ТОП 10:

История предмета психологии.



История предмета психологии.

1. Психология сознания (1879 г.) – сознание

В. Вундт, У. Джемс

Методы: интроспекция (самонаблюдение)

В основе сознания лежат простые элементы. Структурализм – сознание имеет стр-ру. Функционализм – психич. жизнь – это непрерывный поток инф-ции, а сознание выбирает то, что соответствует внутр. состоянию.

 
 

2. Бихевиоризм (нач. ХХ в.) - поведение

Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк

Методы: наблюдение, эксперимент

Практика: бихевиоральная терапия, лечение фобий.

S – R: стимул порождает определенную реакцию.

 
 


3. Психоанализ – бессознательное

З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер

Методы (Практика): анализ снов,

метод свободных ассоциаций

анализ описок, оговорок, забываний

 

4. Гуманистическая y - здоровая творческая личность, индивидуальность

К. Роджерс, А. Маслоу, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мей

Методы: биографический метод

Практика: клиент-центрированная терапия (Роджерс).

Черты: эмпатия, конгруэнтность

 
 

5. Гештальт-психология – гештальт

М. Вертгеймер, К. Левин, К. Коффка, В. Келер

Методы: феноменологические описания (наблюдение содержания своего восприятия, выявление в сознании образных стр-р).

Практика: гештальт-терапия. Ее цель: восстановить утраченную целостность. Методом психодрамы. Исп-ся закон фигуры и фона.

Психике свойственно стремление к целостности, завершенности. Эффект Зейгарник Б.Ф. (эф. незаконченного действия).

 

6. Когнитивная y (60 гг. ХХ в.) – познавательные процессы

У. Найссер, Саймон, Брунер, Келли

Методы: информационный подход

Практика: рациональная терапия: причина аномального поведения – иррациональные мысли. Главное – научить ч-ка мыслить рационально.

 

7. Отечественная y - закономерности психики

Выготский, Леонтьев, Лурия, Рубинштейн, Давыдов

Методы: деятельностный подход

Практика нарабатывается

Развитие психики в дея-ти, единство сознания и дея-ти, утверждение социальной сущности психики.

Психика и мозг. Психофизиологическая проблема.

Психофизиологическая проблема –

это история развития взглядов на соотношение психических и физиологических явлений.

Суть проблемы: как соотносится психическое и физиологическое.

В решение психофиз. проблемы внесли вклад Павлов, Бернштейн, Анохин, Ухтомский, Леонтьев, Шадриков.

Функциональный орган (по Ухтомскому) – это некое временное сочетание сил. Примером явл-ся доминанта – это временно господствующий набор рефлексов, к-рый направляет в данный момент поведение индивида на решение задач.

Тема 6. Возникновение и развитие психики в филогенезе.

Виды внимания.

Виды Вн. Характеристики Условия возн-ния Физиолог. мех-зм
Непроизвольное Вн. легкость возн-ния отсутствие волевого усилия легкость переключения Сильный контрастный раздражитель ориентировочный рефлекс «Что такое?», возн-ет доминанта
Произвольное Вн. направленность на цель волевое усилие Постановка цели Доминанта, 2 сигнальная с/ма
Послепроизвольное Вн. Сохранение целенаправленной дея-ти при снятии волевого усилия Вхождение в дея-ть и возн-ние интереса к ней доминанта

Рефлексия – это спос-ть выделить свой внутр. мир из жизненного окружения,

идентификация =уподобление, отождествление рефлексия

коллектив.= Группа, объединенная целями общественно -полезной деятельности

интерактивная сторона общения =Организация взаимодействия между общающимися индивидами это:

перцептивная сторона общения= воспириятие людьми др др

Умение =совокупность знаний и гибких навыков

.Навык= способ выполнения действия автоматизированный в результате упражнения

Привычка =навык ставший потребностью

.Отличие волевого поведения от произвольного заключается в:наличии смысла

страсть =сильное длительно доминирующее чувство, направляющее все помыслы на достижение цели:

Гениальность Проявление духовного предвидения, в создании принципиально нового

.Сильный неуравновешенный, подвижный тип темперамента этохолерик

Меланхолик слабый

Индивид это Биологическая характеристика человека

Социальная характеристика -личность

Характеристика активности-субъект

Показатель уникальности, неповторимости-индивидуальность

Поведение как предмет изучает. Бихевиоризм

Бихевиоризм использует для изучения психики.Эксперимент

Генезис психики это:Проблема происхождения психики;

Раздражимость характерна для:Биологического отражени

Рефлексия – это способность сделать свой внутренний мир, предметом осмысления, понимания

социализация.Особый процесс включения ребенка в общество, усвоение и воспроизведение социального опыта это:

11. Гештальт психология выдвигает тезис о целостных структурах психики.

