Психологическая структура волевого действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая структура волевого действия



Воля человека, проявляющаяся в волевом усилии, выражается в волевых действиях. Волевое действие всегда связано с осознанием цели действия, ее значимости, ее смысла, т.е. ценности, а также с наличием напряжения при их осуществлении, вызванного преодолением трудностей.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простое, как правило, имеет два звена: постановки цели и исполнения, которые связаны между собой простой последовательностью.

В сложном волевом действии отчетливо обозначены четыре этапа: осознание цели, принятие решения, планирование действий, их выполнение.

Цель в психологии понимается как образ желаемого результата. Осознание цели – это ориентировка в том, что надо сделать и принятие самой цели, т.е. образа желаемого результата. Принять цели означает придти к согласию с тем, что именно этот результат деятельности является правильным и заслуживает усилий по его достижению.

Как только цель принята, наступает этап принятия решения, т.е. выработка и оформление готовности, решимости приложить усилия для достижения поставленной цели.

При этом и первый, и второй этап могут сопровождаться столкновением противоборствующих, несовпадающих побуждений, между которыми требуется сделать выбор. Эти столкновения побуждений, разных желаний, сомнений называются «борьба мотивов». «Борьба мотивов» свидетельствует о свойстве человека прилагать усилия, самостоятельно обуславливать свое поведение, т.е. проявлять волю, что и приводит к принятию решения. Принятие решения обычно имеет вид краткого резюме, например: «Буду делать то-то!». После принятия решения напряжение ослабевает, но волевое действие переходит к третьему этапу – планированию.

Планирование – это знак волевого действия, при котором намечаются и осмысливаются последовательность и выбор подходящих способов достижения цели. Особые трудности этого этапа могут быть связаны с противоречием между представлениями об одних и других средствах и способах достижения цели, с пониманием различной роли этапов совершения тех или иных действий, т.е. что делать вначале, что затем.

Иными словами, этап планирования предъявляет именно субъективные трудности, преодоление которых и требует проявления воли.

Выполнение решения – важнейший этап волевого действия. Можно даже сказать, что без исполнения принятого решения нет и волевого действия. Именно на этом этапе проявляются препятствия и внешние, и внутренние, которые требуют волевого усилия, относящегося к различным сторонам психики: умственных усилий, двигательных усилий, усилий по соблюдению намеченных этапов, плана действий, а также усилий, относящихся к преодолению неблагоприятных условий деятельности и, в особенности, собственных отрицательных психических состояний (усталости, отчаяния, гнева и т.п.).

Сложные волевые действия чаще всего разворачиваются в больших отрезках времени. При этом в волевом действии образ и мысль всегда предшествуют двигательному акту. Кроме того, следует заметить, что волевая регуляция может включиться в любой момент, даже когда совершается привычное действие. Сущность волевой регуляции состоит в том, что с ее помощью происходит преобразование непроизвольных, рефлекторных поведенческих реакций в произвольные действия, т.е. в действия, которые полностью осознаются, регулируются и контролируются человеком.

 

Волевые свойства человека

Волевыми свойствами (качествами) человека называются закрепленные в его поведении умения и соответствующая им готовность совершать волевые действия.

К волевым качествам человека относятся: целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Целеустремленность – это волевое свойство человека, которое состоит в умении подчинять свои действия поставленным целям. Отличие целеустремленного человека – наличие и ясность цели. Достоинство целеустремленного человека – наличие высоких целей, имеющих общественную, а не только личную значимость.

Решительность и смелость – это волевые свойства, которые заключаются в готовности сочетать быстроту и обдуманность в принятии цели с преодолением отрицательных психических состояний (страха, неуверенности и т.д.) ради ее достижения. Решительность свидетельствует о высоком уровне развития воли. Нерешительный человек отличается склонностью к сомнениям, поспешности и необдуманности принятых решений.

Настойчивость и упорство – волевые свойства человека, которые проявляются в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Эти волевые свойства предполагают умение на длительный срок мобилизовать психические ресурсы и не отступать перед трудностями. Упорство следует отличать от упрямства. В то время как упорство – это волевое качество, упрямство – это охранительное поведение, препятствующее осуществлению деятельности. Упрямцы часто ленивы.

Выдержка и самообладание – это волевые свойства, которые обеспечивают сдерживание психических и физических действий, препятствующих достижению цели. Именно в выдержке ярко проявляется тормозящая функция воли. Самообладание это способность человека контролировать себя, несмотря на обилие и интенсивность внешних или внутренних (шум, боль и т.п.) раздражителей.

