Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стр-ра и компоненты волевого пов-ия. Стр 125Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Наличие препятствий. 2. Борьба мотивов (мотив – побуждение к д-ию). 3. Осознание цели, отыскание смысла, принятие решения. 4. Приложение волевого усилия. Т.О., в стр-ру волевого д-ия входит: 1) мотив к совершению д-ия; 2) осмысление цели; 3) принятие решения; 4) б-ба мотивов; 5) волевое усилие; 6) достижение рез-та.
Локус контроля – это приписывание ответственности за рез-т внешним или внутр. условиям (понятие ввел Д. Роттер). Экстернальный л.к. (внешний л.к.) – это приписывание причин пов-ия внешн. факторам. Люди с экстерн. л.к. хар-ся неуверенностью в собств. силах, пониженной ответственностью за рез-т, стремлением откладывать решение проблем. Интернальный л.к. – это принятие ответственности за д-ие на себя. Людей с интерн. л.к. хар-ет уверенность в себе, ответственность и т.д.
Ф.М. воли: 1. Суммарная работа коры больших п/ш (в основе произв. пов-ия – дея-ть пирамидных кл-к, лобных отделов коры – III блок мозга). При нарушении лобных отделов – апраксия – нарушение произв. пов-ия, связанное с отсутствием целенаправленных д-ий. Абулия – болезненное безволие на фоне торможения коры. 2. Вторая сигнальная с/ма – свойственная ч-ку с/ма условно-рефлекторных связей, формирующихся при возд-ии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздр-ля, а его словесного обозначения. 2-ая сигн. с/ма возн-ет на базе 1-ой сигн. с/мы в процессе общения. 3. Ретикулярная формация – Е-ий блок г.м.
Волевые качества личности: 1. Сила воли – обобщенное понятие спос-ти ч-ка преодолевать внешние и внутр. трудности. 2. Выдержка – спос-ть ч-ка сдерживать свои эмоц-ые проявления, подавлять импульсивные малообдуманные д-ия. 3. Инициативность – св-во Л., проявляющееся в предприимчмвости. 4. Настойчивость – устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели. 5. Решительность – спос-ть быстро принимать решение в значимой ситуации. 6. Самообладание – спос-ть не теряться в экстремальн. ситуациях, не поддаваться эмоциям. 7. Смелость – спос-ть ч-ка качественно выполнять д-ия и осуществлять намерения в опасных ситуациях, несмотря на чувство боязни, страха. 8. Уверенность в себе – переживание ч-ком своих возможностей, как адекватных тем задачам, к-рые перед ним стоят и к-рые он ставит сам. 9. Целеустремленность – стремление Л. к достижению поставленной перед собой цели. 10. Самостоятельность. 11. Исполнительность.
Функции воли. 1. Главная ф-ция: сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жзнедея-ти. 2. Активирующая, побудительная и тормозящая ф-ции воли. Роль воли: волю наз-ют становым хребтом хар-ра ч-ка. Воля необходима для È всех ВПФ. Это форма сознательной регуляции активности. Воля превращает индивида в Л., владеющую собств. пов-ием и Пх-ими ф-циями.
Приемы самовоспитания воли. 1. Приобретение привычек, преодоление трудностей – с/матическое формирование воли. 2. Формирование целей, мотивов для их достижения, доведение до конца начатых дел; невыполнение дела дезорганизует волю. 3. Строгая орг-ция режима. 4. С/матические занятия спортом. 5. Самовнушение.
Патологии воли. 2) Упрямство – это необоснованное настаивание на своем. 3) Негативизм – это немотивированная склонность действовать наперекор без разумных оснований. Расценивается как неумение подчинить д-ия доводам разума. 4) Слабоволие, или лень, проявляется в снижении мотивов. Преодолевается лень ч/з самовоспитание. 5) Абулия – болезненное безволие. Апраксия – нарушение цели направленных действий. Тема 9. Ощущение и восприятие. Ощущение. Ощущение – это психический процесс отражения отдельных св-в предметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор. Ф.М. ощущения – дея-ть анализатора, включающая рецептор, проводник (нервы) и определенную зону коры мозга.
Классификация ощущений: 1. По модальности (принадлежности к рецептору): обонятельные, зрительные, вкусовые и др. 2. По положению рецепторов: экстерорецептивные (дистантные и контактные); интерорецептивные; проприорецептивные. Стр 54
Общие свойства ощущений: 1. Качество: каждый вид О. имеет качественные различия. 2. Интенсивность: определяется силой действия раздр-ля и функц. состоянием рецептора. 3. Длительность О. – время действия раздр-ля. 4. Пространственная локализация – соотн-ие с частью тела, где возн-ет О.
