыми и гуманными, при деспотическом правительстве становятся низкими, лживыми, подлыми, лишенными таланта и мужества; это различие в их характере является плодом различия воспитания, получаемого ими при том или другом из этих правительств. Если в возрасте шести или семи лет савояр уже бережлив, деятелен, трудолюбив и верен, то это потому, что он беден, голоден, потому что он живет с соотечественниками, наделенный теми качествами, какие требуются от него, словом, потому, что его воспитателями являются пример и нужда – два властных наставника, которым все повинуются… Почему государей упрекают почти в одинаковом воспитании? Потому что они не нуждаются в свете знания: им достаточно захотеть, чтобы достигнуть удовлетворения своих потребностей и своих прихотей. Военные бывают обыкновенно в молодости невежественными и развратными. Почему? Потому что ничто не понуждает их учиться. В старости они часто глупы и фанатичны. Когда прошла пора разврата, невежество неизбежно делает их суеверными.

Вывод по 1 главе (это не всегда!): Ум и таланты у людей всегда суть продукты их стремлений и их особого положения. Наука о воспитании сводится, может быть, к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило бы их приобрести желательные таланты и добродетели.

Конкретный пример по составлению плана, тезисов, конспекта (по статье Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей"; Гл.3; Хрестоматия по истории зарубежной педагогики... С. 359)

план тезис конспект
1.Исходный пункт – уровень развития ученика. 2.Принцип непрерывности в обучении. 3.Принцип основательности в обучении. 3а. Суть подлинной основательности обучения. 4. Способ обучения, или метод предмета. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика. Принцип непрерывности относится к субъекту, к обучаемому индивиду. Не вести ученика дольше, прежде чем он будет в силах преодолеть следующую ступень. Учи как можно меньше! Различные вещи нельзя преподавать и изучать одинаковым образом. Уровень развития ученика надо определить до начала его обучения. Так как умственное развитие связано с законом постепенности, то обучение должно следовать этому закону. Без знания уровня развития невозможно правильное обучение. Иначе ведь неизвестно, что следует предпослать, с чем нужно установить связь. Учитель должен досконально знать уровень развития и знаний ученика. Достигнуть этого можно только посредством знания жизни, молодежи и в особенности практических представлений людей, не обладающих научным образованием, но наделенных обыкновенным здравым смыслом и повседневным опытом. Опыт является той основой из которой следует исходить в обучении. Опыт этот примитивный. Его следует довести до их сознания, т.е. заставить выразить его словами, уяснить и уточнить. Учитель должен стать светочем разума и просвещения ученику, который уличен в своем мнении и направлен им на путь истины. То обучение непрерывно, которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели воспитания: развитие самостоятельности и полное знание предмета. Ни один предмет не должен и не может быть исчерпан на какой-либо ступени юношеского обучения. Истинное умственное образование требует, напротив, частого возвращения к важным предметам, потому что только повторные занятия трудными вещами в различное время и на различных ступенях умственного развития приводят учащегося к полному овладению ими. Старые учителя следовали обратному принципу: они учили по возможности больше, излагали как можно больше, нагромождали материал…, держались мнения: вреда от этого быть не может, выученное не составляет бремени. Что неприменимо сейчас же, что не является необходимым для продвижения вперед, того учить не надо! Учи как можно меньше! Когда ты будешь занимать ученика лишь наиболее существенным, лишь самым главным, тогда ты сможешь основательно взяться за этот материал, запечатлеть его неизгладимым образом в сознании ученика. Это и есть подлинная основательность. Как следует излагать данный предмет сообразно с законом развития человеческой природы и уровнем развития учеников? Один и тот же предмет иначе преподается мальчику, чем юноше, иначе 14-летнему, чем 10-летнему. Значит, уровень развития ученика определяет метод преподавания предмета. Субъективный уровень развития всегда должен служить мерилом.

Как делать выписки (выдержки)

Выписка – дословная или документально точная запись частей текста. Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его или когда мы знакомимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для подготовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т.е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.

При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.

Этапы работы:

1.Вчитайтесь в название статьи, осмыслите его.

2.Внимательно читайте текст и по ходу чтения коротко выписывайте основные мысли.

