Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические теории памятиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологические исследования памяти имеют давнишние традиции. В настоящее время в психологии существует три основные теории памяти. Первая из них называется ассоциативная теория. Центральная идея этой теории состоит в том, что главным психологическим механизмом памяти является ассоциация. Ассоциация, понятие, введенное еще Г. Лейбницем в XVII веке, обозначает связь явлений. Применительно к памяти механизм ассоциации означает следующее: если некоторые психические явления были восприняты либо одновременно, либо непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, ассоциация. Тогда при последующем появлении одного из двух компонентов этой ассоциации возникает и образ другого. Это и есть психологический механизм памяти. Ассоциативная теория памяти различает три вида ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту. Ассоциация по смежности – это связь между двумя явлениями, происшедшими одновременно. Например, если в момент удара грома собаку ударили, она будет бояться раскатов грома, т.к. этот звук будет вызывать у нее память о боли от удара. Ассоциация по сходству возникает в тех случаях, когда восприятие какого-либо объекта вызывает воспоминания о другом в силу какой-либо общности между ними. Например, глядя на ребенка, едущего на игрушечном велосипеде, вы можете вспоминать себя в детском возрасте. Ассоциация по контрасту – это такая ассоциация, при которой восприятие какого-либо объекта вызывает воспоминание о противоположном ему. Например, в холодный зимний вечер вы вспоминаете жаркий день на солнечном морском берегу. Совершенно очевидно, что ассоциативная теория является психологическим отражением временных нервных связей, возникающих в результате одновременного или последовательного действия раздражителей. Однако ассоциативная теория не исчерпывает все психологические концепции памяти. Другая распространенная психологическая теория памяти – теория гештальта (от нем. Gestelt – образ, структура). В соответствии с этой теорией в качестве психологического механизма памяти выступает принцип системности. Это означает, что все, что запоминается, закрепляется в памяти в соответствии с иерархией признаков и объектов, к которым оно относится, т.е. по смыслу. Например, когда мы запоминаем любое новое слово на иностранном языке («синица», «друг», «экзамен») мы тут же помещаем его в определенную систему категорий, как бы автоматически располагая слово «друг» в категории «межличностные отношения», слово «синица» в категории «птицы», слово «экзамен» в категории «учебный процесс». Этот принцип системности (принцип смысла) памяти отражен и в теоретических справочниках, и в энциклопедиях и в библиотеках, где все объекты расположены в строчной последовательности: по тематике либо по алфавиту. Этот же принцип положен в основу компьютерной командной оболочки «Windows», «Окна». Третья психологическая теория памяти – деятельностная. Согласно этой концепции протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место данный материал занимает в деятельности человека. Экспериментально установлено, что наиболее продуктивно память работает тогда, когда запоминаемое выступает в качестве цели действия. Основной тезис этой концепции можно сформулировать так: запоминание зависит не от того, что запоминается, а от того, какое место этот материал занимает в деятельности. Известно, например, что студенты лучше запоминают тот предмет, который более важен для них в их будущей профессии. Кроме того, важное место в этой теории отводится понятию «контекст», т.е. конкретной ситуации значимости. Многие из нас, попадая в обстоятельства, когда надо было вспомнить что-то очень нужное, тут же вспоминали это, хотя оно казалось давно забытым. С другой стороны, каждый легко вспомнит множество примеров, когда отсутствие практики вело за собой забывание необходимых компонентов деятельности, идет ли речь об игре на музыкальном инструменте или об усвоении иностранного языка.
Виды памяти Существует несколько оснований для классификации видов памяти у человека. По длительности хранения информации выделяют три вида памяти: долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременная память – это память практически безграничная по своей емкости и длительности. Для нее характерно сколь угодно длительное хранение информации, закрепленной либо после многократного ее повторения и воспроизведения, либо в результате интенсивности раздражителя. Так, воспоминания детства человек может пронести через всю жизнь. Кратковременная память ограничена как по емкости (ее объем – «магическое число» 7 – семь букв, семь цифр, семь предметов, точнее 7±2), так и по времени (не более 20 секунд). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а только обобщенный образ воспринятого. Она обслуживает сиюминутные потребности человека. Оперативная память – термин, которым обозначают память, обслуживающую осуществляемую человеком деятельность. Ее длительность определяется мотивацией и необходимостью для данной работы. В уме удерживается та информация, которая необходима «по ходу дела». Когда деятельность завершается, эта информация забывается. Ее длительность – от нескольких минут до нескольких часов и дней. Другое ее название – деловая или промежуточная (между долговременной и кратковременной) память. По характеру психической активности память подразделяют на следующие виды: сенсорная, двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Сенсорная память – это примитивная память только рецепторов, без участия корковых концов анализатора. Пример сенсорной памяти – последовательный образ, возникающий на сетчатке глаза после интенсивного длительного воздействия. Посмотрите в солнечный день в сторону окна в течение 30 секунд, затем закройте глаза, и вы увидите негативный последовательный образ окна. Он будет сохраняться в течение нескольких секунд. Это и есть сенсорная память. Двигательная память – память на запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она особенно развита у спортсменов и актеров, механиков и танцоров. Эмоциональная память – это память на психические состояния в комплексе с вызвавшей их ситуацией и субъективным отношением к ней. Часто у людей эмоциональная память бывает сильнее других видов памяти, поскольку эмоции определяют отношения человека с другими людьми. Многие нервные и психические заболевания (неврозы, травматические психозы и др.) вызваны расстройством эмоциональной памяти на базе которого длительное время сохраняются устойчивые патологические состояния. Образная память – это запечатление в нервной системе образа привлекательного или отталкивающего раздражителя. Образная память формируется на основе анализаторов. Поэтому в ней различают: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая обычно хорошо развиты у всех людей, а осязательная, обонятельная и вкусовая – у профессионалов, которым она присуща. Разновидность образной памяти, при которой люди способны с исключительной точностью и яркостью сохранять образы предлагаемых им изображений называется эйдетической памятью (от греч. слова «Эйдос»- образ). Люди, обладающие эйдетической памятью, могут настолько ярко представить себе отсутствующие предметы, как будто они их на самом деле воспринимают именно в данный момент. Однако таких людей немного. Словесно-логическая память – это память на мысли, т.е. на суждения и умозаключения. Эта память присуща только человеку, поскольку основывается на использовании языка и речи. Именно словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в обучении. Это – высший вид памяти, на котором основано так называемое понятийное обучение, т.е. освоение понятий – словесно-логических обобщений при описании мира в его объективированных свойствах.
