Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психическое развитие ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
в младшем школьном возрасте (второй период детства)
Второй период детства охватывает возрастной диапазон от восьми до двенадцати лет. В этом возрасте место игры как ведущей деятельности занимает учение. Учение для младшего школьника выступает стержневым, системообразующим отношением к жизни, поскольку именно через нее в этот период жизни осуществляется формирование и развитие психики в процессе дальнейшего созревания организма. Особенностью учения в условиях школы является то, что это – организованная систематически побуждаемая, целенаправленная и социально значимая деятельность, общее назначение которой состоит в том, чтобы ребенок усвоил те знания, умения и навыки, которые позволили бы ему затем найти свое место в социуме, создали бы предпосылки для овладения той или иной профессией. Но этого мало. Школьное обучение преследует и другие цели. Во-первых, школа – это первичный социальный фильтр, который обозначает и сортирует детей по их способностям. Нравится это или нет, но школа служит своеобразной лакмусовой бумажкой, указывая учащемуся на его место в институциональной иерархии. И это место напрямую зависит от усилий учащегося и его способностей. Во-вторых, школа предъявляет определенные требования, которые обязательны для всех и каждого. И эти требования также влекут за собой определенные усилия ученика. В-третьих, школьная жизнь, становясь основной жизнью ребенка во второй половине детства, влечет за собой весьма существенное изменение в системе межличностных отношений, познавательных и волевых процессов и на многие годы вперед определяет смыслы жизни. Таким образом, поступление ребенка в школу является смыслоформирующим событием. Вот почему младший школьный возраст является весьма сложным в психологическом отношении. Дело в то, что хотя к восьми годам у ребенка развивается произвольное внимание, растет его объем, устойчивость и переключаемость, в силу значительного увеличения лобных деталей мозга, а также возрастает потенциал процессов торможения, (основа сдерживания и самоконтроля), все же неконтролируемая возбудимость еще весьма велика. В силу того, что крупные мышцы развиваются быстрее мелких, затруднена тонкая моторика (трудно писать). К тому же в последние десятилетия нервная система детей отличается более или менее выраженными дефектами развития, которые являются следствиями социальных потрясений. Вследствие этого младшие школьники при поступлении в первый класс испытывают значительные трудности. Это, во-первых, трудности нового режима дня, предполагающего значительной для ребенка нагрузки. Это, во-вторых, трудности, проистекающие из взаимоотношений с учителем. Ведь учитель требует и оценивает. Ребенок не может не робеть перед ним. В-третьих, это трудности, относящиеся к взаимоотношениям в классе. Ведь там много других мальчиков и девочек. И они все разные: бывают и агрессивные, и плаксивые, и неаккуратные. В-четвертых, – это трудности, относящиеся к самому процессу учения. Если первые полгода младший школьник еще положительно реагирует на школу по причине новизны жизненных обстоятельств, то по мере привыкания к внешним атрибутам интерес и мотивация начинают угасать, уступая место утомлению и апатии. Таким образом, второе ранее детство осложнено психосоциальными аспектами жизни, которые предъявляют высокие требования к адаптируемости ребенка. Чем же характеризуется его психика в целом? Прежде всего тем, что мышление ребенка становится менее эгоцентричным и более ориентированным вовне. Согласно Ж. Пиаже, второй период детства характеризуется уровнем умственного развития, который называется «конкретные операции». На этом уровне конкретных операций ребенок способен анализировать отвлеченные признаки объектов и, совершая измерения по эталону, устанавливать размерность разнообразных величин. Хотя у него преобладает наглядно-образное мышление, он готов уже к мыслительным операциям сравнения, анализа, синтеза и частичного обобщения. Кроме того, у детей этого возраста развивается воссоздающее воображение, произвольная и непроизвольная память, развивается целенаправленное восприятие. Основными психологическими образованиями младшего школьного возраста являются: произвольность, т.е. способность к выполнению запланированных действий; самоконтроль, т.е. способность дать себе отчет в правильности или неправильности делаемого и, на этой основе – рефлексия, т.е. способность со стороны с точки зрения координат деятельности (план, цель) и других людей оценить то, что делается. Помимо этого, второй период детства отличается усвоением и закреплением правил и норм поведения в группе. У детей 10-12 лет появляются межличностные отношения основанные на общности высших жизненных обстоятельств и совпадения интересов (например, дети сидят за одной партой, ходят в один и тот же плавательный бассейн и т.п.). В этом возрасте безоговорочно признается и принимается авторитет учителя. И огромное значение имеет совместное времяпровождение детей в рамках детских организаций типа бойскаутских (пионерских). Именно жизнедеятельность детей в подобных детских организациях создает психологические предпосылки для полноценного и всестороннего психического развития ребенка. Участие в них развивает самостоятельность, инициативу, ответственность, воспитывает этические нормы, этические, гностические и праксические чувства. Ведь дети во втором периоде детства гораздо уравновешеннее, чем дошкольники и подростки. Их внутренняя жизнь не загружена еще сексуальными переживаниями, и в то же время они не настолько зависимы от взрослых, как дошкольники. Дух приключений, дух риска, новизны, желание испытать себя в интересном и занимательном деле, готовность играть по правилам и подчинятся авторитетному руководителю – важнейший ресурс, который следует использовать для адаптивного психосоциального развития ребенка в этом, таком недолгом и последнем периоде детства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте краткое описание психологической специфики новорожденного и ребенка грудного возраста. 2. Опишите особенности психики ребенка в раннем детстве. 3. Опишите речевое развитие ребенка от первого полугодия до трех лет. 4. Укажите, в чем состоит психологическая сущность кризиса трех лет? 5. Охарактеризуйте в самых общих чертах психологическую специфику преддошкольного детства. 6. Объясните феномены реализма, анимизма и артифициализма в первом детстве, а также особенности мышления ребенка от трех до семи лет. 7. Дать характеристику основных психологических образований первого периода детства. 8. Раскройте психологическую значимость начала школьного обучения. 9. Проанализируйте психологические достижения и трудности второго периода детства. 10.Обоснуйте необходимость существования детских организаций для адекватного психического развития детей младшего школьного возраста.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Р. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. 2. Психология: Учебник / Под ред.проф. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. 3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т. 1. часть 1. – М.: Мир, 1992. 4. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000. 5. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, 1996. 6. Эльконни Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1976. 7. Лутошкин А. Н. Психология детского коллектива. – М.: Педагогика, 1981. 8. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966.