Методология … система. принципов

Одаренность Высокий уровень развития способностей, сочетание способностей

стресс- напряжение

аффект Сильное ,относительно кратковременное эмоциональное переживание, часто сопровождающееся потерей самоконтроля

.страсть сильное, длительное чувство с волевым компонентом

В структуру деятельности входитЦель мотив действия .операции

. Зачаточной формой психического отражения является: Чувствительность как способность иметь ощущения

При адаптации чувствительность изменяется в сторону:и понижения и повышения Преимущественное выделение одного предмета по сравнению с другими это:избирательность

оперативная памятьВид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия это:

Логическое умозаключение от частного к общемуэто индуктивное умозаключение

Логическое умозаключение от общего к частному это дедуктивное умозаключение

Разносторонность знаний, способность охватить весь спектр знаний характеризует:широту ума

выдержка Качество воли, которое позволяет затормозить действие, неадекватное ситуации

астенические чувства(эмоции)-это переживания ,снижающие активность личности.

Функции общения информационной, интерактивнойи перцептивной[

Информационно-коммуникативная функ­цияобщения в широком смысле заклю­чается вобмене информацией

вербальную(в качестве знаковой системы использует­ся речь) и

невербальнуюкоммуникацию (различные неречевые знаковые системы).

кинесику(жесты, мимику, пантомимику);

паралингвистику(система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.);

прок-семику(нормы организации пространства и времени в общении); визуальное обще­ние (система «контакта» глазами).

 

Тема 1 Психология как наука .

Психология

Психика=

Объект П=

Предмет П

Тема 2 Современная психология. Место в системе наук.

Психология

Задачи психологии ( по А.Р. Лурии)

1 Установление законов П Д

2.

Место психологии в системе наук (Кедров Б.М.)

Связь с другими науками :философией:естественными (анатомия , физиология) науками математикой педагогикой юриспруденцией.

Структура психологии

Отрасли психологии(их классификация

По видам Д По ур разв псих По отн Ч общ по цели Д по связи с др наук
Труда, инженеоную,педагогич. Возрастная Социальная Психология личности Фундаментальная Прикладная Психофизиология

 

Место общей психологии

Основные принципы психологии (Рубинштейн СЛ )

Р азвития все п явл рассм в движ измен позн лиш в

Единства сознания и деятельностиС не т прояв но и форм в Д

ДетерминизмаП обуслов внеш возд и образом жизни и изм с изм внеш услов

Активности-

С истемностипредпол многообр источн и дв сил пс разв

Тема 3 Основные направления в психологии .

«Основные психологические школы»стр 20-27. уч Радугина

Направления Представители Предмет исследования Метод исследования Основные идеи
Психол сознания     Сознание    
Бихевиоризм        
Глубинная психология       Психоанализ  
Гуманистическая психол        
Гештальт психология        
Когнитивная психол          
Отечественная психология          

 

Тема 4 Методы психологии и их классификация стр 29

 

Метод

Методология –

Организационные методы ( кл БГ Ананьева )

Название Характеристика
Сравнительный  
Лонгитюдный  
Комплексный  

Интерпретационные методы ( кл БГ Ананьева )

Раздел 2 Психические процессы

Параметры Ощущение восприятие внимание память мышление речь воображение
Понятие определение              
Механизмы                
Авторы теор. подходы                
классификация Виды формы              
Индивид особенности типы              
Факторы влияющие              

 


Тема Личность.

Понятие Личности.

Личность – это центр-ая категория ψ, наряду с такими понятиями, как сознание и дея-ть.

Для понимания сущности личности Б.Г. Ананьев рассм-ет это понятие в ряду блзких:

индивид, личность, субъект, индивидуальность.

развитие ч-ка

Индивид – это носитель биологич. св-в (конституция тела, пол, возраст, особ-ти н.с. и ВНД), это ч-к как представитель рода; È-ся в онтогенезе и достигает биологич. зрелости.