Процессы памяти Запоминание. По своим физиологическим механизмам запоминание представляет собой образование и закрепление в коре больших полушарий головного мозга требуемых нервных связей в процессе восприятия заучиваемого материала. Различают непреднамеренное и преднамеренное запоминание. Непреднамеренным (непроизвольным) называется запоминание тех или иных предметов и явлений в результате непосредственного восприятия, без какого-либо желания запомнить их. Так, слушая лекцию, мы одновременно запоминаем многие сопутствующие обстоятельства (вид аудитории, состав слушателей и т.п.), хотя перед нами и не была поставлена задача специально их запомнить. Благодаря непреднамеренному запоминанию человек сохраняет в памяти множество явлений и обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться. Непреднамеренное запоминание, как правило, является бессистемным, неточным, неполным, с большим количеством пропусков и ошибок. Запоминаемый таким образом материал носит случайный характер. Преднамеренное (произвольное) запоминание сопровождается произвольным вниманием и имеет целенаправленный, избирательный характер. Преднамеренное запоминание всегда связано с контролем эффективности проделанной работы: стремясь запомнить тот или другой материал, человек всегда проверяет полноту и точность запоминания и не прекращает работы до тех пор, пока не достигает желаемых результатов. Примером преднамеренного запоминания может служить заучивание учебного материала. Большую роль при заучивании играют волевые усилия: ученик, стремящийся запомнить учебный материал, обыкновенно имеет сознательную установку на его заучивание, которая выражается в сознании необходимости именно заучить, а не просто воспринять материал. Воспроизведение. Физиологической основой воспроизведения является повышение интенсивности установившихся в процессе запоминания или заучивания временных нервных связей. Толчком для этого всегда служит тот или иной раздражитель, связанный по принципу условного рефлекса с процессами, обеспечивающими воспоминание. Различают два вида воспроизведения: непреднамеренное и преднамеренное. Непреднамеренное воспроизведение воспринятого раньше материала имеет место тогда, когда соответствующие образы всплывают в сознании как бы сами по себе, без намерения вспомнить их. Физиологической основой непреднамеренного воспроизведения являются нервные связи по принципу ассоциации. Преднамеренное воспроизведение имеет место в тех случаях, когда преследуется цель вспомнить что-либо. Особенностью преднамеренного воспроизведения является его планомерный характер. Оно протекает не под влиянием тех или иных случайных раздражений, а организованно. Рассказывая о технике определенного физического упражнения, например прыжка в высоту, спортсмен будет руководствоваться не первыми всплывшими в его сознании ассоциациями, он последовательно, по определенной системе расскажет об особенностях и значении в технике этого прыжка таких его элементов, как разбег, толчок, фаза полета, приземление. Чтобы воспроизведение было в полной мере преднамеренным, необходимо, чтобы оно активно готовилось уже в процессе заучивания. Припоминание. Припоминанием называется воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей, требующее иногда затраты больших волевых усилий. Ученик не может сразу и легко вспомнить ту или иную дату, он забыл некоторые собственные имена, математическая формула всплывает в его памяти в неполном виде и т.д. Его старания более точно припомнить нужный материал заключается в поисках ассоциаций, опираясь на которые он мог бы правильно воспроизвести заученное. Иногда наводящий вопрос преподавателя служит толчком для появления таких ассоциаций, иногда сам ученик, мысленно сосредоточиваясь на тех или других представлениях, находит нужную ассоциацию и вспоминает требуемый материал. Узнавание. При воспроизведении всегда имеет место узнавание: возникшие в памяти представления узнаются как ранее известные. Узнавание часто опирается на побочные ассоциации, которые позволяют вспомнить не только сам предмет, но и обстановку в которой он воспринимался, обстоятельства, которые при этом были, и.т.