3.Стремитесь к краткости записи.

4.Отделяйте одну мысль от другой.

5.Закончив работу, выпишите все данные источ­ника.

 

Как подготовить аннотацию

Аннотация (от лат. Annotatio - замечание) - краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

Если в реферате статья сокращается в 3-4 раза, а большие тексты, книги в 10-20 и более раз, то аннотация - это текст из 3-5 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация - своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги, ее направленность, научные позиции автора и т.д.

Аннотация имеется почти в каждой книге, обычно она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги. Бывает и такая аннотация, где характеристика книги сочетается с элементами ее оценки.

Этапы работы:

1.Устно выделите основные идеи автора (авторов). Соотнесите их с соответствующей трактовкой в рекомендованном учебнике или учебном пособии, а также с собственной позицией по данному вопросу.

2.Решите, кого мог бы заинтересовать этот материал. Если в задании не рекомендован конкретный адресат информации, определите его самостоятельно.

3.Продумайте содержание аннотации. Подберите выразительные средства для повышения его стимулирующего потенциала.

4.Выберите адекватную форму аннотации (реклама, призыв, глашатайство, игра-интрига, угадай-ка, презентация и др.).

5.Письменно оформите аннотацию.

 

Примеры аннотаций

· В романе "Эмиль, или О воспитании" изложены педагогические идеи Жана Жака Руссо, выдающегося мыслителя-педагога 18 столетия. В книге предпринята попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду цели, задачи воспитания и обучения, их содержание и методы. Педагогические высказывания Руссо, с которыми вы познакомитесь в книге, пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку и заботой о его всестороннем и природосообразном развитии.

· Дело преобразования современного ему общества Жан Жак Руссо, наиболее выдающийся мыслитель-педагог 18 столетия, не мыслил вне решения проблемы формирования нового человека. Ее постановке и посвящен педагогический роман "Эмиль, или О воспитании" (1762). В основу книги положена мысль, заключенная в первой ее фразе: "Все выходит чистым из рук творца, все портится в руках человека". Руссо предлагает проект воспитания согласно "естественному порядку вещей". Основной принцип воспитания - естественное развитие ребенка, следование его природе. "Наблюдайте природу и следуйте тем путем, который она намечает для вас", - пишет автор книги. Только природа воспитает в людях чувства гуманности, гражданственности, человеколюбия; только следование ей поможет достигнуть конечной цели воспитания - дать обществу полезного гражданина.

Эссе, или наука размышлять

Эссе (франц. Essai – опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественно-публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Жанр эссе помогает научится размышлять, дает возможность подумать обо всем на свете, именно через этот жанр работы Вы выходите на актуальную проблему, имеете возможность увидеть альтернативные подходы в решении одной и той же проблемы.

 

Эссе по работе Джона Локка "Мысли о воспитании"Глава "Побои" (Локк Дж. Мысли о воспитании: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]; сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - С. 172-173.)