Закономерности ощущения:стр 55 1) пороги Нижний порог О. – минимальная величина разд-ля, способная вызвать едва заметные О. Верхний порог О. – максимальная величина разд-ля, после к-рой О. прекращается. Различительные порог – это различие 2-х разд-лей, вызывающих едва заметное различие О. 2) чувствительность (способность иметь О.) - на чувст-ть влияет дея-ть. Соотн-ие м/у чувст-тью и порогом – обратно пропорциональное. Закон Вебера-Фехнера: при возрастании раздр-ля в геом. прогрессии сила О. увеличивается в арифметической прогрессии. Св-ва О. (закономерности):стр 56 1. Адаптация – приспособление органов чувств к действию стимулов. 2. Сенсибилизация – усиление чувст-ти при взаимодействии О.; разв-ся путем упражнений. 3. Синестезия – под влиянием одного раздр-ля возн-ют О., характерные для другого. 4. Компенсация – при нарушении одного анализатора др. анализатор берет на себя его роль. 5. О. имеет эмоциональную окраску – чувственный тон. 6. О. врожденны и оч. важен сенсорный опыт (опыт О.), к-рый формир-ся в активном взаимодействии со средой. Сенсорная депривация (отсутствие сенсорного опыта) приводит к нарушению психического развития.
Восприятие. Стр 57 Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор. Для формирования В. необходима активность в виде двигательного компонента (как формы перцепции) и необходимо обследование предмета. Восприятие рассм-ся как особая дея-ть перцепции – дея-ть по формированию образа. Компоненты восприятия: 1) обследование предмета 2) выявление характерных признаков 3) опознание и отнесение предмета к опред. категории + работа памяти, воображения, мышления. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и особ-тей личности.
Св-ва В. (св-ва перцептивных образов стр 58 Целостность – это св-во В., обеспечивающее В. предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. Мы мысленно в В. достраиваем образ до целого. 1. Предметность – это отнесение признаков и св-в к некому предмету. 2. Константность – В. предметов как отн-но постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий. 3. Избирательность – выделение одних предметов по сравнению с другими; основана на явлении «фигуры и фона». 4. Осмысленность – приписывание предметам и явлениям опред. смысла, обозначение опред. словом, отнесение к опред. категории. 5. Структурность: мы воспринимаем не сумму ощущений, а опред. структуру. Виды восприятия. 1) По модальности 2) По цели: произвольное В. (наблюдение) и непроизвольное В. 3) По предмету В.:стр 59 1 – В. времени – отражение длительности и последовательности явлений действ-ти. Ф.М. В. времени – условный рефлекс на время, связанный с цикличностью возбуждения и торможения в коре г.м., с влияниями извне (смена дня и ночи, времен года), с внутр. воздействиями (утомление, чувство голода). В. времени отн-но и субъективно. Оно зависит от: содержания дея-ти, от эмоционального состояния в отн-ии ушедшего времени (не заполненные ничем отрезки – мгновения, а заполенные интересным делом – значительные события) 2 – В. пространства – отражение величины, формы, объема, удаленности. Ф.М. – совместная дея-ть зрительного, двигательного анализаторов, вестибулярного аппарата. В. простр-ва имеет 3 компонента: ощущение от вестибулярного аппарата обеспечивает В. верха, низа; помогает воспринять 3-мерность простр-ва зрительный анализатор обеспечивает явления аккомодации и конвергенции (сведение и разведение осей глаз) бинокулярное зрение обеспечивает В. глубины 3 – В. формы требует выделение предмета из фона, выделение его контуров; связано с движение глаз по контуру. 4 – В. величины зависит от параметров изображения на сетчатке; обеспеч-ся сложным сочетанием мускульно-двигательных ощущений глаза. 5 – В. цвета связано с дея-тью палочек и колбочек. 6 – В. глубины обесп-ся мускульными дв-ями глазных мышц. Важн. роль – конвергенции. 7 – В. движения – это отражение направления скорости и простр-ого расположения предметов. Осущ-ся при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализаторов; включает дв-ие головы и фиксацию взгляда, при этом происходит совмещение изображения на сетчатке.
В. форм-ся прижизненно. Новорожд. ребенок обладает отд. О., а В. форм-ся (к 3 мес.) в процессе развития корковых зон, приобретения опыта совместной работы анализаторов.