Личность в отличие от индивида – это социальное понятие, это ч-к в с/ме социальных отн-ий, это представитель общ-ва, имеющий свою позицию среди других. Л. È-ся на основе индивидных стр-р в ходе социализации и достигает социальной зрелости. Л. в процессе своего È может выступать как субъект.

Субъект – это распорядитель активности, осуществляющий изменения в себе и других. Рез-том È субъекта явл-ся достижение Пх-ой зрелости.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в ч-ке всех подстр-р (индивида, Л., субъекта).

 

Т.О., под Л. в ψ понимается некое с/мное качество, к-рое приобретает индивид во вз-ии с социальным окружением.

Леонтьев А.Н.: Л. – это специфическое ч-ое образование, к-рое «производится» общ-ыми отн-иями, в к-рые индивид вступает в своей дея-ти.

Божович Л.И.: Л. – это ч-к, достигший опред. ур-ня Пх-ого È (1 – 3 года).

Рубинштейн: Л.–это развит. форма природной сущности ч-ка со своей позицией в жизни.

 

Структура личности.

По Платонову К.К., стр-ра Л. включает в себя социально обусловленные и биологически обусловленные подстр-ры. На пересечении всех подстр-р È-ся способности и хар-р. Т.О., иерархическое стр-ие Л. вбирает в себя огромное кол-во компонентов, к-рое условно можно объединить в некое число подстр-р, где высшие управляют низшими, опираются ни них и не сводятся к их сумме.

Петровский А.В. выделяет в Л.:

интроиндивидную подстр-ру – это Л. как Я, отличное от других; это субъективный феномен, созданный под влиянием др. людей;

интериндивидную подстр-ру – это Л. в простр-ве межиндивидных связей, Л. в с/ме отн-ий как субъект общения;

метаиндивидную подстр-ру – это Л. как феномен персонализации; Л. как вклад в др. людей; речь идет об активном продолжении в др. людей; спос-ть произвести в др. ч-ке изменения.

 

4. Формирование и È Л. Факторы È Л.

Факторы È Л.:

4. Биологический фактор – наследственность (особ-ти н.с., конституция тела и т.д.).

5. Социальный фактор – среда (воспитание, особая роль – семье, обучение).

6. Собственная активность играет решающую и ведущую роль.

 

Критерии сформированности Л.

Л.И. Божович А.Н. Леонтьев
1 эт. Иерархия мотивов, спос-ть к опосредованному пов-ию, преодолению непосредств. побуждений. 2. Сознательный выбор мотивов и саморуководство. 1. Л. рождается в детстве (дошкольный возраст) при установлении иерархии мотивов. 2. Спос-ть осознавать мотивы и осознанно выстраивать иерархию мотивов (к подростковому возрасту).

 

Этапы È Л.:

1. Усвоение правил и норм (нач-ся в процессе общения с матерью).

2. Идентификация (отождествление с др. людьми, к-рое происходит в процессе вз-ия с др. людьми).

3. Освоение социальных ролей (представление о Л. как с/ме ролевого пов-ия обуславливает влияние соц. Ожиданий на ее È).

 

Социализация – особый процесс включения в общ-во, усвоения и воспроизв-ва индивидом соц. опыта в общении и дея-ти.

 

Личность

Параметры темперамент характер способности направленность
Понятие определение        
Теории подходы        
Авторы теорий        
Структура        
классификации Виды формы        
Индивид особенности типы        
Факторы влияющие        
Механизмы развития        

 

теме.

 

1)

 

Тема Эмоции и чувства.

Составляющие Э. и Ч.

1. Внешние проявления (мимика, жесты, позы).

2. Физиолог. изменения орг-ма (пульс, зрачки, дыхание, покраснение лица).

3. Внутр. субъективное переживание, в к-ром ч-к не всегда может дать себе отчет.

Физиологические мех-змы.

Э. оч. тесно связаны с протеканием физиолог. процессов. Обусловлены работой:

ретикулярной формации,

таламуса, гипоталамуса,

лимбической с/мы,

специализированных стр-р мозга,

коры, лобных долей, речевых центров (чувства).

