Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III.3. Анализ урока с учетом особенностей памятиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Различают следующие процессы памяти: Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения. Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени. Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержания психики. Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать. Различают следующие виды памяти: Наглядно - образная память - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы. Словесно - логическая память - это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Двигательная память - это память на движения. Эмоциональная память - это память на переживания. Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Механическая память - это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. Память в целом и конкретного человека в частности имеет свои особенности, свидетельствующие о ее эффективности. Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. Точность - это характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. В связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память. Кратковременная память это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная память - это память в интересах длительного сохранения информации, которая часто запоминается после многократного повторения. Оперативная память - это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи. Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию. Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих характеристик характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.
Анализируя урок под углом зрения педагогических приемов организации памяти школьников, необходимо ответить на следующие вопросы: * 1. Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание? Какими педагогическими приемами это достигалось? 2. Имеет ли учитель представление о развитии мнемических способностей отдельных учеников? Какие факты с урока это подтверждают? 3. Как учитывались средние показатели памяти в организации учебной деятельности школьников на уроке? 4. Как учитывались индивидуальные показатели памяти в организации учебной деятельности школьников на уроке? 5. Как учитывались половые и возрастные особенности в организации учебной деятельности школьников на уроке? 6. Как учитывалось на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной)? 7. Как учитывались эффекты проактивного и ретроактивного торможения в процессе проведения урока? К каким результатам это привело? 8. Как организовывался на уроке материал для заучивания: дозировка по объему, распределение во времени, структурирование материала, языковое оформление? Насколько это педагогически целесообразно и эффективно? 9. Как организовывалось на уроке повторение? Насколько это педагогически оправдано и эффективно?
III.4. Анализ урока с учетом особенностейвоображения
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе: 1) вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку; 2) изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.); 3) соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человек-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков). 4) конструирование предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье); 5) мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца); 6) перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы); 7) мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок); 8) создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе, например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение - это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Мечта - это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: а/ ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями; б/ слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции); в/ эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности; г/ стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность. Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражается личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Воссоздающее (репродуктивное) воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, тогда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им ранее не воспринимался. Например он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Проанализировать урок с точки зрения учета данных способностей и закономерностей их функционирования помогут следующие вопросы: * 1. Какие примеры, речевые средства и наглядные пособия, использованные на уроке, способствовали формированию наглядности представлений? 2. Какими способами учитель добивается обобщенности представлений у школьников? 3. Как учитываются индивидуально-психологические особенности представлений и образов отдельных учеников при организации учебной деятельности? 4. Учитывается ли средний уровень развития соответствующих представлений (математических, физических, географических и т. д.) у учащихся данного класса? 5. Как учитываются половые и возрастные особенности представлений и образов при организации учебной деятельности? 6. Как учитывается наличие нескольких видов представлений и образов и несовпадение уровней их развития? 7. Как учитываются особенности пространственных представлений? 8. Как используются аналогии для формирования научных представлений школьников? 9. Используются ли различия в прошлом опыте и знания учеников для достижения максимальной полноты вторичных образов? 10. Какие приемы используют ученики для объективации своих представлений на уроке? 11. Учитываются ли при организации учебной деятельности индивидуальные различия в устойчивости представлений? 12. Как осуществляется учет в скорости формирования вторичных образов у разных школьников? 13. Как учитывались различия в содержании образов? 14. Была ли на уроке создана творческая атмосфера?
Литература 1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960. 2. Галкина О.И. О развитии пространственных представлений у детей в начальной школе. - М., 1961. 3. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М., 1973. 4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987. 5. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976. 6. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблемы активности психического отражения. - М., 1985. 7. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственного восприятия и представлений // Восприятие пространства и времени. - Л., 1969. 8. Якиманская И.С. О разработке метода диагностики пространственного мышления // Проблемы диагностики умственного развития. - М., 1975.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.012 с.) |