О возможности взаимоотношений детского и взрослого мира люди рассуждали во все времена. Методов поддержать дисциплину у ребенка, наверное, в педагогике немало: всевозможные наставления, беседы, личный пример и т.д., но часто возникает сложнейшая проблема подмены (во многих семьях) духовной связи материальной зависимостью детей от взрослых, а хуже – рукоприкладством. Джон Локк писал о том, что "метод воздействия наказанием … не требует ни усилий, ни много времени", но "является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания". Взрослые играют огромную роль в воспитании, в рождении и привитии в душах будущих новых людей таких черт, как гуманность, доброта, отзывчивость и внимание к окружающим. Но если взрослый пользуется постоянным методом наказания, такой род "…рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги; но как только этот страх отпал и ребенок, в отсутствие наблюдающего глаза, может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности, которая … нисколько не изменяется, а напротив, становится …сильнее …и обычно прорывается с еще большей силой". Много еще у нас таких взрослых, которые формально – отцы, воспитатели, в жизни же реально – только производители своей смены. Полное пренебрежение к запросам личности ребенка "порождает … отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить". "Как легко наблюдать, - писал Дж. Локк, - такое явление, что дети, которым раньше нравились те или другие вещи, начинают их ненавидеть, видя, что из-за этих вещей они подвергаются побоям и мучениям!" Метод физического наказания – это и полное пренебрежение к элементарным правилам человечности, равнодушие. Мне думается, что именно в результате "использования" взрослыми наказания в качестве метода воспитания появляются, в самом прямом смысле слова, их смена: вначале это – дельцы, карьеристы, спекулянты, хулиганы; затем они формируются или в молчалиных нашего времени, или идут "на дно". И то, и другое – огромная опасность, колоссальный тормоз в движении к прогрессу, к счастью. Случается, что "строгость, доведенная до крайней степени, берет верх и приводит к исцелению от ранее прорывавшейся наклонности", но результат получается еще хуже: взрослый мир породит слабоумное, пришибленное существо, душевно пришибленное. И в этом трудно не согласиться с великим педагогом 17 века. В зависимости от того, кто дает первый урок жизни и каким он будет, находится судьба, жизнь человека – целого мира. И от того, синяками ли будет заляпан чистый, ко всему восприимчивый и чувствительный внутренний мир начавшего складываться человека, зависит, будет ли трагедией, ломкой души, а затем и тупомозглым существованием жизнь данного человека, а значит жизнь всего общества.

Вот такие мысли возникли у меня в ходе чтения одной из глав великого Локка.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Понятийный аппарат исследования

· Направление и актуальность исследования

Исследовательская работа начинается с определения направления ис­следований. Оно может быть предложено преподавателем или сформи­роваться у учащегося самостоятельно в ходе знакомства с теорией какой-либо науки или в результате практических занятий. Общее направление исследований очерчивает область, в которой будет вестись работа, огра­ничивает, в определенной мере, объем материала. Иными словами, это объектная область исследования. Для студента педагогического вуза объек­тными областями исследования могут стать и "дидактика, или теория обучения", и "теория воспитания", и "история педагогики и образования ", и "пси­хология ", и "методика преподавания …", и т.д.

Однако внутри этого общего направления необходимо выбрать кон­кретный предмет (вопрос, проблему) исследования. Этот выбор определяется, прежде всего, интересом студента (школьника) и его актуальностью.

Актуальность показывает не только, насколько изучение данного во­проса важно для науки и практики, но почему это изучение важно именно сейчас. Степень или острота актуальности может быть различной. Можно выделить различные уровни актуальности:

- для педагогической науки или практики в целом;

- для отдельных предметных методик;

- для региона;

- для конкретного училища или школы (оказывающие воздействие на
результативность и качество учебно-воспитательного процесса);

- для отдельного учащегося (субъективный уровень).

Актуальность необходимо обосновывать. Иными словами, нужно пока­зать, что данный вопрос (на каком-то уровне) недостаточно раскрыт в теории науки и нет его решения в практике (или это решение не известно в данном педагогическом сообществе).

Научно-педагогические исследования, с определенной долей услов­ности, можно подразделить на следующие виды:

- теоретико-методологические;

- историко-педагогические;

- интегративные;

- конкретно педагогические (дидактические или по теории воспитания);

- частно-методические.

В рамках написания курсовых и выпускных квалификационных работ целесообразно (соответствует силам и возможностям) выполнение конкретно педагогических и частно-методических исследований на уровне актуальности для отдельных пред­метных методик, для региона, для конкретного училища или школы, для отдельного учащегося.

· Тема и проблема исследования

В выбранной объектной области определяется исследовательская про­блема. В повседневной жизни под проблемой понимается любое затруд­нение или не решенная еще задача. Научная проблема - это противоре­чие между наличествующем и должным. То есть между предъявляемыми современными требованиями и теми ре­зультатами, которые достигнуты в педагогической практике на сегодняшний день. Проблемой может выступать и противоречие опыта и знаний исследова­теля с положениями, изложенными в той или иной публикации. Пробле­мой является и противоречие между запросом на знания по какой-то области и отсутствием таковых в теории или практике (неисследованное, новое направление - "белое пятно").

Например, одним из таких противоречий является несоответствие уровня профессиональной подготовки большинства педагогов уровню, который необходим для действительной реализации на практике идей личностно-ориентированного образования.