Роль:

энергетическая активация орг-ма,

обеспечение оптимальной дея-ти,

Э. и Ч. лежат в основе приобретения опыта,

Э. – это главный мех-зм регуляции,

по Дадонову, Э. обладают самостоятельной ценностью (Э. украшают жизнь).

 

Функции эмоций.

1. Сигнальная ф-ция (мобилизует защитные силы).

2. Регулятивная ф.

3. Оценочная ф.

4. Экспрессивная ф. (выражение чувств).

5. Коммуникативная ф.

6. Согласно Леонтьеву, Э. ставит задачу на смысл, побуждая работать над собой.

 

Классификации эмоций.

1. По знаку: «+» и «–».

2. По хар-ру потребностей: биологич. и социальные.

3. По влиянию на дея-ть (Им. Кант):

стенические – возбуждающие (гнев, радость),

астенические – тормозящие (тоска, благодушие).

4. По Вундту: удовольствие – неудов-ие; напряжение – разрядка; возбуждение – успокоение.

5. Изард выделяет фундаментальные и производные эмоции.

7. По силе и длительности выделяют:

чувства,

аффекты – сильная кратковременная эмоц. р-ия, хар-ся нарушением сознательного контроля и сужением сознания;

страсть – сильная длит. доминирующая эмоц. р-ия, направляющая все помыслы ч-ка на достижение цели, с ярко выраженным волевым элементом;

настроение – устойч. переживание каких-л. Э.; это эмоц. оценка Л-тью того, как складываются для нее обстоятельства (по Рубинштейну);

чувственный тон – эмоциональная окраска ощущений.

 

Виды чувств.

1. Нравственные ч. (этические, моральные) – это переживание отн-ия к себе, др, Родине (пр: гуманизм, патриотизм, стыд). В основе лежит знание норм морали.

2. Интеллектуальные ч. – в основе: потребности в знаниях.

3. Праксические ч. – чувства, порождаемые дея-тью.

4. Эстетические ч. – в основе: стремление к гармонии, красоте.

Тема. Воля. Стр 125

Функции воли.

1. Главная ф-ция: сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жзнедея-ти.

2. Активирующая, побудительная и тормозящая ф-ции воли.

Роль воли: волю наз-ют становым хребтом хар-ра ч-ка. Воля необходима для È всех ВПФ. Это форма сознательной регуляции активности. Воля превращает индивида в Л., владеющую собств. пов-ием и Пх-ими ф-циями.

 

Приемы самовоспитания воли.

1. Приобретение привычек, преодоление трудностей – с/матическое формирование воли.

2. Формирование целей, мотивов для их достижения, доведение до конца начатых дел; невыполнение дела дезорганизует волю.

3. Строгая орг-ция режима.

4. С/матические занятия спортом.

5. Самовнушение.

 

Патологии воли.

2) Упрямство – это необоснованное настаивание на своем.

3) Негативизм – это немотивированная склонность действовать наперекор без разумных оснований. Расценивается как неумение подчинить д-ия доводам разума.

4) Слабоволие, или лень, проявляется в снижении мотивов. Преодолевается лень ч/з самовоспитание.

5) Абулия – болезненное безволие.

Апраксия – нарушение цели направленных действий.

Ощущение.

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных св-в предметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор.

Ф.М. ощущения – дея-ть анализатора, включающая рецептор, проводник (нервы) и определенную зону коры мозга.

 

Классификация ощущений:

1. По модальности (принадлежности к рецептору): обонятельные, зрительные, вкусовые и др.

2. По положению рецепторов: экстерорецептивные (дистантные и контактные); интерорецептивные; проприорецептивные. Стр 54

 

Общие свойства ощущений:

1. Качество: каждый вид О. имеет качественные различия.

2. Интенсивность: определяется силой действия раздр-ля и функц. состоянием рецептора.

3. Длительность О. – время действия раздр-ля.

4. Пространственная локализация – соотн-ие с частью тела, где возн-ет О.

 

Закономерности ощущения:стр 55

1) пороги

Нижний порог О. – минимальная величина разд-ля, способная вызвать едва заметные О.

Верхний порог О. – максимальная величина разд-ля, после к-рой О. прекращается.

Различительные порог – это различие 2-х разд-лей, вызывающих едва заметное различие О.

2) чувствительность (способность иметь О.) - на чувст-ть влияет дея-ть.