Самостоятельность – волевое свойство человека, заключающееся в готовности и умении ставить цели по собственной инициативе, критически оценивать всю информацию и ориентироваться, прежде всего, на собственные ресурсы. Самостоятельные люди активны и находчивы, уверены в себе и обладают высокой помехоустойчивостью.

Инициативность – волевое свойство человека, заключающееся в его высокой побудительности, умении и готовности инициировать активность с опережением, не дожидаясь вынужденной необходимости действовать. Инициативность – исключительная волевая черта человека, свидетельствующая о том, что он не только реагирует на раздражение, на стимулы, но способен сам создавать свои собственные стимулы, побудители к деятельности.

Кроме указанных, выделяют еще и такие волевые свойства, как: дисциплинированность, исполнительность, ответственность, организованность.

 

Нарушения воли

Крайние степени слабоволия человека называются нарушениями волевой регуляции поведения. Наиболее типичными нарушениями воли являются абулия, апатия и апраксия.

Абулия – это возникающее на основе мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность принять решение и начать действовать даже при понимании необходимости в этом. При абулии наблюдается полная бездеятельность и прекращение общения вследствие исчезновения откликаемости на стимул. Абулия наступает при поражении лобных долей головного мозга. При этом у таких больных сохраняется имитативное использование речи, но речь утрачивает побудительную функцию и целенаправленное волевое поведение оказывается невозможным. Врач, например, говорит такому больному: «Поднимите руку», но больной не поднимает руки, а только повторяет слова «поднимите руку», отчетливо понимая, что надо сделать, он не способен это выполнить, т.к. нарушена работа высших корковых отделов лобных долей мозга. Приказ не трансформируется в самоприказ. При абулии людям свойственно так называемое «полевое поведение», т.е. реагирование на обстановку при полном отсутствии собственных намерений. Например, увидев ручку на столе, такой больной может ее взять в руки, вовсе не имея в виду использование ее по назначению. Увидев затем карандаш, берет карандаш и откладывает ручку и т.п.

Апатия – нарушение функции воли, при котором человек становится безразличным к любым побуждениям и впадает в полную обездвиженность и бездеятельность. Апатия – симптом нарушения воли, присущий тяжелым психическим заболеваниями и травматическим переживаниям человека. При этой патологии у человека разрушаются процессы целеобразования, а также регуляция целенаправленной активности. Причиной апатии могут служить нарушения в деятельности нижних отделов мозга, в частности нарушения деятельности ретикулярной формации, являющейся своеобразным накопителем и генератором психической энергии.

Апраксия – сложные нарушения целенаправленности действий, вызываемые поражением мозговых структур, отвечающих за двигательные и программные аспекты человеческих действий. При апраксии больные не могут осуществить даже такие привычные и простые действия, как одевание, теряют способность обращения с бытовыми предметами именно по причине расстройства регуляторных механизмов мозговой деятельности.

Коррекция болезненных нарушений воли требует специального психиатрического лечения. А преодоление слабоволия, обусловленного не патологией мозга, а недостаточной сформированностью волевых качеств требует мер воздействия воспитательного, педагогического и психотерапевтического характера.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию и явлению воли.

2. Опишите психологическую структуру простого волевого действия.

3. Перечислите волевые свойства человека и дайте им краткую характеристику.

4. Дайте описание психологического строения сложного волевого действия.

5. Укажите, на каком этапе сложного волевого действия возникает борьба мотивов. Опишите данное явление.

6. Объясните сущность принципа работы мозга, который именуется «акцептор действия».

7. Назовите главную психофизиологическую функцию второй сигнальной системы в обеспечении волевого действия

8. Опишите роль ретикулярной формации в возникновении воли как психического процесса.

9. Назовите и распишите сущность наиболее типичных нарушений воли.

10. Проанализируйте физиологические основы воли.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.

2. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.

3. Селиванов В. П. Воля и ее воспитание. – М.: Знание, 1976.

4. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – К.: Радянськ. шк, 1976.

5. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развития в детском возрасте: Собр. соч. в 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983.

6. Экспериментальные исследования волевой активности / Под ред. А. К. Селиванова, 1986.

7. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Челябинск, 1979.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981.


Глава 10. Внимание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.012 с.)