Проблема это как бы заявка на поиск. Однако далеко не каждая проблема требует для своего решения организации научных исследова­ний. Так, например, выделенная нами проблема - "несоот­ветствие уровня профессиональной подготовки большинства педагогов уров­ню, который необходим для действительной реализации на практике идей личностно-ориентированного образования"- решается, в частности, организаци­онными управленческими методами. Для решения некоторых проблем достаточно поиска в научной литера­туре, для других необходимо проведение опытно-поисковой работы, для третьих - проведение эксперимента или исследовательской работы.

Определив научную проблему можно перейти непосредственно к фор­мулировке темы исследования. Основное требование здесь заключается в том, что в названии темы должна быть выражена проблема исследова­ния. Кроме того, в ней обозначается общее содержание и примерный аспект изучаемых процессов. В то же время тема должна однозначно ин­терпретироваться.

Например, изучение педагогической литературы показывает, что изо­лированное применение различных рекомендуемых методов для исправ­ления асоциального поведения некоторых воспитанников малоэффектив­но. Возможно сформулировать проблему как поисковый вопрос: "Не зави­сит ли эффективность исправления девиантного поведения воспитанни­ков от системности в применении методов коррекции?" Тогда предвари­тельно тема исследования может быть сформулирована следующим об­разом: "Применения методов коррекции девиантного поведения воспи­танников". Формулировка предварительная, потому что, в ней следует еще уточнить, что будет исследоваться и в каких условиях и что доказы­ваться. Это можно сделать только после изучения литературы и педагоги­ческого опыта. (К уточнению данной формулировки мы вернемся в сле­дующих разделах данного пособия).

Актуальность и тема исследования обсуждаются на секциях или лабо­раториях научного студенческого (ученического) общества.

Если речь идет о вузе, то окончательная формулиров­ка темы исследования утверждается на заседании соответствующей кафедры.

Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется прика­зом ректора.

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента.

В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалифика­ционной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.

· Предмет и объект исследования

В выбранной объектной области выделяется крупная, но довольно це­лостная и самостоятельная часть - то явление, которое вы будете иссле­довать. Это и есть объект исследования. Предмет исследования - кон­кретная часть объекта, сущностная его сторона или внутреннее отноше­ние, относительно которого и ведется поиск. Так, если объектом выбраны "Методы нравственного воспитания", то в качестве предмета исследова­ния может выступать любой из методов или их сочетание.

В примере, на который мы ссылались выше, объектной областью является концепция воспитания так называемых трудных детей, объектом - девиантное (отклоняющееся, асоциальное) поведение та­ких воспитанников, а предметом - условия коррекции девиантного поведе­ния.

Следует иметь в виду, что соотношение между объектной областью, объектом и предметом исследования являются отношениями относитель­ной соподчиненности. Объект уже объектной области, а предмет уже объекта, но то, что в одном случае является объектом, в другом - может выступать предметом исследования. Например, если взять за объектную область - "Организацию дифференцированного обучения", то в теме ис­следования: "Назначение класса повышенной обучаемости в системе разноуровнего обучения", объектом исследования будет являться система разноуровнего обучения, а предметом - класс повышенной обучаемости. Если же мы сформулируем тему следующим образом: "Возможности опе­режающего обучения русскому языку в классах повышенной обучаемос­ти", то класс повышенной обучаемости становится уже объектом исследования, а предметом - процесс обучения русскому языку.

Четкое выделение объекта и предмета исследования позволяют уточнить формулировку темы, поскольку это, фактически, еще более узкий вопрос, касающийся предмета. Нашу тему мы можем скорректировать так: "Условия эффективного применения методов коррекции девиантного поведения воспитанников".

· Гипотеза, цель и задачи исследования

Исследование всегда направлено на выявление каких-то закономер­ностей, взаимосвязей и взаимозависимостей между параметрами изучае­мого процесса или явления. Но, выявляя эти закономерности, мы уже каким-то образом предполагаем, что они есть. Гипотеза - это и есть предпол­ожение (основание); предварительное суждение о закономерной с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.018 с.)