![]() ТОП 10:
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стр-ра и компоненты волевого пов-ия. Стр 125
1. Наличие препятствий. 2. Борьба мотивов (мотив – побуждение к д-ию). 3. Осознание цели, отыскание смысла, принятие решения. 4. Приложение волевого усилия. Т.О., в стр-ру волевого д-ия входит: 1) мотив к совершению д-ия; 2) осмысление цели; 3) принятие решения; 4) б-ба мотивов; 5) волевое усилие; 6) достижение рез-та.
Локус контроля – это приписывание ответственности за рез-т внешним или внутр. условиям (понятие ввел Д. Роттер). Экстернальный л.к. (внешний л.к.) – это приписывание причин пов-ия внешн. факторам. Люди с экстерн. л.к. хар-ся неуверенностью в собств. силах, пониженной ответственностью за рез-т, стремлением откладывать решение проблем. Интернальный л.к. – это принятие ответственности за д-ие на себя. Людей с интерн. л.к. хар-ет уверенность в себе, ответственность и т.д.
Ф.М. воли: 1. Суммарная работа коры больших п/ш (в основе произв. пов-ия – дея-ть пирамидных кл-к, лобных отделов коры – III блок мозга). При нарушении лобных отделов – апраксия – нарушение произв. пов-ия, связанное с отсутствием целенаправленных д-ий. Абулия – болезненное безволие на фоне торможения коры. 2. Вторая сигнальная с/ма – свойственная ч-ку с/ма условно-рефлекторных связей, формирующихся при возд-ии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздр-ля, а его словесного обозначения. 2-ая сигн. с/ма возн-ет на базе 1-ой сигн. с/мы в процессе общения. 3. Ретикулярная формация – Е-ий блок г.м.
Волевые качества личности: 1. Сила воли – обобщенное понятие спос-ти ч-ка преодолевать внешние и внутр. трудности. 2. Выдержка – спос-ть ч-ка сдерживать свои эмоц-ые проявления, подавлять импульсивные малообдуманные д-ия. 3. Инициативность – св-во Л., проявляющееся в предприимчмвости. 4. Настойчивость – устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели. 5. Решительность – спос-ть быстро принимать решение в значимой ситуации. 6. Самообладание – спос-ть не теряться в экстремальн. ситуациях, не поддаваться эмоциям. 7. Смелость – спос-ть ч-ка качественно выполнять д-ия и осуществлять намерения в опасных ситуациях, несмотря на чувство боязни, страха. 8. Уверенность в себе – переживание ч-ком своих возможностей, как адекватных тем задачам, к-рые перед ним стоят и к-рые он ставит сам. 9. Целеустремленность – стремление Л. к достижению поставленной перед собой цели. 10. Самостоятельность. 11. Исполнительность.
Функции воли. 1. Главная ф-ция: сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жзнедея-ти. 2. Активирующая, побудительная и тормозящая ф-ции воли. Роль воли: волю наз-ют становым хребтом хар-ра ч-ка. Воля необходима для È всех ВПФ. Это форма сознательной регуляции активности. Воля превращает индивида в Л., владеющую собств. пов-ием и Пх-ими ф-циями.
Приемы самовоспитания воли. 1. Приобретение привычек, преодоление трудностей – с/матическое формирование воли. 2. Формирование целей, мотивов для их достижения, доведение до конца начатых дел; невыполнение дела дезорганизует волю. 3. Строгая орг-ция режима. 4. С/матические занятия спортом. 5. Самовнушение.
Патологии воли. 2) Упрямство – это необоснованное настаивание на своем. 3) Негативизм – это немотивированная склонность действовать наперекор без разумных оснований. Расценивается как неумение подчинить д-ия доводам разума. 4) Слабоволие, или лень, проявляется в снижении мотивов. Преодолевается лень ч/з самовоспитание. 5) Абулия – болезненное безволие. Апраксия – нарушение цели направленных действий. Тема 9. Ощущение и восприятие. Ощущение. Ощущение – это психический процесс отражения отдельных св-в предметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор. Ф.М. ощущения – дея-ть анализатора, включающая рецептор, проводник (нервы) и определенную зону коры мозга.
Классификация ощущений: 1. По модальности (принадлежности к рецептору): обонятельные, зрительные, вкусовые и др. 2. По положению рецепторов: экстерорецептивные (дистантные и контактные); интерорецептивные; проприорецептивные. Стр 54
Общие свойства ощущений: 1. Качество: каждый вид О. имеет качественные различия. 2. Интенсивность: определяется силой действия раздр-ля и функц. состоянием рецептора. 3. Длительность О. – время действия раздр-ля. 4. Пространственная локализация – соотн-ие с частью тела, где возн-ет О.