Глава 22. Психическое развитие подростка
Общая психологическая характеристика Подросткового возраста. Подростковый возраст занимает совершенно особое место в развитии современного человека. Отличающийся по возрастным периодом у мальчиков (от 13 до 16 лет) и девочек (от 12 до 15 лет), он составляет переходной этап от детства – с его полной зависимостью от родителей – к взрослому состоянию с его возможностями самостоятельного существования, включая поддержание собственной жизни к воспроизведению потомства является чрезвычайно важной эпохой в психическом развитии растущего человека, подростковый возраст имеет целый ряд наименований среди специалистов и в обыденном словоупотреблении: “пубертатный период” (т.е. период полового созревания), “трудный возраст”, “переходной возраст”, “критический возраст”. И это, конечно, не случайно. Дело в том, что психологический переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности обнажает и заостряет все стороны личности подростка, в первую очередь слабые. А это, в свою очередь, делает личность подростка особенно уязвимой и ранимой в отношении неблагоприятных воздействий окружающей среды. Если обратится к психологическим исследованиям, можно заметить, что в спокойные эпохи или в устойчивых традиционных обществах никакой проблемы подросткового возраста не существует. Подростки проходят специальный обряд под названием “ инициация ” (нечто вроде социальных испытаний на взрослость) и легко и естественно включаются в стабильную, испокон веков регламентированную жизнь сообщества. Например, начинают охотится вместе со взрослыми (юноши), принимают на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству и получают право выходить замуж (девушки). В периоды же бурного общественного развития и в современных индустриальных и постиндустриальных обществах новые и новые поколения подростков становятся острой психосоциальной проблемой. Это связано с целой группой причин. Во-первых, в связи с удлинением сроков образования (что обусловлено усложнением современных профессий) стало все дальше отодвигаться достижение не юридической, а фактической социальной зрелости. Во-вторых, в связи с более ранним физическим созреванием современных подростков и более поздним достижением социальной зрелости усиливается болезненность переживаний подростка, относящихся к собственной беспомощности и зависимости. В-третьих, на фоне общей акселерации (ускорение физического и сексуального развития) особенно остро проявляется неравномерность развития и инфантилизм современных подростков, т.е. психическая незрелость (недоразвитие чувства долга, ответственности, преобладания детских интересов, застенчивость, чрезмерная привязанность к родителям и т.п.). В-четвертых, в коммерциализированных (США, страны Западной Европы и др.) подростки воспринимаются и используются определенными видами бизнеса как непосредственный и очень выгодный потребитель их социально опасной продукции (порнобизнес, наркобизнес, некоторые виды зрелищного бизнеса). Все это на самом деле превращает подростковый возраст в критический и опасный рубеж жизни. Именно поэтому на подростковый период приходится большинство первоначально поставленных диагнозов психических заболеваний. Если учесть такой важный фактор подросткового возраста как половое развитие (начало выработки мужских и женских гормонов, развитие первичных и вторичных половых признаков, появление менструации у девочек и поллюций у мальчиков), становится понятным весь комплекс проблем данного возраста: поведенческих, эмоциональных, интеллектуальных и социальных. Что же это за комплекс, или как его называют специалисты «подростковый комплекс»? Он включает в себя: реакцию эмансипации, реакцию группирования со сверстниками, реакцию увлечения (хобби) и сексуальные интересы. Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободится из-под опеки контроля старших, в желании поступать по-своему. В особенности выраженной она бывает у мальчиков. Реакция группирования со сверстниками проявляется в острой потребности подростков собираться в группы. Причем группы могут иметь свой, отличный от других, жаргон, свои отличия в стиле одежды, свои обряды и т.п. Реакция увлечения выражается в формировании у подростков хобби, т.е. субъективно значимых эмоционально окрашенных занятий. Эти увлечения могут быть интеллектуально-эстетическими (сочинение стихов, увлечение изобретательством и т.п.); телесно-мануальными (увлечения физическими упражнениями по развитию мышц, ловкости тела, спортивные мастерства); демонстративно-эгоцентрическими (от изучения экзотического языка или «моржевания» до коллекционирования необычных предметов или демонстрации вызывающего стиля одежды), а также азартными (многочасовое времяпровождение с игровыми автоматами, картежные и в особенности компьютерные игры). Сексуальное интересы выражаются в группировании по половому признаку и подчеркнутому отделению себя от противоположенного пола, в выраженных реакциях к лицам противоположного пола, иногда в агрессии и унижении их, а также во внимании к своим половым признакам и мастурбации. Появление новых ощущений, переживаний, расширение круга общения и доступ к многообразным сферам информации, интенсивное развитие черт характера и новых поведенческих стереотипов приводит в итоге к появлению у подростка главного психологического образования этого возраста – чувства взрослости. Оно проявляется в стремлении быть и казаться взрослым, в переориентации с детских норм и ценностей на взрослые и в требовании от взрослых нового, равноправного к себе отношения. Ограничение подростком прав взрослого и расширения своих составляет центральный конфликт этого возраста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.012 с.) |