Нарушения в восприятии: стр 62 1) Иллюзии – это ошибочное В., при к-ром образ возн-ет при реальном воздействии предмета на органы чувств. 2) Галлюцинации – это ошибочное В., когда образ возн-ет в отсутствии предмета; это внутр. образы, следы ранее забытого. Тема Внимание. Сущность Вн. и его роль. Внимание – направленность и сосредоточенность психической дея-ти, внутр. акцент психических процессов. Роль: 1. Вн. отбирает нужную и ненужную инф-цию, выделяет главное. 2. Обесп-ет четкость работы сознания, глубину и ясность отражения действ-ти. 3. Необходимое условие качественного выполнения дея-ти. Вн. занимает особое место среди психических явлений, т.к.: оно не выступает отдельно от остальных психических процессов, а присоед-ся к ним (к восприятию – всматриваемся, вслушиваемся; к мышлению – обдумываем) у Вн. нет собственного продукта, но есть результат: улучшение всякой дея-ти, к к-рой оно присоединяется. Физиологические мех-змы Вн. сложны и связаны с рефлекторной дея-тью мозга. 1) ориентировочный исследовательский рефлекс «Что такое?» как мех-зм непроизв. Вн. 2) доминанта – очаг оптимального возбуждения в опред. зоне коры, к-рый переключает на себя др. очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении др. участков коры. 3) ретикулярная формация (в стволе г.м.) обесп-ет состояние активного бодрствования 4) взаимод-ие 1 и 2 сигнальной систем
Виды внимания.
Факторы Вн. 1. Хар-р раздр-ля (сила, новизна раздр-ля) 2. Структурная орг-ция (объединенные объекты воспринимаются лучше) 3. Отн-ие к потребностям личности (особо значимое)
3. Свойства внимания. УКРОПстр 65 1. Устойчивость – спос-ть длительное время сосредотачиваться на объекте. Ф.М.–доминанта. 2. концентрация – степень сосредоточения Вн. на объекте. Ф.М. – доминанта. 3. Распределение – возможность удерживать в сфере Вн. одновременно неск-ко объектов. 4. Объем – кол-во объектов, к-рые м.б. схвачены Вн. одновременно. Ср.объем Вн. = 7 + 2 5. Переключаемость – намеренные перенос Вн. с объекта на объект, быстрый переход от одной дея-ти к другой.
Развитие внимания. В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания. В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн. С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого. В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции. В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции. К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн. Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.
Нарушения внимания. 1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете. 2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре; мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн. 3. Персервация – затруднение переключаемости. Тема Память. Понятие и значение памяти. Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта. Память – это с/ма процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок. Роль памяти. Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.
Процессы памяти. 1. Запоминание – это процесс, к-рый обесп-ет структурирование и орг-цию материала в П. Он зависит: – от хар-ра дея-ти: лучше запоминается то, что явл-ся целью дея-ти (Зинченко, Смирнов); – от установок. Есть зав-ть запоминания от исп-ия спец. приемов (группировки, установление отн-ий внутри материала). При запоминании может возникнуть эффект Зейгарник Б.В. (эффект незаконченного действия): незаконченное действие оставляет в психике травмирующий след. Виды запоминания: 1) Запечатление происходит на основе сильных эмоц. впечатлений, непроизвольно. 2) Заучивание – произвольное запоминание. 2. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала. 3. Воспроизведение – это процесс восстан-ния и реконструкции сохраненного материала в П. Реминисценция – это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутр. работой по осмыслению материала. Виды воспроизведения: 1) узнавание (происходит с опорой на восприятие) 2) актуализация (сохраненный материал сам «всплывает» в П.) 3) припоминание (требует волевых усилий и связано с мыслительной дея-тью) 4. Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Забывание предотвращается орг-цией материала и включением нового материала в с/му связей. Виды памяти. стр71-73 1. По установке и времени сохранения: 1) мгновенная иконическая П. (запоминание точное, полное; восприятие – 0,5 сек.) 2) кратковременная П. (хранится ок. 20 сек., объем = 7 + 2) 3) оперативная П. (хранение от неск-ких сек. до неск-ких дней; опред-ся задачами и рассчитано на решение опред. задачи, затем инф-ция может исчезнуть) 4) долговременная П. (хранится неограниченный срок и воспр-ся сколь угодно раз) 5) генетическая П. (хранится в генах и передается по наследству) 2. По связи с психическими процессами: 1) образная П. (связь с восприятием): зрительная, слуховая и др. 2) эмоциональная П. 3. По связи с мышлением: 1) механическая П. (основана на заучивании) 2) смысловая, или логическая П. 4. По наличию цели и участию воли: произвольная и непроизвольная П.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.42.5 (0.014 с.) |