Закономерности ощущения:стр 55 1) пороги Нижний порог О. – минимальная величина разд-ля, способная вызвать едва заметные О. Верхний порог О. – максимальная величина разд-ля, после к-рой О. прекращается. Различительные порог – это различие 2-х разд-лей, вызывающих едва заметное различие О. 2) чувствительность (способность иметь О.) - на чувст-ть влияет дея-ть. Соотн-ие м/у чувст-тью и порогом – обратно пропорциональное. Закон Вебера-Фехнера: при возрастании раздр-ля в геом. прогрессии сила О. увеличивается в арифметической прогрессии. Св-ва О. (закономерности):стр 56 1. Адаптация – приспособление органов чувств к действию стимулов. 2. Сенсибилизация – усиление чувст-ти при взаимодействии О.; разв-ся путем упражнений. 3. Синестезия – под влиянием одного раздр-ля возн-ют О., характерные для другого. 4. Компенсация – при нарушении одного анализатора др. анализатор берет на себя его роль. 5. О. имеет эмоциональную окраску – чувственный тон. 6. О. врожденны и оч. важен сенсорный опыт (опыт О.), к-рый формир-ся в активном взаимодействии со средой. Сенсорная депривация (отсутствие сенсорного опыта) приводит к нарушению психического развития.
Восприятие. Стр 57 Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор. Для формирования В. необходима активность в виде двигательного компонента (как формы перцепции) и необходимо обследование предмета. Восприятие рассм-ся как особая дея-ть перцепции – дея-ть по формированию образа. Компоненты восприятия: 1) обследование предмета 2) выявление характерных признаков 3) опознание и отнесение предмета к опред. категории + работа памяти, воображения, мышления. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и особ-тей личности.
Св-ва В. (св-ва перцептивных образов стр 58 Целостность – это св-во В., обеспечивающее В. предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. Мы мысленно в В. достраиваем образ до целого. 1. Предметность – это отнесение признаков и св-в к некому предмету. 2. Константность – В. предметов как отн-но постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий. 3. Избирательность – выделение одних предметов по сравнению с другими; основана на явлении «фигуры и фона». 4. Осмысленность – приписывание предметам и явлениям опред. смысла, обозначение опред. словом, отнесение к опред. категории. 5. Структурность: мы воспринимаем не сумму ощущений, а опред. структуру. Виды восприятия. 1) По модальности 2) По цели: произвольное В. (наблюдение) и непроизвольное В. 3) По предмету В.:стр 59 1 – В. времени – отражение длительности и последовательности явлений действ-ти. Ф.М. В. времени – условный рефлекс на время, связанный с цикличностью возбуждения и торможения в коре г.м., с влияниями извне (смена дня и ночи, времен года), с внутр. воздействиями (утомление, чувство голода). В. времени отн-но и субъективно. Оно зависит от: содержания дея-ти, от эмоционального состояния в отн-ии ушедшего времени (не заполненные ничем отрезки – мгновения, а заполенные интересным делом – значительные события) 2 – В. пространства – отражение величины, формы, объема, удаленности. Ф.М. – совместная дея-ть зрительного, двигательного анализаторов, вестибулярного аппарата. В. простр-ва имеет 3 компонента: ощущение от вестибулярного аппарата обеспечивает В. верха, низа; помогает воспринять 3-мерность простр-ва зрительный анализатор обеспечивает явления аккомодации и конвергенции (сведение и разведение осей глаз) бинокулярное зрение обеспечивает В. глубины 3 – В. формы требует выделение предмета из фона, выделение его контуров; связано с движение глаз по контуру. 4 – В. величины зависит от параметров изображения на сетчатке; обеспеч-ся сложным сочетанием мускульно-двигательных ощущений глаза. 5– В. цвета связано с дея-тью палочек и колбочек. 6– В. глубины обесп-ся мускульными дв-ями глазных мышц. Важн. роль – конвергенции. 7– В. движения – это отражение направления скорости и простр-ого расположения предметов. Осущ-ся при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализаторов; включает дв-ие головы и фиксацию взгляда, при этом происходит совмещение изображения на сетчатке.
В. форм-ся прижизненно. Новорожд. ребенок обладает отд. О., а В. форм-ся (к 3 мес.) в процессе развития корковых зон, приобретения опыта совместной работы анализаторов.
