Обобщение независимых характеристик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщение независимых характеристик



Сначала необходимо подобрать 3- 5 экспертов из числа лиц, часто контактирующих с исследуемым школьником, хорошо знающих его и способных дать квалифицированную характеристику его личностных особенностей. Лучше всего для этой цели подходят лица, имеющие специальное педагогическое и психологическое образование. Каждый из них дает характеристику устно, отдельно от других. Для получения более полной, дифференцированной характеристики необходимо задать эксперту дополнительные вопросы, рассчитанные на описание каждой из личностных характеристик школьника. Желательно также воспользоваться психолого-педагогическими характеристиками, хранящимися в личном деле ученика. Для обобщения характеристик надо, прежде всего, выделить в них общие, устойчиво повторяющиеся моменты. Затем проводится тщательный анализ несовпадающих и противоречивых утверждении.

Если исследователь желает получить количественную оценку различных сторон личности школьника, он может воспользоваться специальной формой этого метода - методом экспертных оценок.

Экспертов просят дать количественную оценку отдельных свойств личности по подготовленной исследователем шкале балльных оценок. Обычно пользуются пятибалльной шкалой. (Так, например, пятибалльная шкала для оценки такого психологического качества личности школьника, как устойчивость внимания, может выглядеть следующим образом:

очень высокая устойчивость - 5,

устойчивость выше средней - 4,

средняя устойчивость - 3,

устойчивость ниже средней - 2,

очень низкая устойчивость - 1.

По каждому свойству балльные оценки разных экспертов усредняются и используются в качестве результата исследования).

 

Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкетирования на основе словесного отчета учащихся учитель получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, ориентации и установок школьников.

В зависимости от предлагаемых вопросов анкеты могут быть различных видов по содержанию, функциям, форме.

По содержанию анкета может касаться:

фактов («Твои занятия в свободное время», «Опиши жилищные условия»);

характеристик окружающих людей, событий, суждений учащихся («В чем, по-твоему, причина того, что большинство ребят учится не в полную силу?»);

намерений («Собираешься ли ты поступать в вуз?», «Поедешь ли в летний трудовой лагерь?»).

По функциям, которые выполняют вопросы, анкеты содержат:

вопросы-фильтры с отсеивающей функцией (например, если учителя интересуют учащиеся, намеревающиеся поступать в вуз, то он в анкете предлагает такой вопрос: «Твой любимый предмет?», на который отвечают только те, кто собирается поступать в институт);

проверочные или контрольные вопросы, основная функция которых - проверить достоверность информации и др.

По форме анкеты могут быть:

открытыми, в которых прямые вопросы предполагают свободные ответы по своему усмотрению;

закрытыми, в которых к вопросам даны готовые ответы (например, «да», «нет», «не знаю», «иногда» и др.), и ученик должен выбрать один из них или оценить в баллах правильность (по его усмотрению) каждого из предложенных ответов.

Вопросы анкеты должны удовлетворять ряду требований:

1. Вопросы закрытых анкет должны предполагать ответ только в одном смысле (лучше всего «да», «нет», «не знаю») или предлагать несколько ответов, из которых надо сделать выбор.

2. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной или социальной оценки своих качеств, например: «Считаете ли вы себя самоуверенным или неуверенным?» Лучше этот вопрос сформулировать так: «После того как прошел критический момент ситуации, склонны ли вы думать о чем-либо, что вы должны были сделать, но не сделали?»

3. Вопросы должны быть, по возможности, лаконичными, точными, ясными по смыслу, доступными для понимания, простыми, конкретными.

4. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.

5. В анкете желательно иметь вопросы как в прямой, так и косвенной форме, как личные, так и безличные.

6. Целесообразно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем трудные (выявляющие суждения, оценки), далее самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение (последняя треть) - опять простые вопросы.

Достоинствами анкетного метода являются: массовость обследования, большая скорость сбора информации; легкая обработка результатов, широкое применение математических методов анализа данных; возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответа; возможность сравнения результатов нескольких обследований; удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа); уменьшение вероятности неправильного понимания вопросов (в анкетах закрытого типа).

Говоря о недостатках анкетного метода, следует иметь в виду, что он все же не позволяет полностью охарактеризовать все сферы личности; с его помощью трудно рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию; трудно рассчитывать на полные, правильные, точные ответы, так как различные учащиеся на вопросы могут отвечать по-разному, а потому часто возникают и трудности в классификации ответов; ответы не всегда являются достаточным условием для окончательных выводов; в анкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя назвать гибким; объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут отнестись к ответу недобросовестно; жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности; анкетирование - искусственный, а не естественный метод; он не учитывает различное понимание вопросов школьниками.

Все указанные требования, достоинства и недостатки обязательно надо учитывать при использовании анкетного опроса.

 

Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей учащегося, позволяющий получить от учащихся интересующую учителя информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

В беседе могут быть выявлены особенности характера человека, мотивы его поведения, оценки им различных сторон жизни, основные факты его биографии и отношение к ним.

В беседе целесообразно широко использовать косвенные вопросы. Собственно говоря, именно с их помощью учитель получает интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах и т. д.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко сформулированных вопросов. Это дает возможность точно фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать и сравнивать между собой результаты. Во втором случае содержание вопросов заранее не планируется, общение протекает свободнее, шире. Но это, правда, заметно осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов.