Соотн-ие м/у чувст-тью и порогом – обратно пропорциональное.

Закон Вебера-Фехнера: при возрастании раздр-ля в геом. прогрессии сила О. увеличивается в арифметической прогрессии.

Св-ва О. (закономерности):стр 56

1. Адаптация – приспособление органов чувств к действию стимулов.

2. Сенсибилизация – усиление чувст-ти при взаимодействии О.; разв-ся путем упражнений.

3. Синестезия – под влиянием одного раздр-ля возн-ют О., характерные для другого.

4. Компенсация – при нарушении одного анализатора др. анализатор берет на себя его роль.

5. О. имеет эмоциональную окраску – чувственный тон.

6. О. врожденны и оч. важен сенсорный опыт (опыт О.), к-рый формир-ся в активном взаимодействии со средой.

Сенсорная депривация (отсутствие сенсорного опыта) приводит к нарушению психического развития.

 

Восприятие. Стр 57

Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор.

Для формирования В. необходима активность в виде двигательного компонента (как формы перцепции) и необходимо обследование предмета.

Восприятие рассм-ся как особая дея-ть перцепции – дея-ть по формированию образа.

Компоненты восприятия:

1) обследование предмета

2) выявление характерных признаков

3) опознание и отнесение предмета к опред. категории

+ работа памяти, воображения, мышления.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и особ-тей личности.

 

Св-ва В. (св-ва перцептивных образов стр 58

Целостность – это св-во В., обеспечивающее В. предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. Мы мысленно в В. достраиваем образ до целого.

1. Предметность – это отнесение признаков и св-в к некому предмету.

2. Константность – В. предметов как отн-но постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий.

3. Избирательность – выделение одних предметов по сравнению с другими; основана на явлении «фигуры и фона».

4. Осмысленность – приписывание предметам и явлениям опред. смысла, обозначение опред. словом, отнесение к опред. категории.

5. Структурность: мы воспринимаем не сумму ощущений, а опред. структуру.

Виды восприятия.

1) По модальности

2) По цели: произвольное В. (наблюдение) и непроизвольное В.

3) По предмету В.:стр 59

1 – В. времени – отражение длительности и последовательности явлений действ-ти.

Ф.М. В. времени – условный рефлекс на время, связанный с цикличностью возбуждения и торможения в коре г.м., с влияниями извне (смена дня и ночи, времен года), с внутр. воздействиями (утомление, чувство голода).

В. времени отн-но и субъективно. Оно зависит от:

содержания дея-ти,

от эмоционального состояния в отн-ии ушедшего времени (не заполненные ничем отрезки – мгновения, а заполенные интересным делом – значительные события)

2В. пространства – отражение величины, формы, объема, удаленности.

Ф.М. – совместная дея-ть зрительного, двигательного анализаторов, вестибулярного аппарата.

В. простр-ва имеет 3 компонента:

ощущение от вестибулярного аппарата обеспечивает В. верха, низа; помогает воспринять 3-мерность простр-ва

зрительный анализатор обеспечивает явления аккомодации и конвергенции (сведение и разведение осей глаз)

бинокулярное зрение обеспечивает В. глубины

3В. формы требует выделение предмета из фона, выделение его контуров; связано с движение глаз по контуру.

4В. величины зависит от параметров изображения на сетчатке; обеспеч-ся сложным сочетанием мускульно-двигательных ощущений глаза.

5В. цвета связано с дея-тью палочек и колбочек.

6В. глубины обесп-ся мускульными дв-ями глазных мышц. Важн. роль – конвергенции.

7В. движения – это отражение направления скорости и простр-ого расположения предметов. Осущ-ся при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализаторов; включает дв-ие головы и фиксацию взгляда, при этом происходит совмещение изображения на сетчатке.

 

В. форм-ся прижизненно. Новорожд. ребенок обладает отд. О., а В. форм-ся (к 3 мес.) в процессе развития корковых зон, приобретения опыта совместной работы анализаторов.

 

Нарушения в восприятии: стр 62

1) Иллюзии – это ошибочное В., при к-ром образ возн-ет при реальном воздействии предмета на органы чувств.

2) Галлюцинации – это ошибочное В., когда образ возн-ет в отсутствии предмета; это внутр. образы, следы ранее забытого.

Тема Внимание.