Нарушения в восприятии: стр 62 1) Иллюзии – это ошибочное В., при к-ром образ возн-ет при реальном воздействии предмета на органы чувств. 2) Галлюцинации – это ошибочное В., когда образ возн-ет в отсутствии предмета; это внутр. образы, следы ранее забытого. Тема Внимание. Сущность Вн. и его роль. Внимание – направленность и сосредоточенность психической дея-ти, внутр. акцент психических процессов. Роль: 1. Вн. отбирает нужную и ненужную инф-цию, выделяет главное. 2. Обесп-ет четкость работы сознания, глубину и ясность отражения действ-ти. 3. Необходимое условие качественного выполнения дея-ти. Вн. занимает особое место среди психических явлений, т.к.: оно не выступает отдельно от остальных психических процессов, а присоед-ся к ним (к восприятию – всматриваемся, вслушиваемся; к мышлению – обдумываем) у Вн. нет собственного продукта, но есть результат: улучшение всякой дея-ти, к к-рой оно присоединяется. Физиологические мех-змы Вн. сложны и связаны с рефлекторной дея-тью мозга. 1) ориентировочный исследовательский рефлекс «Что такое?» как мех-зм непроизв. Вн. 2) доминанта – очаг оптимального возбуждения в опред. зоне коры, к-рый переключает на себя др. очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении др. участков коры. 3) ретикулярная формация (в стволе г.м.) обесп-ет состояние активного бодрствования 4) взаимод-ие 1 и 2 сигнальной систем
Виды внимания.
Факторы Вн. 1. Хар-р раздр-ля (сила, новизна раздр-ля) 2. Структурная орг-ция (объединенные объекты воспринимаются лучше) 3. Отн-ие к потребностям личности (особо значимое)
3. Свойства внимания. УКРОПстр 65 1. Устойчивость – спос-ть длительное время сосредотачиваться на объекте. Ф.М.–доминанта. 2. концентрация – степень сосредоточения Вн. на объекте. Ф.М. – доминанта. 3. Распределение – возможность удерживать в сфере Вн. одновременно неск-ко объектов. 4. Объем – кол-во объектов, к-рые м.б. схвачены Вн. одновременно. Ср.объем Вн. = 7 + 2 5. Переключаемость – намеренные перенос Вн. с объекта на объект, быстрый переход от одной дея-ти к другой.
Развитие внимания. В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания. В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн. С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого. В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции. В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции. К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн. Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.
Нарушения внимания. 1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете. 2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре; мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн. 3. Персервация – затруднение переключаемости. Тема Память. Понятие и значение памяти. Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта. Память – это с/ма процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок. Роль памяти. Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.
Процессы памяти. 1. Запоминание – это процесс, к-рый обесп-ет структурирование и орг-цию материала в П. Он зависит: – от хар-ра дея-ти: лучше запоминается то, что явл-ся целью дея-ти (Зинченко, Смирнов); – от установок. Есть зав-ть запоминания от исп-ия спец. приемов (группировки, установление отн-ий внутри материала). При запоминании может возникнуть эффект Зейгарник Б.В. (эффект незаконченного действия): незаконченное действие оставляет в психике травмирующий след. Виды запоминания: 1) Запечатление происходит на основе сильных эмоц. впечатлений, непроизвольно. 2) Заучивание – произвольное запоминание. 2. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала. 3. Воспроизведение – это процесс восстан-ния и реконструкции сохраненного материала в П. Реминисценция – это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутр. работой по осмыслению материала. Виды воспроизведения: 1) узнавание (происходит с опорой на восприятие) 2) актуализация (сохраненный материал сам «всплывает» в П.) 3) припоминание (требует волевых усилий и связано с мыслительной дея-тью) 4. Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Забывание предотвращается орг-цией материала и включением нового материала в с/му связей. Виды памяти. стр71-73 1. По установке и времени сохранения: 1) мгновенная иконическая П. (запоминание точное, полное; восприятие – 0,5 сек.) 2) кратковременная П. (хранится ок. 20 сек., объем = 7 + 2) 3) оперативная П. (хранение от неск-ких сек. до неск-ких дней; опред-ся задачами и рассчитано на решение опред. задачи, затем инф-ция может исчезнуть) 4) долговременная П. (хранится неограниченный срок и воспр-ся сколь угодно раз) 5) генетическая П. (хранится в генах и передается по наследству) 2. По связи с психическими процессами: 1) образная П. (связь с восприятием): зрительная, слуховая и др. 2) эмоциональная П. 3. По связи с мышлением: 1) механическая П. (основана на заучивании) 2) смысловая, или логическая П. 4. По наличию цели и участию воли: произвольная и непроизвольная П.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.019 с.) |