При проведении беседы следует придерживаться следующих правил. Начинать общение следует с тематики, приятной ученику, чтобы он охотно начал говорить. Такое начало способствует установлению контакта, расположению собеседника. Искренний интерес и уважение его мнения, доброжелательное, оптимистическое отношение в разговоре, желание убедить, а не принуждать к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументирование говорить. Важным моментом является выбор времени и места беседы. Трудно рассчитывать на искренность ученика, если беседа проходит в присутствии других учащихся (еще хуже - и учителей), если у ученика в это время плохое настроение, если беседу постоянно прерывают, если важный разговор проходит «на ходу», попутно. Беседа должна быть не случайной, а планомерной. Не следует задавать (особенно вначале) вопросов анкетного или биографического характера (домашний адрес, место работы родителей, сколько лет учится в данной школе и т. п.). Они обычно утомляют, а порой и раздражают ученика. Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны школьнику и вестись с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, потребностей, склонностей и т. д. Понятно, что формы одного и того же вопроса, заданного ученику первого и десятого классов, должны быть различны. При необходимости уточнения ответа ни в коем случае не следует давать подсказку (например, намекать, качать головой и т. п.) или наводящие вопросы. Лучше их формулировать нейтрально, например: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».

Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны ученику, ставят его в неловкое положение. Вопросы «Чем ты интересуешься?», «Твое хобби?» предпочтительнее, чем «Почему ты много пропускаешь занятий?». Следует иметь в виду, что с точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание своей мысли, высказывание своего мнения. Если ученик отвечает только «да» или «нет», то это может быть тестом, анкетой, но не беседой. Например, в профконсультационной беседе на вопрос «Нужны ли особые способности для того, чтобы стать хорошим учителем?» учащиеся, как правило, дают краткий, неразвернутый ответ. Больший результат может быть достигнут, если на ту же тему задать несколько более мелких вопросов: «В чем, по-твоему, разница между «хорошим» и «плохим» учителем?», «Стоит ли в педагогический институт принимать всех желающих?», «Свидетельствует ли успешная сдача вступительных экзаменов в вуз о том, что из абитуриента получится хороший учитель?» и т. д.

Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

Иногда учителя для установления контакта, снятия психологических барьеров, связанных с разницей в возрасте и положении, пренебрегая правилами педагогического такта и профессиональной этики, опускаются на уровень, жаргон ученика, задавая слишком открытые вопросы. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как подобная манера общения, как правило, шокирует ученика или вызывает иронически-пренебрежительное отношение к педагогу. Вопросы должны быть простыми, давать возможность школьнику отвечать в привычной для себя манере, задаваться в естественных для него условиях.

Необходимо учитывать, что утомленность или плохое настроение, заниженная самооценка или желание скрыть что-то могут тормозить внешнюю выразительность ученика и побудить его к неискренности или уходу от прямых ответов. Поэтому для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах и ракурсах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, раскрывать их, снимать неопределенность. Не следует злоупотреблять терпением, желанием и временем ученика. Беседа не должна длиться более 30 - 40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести наличие контакта с учеником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задавать дополнительные, уточняющие вопросы. При всей своей плановости и регламентированности она может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой и максимально адаптивной к ученику. На устный ответ затрачивается обычно меньше времени, чем на письменный, к тому же заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы, а учащиеся более серьезно (по сравнению с анкетированием, например) относятся к вопросам.

В то же время следует иметь в виду, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Часто ученик предпочитает сказать то, что от него ожидают. В других ситуациях может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Иногда сам учитель может непроизвольно повлиять на объективность ответа путем наводящего вопроса, жеста, выражения лица и т. д.

 

Изучение продуктов деятельности школьников. Здесь в качестве объекта изучения выступают самые разнообразные продукты творчества учащихся (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения и т.п.). Применяя этот метод, учитель может анализировать как внутренние (содержательные), так и внешние (формальные) характеристики различных сфер личности школьника.

Изучение сочинений - наиболее распространенный метод исследования продуктов деятельности учащихся. Так же как и метод беседы, он дает богатый психологический материал относительно индивидуальных, личностных отношений учащихся к занятиям в школе и их различных внешкольных увлечений. Благодаря использованию этого метода учитель может собрать массовый качественный материал об особенностях личности школьника в различных сферах его жизнедеятельности.

Использование сочинений (так же как и других продуктов деятельности школьников) чрезвычайно продуктивно для анализа мыслей, чувств, мотивов и потребностей учащихся, которые отражаются, проецируются в содержании сочинений. Однако и в сочинениях учащиеся иногда могут маскировать при помощи мотивировок свои действительные побуждения. Для того, чтобы по крайней мере, частично избежать ошибочной оценки, следует использовать сочинения по готовому плану, в котором чередуются прямые и косвенные вопросы. (Например, в сочинении на тему «Как я учусь» можно использовать такой план: 1 - Что заставляет меня ходить в школу?; 2 - Как я готовлю домашние задания?; 3 - Люблю ли я учиться и почему?).

Изучение содержания сочинений дает учителю сведения об индивидуально-специфических увлечениях и интересах учащихся. Поэтому результаты использования этого метода (наряду с результатами наблюдений и бесед) могут представить ценный материал для составления вопросов при подготовке различных анкет и вопросников.

Владение этим методом позволяет учителю получать психологическую информацию об учащихся, основываясь на умелом анализе их обычной учебной работы, специальном подборе заданий. Например, анализируя сочинение, написанное учеником, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о его литературных способностях, уровне развития, словарном запасе, образном мышлении и т. д. Анализ результатов контрольной работы по математике, рисунков, чертежей, поделок может создать представление об индивидуально-психологических особенностях и способностях, об уровне развития мышления, знании, умений и навыков ученика и т. д. При постоянном использовании этого метода учитель может получить как качественные, так и количественные, как содержательные, так и формальные характеристики трудовых умений, творческих способностей и т. д. у конкретного ученика в различные периоды и на протяжении всех лет обучения. Очень большую информацию для анализа дают черновики ученика. Сопоставление черновиков с окончательным результатом деятельности может не только указать уровень, но и дать представление о самом процессе, способах и приемах достижения некоторого результата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.011 с.)