Сущность Вн. и его роль.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической дея-ти, внутр. акцент психических процессов.

Роль:

1. Вн. отбирает нужную и ненужную инф-цию, выделяет главное.

2. Обесп-ет четкость работы сознания, глубину и ясность отражения действ-ти.

3. Необходимое условие качественного выполнения дея-ти.

Вн. занимает особое место среди психических явлений, т.к.:

оно не выступает отдельно от остальных психических процессов, а присоед-ся к ним (к восприятию – всматриваемся, вслушиваемся; к мышлению – обдумываем)

у Вн. нет собственного продукта, но есть результат: улучшение всякой дея-ти, к к-рой оно присоединяется.

Физиологические мех-змы Вн. сложны и связаны с рефлекторной дея-тью мозга.

1) ориентировочный исследовательский рефлекс «Что такое?» как мех-зм непроизв. Вн.

2) доминанта – очаг оптимального возбуждения в опред. зоне коры, к-рый переключает на себя др. очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении др. участков коры.

3) ретикулярная формация (в стволе г.м.) обесп-ет состояние активного бодрствования

4) взаимод-ие 1 и 2 сигнальной систем

 

Виды внимания.

Виды Вн. Характеристики Условия возн-ния Физиолог. мех-зм
Непроизвольное Вн. легкость возн-ния отсутствие волевого усилия легкость переключения Сильный контрастный раздражитель ориентировочный рефлекс «Что такое?», возн-ет доминанта
Произвольное Вн. направленность на цель волевое усилие Постановка цели Доминанта, 2 сигнальная с/ма
Послепроизвольное Вн. Сохранение целенаправленной дея-ти при снятии волевого усилия Вхождение в дея-ть и возн-ние интереса к ней доминанта

Факторы Вн.

1. Хар-р раздр-ля (сила, новизна раздр-ля)

2. Структурная орг-ция (объединенные объекты воспринимаются лучше)

3. Отн-ие к потребностям личности (особо значимое)

 

3. Свойства внимания. УКРОПстр 65

1. Устойчивость – спос-ть длительное время сосредотачиваться на объекте. Ф.М.–доминанта.

2. концентрация – степень сосредоточения Вн. на объекте. Ф.М. – доминанта.

3. Распределение – возможность удерживать в сфере Вн. одновременно неск-ко объектов.

4. Объем – кол-во объектов, к-рые м.б. схвачены Вн. одновременно. Ср.объем Вн. = 7 + 2

5. Переключаемость – намеренные перенос Вн. с объекта на объект, быстрый переход от одной дея-ти к другой.

 

Развитие внимания.

В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания.

В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн.

С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого.

В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции.

В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции.

К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн.

Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.

 

Нарушения внимания.

1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете.

2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте

истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре;

мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн.

3. Персервация – затруднение переключаемости.

Тема Память.

Понятие и значение памяти.

Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта.

Память – это с/ма процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок.

Роль памяти.

Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.

 

Процессы памяти.

1. Запоминание – это процесс, к-рый обесп-ет структурирование и орг-цию материала в П.

Он зависит:

– от хар-ра дея-ти: лучше запоминается то, что явл-ся целью дея-ти (Зинченко, Смирнов);

– от установок.

Есть зав-ть запоминания от исп-ия спец. приемов (группировки, установление отн-ий внутри материала).

При запоминании может возникнуть эффект Зейгарник Б.В. (эффект незаконченного действия): незаконченное действие оставляет в психике травмирующий след.

Виды запоминания:

1) Запечатление происходит на основе сильных эмоц. впечатлений, непроизвольно.

2) Заучивание – произвольное запоминание.

2. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала.

3. Воспроизведение – это процесс восстан-ния и реконструкции сохраненного материала в П. Реминисценция – это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутр. работой по осмыслению материала.

Виды воспроизведения:

1) узнавание (происходит с опорой на восприятие)

2) актуализация (сохраненный материал сам «всплывает» в П.)

3) припоминание (требует волевых усилий и связано с мыслительной дея-тью)

4. Забывание – это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Забывание предотвращается орг-цией материала и включением нового материала в с/му связей.

Виды памяти. стр71-73

1. По установке и времени сохранения:

1) мгновенная иконическая П. (запоминание точное, полное; восприятие – 0,5 сек.)