д. Воспроизведение же какого-либо предмета без опоры на побочные ассоциации (не сопровождаемые чувством знакомого) не осознается как воспоминание. Сохранение и забывание. Сохранение в памяти той или иной информации определяется двумя обстоят6ельствами: либо включением долговременной или оперативной памяти, либо процессами мотивации, которые поддерживают необходимость в данной информации. На сохранение информации влияет пластичность мозга, которой отличаются дети. Так, усвоенный в детстве иностранный язык труднее забывается, чем изучавшийся в зрелом возрасте. Сохранение информации зависит и от качества памяти. Как известно, с возрастом память у людей ухудшается в связи со снижением пластичности нервных клеток и процессов. Для улучшения запоминания и сохранения в памяти информации разработаны так называемые мнемотехнические приемы, сущность которых состоит в формировании вспомогательных ассоциаций. Что касается забывания, то здесь выделяются следующие моменты: темп забывания, степень глубины забывания, временный или постоянный характер забывания и психологические явления, обусловливающие забывание. Забывание зависит от времени. Как показал во второй половине XIX века немецкий психолог Г. Эббингауз, забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания, а затем замедляется. При этом темп забывания зависит от содержания и объема материала. Это явление отражено в так называемой кривой Эббингауза (см. рис.). Бессмысленное содержание забывается быстрее, чем осмысленное. При запоминании большого по объему материала нередко наблюдается парадоксальное явление: непосредственное за заучиванием воспроизведение оказывается гораздо хуже, чем отсроченное на 2-3 дня. Такое улучшение отсроченного воспроизведения называется реминисценция. Явление реминисценции объясняется явлением утомления нервных клеток, которые отдохнув, интенсивнее возбуждаются, усиливая процесс воспроизведения. Степень глубины забывания зависит от того, насколько часто включается требуемая информация в деятельность человека. Чем реже – тем больше глубина забывания. Однако эта закономерность не относится к двигательным навыкам. Не садившись на велосипед 20 лет, мы так же легко поедем на нем. То же относится и к другим двигательным навыкам. Иногда наблюдается временное забывание чего-то, что, в общем то, всегда было необходимо. Это, как правило, связано с утомлением человека. Либо же с явлением интерференции, когда предшествовавшая заучиванию плохая информация, может отрицательно влиять на сохранение необходимого материала, занимая собою все пространство сознания. Явление вытеснения, открытое З. Фрейдом, проявляется в непроизвольном забывании неприятных событий. Еще одним таким психологическим явлением, способствующем забыванию, служит подавление. Подавление – это активное принуждение себя самого не думать о неприятном. Так героиня романа «Унесенные ветром» говорит себе: «Не буду об этом думать сегодня. Отложу на завтра».
Нарушения памяти Нарушение памяти называется амнезия. При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. Причиной амнезии служит либо заболевание, либо иное нарушение (в результате травмы, кровоизлияния, переутомления) работы нейронных сетей головного мозга. Невозможность вспомнить события прошлого называется ретроградная амнезия. Так бывает при алкоголизме, старческом слабоумии. Невозможность вспомнить недавние события называется антероградной амнезией. Такие люди не могут усваивать новую информацию, обучаться. Искажается память и в ситуации стресса. Вот почему свидетельства очевидцев стрессогенных событий крайне ненадежны. Кроме того, на искажение процессов памяти влияет сама структура личности человека, степень его культурного развития, система установок и убеждений, а также общая психологическая зрелость. Люди демонстративного склада склонны «присочинять» или искажать припоминаемые события. Эмоционально вязкие склонны припоминать множество мелких деталей, упуская главное и т.д. Только здоровый образ жизни и занятия умственным трудом позволяют до старости сохранить отличную память.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятию «память». 2. Охарактеризуйте физиологические основы памяти. 3. Объясните, в чем заключается психологическое значение процесса забывания. 4. Охарактеризуйте первую из трех психологических теорий памяти. 5. Проанализируйте специфику гештальт- и деятельностной теории памяти. 6. Назовите логические основания выделения видов памяти у человека. 7. Приведите примеры видов памяти по критерию длительности хранения информации. 8. Опишите виды памяти по характеру психической активности. 9. Дайте анализ всех процессов памяти и охарактеризуйте открытие Г. Эббингауза и явление реминисценции. 10. Дайте характеристику нарушений памяти и проявления защитных механизмов, определяющих процесс забывания.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1996. 2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Прогресс, 1979. 3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс»,2001.-336 с. 4. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: Педагогика, 1974, 5. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977. 6. Лурия А. Р. Маленькая книга о большой памяти. Ум мнемониста. – М.: Педагогика, 1968. 7. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. – М.: Педагогика, 1966. 8. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. – М.: МГУ, 1976. 9. Шабанов П. Д., Бородкин Ю. С. Нарушения памяти и их коррекция. – Л.: Медицина, 1989. Глава 6. Мышление
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.013 с.) |