2) кратковременная П. (хранится ок. 20 сек., объем = 7 + 2)

3) оперативная П. (хранение от неск-ких сек. до неск-ких дней; опред-ся задачами и рассчитано на решение опред. задачи, затем инф-ция может исчезнуть)

4) долговременная П. (хранится неограниченный срок и воспр-ся сколь угодно раз)

5) генетическая П. (хранится в генах и передается по наследству)

2. По связи с психическими процессами:

1) образная П. (связь с восприятием): зрительная, слуховая и др.

2) эмоциональная П.

3. По связи с мышлением:

1) механическая П. (основана на заучивании)

2) смысловая, или логическая П.

4. По наличию цели и участию воли: произвольная и непроизвольная П.

 

Тема Деятельность

 

 

Д-сознат активностьЧ , порождаемая потребн ,направл на достиж цели позн и преобр мира

Роль Д оказ решающ влияние на формир и совершенств псих процессов обогащение форм познания усвоение опыта Вне Д чел не сущ а значит не сущ его психики Нет Д нет Псих Изменение и усложнение Д приводит к разв психики, создает предпосылки для дальнейшего формир Д Первая Д-предметная ей предшествует развитие действий хватания и дальше предметная т е использование предм по назначению способом закрепленным в чел опытеБурное развитие предметн д связ с ходьбой и происх на 2 году При возник предм Д от ? что это реб перех Что с ним м делать Предметн Д ведущая в раннем Возр В недрах предметной Д формир игра вначале она близка предметн д позднее возник с-ж-р игра вед

СтруктураПсих строен Д по Ан Леон(5)

1 ПОТРЕБНОСТЬпуск мехД» сост объект нуж орг в чем то леж вне его и сост необх услов его норм функционир

поиск неясность встреча потребн с предм рождает мотив-побудит сила(конкретизация П)(

МОТИВ ==== ЦЕЛЬ-образ жел результата ====УСЛОВИЕ=ВПД внутренний план осущ Д то на чем она строится )

ДЕЯТ(целенапр А)=Действие(процесс напр достиж Ц)===ОПЕРАЦИЯ(способ выполн д)

Операциональный аспект Д

Действие процесс направ на реализ цели 1 акт сознания (посьан и удерж цели

2 акт повед (

Действие единица Д это всегда акт сознания осознано и опред целью( те это постановка и удержание цели и акт поведения

Каждое действие состоит из ряда мелких д связать свитер операция как способ выполнения д вдеть нитку иголку в нитку

Операции способы вып д не осозн или частично неосоз(прилаж)

Мотивац аспект Д вкл потр мотив цель условия

СУБЪЕКТ =наделен А направл на С и О

ОБЪЕКТ =на негонаправл А С

 

Умения навыки привычки

НАВЫК- д АВТОМАТИЗИР в рез упр прох ряд этапов,хорошо сформир д в структуру которого входит образ результата программа д и контроль.Интерференция=торможение навыков

Перенос + вл навыков на ув вдр

УМЕНИЕ- совокупность знаний и гибких навыков обеспечивающих возможность выполнения д

ПРИВЫЧКА-автоматизир дд выполнение котор стало ПОТРЕБНОСТЬЮ или навык сформир на фоне + эмоций

Виды Д

Игра учение труд
Ф Д в условн сит направ на усвоен опыта фиксир в способ осущ предм Д Д напр на приобр зун Д по созд мат благ

 

 

Мышление

План

1.Понятие сущность, и роль

2. мех мыш

3. классификация и виды

5. М операции

6.Формы М

7.Индивид особ М (кач ума)

89.М и интеллект структура интеллекта

М-высший п п обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связ и отнош

Обобщенно мыслим не конкр предмет а обобщаем ( выр понятием животное) принесите тетради ручки

Опосредовано- мы выносим сужден о свой пред без непоср конт с ним путем анализща косв инф погоду не выходя а по гардуснику мыслим с помощью средств, образы знаки язык опреир промеж звеньями прошлый опыт знаковые системы

Единицы М действия образы понятия

Роль

расшир границы познан (стр атома) позв познать мир и воздей на него механизмы не изучены

Ф меха= работа коры ,2 сиг сис, речевые центры раб 3 блока рег и контр Лобные отделы коры условно рефлекторный процесс

Психологически это система операций .анализ синтез







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.085 с.)